СВЕТОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

25.1381. Освещение приборов, пультов и индикаторов

(a) Освещение приборов, пультов и индика­торов должно:

(1) Обеспечивать освещение, достаточное для того, чтобы все приборы, переключатели и другие устройства, необходимые для безопас­ной эксплуатации, были легкочитаемыми, если нет достаточного освещения от другого источ­ника; и

(2) Быть установлено таким образом, чтобы:

(i) прямые лучи света не попадали в глаза пилота;

(ii) пилот не видел нежелательных бликов освещения.

(b) Должны быть предусмотрены средства регулирования яркости освещения, если не по­казано, что нерегулируемое освещение удовле­творяет всем ожидаемым полетным условиям.

25.1383. Посадочные фары

(а) Каждая посадочная фара должна быть утвержденного типа и установлена таким обра­зом, чтобы:

(1) Пилоту не попадали в глаза нежелатель­ные блики.

(2) Пилот не испытывал неблагоприятного воздействия световых ореолов.

(3) Обеспечивалось достаточное освещение для ночной посадки.

(b) Каждая фара должна иметь отдельный выключатель, за исключением случая, когда один выключатель используется для несколь­ких фар, установленных в одном месте.

(c) Должны быть предусмотрены средства индикации пилоту о выпущенном положении посадочных фар.

(а*) Количество посадочных (посадочно-ру­лежных) фар должно быть не менее 2. Количе­ство рулежных фар не регламентируется.

25.1385. Установка системы

аэронавигационных огней

(a) Общие положения. Каждый элемент сис­темы аэронавигационных огней должен соот­ветствовать установленным требованиям дан­ного параграфа, а каждая система в целом должна отвечать требованиям параграфов 25.1387 — 25.1397.

(b) Передние аэронавигационные огни. Пе­редние аэронавигационные огни должны со­стоять из красного и зеленого огня и разме­щаться в поперечной плоскости как можно дальше друг от друга и в передней части самоле­та так, чтобы в случае когда самолет находится в нормальном полетном положении, красный огонь был с левой стороны, а зеленый — с пра­вой стороны самолета. Каждый огонь должен быть утвержденного типа.

(c) Задний аэронавигационный огонь. Задний аэронавигационный огонь должен быть белого цвета и устанавливаться как можно дальше на хвосте самолета или на каждой законцовке крыла и быть утвержденного типа.

(d) Обтекатели огней и цветные фильтры. Применяемые для огней обтекатели и цветные фильтры должны быть по меньшей мере огне­стойкими и не изменять цвет или форму или за­метно уменьшать коэффициент пропускания света в процессе нормальной эксплуатации.

25.1387. Двугранные углы системы аэронавигационных огней

(a) Кроме случая, предусмотренного в пунк­те (е) данного параграфа, все передние и задние аэронавигационные огни после их установки на самолет должны излучать непрерывный свет в пределах двугранных углов, указанных в на­стоящем параграфе.

(b) Двугранный угол L (левый) образуется двумя пересекающимися вертикальными плос­костями, одна из которых параллельна про­дольной оси самолета, а другая составляет угол 110° влево от первой, если смотреть вперед вдоль продольной оси самолета.

(c) Подпись:Двугранный угол R (правый) образуется двумя пересекающимися вертикальными пло­скостями, одна из которых параллельна про­дольной оси самолета, а другая составляет угол 110° вправо от первой, если смотреть вперед вдоль продольной оси самолета.

(d) Двугранный угол А (задний) образуется двумя пересекающимися вертикальными пло­скостями, образующими соответственно углы 70° справа и слева от вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось, если смо­треть назад вдоль продольной оси самолета.

(e) Если задний аэронавигационный огонь, установленный по возможности в самой задней точке самолета согласно 25.1385(с), не может излучать непрерывный свет в пределах двугран­ного угла А, определение которого дается в пункте (d) данного параграфа, то общий угол затенения или углы затенения не должны пре­вышать 0,04 стерадиан в пределах этого дву­гранного угла, если этот угол находится в пре­делах конуса, вершина которого проходит через хвостовой аэронавигационный огонь, а напра­вляющие образуют угол 30° с вертикальной ли­нией, проходящей через задний аэронавига­ционный огонь.

25.1389. Распределение и сила света аэронавигационных огней

(a) Общие положения. Сила света, указан­ная в настоящем параграфе, должна обеспе­чиваться новым оборудованием с установлен­ными на огни обтекателями и цветными фильтрами. Сила света огней должна опреде­ляться в установившемся режиме работы ис­точника света при средней световой отдаче источника света, соответствующей нормаль­ному рабочему напряжению бортсети самоле­та. Распределение и сила света аэронавига­ционных огней должны соответствовать пункту (b) данного параграфа.

(b) Передние и задний аэронавигационные ог­ни. Распределение и сила света передних и за­днего аэронавигационных огней должны быть выражены в виде значений минимальной силы света в горизонтальной плоскости, минималь­ной силы света в любой вертикальной плоско­сти и максимальной силы света в зонах пере­крытия в пределах двугранных углов L, R и А, при этом должно обеспечиваться соответствие следующим требованиям:

(1) Сила света в горизонтальной плоскости. Сила света в горизонтальной плоскости (пло­скость, включающая продольную ось самолета и перпендикулярная плоскости симметрии са­молета) должна быть равна или превышать зна­чения силы света, приведенные в 25.1391.

(2) Сила света в любой вертикальной пло­скости. Сила света в любой вертикальной пло­скости (вертикальная плоскость — плоскость, перпендикулярная к горизонтальной) должна
быть равна (или превышать) значения, приве­денные в 25.1393, где I — минимальная сила света, указанная в 25.1391 для соответствующих углов в горизонтальной плоскости.

(3) Сила света в зонах перекрытия смеж­ных сигналов. Сила света в любых зонах пере­крытия смежных световых сигналов не дол­жна превышать значений, приведенных в 25.1395, за исключением случая, когда более высокая сила света в зонах перекрытия может использоваться при силе света основного све­тового пучка, значительно большей, чем ми­нимальное значение, приведенное в 25.1391 и 25.1393, если сила света в зоне перекрытия по отношению к силе света основного светового пучка такова, что она не оказывает неблаго­приятного влияния на различимость светово­го сигнала. Если максимальная сила света пе­редних аэронавигационных огней превосхо­дит 100 кд, то максимальная сила света в зоне перекрытия может превышать значения, ука­занные в 25.1395, если сила света огней в зоне перекрытия А не более чем на 10% превосхо­дит максимальные силы света аэронавига­ционных огней, а в зоне перекрытия В — не более чем на 2,5% максимальной силы света аэронавигационных огней.

25.1391. Минимальные значения силы света

передних и заднего аэронавигационных огней в горизонтальной плоскости

Сила света каждого аэронавигационного огня должна быть равна или превышать значе­ния, приведенные в следующей таблице:

25.1393. Минимальные значения силы света

передних и заднего аэронавигационных огней в любой вертикальной плоскости

Подпись: Угол выше или ниже горизонтальной плоскости, град. Сила света, кд 0 1,00 I от 0 до 5 0,90 I от 5 до 10 0,80 I от 10 до 15 0,70 I от 15 до 20 0,50 I от 20 до 30 0,30 I от 30 до 40 0,10 I от 40 до 90 0,05 I Сила света каждого аэронавигационного ог­ня должна быть равна или превышать значе­ния, приведенные в следующей таблице:

Подпись:25.1395. Максимальная сила света передних и заднего аэронавигационных огней в зонах перекрытия

Сила света аэронавигационных огней не должна превышать значений, приведенных в следующей таблице, за исключением случая, указанного в 25.1389(b)(3).

Примечания:

1. Зона А включает в себя все направления в смежном двугранном угле, которые проходят че­рез источник света и пересекают общую гранич­ную плоскость под углом более 10°, но менее 20°.

2. Зона В включает в себя все направления в смежном двугранном угле, которые проходят че­рез источник света и пересекают общую гранич­ную плоскость под углом более 20°.

25.1397. Требования к цветности аэронавигационных огней

Цветность аэронавигационных огней должна соответствовать следующим координатам цветно­сти, рекомендованным Международной комис­сией по освещенности:

(a) Авиационный красный огонь:

«у» — не более чем 0,335; и

«z» — не более чем 0,002.

(b) Авиационный зеленый огонь:

«х» — не более чем 0,440 — 0,320у;

«х» — не более чем у — 0,170; и «у» — не менее чем 0,390 — 0,170х.

(c) Авиационный белый огонь:

«х» не менее чем 0,300 и не более чем 0,540;

«у» не менее х — 0,040 или у0 — 0,010, в зависи­мости от того, что меньше;

«у» не более чем х+0,020 или 0,636 — 0,400х; где «у0» — координата по оси «у» излучателя Планка для рассматриваемой величины «х».

25.1399. Стояночный огонь

(а) Все стояночные (якорные) огни, требуемые для гидросамолетов или самолетов-амфибий, должны устанавливаться таким образом, чтобы они:

(1) Обеспечивали дальность видимости белого огня не менее 2 морских миль ночью в ясную по­году.

(2) Создавали практически круговое свечение огня, когда самолет пришвартован или дрейфует на воде.

(b) Допускается использование наружных под­весных огней.

25.1401. Система огней для предупреждения стол­кновения

(a) Обшде положения. На самолете устанавли­вается система огней для предотвращения стол­кновения.

(1) Система должна состоять из одного или бо­лее огней предупреждения столкновения устано­вленного типа, которые должны располагаться та­ким образом, чтобы излучаемый ими свет не за­труднял обзор членам экипажа и не уменьшал ви­димость аэронавигационных огней.

(2) Система должна соответствовать требова­ниям пунктов (b) — (f) данного параграфа.

(b) Зона действия. Система должна содержать достаточное количество огней, чтобы охватить на­иболее жизненно важные зоны вокруг самолета с учетом его конфигурации и летных характери­стик. Зона действия огней в каждом направлении должна составлять угол не менее 75° выше и ниже горизонтальной плоскости самолета. Допускается затенение огней элементами конструкции само­лета в телесном угле или углах не более 0,03 стера­диан в пределах телесного угла 0,15 стерадиан, центрованного вокруг продольной оси самолета и обращенного назад.

(c) Проблесковые характеристики. Количество источников света, ширина светового луча, ско­рость вращения и другие характеристики системы должны обеспечивать эффективную частоту вспышек не менее 40 и не более 100 циклов в ми­нуту. Эффективная частота вспышек — это часто­та, с которой система огней предотвращения столкновения наблюдается на расстоянии и отно­сится к зоне действия каждого огня, в том числе к зонам перекрытия, возможным в системе огней, состоящей из более чем одного источника света; частота проблесков может превышать 100, но не должна составлять более 180 циклов в минуту.

(d) Цвет. Каждый огонь предотвращения стол­кновения должен быть авиационным красным или авиационным белым и соответствовать требо­ваниям 25.1397.

(e) Сила света. Минимальная сила света во всех вертикальных плоскостях, измеренная с красным фильтром (если такой применяется) и выраженная в единицах эффективной силы све­та, должна соответствовать требованиям пункта

(f) данного параграфа. Расчет эффективной си­лы света должен производиться в соответствии с выражением

0,2 + (t, -1.) ’

Подпись:где:

Ic — эффективная сила света, кд;

I(t) — мгновенное значение силы света в функции времени;

t2—t: — интервал времени между вспышками, с. Обычно максимальное значение эффектной силы света достигается тогда, когда значения t2 и t: выбраны таким образом, что эффективная сила света была равна мгновенной при t2 и tr

(f) Минимальная сила света для огней преду­преждения столкновения. Эффективная сила света каждого огня для предупреждения стол­кновения должна быть равна (или превышать) значениям, приведенным в таблице:

(а*) Если используется пониженный режим работы, то значение эффективной силы света огней должно быть не менее 40 кд. В случае ис­пользования пониженного режима работы огней предотвращения столкновений в полете должна быть обеспечена сигнализация этого режима.

25.1403. Освещение для обнаружения

обледенения на частях самолета

Если в ночных полетах используются сред­ства освещения льда на частях самолета, то они не должны создавать бликов или отражений, которые могли бы помешать членам экипажа выполнять свои обязанности.