ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ ТУРБИНЫ
Турбина двигателя М70ІС-500 одноступенчатая (рис. 96). Она состоит из неподвижной части (статора) и ротора. Статор включает в себя газосборник 1, сопловой аппарат и корпус 3 турбины.
Ротор турбины включает рабочее колесо 6 с лопатками 8 и втулку диска.
Газосборник является силовым элементом статора. Он состоит из корпуса газосборника и семи патрубков, прикрепленных к корпусу с помощью шпилек. Корпус газосборника литой, имеет форму усеченного конуса с двумя фланцами (внутренним и внешним).
Внутренним фланцем корпус газосборника крепится к силовому конусу 12, а внешним — к наружному бандажу соплового аппарата 4. Горловины корпуса газосборника отлиты за одно целое с корпусом, и их продольные оси совпадают с осями камер сгорания.
Патрубки газосборника 11 предназначены для плавного объединения отдельных круговых газовых потоков, выходящих из камер сгорания, в единый кольцевой поток и направления его в сопловой аппарат. Каждый патрубок состоит из двух сваренных между собой частей.
Сопловой аппарат состоит из 47 лопаток 9, закреп-
ленных на одинаковом расстоянии между наружным и внутренним бандажами. Лопатки соплового аппарата имеют профильную часть и две полки для крепления в бандажи. Лопатки отливаются из жаростойкого сплава ЛВН-9 (ЖС6К).
Наружный бандаж соплового аппарата изготавливается из жаростойкой стали 21-11-2,5 в форме кольца с фланцем. К внутренней его стороне приварено направляющее кольцо с профилированными прорезями для установки лопаток соплового аппарата и с отверстиями для прохода охлаждающего воздуха. Крепится бандаж к своим фланцам между фланцами корпуса газосбор — ника и корпуса турбины.
Внутренний бандаж изготавливается из той же стали и представляет собой усеченный конус с двумя фланцами. Передним (малым) фланцем он крепится к корпусу газосборника, а к заднему фланцу с помощью девяти винтов крепится дефлектор 7, обеспечивающий направление потока воздуха для охлаждения диска турбины.
При сборке соплового аппарата лопатки подбираются по толщине профиля таким образом, чтобы обеспечивалась площадь проходного сечения в пределах 337,5±2,5 см2. Измерение площади проходного сечения осуществляется специальным приспособлением. Перемещения лопаток при тепловом расширении обеспечиваются за счет их установки с зазорами. Осевой зазор должен быть в пределах 0,1…0,3 мм, радиальный — 0,5…1,3 мм. Спереди в осевом направлении лопатки фиксируются направляющими кольцами, сзади — корпусом турбины.
Корпус турбины (рис. 97) изготовлен из жаропрочной стали в форме кольца с двумя фланцами. Передним фланцем корпус турбины крепится к корпусу газосборника 5, а к его заднему фланцу крепится выходной диффузор двигателя. Центрируется корпус турбины относительно корпуса газосборника 12 штифтами, равномерно расположенными по окружности фланца. По внутреннему диаметру передней части корпуса выполнена кольцевая проточка для фиксации лопаток соплового аппарата в осевом направлении.
Рабочее колесо турбины (см. рис. 96) состоит из диска 6 и 61 лопатки 8 турбины. Диск турбины изготавливается из жаропрочного хромомолибденованадиевого сплава ЭИ-415. Рабочие лопатки турбины устанавливаются в елочные пазы диска, имеющие по пять зубьев. Зубья изготавливаются с большой точностью и высоким классом чистоты обработки поверхности, чем обеспечивается равномерное распределение нагрузки между ними.
Рис. 97. Корпус турбины: 1 — корпус газосборника; 2 — наружный бандаж соплового аппарата; 3 — лопатка соплового аппарата; 4 — корпус турбины; 5 — выходной диффузор |
На ступице диска выполнен центровочный буртик и имеется 12 отверстий для крепления фланца диска.
В плоскости сопряжения фланца и диска имеются пазы для прохода охлаждающего воздуха в полость заднего вала, которые также уменьшают площадь контакта фланца с диском, что способствует уменьшению теплопередачи от диска к подшипнику турбины.
На задней части диска имеется технологический фланец, используемый для монтажных и демонтажных работ. На этом же фланце имеются резьбовые отверстия, в которые при балансировке собранного ротора ввертываются специальные балансировочные пальцы. Допускается динамическая неуравновешенность собранного ротора не более 5 гем.
Лопатки турбины изготавливаются из жаропрочного сплава ЭИ-617. Конструктивно лопатка состоит из пера, полочки и ножки. Поскольку лопатка турбины работает под воздействием больших центробежных и аэродинамических сил при высокой температуре, к материалу лопаток и точности их изготовления предъявляются весьма высокие требования. От действия центробежных сил в лопатках возникают напряжения растяжения, изгиба и кручения. Действие аэродинамических сил вызывает в них напряжения изгиба и кручения. Из всех перечисленных напряжений наибольшее напряжение растяжения от центробежных сил. Напряжения кручения и изгиба невелики. Кроме того, за счет рационального расположения профилей пера лопатки по высоте газовые силы уравновешиваются изгибающими моментами от центробежных сил.
При прохождении лопаток рабочего колеса мимо неподвижных сопловых лопаток на них в результате импульсного воздействия потока газов возбуждаются вибрации, частота и амплитуда которых зависят от числа сопловых лопаток, частоты вращения ротора турбины, а также степени неравномерности расхода газа через каналы соплового аппарата.
Крепление рабочих лопаток на ободе диска осуществлено с помощью елочного замка. Этот вид крепления наиболее полно отвечает требованиям, предъявляемым к замку. Способность передавать большие усилия от центробежных сил с лопаток на диск при наименьшей массе самого замка обеспечивает легкий монтаж и демонтаж лопаток и создает наилучшие условия для работы диска, так как позволяет применять охлаждение замка и обода продувкой воздуха через зазоры между ободом и нерабочей частью зубцов. Кроме того, при свободной посадке (качка на конце пера лопатки должна быть в пределах 0,1…0,6 мм) лопатки самоустанавливаются в замке под действием центробежных сил таким образом, что напряжения изгиба от этих сил оказываются минимальными, а силы трения в соединении демпфируют колебания лопаток.
От осевого перемещения лопатки фиксируются пластинчатыми замками, усики которых загибаются на обод диска. При работе двигателя эти стопорные устройства практически не испытывают нагрузок, так как сила трения в замке от действия центробежных сил больше осевой силы, действующей на лопатку.
Ножки лопаток между полкой и замком в осевом направлении спрофилированы таким образом, что после установки лопаток между соседними ножками образуются каналы для поступления охлаждающего воздуха. Охлаждение замковой части сокращает приток тепла от лопаток к диску турбины.
Для упрощения балансировки ротора лопатки подбираются по массе так, чтобы разница в массе противолежащих лопаток не превышала 0,2 г.
Зазор между торцами лопаток и корпусом турбины в холодном состоянии должен быть не менее 0,5 мм, что исключает возможность касания торцов лопаток о корпус турбины при работе двигателя вследствие вытяжки лопаток под действием центробежных сил и теплового расширения. Этот зазор становится минимальным при остановке двигателя.