ДОПОЛНЕНИЕ 25F
25F.5.10. СИСТЕМА СБОРА
5.10.1.4. Должно быть обеспечено питание бортового регистратора и бортового диктофона от аварийного источника электроэнергии.
5.10.1.6. Бортовой регистратор и бортовой диктофон должны производить запись таким образом, чтобы была обеспечена синхронизация по времени параметрической и звуковой информации.
25F.8.1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ,
8.1.1.1. Оборудование бортовое, рассматриваемое в разделе 25F.8 — общее наименование технических устройств, устанавливаемых на самолетах для определения местоположения самолета, обеспечения самолетовождения и УВД, обеспечения внешней и внутренней радиосвязи, обеспечения электроэнергией, решения светотехнических задач, а также для контроля за работой силовой установки.
Требования пункта 25F.8.1.3.17 относятся ко всем электрическим/электронным элементам функциональных систем, установленным на самолете.
Требования разделов 25F.8.7 и 25F.8.9 относятся соответственно к компоновке блоков всех функциональных систем. установленных в кабине экипажа самолета и к сигнализации, реализованной во всех блоках функциональных систем, установленных в кабине экипажа самолета.
8.1.1.2. Вид оборудования — оборудование с общим признаком назначения, принципа действия или рабочего процесса.
8.1.1.3. Комплекс — совокупность информационных систем, вычислительно-программиру — ющих средств, систем индикации, сигнализации и управления, предназначенных для совместного выполнения группы задач общего функционального назначения.
8.1.1.4. Система — совокупность взаимосвязанных изделий авиационной техники, предназначенных для выполнения заданных функций.
8.1.1.5. Тракт измерения (управления) — цепочка последовательно связанных элементов в одной или нескольких системах или комплексах, решающая задачи восприятия, измерения и индикации (управления) параметра (параметром).
8.1.1.6. Прибор — устройство, имеющее самостоятельное эксплуатационное значение и обеспечивающее измерение и индикацию параметра (параметров).
8.1.1.7. Индикатор — средство отображения информации о количественном значении параметров.
8.1.1.8. Сигнализатор — прибор, обеспечивающий отображение информации о соответствии или несоответствии параметра, системы или объекта требуемому значению или состоянию в виде визуальных, звуковых и тактильных сигналов.
8.1.1.9. Датчик — измерительное устройство для выработки сигнала о текущем значении измеряемого параметра.
8.1.1.10. Пилотажно-навигационное оборудование (ПНО) — совокупность измерительных, вычислительных и управляющих систем и устройств и систем отображения информации на борту самолета, предназначенных для решения задач пилотирования, навигации и самолетовождения в целом от взлета до посадки и выдачи информации потребителям.
8.1.1.11. Радиотехническое оборудование навигации, посадки и УВД (РТО Нп и УВД) — оборудование, обеспечивающее определение местоположения самолета в полете, на маршруте, на взлете и при посадке, а также автоматическую передачу данных наземным службам УВД радиотехническими способами.
8.1.1.12. Радиосвязное оборудование (РСО) — оборудование, обеспечивающее прием и передачу сообщений по радиоканалам, ведение переговоров между членами экипажа, а также оповещение пассажиров.
8.1.1.13. Антенно-фидерные устройства (АФУ) — совокупность устройств, включающая в себя антенну, соединительные элементы и фидеры, обеспечивающая прием и/или излучение электромагнитной энергии бортовым РТО НП и УВД и/или РСО. В состав АФУ могут также входить фильтры, коммутирующие устройства и другие элементы.
8.1.1.14. Электротехническое оборудование (ЭО) — оборудование, обеспечивающее генерирование, преобразование, распределение электроэнергии между приемниками электроэнергии, а также различного рода электротехнические устройства и механизмы, имеющие самостоятельное назначение и не являющиеся элементами других систем.
8.1.1.15. Система электроснабжения (СЭС) — совокупность систем генерирования и распределения электроэнергии.
8.1.1.16. Система генерирования — совокупность источников или преобразователей электроэнергии (генераторов, преобразовательных установок рода тока и величины напряжения, аккумуляторов), устройств стабилизации их напряжений и частот, устройств параллельной работы, защиты, управления и контроля, которые обеспечивают централизованное производство электроэнергии и поддержание ее характеристик в заданных пределах.
8.1.1.17. Первичная система электроснабжения
— система электроснабжения, генераторы которой приводятся во вращение маршевыми двигателями самолета или вспомогательной силовой установкой (ВСУ).
8.1.1.18. Вторичная система электроснабжения
— система электроснабжения, источниками которой являются преобразующие устройства, питаемые от первичной системы.
8.1.1.19. Аварийный источник электроэнергии
— источник электроэнергии, не эависящий от работы первичных источников, установленных на маршевых двигателях и вспомогательной силовой установке (ВСУ). Аварийный источник используется в полете при отказавших или/и отключенных первичных источниках для питания ограниченного состава приемников электроэнергии (приемников первой категории). Примерами аварийных источников служат аккумулятор, преобразователь, питаемый от аккумулятора.
8.1.1.20. Система распределения электроэнергии — совокупность устройств, передающих электроэнергию от системы генерирования, элемента присоединения наземного источника к распределительным устройствам и от распределительных устройств к приемникам электроэнергии, обеспечивающим производство необходимых коммутаций, резервирование электропитания приемников и защиту от повреждения системы распределения.
8.1.1.21. Первичная система распределения — часть системы распределения, передающая электроэнергию от системы генерирования к распределительным устройствам.
8.1.1.22. Вторичная система распределения — часть системы распределения, передающая электроэнергию от распределительных устройств к приемникам электроэнергии.
8.1.1.23. Приемники электроэнергии — системы, устройства, отдельные блоки, для работы которых необходима электроэнергия. По характеру требований надежности электроснабжения приемники электроэнергии разделяются на три категории:
(a) Приемники первой категории, работа которых необходима для обеспечения безопасного завершения полета и посадки.
(b) Приемники второй категории, работа которых необходима для безопасного продолжения запланированного полета и посадки согласно заданию на полет.
(c) Приемники третьей категории, прекращение электропитания которых не влияет на безопасность полета и на выполнение задания на полет.
8.1.1.24. Светотехническое оборудование (СО)
— оборудование, обеспечивающее как общее, так и местное освещение пассажирских салонов, кабин экипажа, технических и грузовых отсеков, приборов и пультов управления, обозначение и наружное освещение аварийных выходов, световое обозначение местоположения самолета, а также освещение внешнего пространства при рулении, взлете, посадке и освещение элементов конструкции самолета.
8.1.1.25. Средства индикации и сигнализации параметров работы силовой установки — приборы, обеспечивающие экипажу измерение и индикацию параметров работы двигателей, топливной и масляной систем.
8.1.1.26. Основное оборудование — обязательное оборудование, необходимое для обеспечения основных заданных функций в ожидаемых условиях эксплуатации.
8.1.1.27. Резервное оборудование — обязательное оборудование, необходимое для обеспечения нормального выполнения ограниченного количества функций с приемлемыми точностными характеристиками при отказе отдельных видов основного оборудования или невозможности его использования.
8.1.1.28. Центральный сигнальный огонь (ЦСО) — светосигнальное устройство, предназначенное для привлечения внимания и информирования членов экипажа самолета о включении любого из относящихся к нему аварийных или предупреждающих сигналов.
8.1.1.29. Режим RBS (A, AC) (Radar Beacon System) — режим работы радиолокационного ответчика УВД в диапазоне частот и по кодам «запрос — ответ», соответствующим Приложению 10 к Конвенции о международной гражданской авиации.
8.1.1.30. Режим УВД — режим работы радиолокационного ответчика в диапазоне частот и по кодам «запрос — ответ», принятым в системе вторичной радиолокации СНГ.
8.1.1.31. Система экранной индикации — совокупность средств, обеспечивающих формирование по электрическим сигналам датчиков и отображение на экране (экранах) индикатора (индикаторов) требуемой информации в определенной форме и последовательности.
8.1.1.32. Режим S — усовершенствованный режим работы системы вторичных обзорных радиолокаторов (ВОРЛ), позволяющий избирательно запрашивать воздушные суда и получать ответы.
8.1.3. Общие требования к оборудованию
8.1.3.5. Бортовое оборудование должно быть сконструировано, изготовлено и установлено на самолете таким образом, чтобы при выполнении полетов в ожидаемых условиях эксплуатации (ОУЭ) обеспечивались действующие требования по эшелонированию и точности самолетовождения и пилотирования.
8.1.3.8. При отказах в системе электроснабжения, за исключением практически невероятных, приводящих к потере питания приемников любой шины или канала, возникающая ситуация не должна быть тяжелее сложной.
8.1.3.12. Температура любой части устройств, требующих регулировки во время работы, не должна превышать температуру окружающей среды более чем на 20 °С. Температура наружных поверхностей устройств (за исключением горячих поверхностей кухонного оборудования), установленных в таких местах на самолете, которые могут быть доступны для пассажиров и экипажа, или там, где эти устройства могут соприкасаться с их вещами, не должна превышать 70 °С при температуре окружающего воздуха 20°.
8.1.3.13. Бортовое оборудование должно быть сконструировано, изготовлено и установлено на самолете таким образом, чтобы при пользовании его органами управления при всех возможных положениях, а также при нарушении необходимой последовательности рабочих операций не могли возникнуть повреждения как данного оборудования, так и другого оборудования, каким-либо образом с ним связанного. Органы управления и регулировки, которые не используются в полете, должны быть недоступны для экипажа.
8.1.3.17. Все функциональные системы потребляющие, генерирующие, преобразующие или распределяющие электроэнергию или электрические сигналы (включая цепи электропитания, управления, передачи информации и антенно-фидерные устройства), должны быть сконструированы, изготовлены и установлены на самолете таким образом, чтобы при их одновременной работе, возможной в процессе эксплуатации, не создавались такие электромагнитные помехи РТО НП и УВД, РСО или электронным устройствам, которые приводят к нарушению их работоспособности или возникновению особых ситуаций.
Допускается наличие электромагнитных помех, не приводящих к возникновению особой ситуации, худшей, чем усложнение условий полета, если обеспечивается возможность разнесения по времени работы источника и приемника помех.
Примечание. Все элементы функциональных систем должны быть сконструированы и изготовлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним до установки на воздушное судно в части электромагнитной совместимости (ЭМС).
8.1.3.18. Состав и содержание придаваемой к самолету и оборудованию технической документации должны обеспечивать правильную эксплуатацию, обслуживание, хранение и транспортировку оборудования. Оборудование должно иметь маркировку, обеспечивающую четкую идентификацию изделий.