УСТРОЙСТВО ДВИГАТЕЛЯ (рис. 16.1)

Компрессор — осевой, двенадцатиступенчатый, с пово­ротными лопатами входного направляющего аппарата и направляющих аппаратов первых четырех ступеней. Сос­тоит из следующих основных узлов: корпуса, входного на­правляющего аппарата, направляющих аппаратов, ротора, спрямляющего аппарата и механизма управления поворот­ными лопатками.

Корпус компрессора состоит из отдельных кольцевых корпусов № 1, 2, 4 и 13. Корпус № 1 передним фланцем соединяется с корпусом передней опоры компрессора. На корпусе № 4 имеется кожух, образующий кольцевую по­лость, которая отверстиями сообщается с проточной частью компрессора.

Из этой полости производится отбор воздуха на охлаж­дение свободной турбины, поддува уплотнений третьей опоры и для нужд вертолета. Кроме того, на кожухе ус­тановлены два клапана перепуска воздуха из компрессора для обеспечения его устойчивой работы на нерасчетных режимах.

Входной направляющий аппарат состоит из отдельных поворотных лопаток. Передняя кромка каждой лопатки обогревается горячим воздухом для предотвращения об­леденения. При включении противообледенительной сис­темы горячий воздух проходит через стойку первой опоры компрессора в кольцевую полость, которая сообщается с гнездами нижних цапф лопаток входного направляющего аппарата и через отверстия в цапфах в пустотелую пе­реднюю кромку лопатки, обогревает ее, затем через ка­навки на корытце лопатки выходит в проточную часть компрессора.

Для управления лопатками на верхних цапфах уста­новлены рычаги, которые входят в зацепление с осями по­воротного кольца.

Направляющие аппараты 1, 2, 3 и 4-й ступеней состоят также из поворотных лопаток. Управление ими осущест­вляется так же, как и лопатками входного направляющего аппарата.

Лопатки направляющих аппаратов 5—11-й ступеней не­поворотные.

Ротор компрессора — барабанного типа, изготовлен из отдельных дисков, соединенных между собой сваркой. Внутри барабана установлен кожух, отделяющий масля­ную полость опор от внутренней полости барабана.

Крутящий момент от вала турбины передается к рото­ру компрессора через эвольвентные шлицы, выполненные внутри шейки задней цапфы.

Спрямляющий аппарат компрессора является силовым элементом. К нему крепится корпус второй опоры.

Поворот лопаток направляющих аппаратов осуществля­ется автоматически в зависимости от приведенных оборо­тов турбокомпрессора.

где Птк. пр — приведенные обороты турбокомпрессора;

л™— замеренные обороты турбокомпрессора;

T*l°K = h+ 273 —температура воздуха на входе в двига-

Система управления поворотом лопаток работает так, что в диапазоне приведенных оборотов турбокомпрессора от 80 до 100% каждому значению оборотов соответствует определенный угол установки лопаток направляющих ап­паратов. Это обеспечивает устойчивую работу и высокий КПД компрессора на эксплуатационных режимах работы двигателя.

Двигатель имеет три ротора: компрессора, турбины компрессора и силовой (свободной) турбины. Ротор комп­рессора и ротор турбины компрессора сочленяются между собой через шлицы и скрепляются стяжной втулкой, обра­зуя один жесткий ротор турбокомпрессора.

Ротор силовой турбины самостоятелен, кинематически не связан с ротором турбокомпрессора.

Ротор турбокомпрессора и ротор силовой турбины уста­навливаются на пяти опорах.

Первая опора является передней опорой компрессора, имеет роликовый подшипник и состоит из корпуса опоры, передней и задней крышек, корпуса подшипника и графи­тового уплотнения.

Корпус опоры представляет собой литую конструкцию из алюминиевого сплава с коллектором противообледени — тельной системы. Он состоит из наружной и внутренней оболочек, связанных между собой четырьмя профилирован­ными стойками, образующими входную часть компрессора. Над верхней стойкой крепится коробка приводов, под ниж­ней стойкой — маслоагрегат.

На горизонтальных стойках справа расположен противообледенительный клапан, слева — штуцер наддува воздушной полости перед графитовым уплотнением.

На наружном переднем фланце корпуса имеются узлы крепления двигателя к вертолету.

Противообледенительная система обеспечивает обогрев входной части двигателя горячим воздухом, отбираемым из полости между кожухом и жаровой трубой камеры сгора­ния. Горячий воздух подводится через противообледени­тельный клапан на обогрев кока, двух горизонтальных сто­ек и поворотных лопаток входного направляющего аппа­рата. Вертикальные стойки соединены с масляной по­лостью корпуса, и обогрев их осуществляется горячим мас­лом.

Внутри первой опоры размещен центральный привод.

Вторая опора является задней опорой компрессора и крепится к спрямляющему аппарату компрессора. Она со­стоит из титанового корпуса, шарикоподшипника и уплот­нений.

Третья опора — задняя опора турбины компрессора, ро­ликовая, крепится к третьему сопловому аппарату.

Для подпора графитового уплотнения в полость пода­ется воздух из-за 7-й ступени компрессора через сопловой аппарат.

Четвертая опора — передняя опора силовой турбины, расположена внутри корпуса опор. Состоит из корпуса четвертой опоры с приводом, уплотнений и шарикоподшип­ника. Па корпус четвертой опоры смонтирован двухступен­чатый редуктор для передачи вращения от ротора силовой турбины к приводу регулятора оборотов.

Пятая опора — задняя опора силовой турбины, ролико­вая.

Масляная полость опор силовой турбины общая, с пе­редней и задней сторон ограничена графитовыми уплотне­ниями.

Для предотвращения вытекания масла из полости и проникновения горячих газов в опору выполнены воздуш­ные полости, в которые поступает воздух из-за 7-й ступе­ни компрессора.

На корпусе лабиринта устанавливаются датчики замера оборотов вала силовой турбины.

Камера сгорания — кольцевая, с завихрителями возду­ха вокруг рабочих форсунок. Состоит из наружного и внутреннего корпуса диффузора, жаровой трубы, двух за­пальных свечей СП-26ПЗ и топливного коллектора с две­надцатью форсунками.

Наружный и внутренний корпусы диффузора образуют кольцевой диффузор камеры сгорания, а котором происхо­дит торможение воздушного потока.

Жаровая труба кольцевого типа крепится к наружному корпусу диффузора подвесками, установленными в шести фланцах подвески. На подвесках имеются штуцера отбора воздуха для системы автоматического регулирования дви­гателя, указателя режимов, автомата разгона и эжектора.

Топливный коллектор представляет собой кольцевой узел, состоящий из двенадцати корпусов форсунок, соеди­ненных между собой двумя рядами трубок первого и вто­рого контуров. Подача топлива но первому контуру про­изводится как во время запуска двигателя, так и на всех режимах работ. Подача топлива по второму контуру про­изводится на всех рабочих режимах выше режима малого газа.

Турбины двигателя. Двигатель имеет две кинематичес­ки не связанные между собой турбины: турбину компрес­сора и свободную турбину.

Турбина компрессора — двухступенчатая осевая, слу­жит для привода компрессора и агрегатов двигателя. Она состоит из ротора и узла сопловых аппаратов. Полотна ди­сков, замки и ножки рабочих лопаток охлаждаются вто­ричным потоком воздуха, поступающего в полость вала через радиальные отверстия в стенке вала.

Перед сопловым аппаратом первой ступени установле­ны четырнадцать термопар, которые служат для замера температуры газа перед турбиной.

Свободная турбина—двухступенчатая, осевая, служит для создания мощности, необходимой для привода несуще­го винта и других агрегатов.

к

Мощность От турбины передается через шлицы, выпол­ненные на хвостовике диска второй ступени, и через рессо­ру, на которой предусмотрено резиновое уплотнительное кольцо, герметизирующее масляную полость.

Ротор свободной турбины — консольный, двухопорный: передняя опора — шариковый подшипник (4-я опора дви­гателя), задняя — роликовый подшипник (5-я опора двига­теля).

Выхлопной патрубок двигателя предназначен для отво­да газа в атмосферу в правую или левую сторону в зави­симости от сборки двигателя — в правом или левом вари­анте и включает в себя кольцевой диффузор со стойками и отводное овальное колено, пересеченное центральным ко­ническим телом.

Наличие устойчивого разрежения вокруг центрального тела на входе в патрубок использовано для воздушного охлаждения центрального тела и размещенного в нем кор­пуса опор.

В верхней стойке проходит трубка, по которой выводит­ся гибкий валик. Подвод и отвод масла и подвод воздуха осуществляются по трубкам, проходящим в стойках опоры.

Кинематическая схема двигателя состоит из двух неза­висимых схем.

От вала турбины компрессора через центральный при­вод передается вращение агрегатам, установленным на ко­робке приводов, расположенных в передней части двига­теля сверху. На ней установлены воздушный стартер, топ­ливный насос-регулятор HP-ЗАМ, подкачивающий топлив­ный насос ДЦН-70, маслоагрегат откачки масла из короб­ки приводов, датчик оборотов турбокомпрессора Д-2Т. В нижней части коробки приводов крепится масляный фильтр. С задней стороны коробки приводов имеется при­вод для ручной прокрутки ротора турбокомпрессора.

От вала свободной турбины через гибкий валик осу­ществляется привод регулятора оборотов свободной тур­бины, смонтированного в топливном насосе-регуляторе НР-ЗА.