ПИЛОТАЖНО-НАВИГАЦИОННОЕ. ОБОРУДОВАНИЕ. (изложены требования, относящиеся. к комплексам оборудования. с экранной индикацией)

8.2.2. Общие требования к пилотажно-навига­ционному оборудованию

8.2.2.4. На самолете, предназначенном для полетов по Правилам визуальных полетов (ПВП), должно устанавливаться следующее оборудование:

(a) У каждого пилота:

— один экранный комплексный пилотаж­ный индикатор (КПИ), на котором должна ин­дицироваться следующая информация:

(1) Параметрическая:

— приборная скорость;

— максимальная эксплуатационная прибор­ная скорость;

— барометрическая высота;

— выставленное пилотом барометрической давление;

— крен;

— тангаж;

— скольжение (боковая перегрузка).

Примечание. Допускается устанавливать отдельный прибор или индикатор скольжения.

(2) Сигнальная:

— о достижении максимальной эксплуата­ционной приборной скорости (VMO).

(b) Общее для двух пилотов:

— автономный магнитный компас (типа КИ);

— часы с секундомером, со стрелками или ци­фровым указателем, показывающие часы, мину­ты и секунды;

— индикатор температуры наружного воздуха.

Примечание. Допускается индицировать темпера­туру наружного воздуха на одном из экранных индикаторов (по вызову или непрерывно).

8.2.2.5. На самолете, предназначенном для по­летов по Правилам полета по приборам (ППП), в дополнении к 8.2.2.4, у каждого пилота должен устанавливаться один экранный комплексный индикатор навигационной обстановки (КИНО).

8.2.2.5.1. На экране КПИ кроме перечислен­ного в 8.2.2.4 должна индицироваться следующая информация:

(a) Параметрическая:

— вертикальная скорость.

(b) Сигнальная:

— о достижении допустимых в эксплуатации углов крена (с указанием или без указания знака крена) на самолете, имеющем ограничения по углу крена.

8.2.2.5.2. На экранах КИНО должна индици­роваться следующая параметрическая информа­ция:

— курс;

— признак индицируемого курса;

— координаты текущего места самолета.

8.2.2.5.3. На самолетах, предназначенных для полетов по ППП и имеющих ограничения ожи­даемых условий эксплуатации по допустимым углам крена, должны быть установлены сигнали­заторы, обеспечивающие выдачу информации о достижении данного ограничения. Значения по­рога срабатывания средств сигнализации должно быть выбрано таким образом, чтобы для вывода самолета в рекомендованный РЛЭ режим полета не требовалось применение необычных методов пилотирования.

8.2.2.6. На экранах КПИ и КИНО, кроме пере­численного в 8.2.2.4 и 8.2.2.5 должна индициро­ваться следующая параметрическая и сигнальная информация:

— текущий угол атаки с индикацией допусти­мого угла атаки и сигнализацией его достижения на самолете, не имеющем естественных или ис­кусственных признаков, предупреждающих о приближении к сваливанию;

— нормальная перегрузка с индикацией макси­мальной эксплуатационной перегрузки и сигна­лизации ее достижения на самолете, имеющем ог­раничения по нормальной перегрузке.

Примечание. В случае если при любых эволюциях са­молета срабатывание сигнализации о до­стижении допустимого угла атаки проис­ходит раньше, чем срабатывание сигна­лизации о достижении максимальной эк­сплуатационной перегрузки, сигнализа­ция о достижении максимальной эксплу­атационной перегрузки не требуется.

Текущее значение числа М с индикацией мак­симального эксплуатационного значения числа М (Ммо) и сигнализацией его достижения на са­молете, имеющем ограничения по числу М.

Барометрическая высота в футах при полете самолета по трассам с футовым измерением вы­сот эшелонов.

Примечание. Допускается индицировать ограниче­ния максимальной эксплуатационной приборной скорости и максимального эксплуатационного значения числа М посредством указателя (индекса) мак­симальной эксплуатационной прибор­ной скорости.

8.2.2.7. На самолете должны устанавливаться средства автоматического управления (САУ). В со­став средств входят автопилот (АП) и при необхо­димости системы траекторного управления (СТУ), а также автомат тяги двигателей (АТД). Для само­летов, имеющих максимальную крейсерскую вы­соту полета не более 4200 м, требование данного пункта является рекомендательным.

Примечание. Под средствами автоматического упра­вления понимаются как отдельно взя­тые АП, СТУ и АТД, так и их совокуп­ность, а также системы (устройства), выполняющие их функции.

8.2.2.8. Параметрическая и сигнальная инфор­мация, перечисленная в 8.2.2.4 — 8.2.2.6, должна индицироваться на протяжении всего полета и вне зависимости от режимов работы КПИ и КИ­НО. Допускается не индицировать число М на взлете, при заходе на посадку и посадке.

Примечание. Сокращение перечня постоянно ин­дицируемой информации может быть принято, если будет продемонстриро­ван эквивалентный уровень безопас­ности.

8.2.2.12. На самолете, вмещающем 9 и более пассажиров, предназначенном для полетов в условиях ППП, должны быть установлены сред­ства, обеспечивающие выдачу пилотам сигналов о следующих условиях сближения с землей:

— при скорости снижения или скорости сбли­жения с землей, находящейся под самолетом, превышающих установленные ограничения для данного режима;

— при потере высоты или изменении скорости снижения после взлета и при уходе на второй круг, превышающих установленные ограничения для указанных режимов;

— при отклонении ниже глиссады, превышаю­щем установленные ограничения на режиме захо­да на посадку по радиомаячным посадочным си­стемам;

— при полете самолета ниже допустимой высо­ты в непосадочной конфигурации. Значения по­рогов срабатывания средств сигнализации опас­ной близости земли должны быть выбраны таким образом, чтобы для вывода самолета в безопасный рекомендуемый РЛЭ режим полета не требова­лось применения необычных методов пилотиро­вания, а также превышения нормальной пере­грузки n = 1,5 или ограничений, устанавливае­мых РЛЭ, если они наступают при меньших зна­чениях нормальной перегрузки.

8.2.2.13. Средства измерения и стабилизации заданной барометрической высоты должны иметь точностные и надежностные характеристики, обеспечивающие безопасное выполнение полета. Для этого на борту самолета должны быть устано­влены:

— не менее 3 независимых трактов измерения барометрической высоты, 2 из которых должны быть обеспечены средствами автоматического контроля в полете и иметь в своем составе сред­ства измерения высоты, обеспечивающие ком­пенсацию аэродинамических погрешностей при­емников статического давления, если это необхо­димо;

— средства контроля и сигнализации отклоне­ний от заданной высоты эшелона (для полета са­молета по трассам с футовой системой эшелонов — с индикацией высоты в футах);

— средства, обеспечивающие автоматическую стабилизацию заданной высоты;

— средства, обеспечивающие передачу данных о текущей высоте полета от основных измерите­лей высоты в систему УВД.

Примечание. Независимыми считаются тракты изме­рения высоты, использующие различ­ные системы статического давления; наличие общего для двух систем стати­ческого давления пневмокрана не счи­тается нарушением независимости.