ДОПОЛНЕНИЕ 25F

25F.5.10. СИСТЕМА СБОРА

ПОЛЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ (ССПИ)

5.10.1.4. Должно быть обеспечено питание бортового регистратора и бортового диктофона от аварийного источника электроэнергии.

5.10.1.6. Бортовой регистратор и бортовой диктофон должны производить запись таким образом, чтобы была обеспечена синхрониза­ция по времени параметрической и звуковой информации.

25F.8.1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ,

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ

8.1.1. Определения

8.1.1.1. Оборудование бортовое, рассматрива­емое в разделе 25F.8 — общее наименование тех­нических устройств, устанавливаемых на само­летах для определения местоположения самоле­та, обеспечения самолетовождения и УВД, обес­печения внешней и внутренней радиосвязи, обеспечения электроэнергией, решения свето­технических задач, а также для контроля за рабо­той силовой установки.

Требования пункта 25F.8.1.3.17 относятся ко всем электрическим/электронным элементам функциональных систем, установленным на самолете.

Требования разделов 25F.8.7 и 25F.8.9 отно­сятся соответственно к компоновке блоков всех функциональных систем. установленных в каби­не экипажа самолета и к сигнализации, реализо­ванной во всех блоках функциональных систем, установленных в кабине экипажа самолета.

8.1.1.2. Вид оборудования — оборудование с общим признаком назначения, принципа дейст­вия или рабочего процесса.

8.1.1.3. Комплекс — совокупность информа­ционных систем, вычислительно-программиру — ющих средств, систем индикации, сигнализации и управления, предназначенных для совместно­го выполнения группы задач общего функцио­нального назначения.

8.1.1.4. Система — совокупность взаимосвя­занных изделий авиационной техники, предна­значенных для выполнения заданных функций.

8.1.1.5. Тракт измерения (управления) — це­почка последовательно связанных элементов в одной или нескольких системах или комплек­сах, решающая задачи восприятия, измерения и индикации (управления) параметра (парамет­ром).

8.1.1.6. Прибор — устройство, имеющее само­стоятельное эксплуатационное значение и обес­печивающее измерение и индикацию параметра (параметров).

8.1.1.7. Индикатор — средство отображения информации о количественном значении пара­метров.

8.1.1.8. Сигнализатор — прибор, обеспечива­ющий отображение информации о соответствии или несоответствии параметра, системы или объекта требуемому значению или состоянию в виде визуальных, звуковых и тактильных сигна­лов.

8.1.1.9. Датчик — измерительное устройство для выработки сигнала о текущем значении из­меряемого параметра.

8.1.1.10. Пилотажно-навигационное обору­дование (ПНО) — совокупность измерительных, вычислительных и управляющих систем и уст­ройств и систем отображения информации на борту самолета, предназначенных для решения задач пилотирования, навигации и самолетово­ждения в целом от взлета до посадки и выдачи информации потребителям.

8.1.1.11. Радиотехническое оборудование на­вигации, посадки и УВД (РТО Нп и УВД) — оборудование, обеспечивающее определение местоположения самолета в полете, на маршру­те, на взлете и при посадке, а также автоматиче­скую передачу данных наземным службам УВД радиотехническими способами.

8.1.1.12. Радиосвязное оборудование (РСО) — оборудование, обеспечивающее прием и переда­чу сообщений по радиоканалам, ведение перего­воров между членами экипажа, а также опове­щение пассажиров.

8.1.1.13. Антенно-фидерные устройства (АФУ) — совокупность устройств, включающая в себя антенну, соединительные элементы и фи­деры, обеспечивающая прием и/или излучение электромагнитной энергии бортовым РТО НП и УВД и/или РСО. В состав АФУ могут также вхо­дить фильтры, коммутирующие устройства и другие элементы.

8.1.1.14. Электротехническое оборудование (ЭО) — оборудование, обеспечивающее генери­рование, преобразование, распределение элект­роэнергии между приемниками электроэнер­гии, а также различного рода электротехниче­ские устройства и механизмы, имеющие само­стоятельное назначение и не являющиеся эле­ментами других систем.

8.1.1.15. Система электроснабжения (СЭС) — совокупность систем генерирования и распреде­ления электроэнергии.

8.1.1.16. Система генерирования — совокуп­ность источников или преобразователей элект­роэнергии (генераторов, преобразовательных установок рода тока и величины напряжения, аккумуляторов), устройств стабилизации их на­пряжений и частот, устройств параллельной ра­боты, защиты, управления и контроля, которые обеспечивают централизованное производство электроэнергии и поддержание ее характери­стик в заданных пределах.

8.1.1.17. Первичная система электроснабжения

— система электроснабжения, генераторы которой приводятся во вращение маршевыми двигателями самолета или вспомогательной силовой установ­кой (ВСУ).

8.1.1.18. Вторичная система электроснабжения

— система электроснабжения, источниками кото­рой являются преобразующие устройства, питае­мые от первичной системы.

8.1.1.19. Аварийный источник электроэнергии

— источник электроэнергии, не эависящий от ра­боты первичных источников, установленных на маршевых двигателях и вспомогательной силовой установке (ВСУ). Аварийный источник использу­ется в полете при отказавших или/и отключенных первичных источниках для питания ограниченно­го состава приемников электроэнергии (приемни­ков первой категории). Примерами аварийных ис­точников служат аккумулятор, преобразователь, питаемый от аккумулятора.

8.1.1.20. Система распределения электроэнер­гии — совокупность устройств, передающих элект­роэнергию от системы генерирования, элемента присоединения наземного источника к распреде­лительным устройствам и от распределительных устройств к приемникам электроэнергии, обеспе­чивающим производство необходимых коммута­ций, резервирование электропитания приемников и защиту от повреждения системы распределения.

8.1.1.21. Первичная система распределения — часть системы распределения, передающая элект­роэнергию от системы генерирования к распреде­лительным устройствам.

8.1.1.22. Вторичная система распределения — часть системы распределения, передающая элект­роэнергию от распределительных устройств к при­емникам электроэнергии.

8.1.1.23. Приемники электроэнергии — систе­мы, устройства, отдельные блоки, для работы кото­рых необходима электроэнергия. По характеру тре­бований надежности электроснабжения приемни­ки электроэнергии разделяются на три категории:

(a) Приемники первой категории, работа кото­рых необходима для обеспечения безопасного за­вершения полета и посадки.

(b) Приемники второй категории, работа кото­рых необходима для безопасного продолжения за­планированного полета и посадки согласно зада­нию на полет.

(c) Приемники третьей категории, прекраще­ние электропитания которых не влияет на безопас­ность полета и на выполнение задания на полет.

8.1.1.24. Светотехническое оборудование (СО)

— оборудование, обеспечивающее как общее, так и местное освещение пассажирских салонов, кабин экипажа, технических и грузовых отсеков, прибо­ров и пультов управления, обозначение и наружное освещение аварийных выходов, световое обозначе­ние местоположения самолета, а также освещение внешнего пространства при рулении, взлете, по­садке и освещение элементов конструкции самоле­та.

8.1.1.25. Средства индикации и сигнализации параметров работы силовой установки — приборы, обеспечивающие экипажу измерение и индика­цию параметров работы двигателей, топливной и масляной систем.

8.1.1.26. Основное оборудование — обязатель­ное оборудование, необходимое для обеспечения основных заданных функций в ожидаемых услови­ях эксплуатации.

8.1.1.27. Резервное оборудование — обязатель­ное оборудование, необходимое для обеспечения нормального выполнения ограниченного количе­ства функций с приемлемыми точностными харак­теристиками при отказе отдельных видов основно­го оборудования или невозможности его использо­вания.

8.1.1.28. Центральный сигнальный огонь (ЦСО) — светосигнальное устройство, предназначенное для привлечения внимания и информирования членов экипажа самолета о включении любого из относящихся к нему аварийных или предупрежда­ющих сигналов.

8.1.1.29. Режим RBS (A, AC) (Radar Beacon Sy­stem) — режим работы радиолокационного ответ­чика УВД в диапазоне частот и по кодам «запрос — ответ», соответствующим Приложению 10 к Кон­венции о международной гражданской авиации.

8.1.1.30. Режим УВД — режим работы радиоло­кационного ответчика в диапазоне частот и по ко­дам «запрос — ответ», принятым в системе вторич­ной радиолокации СНГ.

8.1.1.31. Система экранной индикации — сово­купность средств, обеспечивающих формирование по электрическим сигналам датчиков и отображе­ние на экране (экранах) индикатора (индикаторов) требуемой информации в определенной форме и последовательности.

8.1.1.32. Режим S — усовершенствованный ре­жим работы системы вторичных обзорных радио­локаторов (ВОРЛ), позволяющий избирательно за­прашивать воздушные суда и получать ответы.

8.1.3. Общие требования к оборудованию

8.1.3.5. Бортовое оборудование должно быть сконструировано, изготовлено и установлено на самолете таким образом, чтобы при выпол­нении полетов в ожидаемых условиях эксплуа­тации (ОУЭ) обеспечивались действующие тре­бования по эшелонированию и точности само­летовождения и пилотирования.

8.1.3.8. При отказах в системе электроснаб­жения, за исключением практически невероят­ных, приводящих к потере питания приемни­ков любой шины или канала, возникающая си­туация не должна быть тяжелее сложной.

8.1.3.12. Температура любой части устройств, требующих регулировки во время работы, не должна превышать температуру окружающей среды более чем на 20 °С. Температура наружных поверхностей устройств (за исключением горя­чих поверхностей кухонного оборудования), ус­тановленных в таких местах на самолете, которые могут быть доступны для пассажиров и экипажа, или там, где эти устройства могут соприкасаться с их вещами, не должна превышать 70 °С при тем­пературе окружающего воздуха 20°.

8.1.3.13. Бортовое оборудование должно быть сконструировано, изготовлено и установлено на самолете таким образом, чтобы при пользовании его органами управления при всех возможных по­ложениях, а также при нарушении необходимой последовательности рабочих операций не могли возникнуть повреждения как данного оборудова­ния, так и другого оборудования, каким-либо об­разом с ним связанного. Органы управления и ре­гулировки, которые не используются в полете, должны быть недоступны для экипажа.

8.1.3.17. Все функциональные системы потреб­ляющие, генерирующие, преобразующие или рас­пределяющие электроэнергию или электрические сигналы (включая цепи электропитания, управле­ния, передачи информации и антенно-фидерные устройства), должны быть сконструированы, изго­товлены и установлены на самолете таким обра­зом, чтобы при их одновременной работе, возмож­ной в процессе эксплуатации, не создавались та­кие электромагнитные помехи РТО НП и УВД, РСО или электронным устройствам, которые при­водят к нарушению их работоспособности или возникновению особых ситуаций.

Допускается наличие электромагнитных по­мех, не приводящих к возникновению особой ситуации, худшей, чем усложнение условий по­лета, если обеспечивается возможность разне­сения по времени работы источника и прием­ника помех.

Примечание. Все элементы функциональных систем должны быть сконструированы и изго­товлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним до установки на воздушное судно в части электромаг­нитной совместимости (ЭМС).

8.1.3.18. Состав и содержание придаваемой к самолету и оборудованию технической документа­ции должны обеспечивать правильную эксплуата­цию, обслуживание, хранение и транспортировку оборудования. Оборудование должно иметь мар­кировку, обеспечивающую четкую идентифика­цию изделий.