СВЕТОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
25.1381. Освещение приборов, пультов и индикаторов
(a) Освещение приборов, пультов и индикаторов должно:
(1) Обеспечивать освещение, достаточное для того, чтобы все приборы, переключатели и другие устройства, необходимые для безопасной эксплуатации, были легкочитаемыми, если нет достаточного освещения от другого источника; и
(2) Быть установлено таким образом, чтобы:
(i) прямые лучи света не попадали в глаза пилота;
(ii) пилот не видел нежелательных бликов освещения.
(b) Должны быть предусмотрены средства регулирования яркости освещения, если не показано, что нерегулируемое освещение удовлетворяет всем ожидаемым полетным условиям.
(а) Каждая посадочная фара должна быть утвержденного типа и установлена таким образом, чтобы:
(1) Пилоту не попадали в глаза нежелательные блики.
(2) Пилот не испытывал неблагоприятного воздействия световых ореолов.
(3) Обеспечивалось достаточное освещение для ночной посадки.
(b) Каждая фара должна иметь отдельный выключатель, за исключением случая, когда один выключатель используется для нескольких фар, установленных в одном месте.
(c) Должны быть предусмотрены средства индикации пилоту о выпущенном положении посадочных фар.
(а*) Количество посадочных (посадочно-рулежных) фар должно быть не менее 2. Количество рулежных фар не регламентируется.
аэронавигационных огней
(a) Общие положения. Каждый элемент системы аэронавигационных огней должен соответствовать установленным требованиям данного параграфа, а каждая система в целом должна отвечать требованиям параграфов 25.1387 — 25.1397.
(b) Передние аэронавигационные огни. Передние аэронавигационные огни должны состоять из красного и зеленого огня и размещаться в поперечной плоскости как можно дальше друг от друга и в передней части самолета так, чтобы в случае когда самолет находится в нормальном полетном положении, красный огонь был с левой стороны, а зеленый — с правой стороны самолета. Каждый огонь должен быть утвержденного типа.
(c) Задний аэронавигационный огонь. Задний аэронавигационный огонь должен быть белого цвета и устанавливаться как можно дальше на хвосте самолета или на каждой законцовке крыла и быть утвержденного типа.
(d) Обтекатели огней и цветные фильтры. Применяемые для огней обтекатели и цветные фильтры должны быть по меньшей мере огнестойкими и не изменять цвет или форму или заметно уменьшать коэффициент пропускания света в процессе нормальной эксплуатации.
25.1387. Двугранные углы системы аэронавигационных огней
(a) Кроме случая, предусмотренного в пункте (е) данного параграфа, все передние и задние аэронавигационные огни после их установки на самолет должны излучать непрерывный свет в пределах двугранных углов, указанных в настоящем параграфе.
(b) Двугранный угол L (левый) образуется двумя пересекающимися вертикальными плоскостями, одна из которых параллельна продольной оси самолета, а другая составляет угол 110° влево от первой, если смотреть вперед вдоль продольной оси самолета.
(c) Двугранный угол R (правый) образуется двумя пересекающимися вертикальными плоскостями, одна из которых параллельна продольной оси самолета, а другая составляет угол 110° вправо от первой, если смотреть вперед вдоль продольной оси самолета.
(d) Двугранный угол А (задний) образуется двумя пересекающимися вертикальными плоскостями, образующими соответственно углы 70° справа и слева от вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось, если смотреть назад вдоль продольной оси самолета.
(e) Если задний аэронавигационный огонь, установленный по возможности в самой задней точке самолета согласно 25.1385(с), не может излучать непрерывный свет в пределах двугранного угла А, определение которого дается в пункте (d) данного параграфа, то общий угол затенения или углы затенения не должны превышать 0,04 стерадиан в пределах этого двугранного угла, если этот угол находится в пределах конуса, вершина которого проходит через хвостовой аэронавигационный огонь, а направляющие образуют угол 30° с вертикальной линией, проходящей через задний аэронавигационный огонь.
25.1389. Распределение и сила света аэронавигационных огней
(a) Общие положения. Сила света, указанная в настоящем параграфе, должна обеспечиваться новым оборудованием с установленными на огни обтекателями и цветными фильтрами. Сила света огней должна определяться в установившемся режиме работы источника света при средней световой отдаче источника света, соответствующей нормальному рабочему напряжению бортсети самолета. Распределение и сила света аэронавигационных огней должны соответствовать пункту (b) данного параграфа.
(b) Передние и задний аэронавигационные огни. Распределение и сила света передних и заднего аэронавигационных огней должны быть выражены в виде значений минимальной силы света в горизонтальной плоскости, минимальной силы света в любой вертикальной плоскости и максимальной силы света в зонах перекрытия в пределах двугранных углов L, R и А, при этом должно обеспечиваться соответствие следующим требованиям:
(1) Сила света в горизонтальной плоскости. Сила света в горизонтальной плоскости (плоскость, включающая продольную ось самолета и перпендикулярная плоскости симметрии самолета) должна быть равна или превышать значения силы света, приведенные в 25.1391.
(2) Сила света в любой вертикальной плоскости. Сила света в любой вертикальной плоскости (вертикальная плоскость — плоскость, перпендикулярная к горизонтальной) должна
быть равна (или превышать) значения, приведенные в 25.1393, где I — минимальная сила света, указанная в 25.1391 для соответствующих углов в горизонтальной плоскости.
(3) Сила света в зонах перекрытия смежных сигналов. Сила света в любых зонах перекрытия смежных световых сигналов не должна превышать значений, приведенных в 25.1395, за исключением случая, когда более высокая сила света в зонах перекрытия может использоваться при силе света основного светового пучка, значительно большей, чем минимальное значение, приведенное в 25.1391 и 25.1393, если сила света в зоне перекрытия по отношению к силе света основного светового пучка такова, что она не оказывает неблагоприятного влияния на различимость светового сигнала. Если максимальная сила света передних аэронавигационных огней превосходит 100 кд, то максимальная сила света в зоне перекрытия может превышать значения, указанные в 25.1395, если сила света огней в зоне перекрытия А не более чем на 10% превосходит максимальные силы света аэронавигационных огней, а в зоне перекрытия В — не более чем на 2,5% максимальной силы света аэронавигационных огней.
25.1391. Минимальные значения силы света
передних и заднего аэронавигационных огней в горизонтальной плоскости
Сила света каждого аэронавигационного огня должна быть равна или превышать значения, приведенные в следующей таблице:
25.1393. Минимальные значения силы света
передних и заднего аэронавигационных огней в любой вертикальной плоскости
Сила света каждого аэронавигационного огня должна быть равна или превышать значения, приведенные в следующей таблице:
25.1395. Максимальная сила света передних и заднего аэронавигационных огней в зонах перекрытия
Сила света аэронавигационных огней не должна превышать значений, приведенных в следующей таблице, за исключением случая, указанного в 25.1389(b)(3).
1. Зона А включает в себя все направления в смежном двугранном угле, которые проходят через источник света и пересекают общую граничную плоскость под углом более 10°, но менее 20°.
2. Зона В включает в себя все направления в смежном двугранном угле, которые проходят через источник света и пересекают общую граничную плоскость под углом более 20°.
25.1397. Требования к цветности аэронавигационных огней
Цветность аэронавигационных огней должна соответствовать следующим координатам цветности, рекомендованным Международной комиссией по освещенности:
(a) Авиационный красный огонь:
«у» — не более чем 0,335; и
«z» — не более чем 0,002.
(b) Авиационный зеленый огонь:
«х» — не более чем 0,440 — 0,320у;
«х» — не более чем у — 0,170; и «у» — не менее чем 0,390 — 0,170х.
(c) Авиационный белый огонь:
«х» не менее чем 0,300 и не более чем 0,540;
«у» не менее х — 0,040 или у0 — 0,010, в зависимости от того, что меньше;
«у» не более чем х+0,020 или 0,636 — 0,400х; где «у0» — координата по оси «у» излучателя Планка для рассматриваемой величины «х».
(а) Все стояночные (якорные) огни, требуемые для гидросамолетов или самолетов-амфибий, должны устанавливаться таким образом, чтобы они:
(1) Обеспечивали дальность видимости белого огня не менее 2 морских миль ночью в ясную погоду.
(2) Создавали практически круговое свечение огня, когда самолет пришвартован или дрейфует на воде.
(b) Допускается использование наружных подвесных огней.
25.1401. Система огней для предупреждения столкновения
(a) Обшде положения. На самолете устанавливается система огней для предотвращения столкновения.
(1) Система должна состоять из одного или более огней предупреждения столкновения установленного типа, которые должны располагаться таким образом, чтобы излучаемый ими свет не затруднял обзор членам экипажа и не уменьшал видимость аэронавигационных огней.
(2) Система должна соответствовать требованиям пунктов (b) — (f) данного параграфа.
(b) Зона действия. Система должна содержать достаточное количество огней, чтобы охватить наиболее жизненно важные зоны вокруг самолета с учетом его конфигурации и летных характеристик. Зона действия огней в каждом направлении должна составлять угол не менее 75° выше и ниже горизонтальной плоскости самолета. Допускается затенение огней элементами конструкции самолета в телесном угле или углах не более 0,03 стерадиан в пределах телесного угла 0,15 стерадиан, центрованного вокруг продольной оси самолета и обращенного назад.
(c) Проблесковые характеристики. Количество источников света, ширина светового луча, скорость вращения и другие характеристики системы должны обеспечивать эффективную частоту вспышек не менее 40 и не более 100 циклов в минуту. Эффективная частота вспышек — это частота, с которой система огней предотвращения столкновения наблюдается на расстоянии и относится к зоне действия каждого огня, в том числе к зонам перекрытия, возможным в системе огней, состоящей из более чем одного источника света; частота проблесков может превышать 100, но не должна составлять более 180 циклов в минуту.
(d) Цвет. Каждый огонь предотвращения столкновения должен быть авиационным красным или авиационным белым и соответствовать требованиям 25.1397.
(e) Сила света. Минимальная сила света во всех вертикальных плоскостях, измеренная с красным фильтром (если такой применяется) и выраженная в единицах эффективной силы света, должна соответствовать требованиям пункта
(f) данного параграфа. Расчет эффективной силы света должен производиться в соответствии с выражением
0,2 + (t, -1.) ’
где:
Ic — эффективная сила света, кд;
I(t) — мгновенное значение силы света в функции времени;
t2—t: — интервал времени между вспышками, с. Обычно максимальное значение эффектной силы света достигается тогда, когда значения t2 и t: выбраны таким образом, что эффективная сила света была равна мгновенной при t2 и tr
(f) Минимальная сила света для огней предупреждения столкновения. Эффективная сила света каждого огня для предупреждения столкновения должна быть равна (или превышать) значениям, приведенным в таблице:
(а*) Если используется пониженный режим работы, то значение эффективной силы света огней должно быть не менее 40 кд. В случае использования пониженного режима работы огней предотвращения столкновений в полете должна быть обеспечена сигнализация этого режима.
25.1403. Освещение для обнаружения
обледенения на частях самолета
Если в ночных полетах используются средства освещения льда на частях самолета, то они не должны создавать бликов или отражений, которые могли бы помешать членам экипажа выполнять свои обязанности.