ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ОПОР В ЭКСПЛУАТАЦИИ,. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ и мероприятия. по их предупреждению

Опоры ротора двигателя М701 в основном работают надежно и при эксплуатации двигателя не вызывают каких-либо затруднений. Однако в отдельных случаях выявляются нарушения их нормальной работы. Диаг­ностическими признаками таких нарушений являются:

уменьшение времени выбега ротора при остановке двигателя;

появление металлической стружки в масле и на мас­ляных фильтрах;

повышение температуры масла;

увеличение вибрации двигателя;

появление характерных шумов при запуске и оста­новке двигателя.

Появление хотя бы одного из перечисленных приз­наков, как правило, сопровождается и другими призна­ками. Поэтому в процессе эксплуатации двигателя при появлении одного из признаков нужно более тщатель­но оценивать состояние двигателя. Особенно важно ре­гулярно записывать время выбега ротора двигателя. Уменьшение времени выбега, даже если оно остается больше минимально допустимого, может свидетельство­вать о начале разрушения подшипника. Точно так же повышение температуры газов на 20…30° должно явить­ся поводом для тщательной проверки состояния двига­теля по всем параметрам.

Причинами разрушения подшипников опор роторгь

могут быть:

недостаточная подача масла на охлаждение и смаз­ку подшипника (масляное голодание);

усталостное выкрашивание материала колец под­шипника;

уменьшение радиального зазора в подшипнике — (вплоть до полного устранения) при нарушениях пра­вил эксплуатации;

разрушение или ослабление затяжки гаек, закреп­ляющих кольца подшипника.

Шариковый подшипник передней опоры ротора явля­ется наиболее нагруженным, поскольку он воспринима­ет как радиальные, так и осевые нагрузки, действующие — на ротор. Характерными признаками разрушения ша­рикового подшипника, кроме перечисленных ранее, яв­ляются:

смещение ротора назад или вперед, в зависимости от направления действия осевой силы;

износ, вырывы материала лопаток воздухозаборни­ка вследствие касания их торцами о корпус воздухо­заборника;

металлизация (покрытие расплавленным металлом) лопаток соплового аппарата и турбины.

Поскольку на двигателе М701 роликовый подшипник турбины работает в тяжелых температурных условиях,, то в случае масляного голодания он обычно разруша­ется в первую очередь.

Процёсс усталостного разрушения подшипника в большинстве случаев идет постепенно с нарастанием скорости разрушения, т. е. носит длительный характер. Поэтому разрушение подшипника можно выявить на> ранней стадии, а следовательно, предохранить двига­тель от вторичных разрушений и от отказа в полете.

Разрушение роликовых подшипников задней опорьг может происходить также от резкого уменьшения ра­

диального зазора в подшипнике в результате несоблю­дения времени прогрева при запусках и опробовании двигателей в условиях низких температур.

Процесс уменьшения радиального зазора и после­дующего разрушения подшипника происходит следую­щим образом. Внутреннее кольцо подшипника устанав­ливается на задний вал, соединенный с втулкой диска турбины. Наружное же кольцо подшипника устанавли­вается в корпус из алюминиевого сплава. Коэффициент линейного расширения алюминиевого сплава почти в два раза больше, чем у стали. Поэтому при низких тем­пературах наружное кольцо будет сжиматься корпусом. Если теперь нагревать только внутреннее кольцо под­шипника, то оно будет увеличиваться в размере, в то время как наружное кольцо останется без изменений в зажатом состоянии. Такое явление наблюдается после запуска двигателя.

Радиальный зазор при этом уменьшается тем боль­ше, чем ниже была начальная температура. Если пос­ле запуска не провести достаточного прогрева двигате­ля, как этого требует инструкция по эксплуатации, а перейти на повышенные режимы работы, то радиальный зазор может выбраться полностью и ролики окажутся зажатыми между кольцами. Кроме того, процесс усу­губляется еще и тем, что циркуляция холодного масла из-за большой его вязкости недостаточна и отвод теп­ла от внутреннего кольца подшипника осуществляется гораздо медленнее, чем подвод его от диска турбины. Таким образом, прогрев двигателя необходим для того, чтобы уравнять температуры внутреннего и наружного колец подшипника.

Для предотвращения разрушения подшипников от масляного голодания в процессе эксплуатации двига­телей необходимо:

регулярно проверять наличие и количество масла в баке;

контролировать закрытие горловины маслобака;

проверять герметичность масляной системы при опробовании двигателя;

следить за давлением и температурой масла на про­тяжении всего полета;

соблюдать режимы прогрева и охлаждения двигате­ля (особенно зимой).