РАДИОСВЯЗНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ (РСО)

8.4.2. Общие требования

8.4.2.1. Радиосвязное оборудование в зависи­мости от его состава и ОУЭ сертифицируемого са­молета должно обеспечивать выполнение следую­щих функций:

— двухстороннюю связь в пределах прямой ра­диовидимости с диспетчерской службой каждого аэродрома, на котором предусматривается совер­шить взлет или посадку и в диспетчерской зоне ко­торого находится самолет;

— двухстороннюю связь в любой момент поле­та по крайней мере с одной наземной авиацион­ной радиостанцией;

— прием в любой момент полета метеорологи­ческих сводок или специальных извещений, пере­даваемых метеослужбами или диспетчерскими службами аэродромов по трассе полета;

— оперативную связь в любой момент полета между всеми членами экипажа;

— оповещение пассажиров в полете;

— обеспечение речевой информации об особой ситуации при установке на самолете аппаратуры речевой информации;

— подачу сигналов для определения местополо­жения потерпевшего аварию самолета и привода к нему поисково-спасательных средств, а также обеспечение двусторонней речевой связи экипажа (пассажиров) аварийного самолета после посадки вне аэродрома.

8.4.2.2. Радиосвязное оборудование должно со­ответствовать требованиям, предъявляемым для подтверждения его пригодности к установке на воздушное судно (см. 25.1301(а*)), при этом АФУ радиостанций МВ диапазона, являющиеся частью конструкции планера, а также АФУ радиостанций ДКМВ диапазона сертифицируются совместно с самолетом.

8.4.2.3. Для обеспечения безопасного продол­жения и завершения полета при отказах основных источников электроэнергии в соответствии с тре­бованиями 25.1351 должно быть обеспечено функ­ционирование как минимум:

— аппаратуры внутренней связи;

— аппаратуры речевой информации об особой ситуации;

— одной из двух радиостанций МВ диапазона;

— одного автоматического аварийного радио­маяка «КОСПАС-САРСАТ» МВ/ДМВ диапазона.

8.4.3. Состав радиосвязного оборудования

8.4.3.1. Состав радиосвязного оборудования определяется в зависимости от ожидаемых усло­вий эксплуатации самолета.

8.4.3.1.1. На самолетах, совершающих трассо­вые полеты, во время которых в течение всего по­лета обеспечивается связь радиостанциями МВ диапазона (разрывы в полях МВ связи, опреде­ленные для 80% эффективного радиогоризонта, не превышают 5 мин), устанавливаются:

— две радиостанции МВ диапазона;

— аппаратура внутренней связи;

— авиагарнитуры членов экипажа;

— аварийный радиомаяк «КОСПАС-САРСАТ» МВ/ДМВ диапазона, который приводится в дей­ствие автоматически и принудительно вручную экипажем из кабины пилотов;

— аварийно-спасательная радиостанция МВ диапазона.

8.4.3.1.2. На самолетах, совершающих полеты над труднодоступными и малонаселенными райо­нами и большими водными пространствами, устанавливаются:

— две радиостанции МВ диапазона;

— аппаратура внутренней связи;

— авиагарнитуры членов экипажа;

— два аварийных радиомаяка «КОСПАС-САР — САТ» МВ/ДМВ диапазона, из которых как мини­мум один приводится в действие автоматически и принудительно вручную экипажем из кабины пи­лотов, а второй является аварийно-спасательным (автономным) и используется вне самолета после аварийной посадки;

— аварийно-спасательная радиостанция МВ диапазона.

8.4.3.1.3. На самолетах, совершающих трассо­вые полеты, во время которых связь в МВ диапа­зоне обеспечивается не полностью, устанавлива­ются одна радиостанция ДКМВ диапазона, если разрывы в полях МВ связи, определенные для 80% эффективного радиогоризонта, превышают

5 мин, и две радиостанции ДКМВ диапазона при разрыве, превышающем 1 ч, в дополнение к обо­рудованию, перечисленному в 8.4.3.1.1 и 8.4.3.1.2.

8.4.3.1.4. На самолетах, совершающих полеты в полярных широтах вне зоны действия МВ ра­диосвязи со службами УВД, должно быть устано­влено радиосвязное оборудование, обеспечиваю­щее двустороннюю связь со службами УВД в лю­бой момент полета.

8.4.3.2. Дополнительно к радиосвязному обо­рудованию, перечисленному в 8.4.3.1, должна устанавливаться аппаратура речевой информации

6 особой ситуации, если это необходимо для дан­ного типа самолета.

8.4.4. Требования к радиосвязному оборудова­нию

8.4.4Л. Радиостанции МВ диапазона

8.4.4.1.1. Радиостанции МВ диапазона дол­жны обеспечивать в пределах дальности дей­ствия оперативную связь непосредственно меж­ду экипажем и диспетчерскими службами УВД в телефонном режиме.

8.4.4.1.2. Качество двусторонней связи борто­вых радиостанций с наземной радиостанцией на стоянке, при движении по аэродрому и при по­лете в зоне аэродрома должно быть не хуже 4 баллов по пятибалльной шкале.

8.4.4.1.3. Дальность двусторонней радиосвязи на курсовых углах (0 ± 30)° и (180 ± 30)° при го­ризонтальном положении самолета должна быть не менее 80% эффективного радиогоризонта на высоте крейсерского полета при качестве связи не хуже 3 баллов по пятибалльной шкале.

Примечание. Значение эффективного радиогори­зонта вычисляется по формуле

D= 4,12(^/H;+VH2),

где

D — эффективный радиогоризонт при стандартном коэффициенте рефракции, км;

Н1 — высота подъема антенны наземной радиостан­ции, м;

Н2 — высота полета самолета, м.

4,12 — масштабный коэффициент радиогоризонта,

км/Тм.

8.4.4.1.4. Дальность двусторонней радиосвязи при любых курсовых углах, кроме указанных в

8.4.4.1.3, при горизонтальном положении самоле­та должна быть не менее 65% эффективного ра­диогоризонта на высоте крейсерского полета при качестве связи не хуже 3 баллов по пятибалльной шкале.

8.4.4.1.5. Дальность двусторонней радиосвя­зи в нормальном режиме набора высоты и сни­жения, а также при максимальных кренах в ре­жиме крейсерского полета должна быть не ме­нее 60% эффективного радиогоризонта на вы­соте крейсерского полета при качестве связи не хуже 3 баллов по пятибалльной шкале.

Примечание. Для самолетов с крейсерской высотой полета более 6000 м допускается вы­полнение требований 8.4.4.1.3 — 8.4.4.1.5 по дальности радиосвязи на любой высоте полета, но не менее чем 6000 м.

8.4.4.2. Радиостанции ДМКВ диапазона

8.4.4.2.1. Радиостанции ДКМВ диапазона должны обеспечивать связь экипажа самолета со службой (пунктами) управления воздушным движением в случаях когда связь через ра­диостанции МВ диапазона не может быть осу­ществлена.

8.4.4.2.2. Дальность радиосвязи должна быть не менее 60% максимальной дальности полета самолета при качестве связи не хуже 3 баллов по пятибалльной шкале.

Примечание. Надежность связи обеспечивается комплексом организационно-техниче­ских мероприятий (прогнозирование частот связи, использование разнесен­ных наземных центров связи и т. д.).

8.4.4.4. Аппаратура внутренней связи авиа­ционная (АВСА)

8.4.4.4.1. АВСА совместно с авиагарнитура­ми, микротелефонными трубками и громкого­ворителями должна обеспечивать внутреннюю телефонную связь между всеми членами экипа­жа, в том числе с бортпроводниками (если в со­ставе экипажа имеются бортпроводники), вы­ход на внешнюю двухстороннюю связь через бортовые радиостанции, прием сигналов спе­циального назначения, подключение аппарату­ры записи переговоров, оповещение пассажи­ров в салоне на любых режимах полета с рабо­чих мест пилотов и бортпроводников, в том чи­сле при рулении и на стоянке самолета.

8.4.4.4.2. Качество внутренней связи между всеми членами экипажа на земле и на всех эта­пах полета должно быть не хуже 4 баллов по пя­тибалльной шкале.

8.4.4.4.3. Качество оповещения пассажиров на всех этапах полета, в том числе при рулении и на стоянке самолета, должно быть не хуже 4 баллов по пятибалльной шкале.

8.4.4.5. Авиагарнитуры членов экипажа

8.4.4.5.1. Авиагарнитуры членов экипажа должны обеспечивать совместно с АВСА и ра­диостанциями внутреннюю и внешнюю связь в условиях окружающего акустического шума.

8.4.4.6. Аварийно-спасательные радиостанции и радиомаяки

8.4.4.6.1. Аварийные радиомаяки «КОСПАС-САРСАТ» МВ/ДМВ диапазона должны обеспечивать передачу сигналов для определения координат места аварии самолета и привода поисково-спасательных средств в район аварии. Аварийно-спасательные радио­станции МВ диапазона должны обеспечивать передачу сигналов для привода поисково-спа­сательных средств в район аварии и двусторон­нюю радиосвязь экипажа (пассажиров) потер­певшего аварию самолета.

Аварийные радиомаяки «КОСПАС-САРСАТ» МВ/ДМВ диапазона должны одновременно ра­ботать на частотах 121,5 и 406 МГц. Аварийно­спасательные радиостанции МВ диапазона должны работать на частоте 121,5 МГц.

8.4.4.6.2. Аварийно-спасательные радио­станции МВ диапазона и аварийные радиомая­ки «КОСПАС-САРСАТ» МВ/ДМВ диапазона (кроме неотделяемых) должны быть легкосъем­ными и размещены в местах, удобных для их быстрого снятия при аварийной эвакуации.

8.4.4.1. Аппаратура речевой информации об особой ситуации

8.4.4.7.1. Аппаратура речевой информации об особой ситуации должна обеспечивать авто­матическое речевое оповещение экипажа путем передачи стандартного сообщения из числа предварительно записанных на носителе ин­формации.

8.4.4.7.2. Разборчивость речевой информа­ции должна быть не хуже 4 баллов по пятибал­льной шкале на всех этапах полета (на фоне других сообщений внутренней или внешней связи допускается ухудшение разборчивости при условии выполнения требований, предъя­вляемых к звуковой сигнализации в 8.9.4).

8.4.5. Антенно-фидерные устройства (АФУ)

Настоящие требования распространяются на все установленные на самолете АФУ ра­диосвязного оборудования, а также на обтека­тели антенн (в части их свойств, влияющих на характеристики АФУ).

8.4.5.1. Общие требования к антенно-фидер­ным устройствам

8.4.5.1.1. Конструкция АФУ должна обеспе­чивать механическую прочность, соответствую­щую ожидаемым условиям эксплуатации само­лета и месту их размещения.

8.4.5.1.2. При размещении антенн на самоле­те должны быть предусмотрены меры против повреждения выступающих антенн в процессе наземного обслуживания самолета.

8.4.5.1.3. Диэлектрические элементы АФУ и обтекатели антенн, входящие в конструкцию са­молета, должны быть сконструированы, изгото­влены и установлены на самолете таким обра­зом, чтобы во всех ожидаемых условиях эксплу­атации обеспечивалось требуемое качество функционирования связанного с АФУ оборудо­вания и параметры АФУ соответствовали требо­ваниям 8.4.5.

8.4.5.1.4. Переходное сопротивление между фланцами крепления антенн и корпусом само­лета должно быть не более 600 мкОм. При нали­чии дополнительных установочных элементов суммарная величина переходного сопротивле­ния между фланцами антенны и корпусом само­лета должна быть не более 2000 мкОм.

8.4.5.1.5. Сопротивление изоляции АФУ при температуре не выше +35 °С и относительной влажности не более 80% должно быть не менее 20 МОм, а во всех остальных ожидаемых услови­ях эксплуатации не менее 1 МОм при рабочем напряжении не более 0,4 кВ и не менее 2 МОм на каждый полный или неполный киловольт при рабочем напряжении АФУ более 0,4 кВ.

Примечание. Допускается снижение сопротивле­ния изоляции до 1 МОм, если обеспе­чивается соответствие оборудования требованиям 8.4.

8.4.5.1.6. Конструкция и размещение на самолете соединений антенны с фидерным трактом и аппара­турой должны обеспечивать возможность рассты­ковки и подключения измерительной аппаратуры.

8.4.5.1.7. Конструкция и размещение антенн, включая обтекатели, должны обеспечивать нор­мальное функционирование подключенной к ним аппаратуры при работе в условиях обледенения.

8.4.5.1.8. При конструировании и размещении антенн должны быть приняты необходимые меры по их защите от статического электричества.

8.4.5.1.9. При конструировании и размещении антенн должны быть предусмотрены необходимые меры по их защите от ударов молнии.

8.4.5.1.10. АФУ должны быть сконструированы и размещены на самолете таким образом, чтобы меж­ду ними обеспечивались необходимые развязки. Ре­комендуется, чтобы развязки на рабочих частотах составляли:

— не менее 35 дБ между АФУ радиостанций МВ диапазона;

— не менее 35 дБ между АФУ радиостанций МВ диапазона и курсовым АФУ радиотехнического оборудования посадки (АФУ радиотехнического оборудования угломерной системы VOR).

8.4.5.2. Требования к АФУ радиостанций МВ диапазона

8.4.5.2.1. Коэффициент стоячей волны по напряжению (КСВН) на входе АФУ должен быть не более 3.

8.4.5.2.2. КПД фидера питания, соединяю­щего антенну с радиостанцией, должен быть не менее 0,5.

Примечание. В случае если дальность и качество связи обеспечиваются, КПД фидера питания не нормируется.

8.4.5.2.3. Неравномерность распределения вертикальной составляющей поля в горизон­тальной плоскости не должна превышать 12 дБ.

Примечание. Допускается увеличение неравномер­ности на курсовых углах (90 ± 60)° и (270 ± 60)° в секторах, имеющих ши­рину не более 10° на уровне минус 4 дБ от максимума диаграммы напра­вленности, если при этом выполня­ются требования 8.4.4.1.4.

8.4.5.3. Требования к АФУ радиостанций ДКМВ диапазонов

8.4.5.3.1. Антенны и антенные согласующие устройства (АСУ) должны обеспечивать на­стройку радиостанций во всем рабочем диапа­зоне частот в полете и на земле.

8.4.5.3.2. АСУ должны размещаться в непо­средственной близости от антенны. Длина ан­тенного ввода должна быть:

— не более 1 м для антенн емкостного типа;

— не более 0,25 м для антенн индуктивного типа.

Примечание. Антенным вводом считается находя­щаяся под металлической обшивкой самолета часть проводника, соеди­няющего АФУ и возбудитель антенны.

8.4.5.3.3. Антенный ввод должен быть на­дежно изолирован и закреплен, чтобы исклю­чить возможность прикосновения к металличе­ским частям конструкции и нарушения изоля­ции ввода в процессе полета.

8.4.5.3.4. Конструкция элементов пере­дающих АФУ должна обеспечивать работу установленного на самолете передатчика без коронирования и электрических пробоев.

8.4.5.3.5. Должно быть показано, что требо­вания, приведенные в 8.4 для ДКМВ связи, вы­полняются при замене экземпляра радиостан­ции и/или элементов АФУ с учетом рекоменда­ций, изложенных в эксплуатационной доку­ментации на самолет.

8.4.5.4. Требования к АФУ автоматических аварийных радиомаяков «КОСПАС-САРСАТ» МВ/ДМВ диапазона

8.4.5.4.1. Рабочая полоса частот АФУ должна составлять:

—121,5 МГц ±7 кГц в МВ диапазоне;

— 406,018 — 406,035 МГц в ДМВ диапазоне.

8.4.5.4.2. Для обеспечения работы оборудо­вания в соответствии с требованиями, предъя­вляемыми для подтверждения его пригодности к установке на воздушное судно, АФУ должно быть размещено на самолете согласно рекомен­дациям нормативно-технической документа­ции (НТД) на оборудование в части формиро­вания необходимых зон обзора.

8.4.5.4.3. Коэффициент стоячей волны по напряжению (КСВН) на входе АФУ должен быть не более 1,5.