ПИЛОТАЖНО-НАВИГАЦИОННОЕ. ОБОРУДОВАНИЕ. (изложены требования, относящиеся. к комплексам оборудования. с экранной индикацией)
8.2.2. Общие требования к пилотажно-навигационному оборудованию
8.2.2.4. На самолете, предназначенном для полетов по Правилам визуальных полетов (ПВП), должно устанавливаться следующее оборудование:
(a) У каждого пилота:
— один экранный комплексный пилотажный индикатор (КПИ), на котором должна индицироваться следующая информация:
(1) Параметрическая:
— приборная скорость;
— максимальная эксплуатационная приборная скорость;
— барометрическая высота;
— выставленное пилотом барометрической давление;
— крен;
— тангаж;
— скольжение (боковая перегрузка).
Примечание. Допускается устанавливать отдельный прибор или индикатор скольжения.
(2) Сигнальная:
— о достижении максимальной эксплуатационной приборной скорости (VMO).
(b) Общее для двух пилотов:
— автономный магнитный компас (типа КИ);
— часы с секундомером, со стрелками или цифровым указателем, показывающие часы, минуты и секунды;
— индикатор температуры наружного воздуха.
Примечание. Допускается индицировать температуру наружного воздуха на одном из экранных индикаторов (по вызову или непрерывно).
8.2.2.5. На самолете, предназначенном для полетов по Правилам полета по приборам (ППП), в дополнении к 8.2.2.4, у каждого пилота должен устанавливаться один экранный комплексный индикатор навигационной обстановки (КИНО).
8.2.2.5.1. На экране КПИ кроме перечисленного в 8.2.2.4 должна индицироваться следующая информация:
(a) Параметрическая:
— вертикальная скорость.
(b) Сигнальная:
— о достижении допустимых в эксплуатации углов крена (с указанием или без указания знака крена) на самолете, имеющем ограничения по углу крена.
8.2.2.5.2. На экранах КИНО должна индицироваться следующая параметрическая информация:
— курс;
— признак индицируемого курса;
— координаты текущего места самолета.
8.2.2.5.3. На самолетах, предназначенных для полетов по ППП и имеющих ограничения ожидаемых условий эксплуатации по допустимым углам крена, должны быть установлены сигнализаторы, обеспечивающие выдачу информации о достижении данного ограничения. Значения порога срабатывания средств сигнализации должно быть выбрано таким образом, чтобы для вывода самолета в рекомендованный РЛЭ режим полета не требовалось применение необычных методов пилотирования.
8.2.2.6. На экранах КПИ и КИНО, кроме перечисленного в 8.2.2.4 и 8.2.2.5 должна индицироваться следующая параметрическая и сигнальная информация:
— текущий угол атаки с индикацией допустимого угла атаки и сигнализацией его достижения на самолете, не имеющем естественных или искусственных признаков, предупреждающих о приближении к сваливанию;
— нормальная перегрузка с индикацией максимальной эксплуатационной перегрузки и сигнализации ее достижения на самолете, имеющем ограничения по нормальной перегрузке.
Примечание. В случае если при любых эволюциях самолета срабатывание сигнализации о достижении допустимого угла атаки происходит раньше, чем срабатывание сигнализации о достижении максимальной эксплуатационной перегрузки, сигнализация о достижении максимальной эксплуатационной перегрузки не требуется.
Текущее значение числа М с индикацией максимального эксплуатационного значения числа М (Ммо) и сигнализацией его достижения на самолете, имеющем ограничения по числу М.
Барометрическая высота в футах при полете самолета по трассам с футовым измерением высот эшелонов.
Примечание. Допускается индицировать ограничения максимальной эксплуатационной приборной скорости и максимального эксплуатационного значения числа М посредством указателя (индекса) максимальной эксплуатационной приборной скорости.
8.2.2.7. На самолете должны устанавливаться средства автоматического управления (САУ). В состав средств входят автопилот (АП) и при необходимости системы траекторного управления (СТУ), а также автомат тяги двигателей (АТД). Для самолетов, имеющих максимальную крейсерскую высоту полета не более 4200 м, требование данного пункта является рекомендательным.
Примечание. Под средствами автоматического управления понимаются как отдельно взятые АП, СТУ и АТД, так и их совокупность, а также системы (устройства), выполняющие их функции.
8.2.2.8. Параметрическая и сигнальная информация, перечисленная в 8.2.2.4 — 8.2.2.6, должна индицироваться на протяжении всего полета и вне зависимости от режимов работы КПИ и КИНО. Допускается не индицировать число М на взлете, при заходе на посадку и посадке.
Примечание. Сокращение перечня постоянно индицируемой информации может быть принято, если будет продемонстрирован эквивалентный уровень безопасности.
8.2.2.12. На самолете, вмещающем 9 и более пассажиров, предназначенном для полетов в условиях ППП, должны быть установлены средства, обеспечивающие выдачу пилотам сигналов о следующих условиях сближения с землей:
— при скорости снижения или скорости сближения с землей, находящейся под самолетом, превышающих установленные ограничения для данного режима;
— при потере высоты или изменении скорости снижения после взлета и при уходе на второй круг, превышающих установленные ограничения для указанных режимов;
— при отклонении ниже глиссады, превышающем установленные ограничения на режиме захода на посадку по радиомаячным посадочным системам;
— при полете самолета ниже допустимой высоты в непосадочной конфигурации. Значения порогов срабатывания средств сигнализации опасной близости земли должны быть выбраны таким образом, чтобы для вывода самолета в безопасный рекомендуемый РЛЭ режим полета не требовалось применения необычных методов пилотирования, а также превышения нормальной перегрузки n = 1,5 или ограничений, устанавливаемых РЛЭ, если они наступают при меньших значениях нормальной перегрузки.
8.2.2.13. Средства измерения и стабилизации заданной барометрической высоты должны иметь точностные и надежностные характеристики, обеспечивающие безопасное выполнение полета. Для этого на борту самолета должны быть установлены:
— не менее 3 независимых трактов измерения барометрической высоты, 2 из которых должны быть обеспечены средствами автоматического контроля в полете и иметь в своем составе средства измерения высоты, обеспечивающие компенсацию аэродинамических погрешностей приемников статического давления, если это необходимо;
— средства контроля и сигнализации отклонений от заданной высоты эшелона (для полета самолета по трассам с футовой системой эшелонов — с индикацией высоты в футах);
— средства, обеспечивающие автоматическую стабилизацию заданной высоты;
— средства, обеспечивающие передачу данных о текущей высоте полета от основных измерителей высоты в систему УВД.
Примечание. Независимыми считаются тракты измерения высоты, использующие различные системы статического давления; наличие общего для двух систем статического давления пневмокрана не считается нарушением независимости.