РАДИОСВЯЗНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ (РСО)
8.4.2.1. Радиосвязное оборудование в зависимости от его состава и ОУЭ сертифицируемого самолета должно обеспечивать выполнение следующих функций:
— двухстороннюю связь в пределах прямой радиовидимости с диспетчерской службой каждого аэродрома, на котором предусматривается совершить взлет или посадку и в диспетчерской зоне которого находится самолет;
— двухстороннюю связь в любой момент полета по крайней мере с одной наземной авиационной радиостанцией;
— прием в любой момент полета метеорологических сводок или специальных извещений, передаваемых метеослужбами или диспетчерскими службами аэродромов по трассе полета;
— оперативную связь в любой момент полета между всеми членами экипажа;
— оповещение пассажиров в полете;
— обеспечение речевой информации об особой ситуации при установке на самолете аппаратуры речевой информации;
— подачу сигналов для определения местоположения потерпевшего аварию самолета и привода к нему поисково-спасательных средств, а также обеспечение двусторонней речевой связи экипажа (пассажиров) аварийного самолета после посадки вне аэродрома.
8.4.2.2. Радиосвязное оборудование должно соответствовать требованиям, предъявляемым для подтверждения его пригодности к установке на воздушное судно (см. 25.1301(а*)), при этом АФУ радиостанций МВ диапазона, являющиеся частью конструкции планера, а также АФУ радиостанций ДКМВ диапазона сертифицируются совместно с самолетом.
8.4.2.3. Для обеспечения безопасного продолжения и завершения полета при отказах основных источников электроэнергии в соответствии с требованиями 25.1351 должно быть обеспечено функционирование как минимум:
— аппаратуры внутренней связи;
— аппаратуры речевой информации об особой ситуации;
— одной из двух радиостанций МВ диапазона;
— одного автоматического аварийного радиомаяка «КОСПАС-САРСАТ» МВ/ДМВ диапазона.
8.4.3. Состав радиосвязного оборудования
8.4.3.1. Состав радиосвязного оборудования определяется в зависимости от ожидаемых условий эксплуатации самолета.
8.4.3.1.1. На самолетах, совершающих трассовые полеты, во время которых в течение всего полета обеспечивается связь радиостанциями МВ диапазона (разрывы в полях МВ связи, определенные для 80% эффективного радиогоризонта, не превышают 5 мин), устанавливаются:
— две радиостанции МВ диапазона;
— аппаратура внутренней связи;
— авиагарнитуры членов экипажа;
— аварийный радиомаяк «КОСПАС-САРСАТ» МВ/ДМВ диапазона, который приводится в действие автоматически и принудительно вручную экипажем из кабины пилотов;
— аварийно-спасательная радиостанция МВ диапазона.
8.4.3.1.2. На самолетах, совершающих полеты над труднодоступными и малонаселенными районами и большими водными пространствами, устанавливаются:
— две радиостанции МВ диапазона;
— аппаратура внутренней связи;
— авиагарнитуры членов экипажа;
— два аварийных радиомаяка «КОСПАС-САР — САТ» МВ/ДМВ диапазона, из которых как минимум один приводится в действие автоматически и принудительно вручную экипажем из кабины пилотов, а второй является аварийно-спасательным (автономным) и используется вне самолета после аварийной посадки;
— аварийно-спасательная радиостанция МВ диапазона.
8.4.3.1.3. На самолетах, совершающих трассовые полеты, во время которых связь в МВ диапазоне обеспечивается не полностью, устанавливаются одна радиостанция ДКМВ диапазона, если разрывы в полях МВ связи, определенные для 80% эффективного радиогоризонта, превышают
5 мин, и две радиостанции ДКМВ диапазона при разрыве, превышающем 1 ч, в дополнение к оборудованию, перечисленному в 8.4.3.1.1 и 8.4.3.1.2.
8.4.3.1.4. На самолетах, совершающих полеты в полярных широтах вне зоны действия МВ радиосвязи со службами УВД, должно быть установлено радиосвязное оборудование, обеспечивающее двустороннюю связь со службами УВД в любой момент полета.
8.4.3.2. Дополнительно к радиосвязному оборудованию, перечисленному в 8.4.3.1, должна устанавливаться аппаратура речевой информации
6 особой ситуации, если это необходимо для данного типа самолета.
8.4.4. Требования к радиосвязному оборудованию
8.4.4Л. Радиостанции МВ диапазона
8.4.4.1.1. Радиостанции МВ диапазона должны обеспечивать в пределах дальности действия оперативную связь непосредственно между экипажем и диспетчерскими службами УВД в телефонном режиме.
8.4.4.1.2. Качество двусторонней связи бортовых радиостанций с наземной радиостанцией на стоянке, при движении по аэродрому и при полете в зоне аэродрома должно быть не хуже 4 баллов по пятибалльной шкале.
8.4.4.1.3. Дальность двусторонней радиосвязи на курсовых углах (0 ± 30)° и (180 ± 30)° при горизонтальном положении самолета должна быть не менее 80% эффективного радиогоризонта на высоте крейсерского полета при качестве связи не хуже 3 баллов по пятибалльной шкале.
Примечание. Значение эффективного радиогоризонта вычисляется по формуле
D= 4,12(^/H;+VH2),
где
D — эффективный радиогоризонт при стандартном коэффициенте рефракции, км;
Н1 — высота подъема антенны наземной радиостанции, м;
Н2 — высота полета самолета, м.
4,12 — масштабный коэффициент радиогоризонта,
км/Тм.
8.4.4.1.4. Дальность двусторонней радиосвязи при любых курсовых углах, кроме указанных в
8.4.4.1.3, при горизонтальном положении самолета должна быть не менее 65% эффективного радиогоризонта на высоте крейсерского полета при качестве связи не хуже 3 баллов по пятибалльной шкале.
8.4.4.1.5. Дальность двусторонней радиосвязи в нормальном режиме набора высоты и снижения, а также при максимальных кренах в режиме крейсерского полета должна быть не менее 60% эффективного радиогоризонта на высоте крейсерского полета при качестве связи не хуже 3 баллов по пятибалльной шкале.
Примечание. Для самолетов с крейсерской высотой полета более 6000 м допускается выполнение требований 8.4.4.1.3 — 8.4.4.1.5 по дальности радиосвязи на любой высоте полета, но не менее чем 6000 м.
8.4.4.2. Радиостанции ДМКВ диапазона
8.4.4.2.1. Радиостанции ДКМВ диапазона должны обеспечивать связь экипажа самолета со службой (пунктами) управления воздушным движением в случаях когда связь через радиостанции МВ диапазона не может быть осуществлена.
8.4.4.2.2. Дальность радиосвязи должна быть не менее 60% максимальной дальности полета самолета при качестве связи не хуже 3 баллов по пятибалльной шкале.
Примечание. Надежность связи обеспечивается комплексом организационно-технических мероприятий (прогнозирование частот связи, использование разнесенных наземных центров связи и т. д.).
8.4.4.4. Аппаратура внутренней связи авиационная (АВСА)
8.4.4.4.1. АВСА совместно с авиагарнитурами, микротелефонными трубками и громкоговорителями должна обеспечивать внутреннюю телефонную связь между всеми членами экипажа, в том числе с бортпроводниками (если в составе экипажа имеются бортпроводники), выход на внешнюю двухстороннюю связь через бортовые радиостанции, прием сигналов специального назначения, подключение аппаратуры записи переговоров, оповещение пассажиров в салоне на любых режимах полета с рабочих мест пилотов и бортпроводников, в том числе при рулении и на стоянке самолета.
8.4.4.4.2. Качество внутренней связи между всеми членами экипажа на земле и на всех этапах полета должно быть не хуже 4 баллов по пятибалльной шкале.
8.4.4.4.3. Качество оповещения пассажиров на всех этапах полета, в том числе при рулении и на стоянке самолета, должно быть не хуже 4 баллов по пятибалльной шкале.
8.4.4.5. Авиагарнитуры членов экипажа
8.4.4.5.1. Авиагарнитуры членов экипажа должны обеспечивать совместно с АВСА и радиостанциями внутреннюю и внешнюю связь в условиях окружающего акустического шума.
8.4.4.6. Аварийно-спасательные радиостанции и радиомаяки
8.4.4.6.1. Аварийные радиомаяки «КОСПАС-САРСАТ» МВ/ДМВ диапазона должны обеспечивать передачу сигналов для определения координат места аварии самолета и привода поисково-спасательных средств в район аварии. Аварийно-спасательные радиостанции МВ диапазона должны обеспечивать передачу сигналов для привода поисково-спасательных средств в район аварии и двустороннюю радиосвязь экипажа (пассажиров) потерпевшего аварию самолета.
Аварийные радиомаяки «КОСПАС-САРСАТ» МВ/ДМВ диапазона должны одновременно работать на частотах 121,5 и 406 МГц. Аварийноспасательные радиостанции МВ диапазона должны работать на частоте 121,5 МГц.
8.4.4.6.2. Аварийно-спасательные радиостанции МВ диапазона и аварийные радиомаяки «КОСПАС-САРСАТ» МВ/ДМВ диапазона (кроме неотделяемых) должны быть легкосъемными и размещены в местах, удобных для их быстрого снятия при аварийной эвакуации.
8.4.4.1. Аппаратура речевой информации об особой ситуации
8.4.4.7.1. Аппаратура речевой информации об особой ситуации должна обеспечивать автоматическое речевое оповещение экипажа путем передачи стандартного сообщения из числа предварительно записанных на носителе информации.
8.4.4.7.2. Разборчивость речевой информации должна быть не хуже 4 баллов по пятибалльной шкале на всех этапах полета (на фоне других сообщений внутренней или внешней связи допускается ухудшение разборчивости при условии выполнения требований, предъявляемых к звуковой сигнализации в 8.9.4).
8.4.5. Антенно-фидерные устройства (АФУ)
Настоящие требования распространяются на все установленные на самолете АФУ радиосвязного оборудования, а также на обтекатели антенн (в части их свойств, влияющих на характеристики АФУ).
8.4.5.1. Общие требования к антенно-фидерным устройствам
8.4.5.1.1. Конструкция АФУ должна обеспечивать механическую прочность, соответствующую ожидаемым условиям эксплуатации самолета и месту их размещения.
8.4.5.1.2. При размещении антенн на самолете должны быть предусмотрены меры против повреждения выступающих антенн в процессе наземного обслуживания самолета.
8.4.5.1.3. Диэлектрические элементы АФУ и обтекатели антенн, входящие в конструкцию самолета, должны быть сконструированы, изготовлены и установлены на самолете таким образом, чтобы во всех ожидаемых условиях эксплуатации обеспечивалось требуемое качество функционирования связанного с АФУ оборудования и параметры АФУ соответствовали требованиям 8.4.5.
8.4.5.1.4. Переходное сопротивление между фланцами крепления антенн и корпусом самолета должно быть не более 600 мкОм. При наличии дополнительных установочных элементов суммарная величина переходного сопротивления между фланцами антенны и корпусом самолета должна быть не более 2000 мкОм.
8.4.5.1.5. Сопротивление изоляции АФУ при температуре не выше +35 °С и относительной влажности не более 80% должно быть не менее 20 МОм, а во всех остальных ожидаемых условиях эксплуатации не менее 1 МОм при рабочем напряжении не более 0,4 кВ и не менее 2 МОм на каждый полный или неполный киловольт при рабочем напряжении АФУ более 0,4 кВ.
Примечание. Допускается снижение сопротивления изоляции до 1 МОм, если обеспечивается соответствие оборудования требованиям 8.4.
8.4.5.1.6. Конструкция и размещение на самолете соединений антенны с фидерным трактом и аппаратурой должны обеспечивать возможность расстыковки и подключения измерительной аппаратуры.
8.4.5.1.7. Конструкция и размещение антенн, включая обтекатели, должны обеспечивать нормальное функционирование подключенной к ним аппаратуры при работе в условиях обледенения.
8.4.5.1.8. При конструировании и размещении антенн должны быть приняты необходимые меры по их защите от статического электричества.
8.4.5.1.9. При конструировании и размещении антенн должны быть предусмотрены необходимые меры по их защите от ударов молнии.
8.4.5.1.10. АФУ должны быть сконструированы и размещены на самолете таким образом, чтобы между ними обеспечивались необходимые развязки. Рекомендуется, чтобы развязки на рабочих частотах составляли:
— не менее 35 дБ между АФУ радиостанций МВ диапазона;
— не менее 35 дБ между АФУ радиостанций МВ диапазона и курсовым АФУ радиотехнического оборудования посадки (АФУ радиотехнического оборудования угломерной системы VOR).
8.4.5.2. Требования к АФУ радиостанций МВ диапазона
8.4.5.2.1. Коэффициент стоячей волны по напряжению (КСВН) на входе АФУ должен быть не более 3.
8.4.5.2.2. КПД фидера питания, соединяющего антенну с радиостанцией, должен быть не менее 0,5.
Примечание. В случае если дальность и качество связи обеспечиваются, КПД фидера питания не нормируется.
8.4.5.2.3. Неравномерность распределения вертикальной составляющей поля в горизонтальной плоскости не должна превышать 12 дБ.
Примечание. Допускается увеличение неравномерности на курсовых углах (90 ± 60)° и (270 ± 60)° в секторах, имеющих ширину не более 10° на уровне минус 4 дБ от максимума диаграммы направленности, если при этом выполняются требования 8.4.4.1.4.
8.4.5.3. Требования к АФУ радиостанций ДКМВ диапазонов
8.4.5.3.1. Антенны и антенные согласующие устройства (АСУ) должны обеспечивать настройку радиостанций во всем рабочем диапазоне частот в полете и на земле.
8.4.5.3.2. АСУ должны размещаться в непосредственной близости от антенны. Длина антенного ввода должна быть:
— не более 1 м для антенн емкостного типа;
— не более 0,25 м для антенн индуктивного типа.
Примечание. Антенным вводом считается находящаяся под металлической обшивкой самолета часть проводника, соединяющего АФУ и возбудитель антенны.
8.4.5.3.3. Антенный ввод должен быть надежно изолирован и закреплен, чтобы исключить возможность прикосновения к металлическим частям конструкции и нарушения изоляции ввода в процессе полета.
8.4.5.3.4. Конструкция элементов передающих АФУ должна обеспечивать работу установленного на самолете передатчика без коронирования и электрических пробоев.
8.4.5.3.5. Должно быть показано, что требования, приведенные в 8.4 для ДКМВ связи, выполняются при замене экземпляра радиостанции и/или элементов АФУ с учетом рекомендаций, изложенных в эксплуатационной документации на самолет.
8.4.5.4. Требования к АФУ автоматических аварийных радиомаяков «КОСПАС-САРСАТ» МВ/ДМВ диапазона
8.4.5.4.1. Рабочая полоса частот АФУ должна составлять:
—121,5 МГц ±7 кГц в МВ диапазоне;
— 406,018 — 406,035 МГц в ДМВ диапазоне.
8.4.5.4.2. Для обеспечения работы оборудования в соответствии с требованиями, предъявляемыми для подтверждения его пригодности к установке на воздушное судно, АФУ должно быть размещено на самолете согласно рекомендациям нормативно-технической документации (НТД) на оборудование в части формирования необходимых зон обзора.
8.4.5.4.3. Коэффициент стоячей волны по напряжению (КСВН) на входе АФУ должен быть не более 1,5.