ПИЛОТАЖНО-НАВИГАЦИОННОЕ. ОБОРУДОВАНИЕ. (требования к оборудованию. с электромеханической индикацией)
8.2.2.4. На самолете, предназначенном для полетов по ПВП с пассажирами, должно устанавливаться следующее оборудование:
Для двух пилотов:
(а) у каждого пилота:
— прибор или индикатор приборной скорости с индикацией максимальной эксплуатационной приборной скорости (V);
— прибор или индикатор барометрической высоты;
— прибор или индикатор углов крена и тангажа;
— индикатор скольжения;
(b) общее для двух пилотов:
— автономный магнитный компас (типа КИ);
— часы с секундомером, стрелками или цифровым указателем, показывающие часы, минуты и секунды;
— индикатор температуры наружного воздуха.
8.2.2.5. На самолете, предназначенном для полетов по ППП, кроме перечисленного в 8.2.2.4 должно устанавливаться следующее оборудование:
Для двух пилотов:
(a) у каждого пилота:
— прибор или индикатор магнитного и/или истинного (к магнитному или истинному меридиану) курсов, стабилизированных гироскопическими или эквивалентными или вычислительными устройствами;
— прибор измерения вертикальной скорости (вариометр);
— прибор измерения угловой скорости разворот;
(b) у первого пилота:
— резервный барометрический высотомер;
(c) общие для двух пилотов:
— резервный авиагоризонт;
— сигнализатор достижения допустимых в эксплуатации углов крена на самолете, имеющем ограничения по углу крена. Значение порога срабатывания средств сигнализации должно быть выбрано таким образом, чтобы для вывода самолета в рекомендованный РЛЭ режим полета не требовалось применение необычных методов пилотирования.
8.2.2.6. На самолете кроме перечисленного в 8.2.2.4 и 8.2.2.5 должно устанавливаться следующее оборудование:
(a) У каждого пилота:
— прибор или индикатор текущего числа М с индикацией максимального эксплуатационного числа М (ММО) на самолете, имеющем ограничения по числу М.
Примечание. Допускается индицировать ограничения максимальной эксплуатационной приборной скорости и максимального эксплуатационного числа М посредством указателя (индекса) максимальной эксплуатационной приборной скорости.
(b) Общие для двух пилотов:
— индикатор текущего угла атаки с индикацией допустимого угла атаки на самолете, не имеющем естественных или искусственных признаков, предупреждающих о приближении к сваливанию;
— прибор или индикатор нормальной перегрузки с индикацией максимальной эксплуатационной перегрузки на самолете, имеющем ограничения по нормальной перегрузке;
— индикатор координат места самолета на самолетах, летающих в условиях ППП по трассам протяженностью более 300 км при отсутствии в составе экипажа лица, свободного от пилотирования и выполняющего задачи обеспечения навигации (штурманские функции);
— сигнализатор максимальной эксплуатационной приборной скорости (УМО).
Примечание. В случае если при любых эволюциях самолета срабатывание сигнализации о достижении допустимого угла атаки происходит раньше, чем срабатывание сигнализации о достижении максимальной эксплуатационной перегрузки, то сигнализация о достижении максимальной эксплуатационной перегрузки не требуется.
(c) Прибор(ы) или индикатор(ы) с футовой шкалой высоты у пилотов в случае полета самолета по трассам с футовыми измерениями высот эшелонов.
8.2.2.7. На самолете должны устанавливаться средства автоматического управления (САУ). В состав средств входят АП и (при необходимости) СТУ и АТД. Для самолетов, имеющих максимальную крейсерскую высоту полета не более 4200 м, требование данного пункта является рекомендательным.
Примечание. Под средствами автоматического управления понимается как отдельно взятые АП, СТУ и АТД, так и их совокупность.
8.2.2.8. Параметры, измеряемые приборами, указанными в 8.2.2.4 — 8.2.2.6, могут индицироваться как на приборах с раздельной индикацией, так и на приборах (индикаторах) с совмещенной индикацией. При этом должна сохраняться раздельная индикация:
— барометрической высоты у первого пилота и приборной скорости у каждого пилота на механических приборах;
— магнитного курса на автономном магнитном компасе, общем для двух пилотов.
Примечания: 1. Раздельная индикация приборной скорости, барометрической высоты на механических приборах необязательна, если для индикации этих параметров в приборе с совмещенной индикацией используется отдельный механический канал.
2. Под механическим прибором понимается как полностью механический прибор, так и электромеханический прибор, у которого сохраняется работоспособность механического канала измерения и индикации при любом отказе электромеханической части прибора.
8.2.2.9. У одного из пилотов в условиях полета без дополнительных действий со стороны любого члена экипажа должна обеспечиваться индикация углов крена, тангажа и гироскопического (гиромагнитного) курса после возни
кновения в трактах измерения этих параметров любого единичного отказа, в том числе отказа электропитания. Должно быть обеспечено такое оповещение пилотов при появлении единичных отказов, которое исключает использование недостоверной информации по крену, тангажу и курсу.
8.2.2.11. Указывающие приборы, отображающие углы крена, тангажа и курса, а также барометрическую высоту и приборную скорость, кроме механических приборов (приборы барометрической высоты, приборной скорости и магнитный компас типа КИ), должны иметь сигнализацию отказов тракта измерения параметра, в том числе и электропитания, по сигналам, поступающим в прибор.
Примечание. Допускается отсутствие сигнализации отказа курса на радиомагнитных индикаторах.
8.2.2.12. На самолете, вмещающем 9 и более пассажиров и предназначенном для полетов в условиях ППП, должны быть установлены средства, обеспечивающие выдачу пилотам сигналов в следующих условиях сближения с землей:
— при скорости снижения или скорости сближения с землей, находящейся под самолетом, превышающей установленные ограничения для данного режима;
— при потере высоты или изменении скорости снижения после взлета и при уходе на второй круг, превышающих установленные ограничения для указанных режимов;
— при отклонении ниже глиссады, превышающем установленные ограничения на режиме захода на посадку по радиомаячным посадочным системам;
— при полете самолета ниже допустимой высоты в непосадочной конфигурации.
Значение порогов срабатывания средств сигнализации опасной близости земли должно быть выбрано таким, чтобы для вывода самолета в безопасный рекомендуемый РЛЭ режим полета не требовалось применения необычных методов пилотирования, а также превышения нормальной перегрузки ny=1,5 или ограничений, устанавливаемых РЛЭ, если они возникают при меньших значениях нормальной перегрузки.
8.2.2.13. Средства измерения и стабилизации заданной барометрической высоты должны иметь точностные и надежностные характеристики, обеспечивающие безопасное выполнение полета.
Для этого на борту самолета должны быть установлены:
— не менее 3 независимых трактов измерения высоты, 2 из которых должны быть обеспечены средствами автоматического контроля в полете и иметь в своем составе средства измерения высоты, обеспечивающие компенсацию аэродинамических погрешностей приемников статического давления, если это необходимо;
— средства контроля и сигнализации отклонения от заданной высоты эшелона (для полета самолета по трассам с футовой системой эшелонов — с индикацией высоты в футах);
— средства, обеспечивающие автоматическую стабилизацию заданной высоты;
— средства, обеспечивающие передачу данных о текущей высоте полета от основных измерителей высоты в систему УВД.
Примечание. Независимыми считаются тракты измерения высоты, использующие различные системы статического давления; наличие общего для двух систем статического давления пневмокрана не считается нарушением независимости.