РАДИОТЕХНИЧЕСКОЕ. ОБОРУДОВАНИЕ НАВИЕАЦИИ,. ПОСАДКИ И УПРАВЛЕНИЯ. ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ
8.3.2.1. Радиотехническое оборудование навигации, посадки и УВД должно соответствовать требованиям, предъявляемым для подтверждения его пригодности к установке на воздушное судно (см. 25.1301(а*)), при этом АФУ РТО НП и УВД, являющиеся частью конструкции планера, сертифицируются совместно с самолетом.
8.3.2.2. Для обеспечения безопасного продолжения и завершения полета при отказах основных источников электроэнергии в соответствии с требованиями 25.1351 должно быть обеспечено функционирование как минимум одного из комплектов (если их несколько) следующих видов радиотехнического оборудования:
— аппаратуры посадки СП, ILS, маркерного приемника, MLS, оборудования посадки ДМВ диапазона или только маркерного приемника, если аппаратура СП, ILS, MLS, оборудование посадки ДМВ диапазона не являются обязательными для данного типа самолета;
— радиокомпаса.
При этом допускается функционирование только одной из систем посадки, используемой на выбранном аэродроме.
8.3.3. Состав радиотехнического оборудования навигации, посадки и управления воздушным движением
8.З. З.1. Для обеспечения самолетовождения с требуемой точностью на самолете должно быть установлено следующее радиотехническое оборудование навигации, посадки и управления воздушным движением:
— радиотехническое оборудование измерения малых высот;
— радиотехническое оборудование посадки;
— радиокомпас;
— радиолокационный ответчик УВД;
— радиолокационное метеонавигационное оборудование.
Примечания: 1. Радиолокационное метеонавигационное оборудование может не устанавливаться на самолетах, если они предназначены для полетов по ПВП.
2. Допускается, чтобы радиотехническое оборудование посадки состояло только из маркерного приемника, если ожидаемыми условиями эксплуатации не предусматривается заход на посадку по маякам СП, ILS, MLS и ДМВ диапазона.
3. Допускается, чтобы радиотехническое оборудование посадки состояло только из угломерного оборудования при наличии маркерного приемника, если ожидаемыми условиями эксплуатации не предусматривается использование даль — номерной функции MLS.
8.3.3.2. Если указанного в 8.3.3.1 оборудования по составу и характеристикам недостаточно для выполнения требований по обеспечению необходимой точности навигации и посадки и/или допустимой загрузки экипажа, то состав дополнительного оборудования определяется исходя из ОУЭ.
8.3.4. Требования к радиотехническому оборудованию навигации, посадки и управления воздушным движением
8.3.4.1. Радиотехническое оборудование измерения малых высот
8.3.4.1.1. Радиотехническое оборудование измерения малых высот совместно с другим оборудованием должно обеспечивать:
— измерение истинной высоты полета с необходимой точностью;
— выдачу информации об истинной высоте и отказах для визуальной индикации экипажу и в виде электрических сигналов в другое бортовое оборудование, если эти сигналы используются;
— выдачу экипажу сигналов предупреждения о снижении самолета до заранее установленной истинной высоты.
8.3.4.1.2. Радиотехническое оборудование измерения малых высот должно обеспечивать выполнение указанных выше функций при всех эксплутационных значениях крена и тангажа, а также при всех возможных конфигурациях самолета.
8.3.4.2. Радиотехническое оборудование посадки
8.3.4.2.1. Радиотехническое оборудование посадки СП, ILS
8.3.4.2.1.1. Радиотехническое оборудование посадки должно обеспечивать при работе с наземными системами посадки СП и ILS:
— определение положения самолета относительно линий курса и глиссады радиомаячных систем с точностями и до высот, соответствующими посадочному минимуму, установленному для данного самолета;
— выдачу информации о положении самолета относительно линий курса и глиссады радиомаячных систем и об отказах для визуальной индикации экипажу и в виде электрических сигналов в другое бортовое оборудование, если эти сигналы используются;
— выдачу информации о пролете маркерных радиомаяков (МРМ) в виде визуальной и звуковой сигнализации, а также возможность выдачи этой информации в виде электрических сигналов в другое бортовое оборудование.
Примечания: 1. На самолетах, ожидаемыми условиями эксплуатации которых не предусматривается заход на посадку по курсо-глиссадным маякам СП и ILS, определение и выдача информации о положении самолета относительно линии курса и глиссады не являются обязательными.
2. Конструктивно оборудование, обеспечивающее выдачу информации о пролете маркерных маяков в виде визуальной и звуковой сигнализации, а также возможность выдачи этой информации в виде электрических сигналов в другое бортовое оборудование, может как входить в состав другого оборудования, так и использоваться самостоятельно.
8.3.4.2.1.2. Работоспособность курсового канала радиотехнического оборудования посадки должна обеспечиваться во всех ожидаемых условиях эксплуатации:
— на удалении не менее 45 км при относительной высоте полета над аэродромом 600 м в пределах линейной зоны радиомаяка и отклонении продольной оси самолета в горизонтальной плоскости от направления на радиомаяк до ±20°;
— на удалении не менее 18 км при относительной высоте полета над аэродромом 300 м и отклонении продольной оси самолета в горизонтальной плоскости от направления на радиомаяк до ±90°. При этом чувствительность курсового приемника должна быть не хуже, чем наименьшее из значений U, и U _, рассчитанное по
доп1 доп2’ г
формулам:
U, = 14,3 . 10G1/20; U 2 = 32,1 . 10G2/20,
доп1 доп2
где:
идоп1 — допустимая чувствительность курсового приемника, рассчитанная для удаления 45 км (напряженность поля маяка 40 мкВ/м) при ориентации продольной оси самолета в пределах углов ±20° от направления на маяк, мкВ;
идоп2 — допустимая чувствительность курсового приемника, рассчитанная для удаления 18 км (напряженность поля маяка 90 мкВ/м) при ориентации продольной оси самолета в пределах углов ±90° от направления на маяк, мкВ;
G: — наименьшее возможное значение коэффициента усиления АФУ относительно полуволнового вибратора в секторе ±20° относительно направления полета в горизонтальной плоскости, определенное по результатам измерений на данном типе самолета, дБ;
G2 — наименьшее возможное значение коэффициента усиления АФУ относительно полуволнового вибратора в секторе ±90° относительно направления полета в горизонтальной плоскости, определенное по результатам измерений на данном типе самолета, дБ.
8.3.4.2.1.3. Работоспособность глиссадного канала радиотехнического оборудования посадки должна обеспечиваться во всех ожидаемых условиях эксплуатации на удалении не менее 18 км при относительной высоте полета над аэродромом 300 м в пределах ±8° от оси ВПП относительно глиссадного радиомаяка и отклонении продольной оси самолета в горизонтальной плоскости от направления на радиомаяк до ±45°. При этом чувствительность глиссадного приемника должна быть не хуже, чем идоп, рассчитанное по формуле
U = 47,3 . 10G/20,
доп
где:
идоп — допустимая чувствительность глисса — дного приемника, рассчитанная для удаления 18 км (напряженность поля маяка 400 мкВ/м) при ориентации продольной оси самолета в пределах углов ±45° от направления на маяк, мкВ;
G — наименьшее возможное значение коэффициента усиления АФУ относительно полуволнового вибратора в секторе ±45° относительно направления полета в горизонтальной плоскости, определенное по результатам измерений на данном типе самолета, дБ.
8.3.4.2.1.4. Качество сигналов отклонения от линии курса и глиссады должно быть таким, чтобы обеспечивалось приемлемое качество пилотирования во всех режимах захода на посадку, принятых для данного самолета.
8.3.4.2.1.5. Сигнализация световая и/или звуковая при пролете маркерных маяков при заходе на посадку по линиям курса и глиссады должна обеспечиваться в зоне: над дальним МРМ — (600±200) м, над ближним (средним) МРМ — (300±100) м, при угле наклона глиссады от 2,5 до 3°.
8.3.4.2.2. Радиотехническое оборудование посадки MLS
8.3.4.2.2.1. Радиотехническое оборудование посадки MLS должно обеспечивать при работе с наземными маяками MLS:
— определение положения самолета по азимуту, углу места и дальности относительно соответствующих маяков и определение положения самолета относительно заданной траектории с точностями и до высот, соответствующими посадочному минимуму, установленному для данного самолета;
— выдачу азимутальной, угломестной и даль — номерной информации и информации об отклонении от заданной траектории и отказах для визуальной индикации экипажу и в виде электрических сигналов в другое бортовое оборудование, если эти сигналы используются;
— прием разовых команд («Запрет перестройки», «Воздух-земля», «Взлет-посадка»), выдаваемых другими бортовыми системами, необходимых для обеспечения выполнения оборудованием MLS требуемых функций;
— выдачу электрических сигналов об основных и вспомогательных данных, передаваемых маяками MLS, и индикацию основных данных.
Примечание. Устройства индикации могут не входить в состав MLS.
8.3.4.2.2.2. Требование 8.3.4.2.2.1 должно обеспечиваться во всех ожидаемых условиях эксплуатации при минимальном значении допустимой плотности потока мощности в регламентируемой зоне действия системы.
8.3.4.2.2.3. Качество азимутальных, угломестных и дальномерных сигналов и основных данных должно быть таким, чтобы обеспечивалось приемлемое качество пилотирования во всех режимах захода на посадку, принятых для данного типа самолета.
8.3.4.2.3. Радиотехническое оборудование посадки дециметрового диапазона
8.3.4.2.3.1. Радиотехническое оборудование посадки дециметрового диапазона должно обеспечивать при работе с наземными маяками посадки ДМВ диапазона:
— определение положения самолета относительно линии курса и глиссады радиомаячных систем с точностями и до высот, соответствующими посадочному минимуму, установленному для данного самолета;
— определение дальности самолета до ретранслятора дальномера;
— выдачу информации о положении самолета относительно линий курса и глиссады радиомаячных систем и об отказах для визуальной индикации экипажу и в виде электрических сигналов в другое бортовое оборудование, если эти сигналы используются;
— выдачу информации о дальности в виде электрических сигналов для визуальной индикации экипажу и в другое бортовое оборудование.
8.3.4.2.3.2. Работоспособность курсового канала радиотехнического оборудования посадки ДМВ диапазона должна обеспечиваться на удалении от маяка не менее 45 км при относительной высоте полета над аэродромом 600 м.
8.3.4.2.3.3. Работоспособность глиссадного канала радиотехнического оборудования посадки ДМВ диапазона должна обеспечиваться на удалении от маяка не менее 18 км при относительной высоте полета над аэродромом 300 м.
8.3.4.2.3.4. Работоспособность дальномерного канала радиотехнического оборудования посадки ДМВ диапазона должна обеспечиваться на удалении от маяка не менее 50 км при относительной высоте полета над аэродромом 600 м.
8.3.4.2.3.5. Качество сигналов отклонения от линий курса и глиссады должно быть таким, чтобы обеспечивалось приемлемое качество пилотирования во всех режимах захода на посадку, принятых для данного типа самолета.
8.3.4.3.1. Радиокомпас должен обеспечивать совместно с другим оборудованием:
— получение отсчетов курсовых углов радиостанции (КУР) и выдачу информации об отказах для визуальной индикации экипажу и в виде электрических сигналов в другое бортовое оборудование, если эти сигналы используются;
— осуществление полета на радиостанцию и от нее;
— определение пеленга на радиостанцию и от нее;
— выдачу сигналов опознавания наземных радиостанций.
8.3.4.3.2. На удалениях от радиостанции, где напряженность поля сигнала составляет 70 мкВ/м, погрешность по КУР должна быть не более ±3° на КУР 0 и 180° и ±5° — на остальных КУР.
8.3.4.3.3. При пролете над приводной радиостанцией зона неустойчивой работы автоматического радиокомпаса (АРК) не должна превышать истинной высоты полета.
Примечание. На самолетах, на которых АРК является резервным средством навигации, допускается увеличение зоны неустойчивой работы АРК до 1,5 Н, где Н — истинная высота полета.
8.3.4.4. Радиолокационные ответчики УВД
8.3.4.4.1. Радиолокационный ответчик УВД должен обеспечить работу с вторичными наземными радиолокаторами на трассах и в зонах аэродромов.
Потребные режимы работы ответчика («УВД», «RBS» или «S») определяются в зависимости от ожидаемых условий эксплуатации самолета.
Неселективный ответчик УВД должен обеспечивать прием запросных сигналов и излучение ответных сигналов, содержащих координатный код и информационный код, включающий в себя как минимум следующую информацию: номер самолета, барометрическую высоту полета, сигнал бедствия, специальный импульс идентификации положения.
Адресный ответчик УВД кроме вышеизложенного должен обеспечивать прием запросных сигналов в адресных форматах и выдачу содержащейся в них информации бортовым потребителям, а также выдачу соответствующих ответов адресным запросчикам с передачей информации в адресных форматах сигналов от бортовых датчиков.
Адресный ответчик должен работать на разнесенные антенны.
8.3.4.4.2. Дальность действия радиолокационного ответчика УВД должна быть не менее
D = 0,75[4,12(Vh;+VH2)],
где:
D — дальность, км;
H — высота установки антенны наземного радиолокатора, м;
Н2 — высота полета самолета, м;
0,75 — безразмерный коэффициент;
4.12 — масштабный коэффициент радиогоризонта, км/^м.
при работе с вторичными радиолокаторами, регламентируемая зона действия которых обеспечивает эту дальность.
8.3.4.4.3. Погрешность передачи ответчиком УВД показаний барометрической высоты пилотажных приборов, которые используются для выдерживания заданного профиля полета, не должна превышать ±37,5 м с вероятностью 0,95.
8.3.4.5. Радиотехническое оборудование ближней навигации (угломерно-дальномерное) дециметрового диапазона
8.3.4.5.1. Радиотехническое оборудование ближней навигации должно обеспечивать в зоне действия радиомаяков:
— определение азимута и дальности самолета относительно маяка с точностью, необходимой для самолетовождения по установленным воздушным коридорам;
— выдачу информации об азимуте, дальности и об отказах для визуальной индикации экипажу и в виде электрических сигналов в другое бортовое оборудование, если эти сигналы используются.
8.3.4.5.2. Дальность действия радиотехнического оборудования ближней навигации должна быть не менее
D = 0,75|4l2(VH;+VH2)],
где:
D — дальность, км;
Н1 — высота установки антенны наземного радиомаяка, м;
Н2 — высота полета самолета, м;
0,75 — безразмерный коэффициент;
4.12 — масштабный коэффициент радиогоризонта, км/^м.
на высотах до 9800 м при работе с наземными маяками, регламентируемая зона действия которых обеспечивает эту дальность.
8.3.4.6. Радиотехническое оборудование угломерной системы VOR
8.3.4.6.1. Радиотехническое оборудование угломерной системы VOR должно обеспечивать в зоне действия радионавигационных маяков:
— определение углового положения самолета относительно маяков угломерной системы VOR с точностью, необходимой для пилотирования самолета по установленным воздушным коридорам совместно с другим оборудованием, в направлениях на маяк и от маяка;
— выдачу информации об угловом положении самолета и об отказах для визуальной индикации экипажу и в виде электрических сигналов в другое бортовое оборудование, если эти сигналы используются.
8.3.4.6.2. Дальность действия радиотехнического оборудования угломерной системы VOR должна быть не менее
Б = 0,75[4,12(л/Н1+л/Н2)],
где:
D — дальность, км;
Н — высота установки антенны наземного радиомаяка, м;
Н2 — высота полета самолета, м;
0,75 — безразмерный коэффициент;
4,12 — масштабный коэффициент радиогоризонта, кмД/м
в секторе ±30° от продольной оси самолета и 0,8D для остальных боковых пеленгов при работе с наземными маяками, регламентируемая зона действия которых обеспечивает эту дальность.
При этом чувствительность приемника VOR должна быть не хуже, чем наименьшее из значений U, и U., рассчитанное по формулам:
доп1 доп2’ г ~г г J
U = 31,3 . 10G1/20; U 2 = 78,3 . 10G2/20,
доп1 доп2
где:
идоп1 — допустимая чувствительность приемника VOR, рассчитанная для удаления D (напряженность поля маяка 90 мкВ/м) при ориентации продольной оси самолета в пределах углов ±30° от направления на маяк, мкВ;
идоп2 — допустимая чувствительность приемника VOR, рассчитанная для удаления 0,8D (напряженность поля маяка 225 мкВ/м) при ориентации продольной оси самолета за пределами углов ±30° от направления на маяк, мкВ;
G: — наименьшее возможное значение коэффициента усиления АФУ относительно полуволнового вибратора в секторе ±30° относительно продольной оси самолета, определенное по результатам измерений на данном типе самолета, дБ;
G2 — наименьшее возможное значение коэффициента усиления АФУ относительно полуволнового вибратора в секторе ±180° относительно продольной оси самолета, определенное по результатам измерений на данном типе самолета, дБ.
8.3.4.7. Радиотехническое оборудование даль — номерной системы DME
8.3.4.7.1. Радиотехническое оборудование дальномерной системы DME должно обеспечивать:
— определение дальности самолета относительно маяков системы с точностью, необходимой для пилотирования самолета совместно с другим оборудованием по установленным воздушным коридорам и для осуществления посадки;
— выдачу информации о дальности и об отказах для визуальной индикации экипажу на собственный индикатор и/или на пилотажно-навигационные приборы, а также в виде электрических сигналов в другое бортовое оборудование, если эти сигналы используются.
8.3.4.7.2. Дальность действия радиотехнического оборудования дальномерной системы DME в навигационном режиме должна быть не менее
D = 0,75[4,12(Vh;+VH2)],
где:
D — дальность, км;
H — высота установки антенны наземного радиомаяка, м;
Н2 — высота полета самолета, м;
0,75 — безразмерный коэффициент;
4,12 — масштабный коэффициент радиогоризонта, км/ — у/м
на высотах до 9800 м при работе с наземными маяками, регламентируемая зона действия которых обеспечивает эту дальность. Дальность действия DME в режиме посадки должна обеспечиваться при минимальном значении допустимой плотности потока мощности в регламентированной зоне действия маяка.
8.3.4.8. Доплеровские измерители путевой скорости и угла сноса (ДИСС)
Доплеровские измерители при полете на высотах не менее 10 м над любой поверхностью (в том числе над водной поверхностью при волнении, большем (или равном) 2 баллов) и при эволюциях самолета с эксплуатационными значениями углов крена и тангажа совместно с другим оборудованием должны обеспечивать:
— определение путевой скорости и угла сноса самолета с требуемыми точностью и диапазонами их значений;
— выдачу информации о путевой скорости, угле сноса и об отказах для визуальной индикации экипажу, а также в виде электрических сигналов в другое бортовое оборудование, если эти сигналы используются.
Примечание. Допускаются переходы ДИСС в режим «Память» при углах крена более 30°.
8.3.4.9. Радиолокационное метеонавигационное оборудование
8.3.4.9.1. Радиолокационное метеонавигационное оборудование совместно с другим оборудованием должно обеспечивать:
— получение и отображение информации об опасных метеообразованиях на экранах устройств отображения информации (индикаторе радиолокационного метеонавигационного оборудования или системы экранной индикации) на расстоянии, достаточном для их обхода на безопасном удалении, а при прерывании отображения (вне зависимости от режима работы оборудования) — сигнализацию о наличии опасных метеообразований в заданной зоне в направлении полета самолета;
— определение углового положения и расстояния до наблюдаемых наземных ориентиров или метеообразований;
— выдачу информации об отказах оборудования в виде визуальной индикации экипажу, а также в виде электрических сигналов в другое бортовое оборудование, если эти сигналы используются.
8.3.4.9.2. Отображаемая информация о метеообразованиях должна давать представление об их взаимном местоположении в плоскости визирования, а информация о земной поверхности должна позволять производить распознавание наземных ориентиров.
8.3.4.9.3. Устройства отображения информации должны быть сконструированы и установлены таким образом и в таком месте, чтобы обеспечивалась возможность использования информации радиолокационного метеонавигационного оборудования первым и вторым пилотами в любых возможных условиях освещенности в кабине экипажа.
8.3.4.10. Радиотехническое оборудование дальней навигации
Радиотехническое оборудование дальней навигации совместно с другим оборудованием должно обеспечивать в зоне действия наземных радиомаяков:
— определение местоположения самолета с точностью, необходимой для самолетовождения по установленным воздушным коридорам;
— выдачу информации о местоположении самолета и об отказах для визуальной индикации экипажу, а также в виде электрических сигналов в другое бортовое оборудование, если эти сигналы используются.
8.3.4.11. Радиотехническое оборудование спутниковой навигации
Радиотехническое оборудование спутниковой навигации совместно с другим оборудованием должно обеспечивать:
— определение географических координат самолета с точностью, необходимой для самолетовождения по установленным воздушным коридорам;
— выдачу информации о географических координатах и об отказах для визуальной индикации экипажу, а также в виде электрических сигналов в другое бортовое оборудование, если эти сигналы используются.
8.3.4.12. Радиотехническое оборудование предупреждения и предотвращения столкновений (БСПС)
8.3.4.12.1 Радитехническое оборудование предупреждения и предотвращения столкновений должно совмесно с другим оборудованием обеспечивать:
— определение дальности, скорости и разности высот между самолетами, пеленга на другой самолет, оставшегося времени до столкновения и степени опасности сближения с точностью, необходимой для предотвращения столкновений;
— выдачу информации экипажу для визуальной индикации о дальности до другого самолета и разности высот между самолетами, его пеленге, степени опасности сближения, о воздушной обстановке вцелом и отказе оборудования;
— выработку и выдачу для визуальной индикации рекомендаций экипажу по выполнению маневров увода самолета от возможного столкновения с приближающимся самолетом.
8.3.5. Антенно-фидерные устройства (АФУ)
Требования 8.3.5 распространяются на все установленные на самолете АФУ радиотехнического оборудования навигации, посадки и управления воздушным движением, а также на обтекатели антенн (в части их свойств, влияющих на характеристики АФУ).
8.3.5.1.Общие требования к антенно-фидерным устройствам
8.3.5.1.1. Конструкция АФУ должна обеспечивать механическую прочность, соответствующую ожидаемым условиям эксплуатации самолета и месту их размещения.
8.3.5.1.2. При размещении антенн на самолете должны быть предусмотрены меры против повреждения выступающих антенн в процессе наземного обслуживания самолета.
8.3.5.1.3. Диэлектрические элементы АФУ и обтекатели антенн, входящие в конструкцию самолета, должны быть сконструированы, изготовлены и установлены на самолете таким образом, чтобы во всех ожидаемых условиях эксплуатации обеспечивалось требуемое качество функционирования связанного с АФУ оборудования и параметры АФУ соответствовали требованиям 8.3.5.
8.3.5.1.4. Переходное сопротивление между фланцами крепления антенн и корпусом самолета должно быть не более 600 мкОм. При наличии дополнительных установочных элементов суммарная величина переходного сопротивления между фланцем антенны и корпусом самолета должна быть не более 2000 мкОм.
8.3.5.1.5. Сопротивление изоляции АФУ при температуре не выше +З5 °С и относительной влажности не более 80% должно быть не менее 20 МОм, а во всех остальных ожидаемых условиях эксплуатации не менее 1 МОм (при рабочем напряжении АФУ не выше 0,4 кВ).
8.3.5.1.6. Конструкция и размещение на самолете соединений антенны с фидерным трактом и аппаратурой должны обеспечивать возможность расстыковки и подключения измерительной аппаратуры.
8.3.5.1.7. Конструкция и размещение антенн, включая обтекатели, должны обеспечивать нормальное функционирование подключенной к ним аппаратуры при работе в условиях обледенения.
8.3.5.1.8. При конструировании и размещении антенн должны быть приняты необходимые меры по их защите от статического электричества.
8.3.5.1.9. При конструировании АФУ и их размещении на самолете должны быть приняты необходимые меры по их защите от ударов молнии, исключающие возможность возникновения аварийной или катастрофической ситуации.
8.3.5.1.10. АФУ должны быть сконструированы и размещены на самолете таким образом, чтобы обеспечивались необходимые развязки между передающими и приемными АФУ, при этом рекомендуется, чтобы:
— развязка между АФУ радиотехнического оборудования посадки, а также угломерной системы VOR и АФУ радиостанций МВ диапазона на рабочих частотах была не менее 35 дБ;
— для антенн радиотехнического оборудования измерения малых высот расстояние между центрами приемной и передающей антенн (D) было не менее 1 м при соблюдении условия На > 1,37D, где На — высота установки антенны над землей в момент касания шасси ВПП при посадке самолета. Допускается уменьшение D до 0,6 м при обеспечении выполнения требований 8.З.4.1.
8.3.5.2. Требования к АФУ радиотехнического оборудования измерения малых высот
8.3.5.2.1. Диапазон рабочих частот АФУ должен составлять 4200 — 4400 МГц.
8.3.5.2.2. Для обеспечения работы оборудования в соответствии с требованиями 8.3.4.1 АФУ радиотехнического оборудования измерения малых высот должны быть размещены таким образом, чтобы:
— отклонение плоскостей раскрывов антенн от горизонтальной плоскости самолета не превышало 5°;
— в телесном угле раскрывов антенн с плоским углом при вершине не менее 90° отсутствовали выступающие элементы конструкции;
— поляризация передающей и приемной антенн каждого комплекта совпадала.
8.3.5.3. Требования к курсовым АФУ радиотехнического оборудования посадки ILS, СП
8.3.5.3.1. Диапазон рабочих частот АФУ должен составлять 108 — 112 МГц.
8.3.5.3.2. Коэффициент стоячей волны по напряжению (КСВН) на выходе АФУ должен быть не более 5.
8.3.5.3.3. Неравномерность распределения горизонтальной составляющей поля в горизонтальной плоскости в переднем секторе ±90° относительно продольной оси самолета должна быть не более 12 дБ.
Примечания: 1. Рекомендуется, чтобы коэффициент усиления АФУ в горизонтальной плоскости в направлении полета по сравнению с максимумом излучения полуволнового вибратора был не менее минус 10 дБ при наличии одного или двух выходов и не менее минус 13 дБ при наличии трех выходов (с учетом затухания в фидерном тракте не более 1 дБ).
2. При работе АФУ, имеющего один выход, с двумя или более приемниками выходом АФУ считается точка подключения фидера к общему входу приемников.
8.3.5.3.4. Поляризация поля должна быть преимущественно горизонтальной. Ослабление вертикальной составляющей поля антенны по отношению к горизонтальной составляющей в направлении вперед вдоль продольной оси самолета должно быть не менее 10 дБ.
8.3.5.3.5. При наличии у антенны двух или трех выходов развязка между выходами АФУ должна быть не менее 6 дБ.
8.3.5.3.6. При использовании курсовой антенны на самолете в качестве антенны угломерной системы VOR она должна также удовлетворять требованиям 8.3.5.10.
8.3.5.4. Требования к глиссадным АФУ радиотехнического оборудования посадки ILS, СП
8.3.5.4.1. Диапазон рабочих частот АФУ должен составлять 328,6 — 335,4 МГц.
8.3.5.4.2. Коэффициент стоячей волны по напряжению (КСВН) на выходе АФУ должен быть не более 5.
8.3.5.4.3. Неравномерность распределения горизонтальной составляющей поля в горизонтальной плоскости в переднем секторе ±45° относительно продольной оси самолета должна быть не более 6 дБ.
Примечания: 1. Рекомендуется, чтобы коэффициент усиления АФУ в горизонтальной плоскости в направлении полета по сравнению с максимумом излучения полуволнового вибратора был не менее минус 12 дБ при наличии одного или двух выходов и не менее минус 15 дБ при наличии трех выходов (с учетом затухания фидерного тракта не более 2 дБ).
2. При работе АФУ, имеющего один выход, с двумя или более приемниками выходом АФУ считается точка подключения фидера к общему входу приемников.
8.3.5.4.4. Поляризация поля должна быть преимущественно горизонтальной. Ослабление вертикальной составляющей поля антенны по отношению к горизонтальной составляющей в направлении вперед вдоль продольной оси самолета должно быть не менее 10 дБ.
8.3.5.4.5. При наличии у антенны двух или трех выходов развязка между выходами АФУ должна быть не менее 6 дБ.
8.3.5.4.6. Антенна должна быть размещена на самолете таким образом, чтобы обеспечивалось безопасное расстояние от самой нижней точки самолета до препятствий или поверхности земли при снижении по глиссаде в процессе захода на посадку во всех ожидаемых условиях эксплуатации.
8.3.5.5. Требования к маркерным АФУ радиотехнического оборудования посадки
8.3.5.5.1. Рабочая частота маркерных АФУ должна составлять (75±0,1) МГц. Поляризация поля — горизонтальная.
8.3.5.5.2. Коэффициент стоячей волны по напряжению на выходе АФУ должен быть не более 5.
8.3.5.5.3. Маркерная антенна должна быть размещена на самолете таким образом, чтобы обеспечивался обзор нижней полусферы.
8.3.5.6. Требования к АФУ радиокомпасов
8.3.5.6.1. Требования к ненаправленной антенне, входящей в конструкцию самолета
8.3.5.6.1.1. Диапазон рабочих частот АФУ должен составлять 0,15 — 1,75 МГц.
8.3.5.6.1.2. Действующая высота ненаправленной антенны должна быть не менее 0,1 м.
8.3.5.6.1.3. Емкость ненаправленной антенны должна быть не менее 24 пФ.
8.3.5.6.1.4. Ненаправленная антенна должна быть размещена на самолете таким образом, чтобы обеспечивалась индикация момента пролета приводной радиостанции с требуемой точностью.
8.3.5.6.1.5. Ненаправленная и рамочная антенны должны быть размещены таким образом, чтобы обеспечивалось выполнение требований, изложенных в 8.3.4.3.
8.3.5.6.2. Требования к блоку совмещенных антенн, входящему в комплект поставки АРК
8.3.5.6.2.1. Диапазон рабочих частот должен составлять 0,15 — 1,75 МГц.
8.3.5.6.2.2. Для обеспечения работы оборудования в соответствии с требованиями 8.3.4.3 блок совмещенных антенн АРК должен быть размещен таким образом, чтобы:
— обеспечивалась отметка момента пролета приводной радиостанции с требуемой точностью;
— выполнялись требования к размещению блока совмещенных антенн на самолете, изложенные в эксплуатационной документации (ЭД) на радиокомпас.
8.3.5.7. Требования к АФУ радиолокационных ответчиков для режима «УВД»
8.3.5.7.1. Диапазон рабочих частот АФУ должен составлять:
— в приемном режиме:
(837,5±4) МГц, поляризация поля — горизонтальная;
(1030±3) МГц, поляризация поля — вертикальная;
— в передающем режиме:
(740±3) МГц, поляризация поля — горизонтальная.
8.3.5.7.2. Коэффициент стоячей волны по напряжению АФУ должен быть:
— в диапазоне (837,5 ± 4) МГц — не более 5;
— в диапазоне (1030 ± 3) МГц — не более 2;
— в диапазоне (740 ± 3) МГц — не более 2,5.
8.3.5.7.3. Зона видимости АФУ, определенная на удалении, составляющем 75% дальности действия ответчика, не должна иметь провалов в горизонтальной плоскости при эксплуатационных углах крена и тангажа.
Примечание. Допускаются отдельные случайные пропадания отметки самолета на время одного-двух оборотов антенны наземного радиолокатора при скорости вращения не менее 6 об/мин.
8.3.5.8. Требования к АФУ радиолокационных ответчиков для режимов «RBS», «S»
8.3.5.8.1. Диапазон рабочих частот АФУ должен составлять:
— в приемном режиме — (1030 ± 3) МГц;
— в передающем режиме — (1090 ± 3) МГц.
Поляризация поля — вертикальная.
8.3.5.8.2. Коэффициент стоячей волны по напряжению АФУ должен быть не более 2.
8.3.5.8.3. Зона видимости АФУ, определенная на удалении, составляющем 75% дальности действия ответчика, не должна иметь провалов в горизонтальной плоскости при эксплуатационных углах крена и тангажа.
Примечание. Допускаются отдельные случайные пропадания отметки самолета на время одного-двух оборотов антенны наземного радиолокатора при скорости вращения не менее 6 об/мин.
8.3.5.8.4. Затухание в фидере между антенной и радиолокационным ответчиком должно быть не более 5 дБ.
8.3.5.9. Требования к АФУ радиотехнического оборудования ближней навигации (угломерно — дальномерного) дециметрового диапазона
8.3.5.9.1. Диапазон рабочих частот АФУ должен составлять:
— в приемном режиме — 873,6 — 1000,5 МГц;
— в передающем режиме — 726 — 813 МГц.
Поляризация поля — горизонтальная.
8.3.5.9.2. Коэффициент стоячей волны по напряжению на входе АФУ должен быть:
— в приемном диапазоне — не более 5;
— в передающем диапазоне — не более 2,5.
8.3.5.9.3. Зона видимости АФУ, определенная на расстоянии, составляющем 75% дальности прямой видимости от радиомаяка, не должна иметь провалов в горизонтальной плоскости при полете с нулевыми кренами. Неравномерность распределения горизонтальной составляющей поля в горизонтальной плоскости должна быть не более 12 дБ.
Примечания: 1. установке на самолете двухантенного АФУ допускаются отдельные интерференционные провалы в боковых направлениях (90 ± 40)° и (270 ± 40)°, не влияющие на работу оборудования.
2. Если на самолете установлено АФУ, состоящее из нескольких антенн, поочередно подключаемых к аппаратуре с помощью специального коммутирующего устройства, то процесс переключения не должен нарушать нормальной работы оборудования.
8.3.5.9.4. При использовании АФУ радиотехнического оборудования ближней навигации в качестве АФУ радиотехнического оборудования посадки дециметрового диапазона оно должно также удовлетворять требованиям
8.3.5.17.
8.3.5.10. Требования к АФУ радиотехнического оборудования угломерной системы VOR
8.3.5.10.1. Диапазон рабочих частот АФУ должен составлять 108 — 117,975 МГц.
8.3.5.10.2. Коэффициент стоячей волны по напряжению на выходе АФУ не должен превышать 5.
8.3.5.10.3. Диаграмма направленности АФУ в горизонтальной плоскости должна быть всенаправленной. Неравномерность диаграммы направленности должна быть не более 20 дБ.
Примечания: 1. Рекомендуется, чтобы коэффициент усиления АФУ в горизонтальной плоскости в направлении продольной оси самолета по сравнению с максимумом излучения полуволнового вибратора был не менее минус 12 дБ при наличии у АФУ одного выхода (с учетом затухания в фидерном тракте не более 3 дБ).
2. При работе АФУ, имеющего один выход, с двумя или более приемниками выходом АФУ считается точка подключения фидера к общему входу приемников.
8.3.5.10.4. Поляризация поля должна быть преимущественно горизонтальной. Ослабление вертикальной составляющей поля антенны в направлении продольной оси самолета по отношению к горизонтальной составляющей должно быть не менее 10 дБ.
8.3.5.10.5. При использовании навигационной антенны угломерной системы VOR в качестве курсовой антенны радиотехнического оборудования посадки она должна также удовлетворять требованиям 8.3.5.3.
8.3.5.11. Требования к АФУ радиотехнического оборудования дальномерной системы DME
8.3.5.11.1. Диапазон рабочих частот АФУ должен составлять 962 — 1215 МГц. Поляризация поля — вертикальная.
8.3.5.11.2. Коэффициент стоячей волны по напряжению на входе АФУ должен быть не более 2.
8.3.5.11.3. Зона видимости АФУ в навигационном режиме, определенная на расстоянии, составляющем 75% дальности прямой видимости от радиомаяка, не должна иметь провалов в горизонтальной плоскости при полете с нулевыми кренами.
Зона видимости АФУ в посадочном режиме, определенная вблизи границы регламентированной зоны действия наземного радиомаяка, не должна иметь более одного провала длительностью более 10 с в горизонтальной плоскости при выполнении каждого из виражей с кренами 10°. Выполняются левые и правые виражи.
Примечание. При выполнении виражей наземный радиомаяк должен быть вне зоны выполнения виражей.
8.3.5.11.4. Затухание в фидере между антенной и приемопередатчиком радиотехнического оборудования дальномерной системы DМЕ должно быть не более 5.
8.3.5.12. Требования к АФУ доплеровских измерителей путевой скорости и угла сноса
8.3.5.12.1. Диапазон рабочих частот АФУ должен составлять (13325±75) МГц.
8.3.5.12.2. Для обеспечения работы доплеровского измерителя путевой скорости и угла сноса в соответствии с требованиями 8.3.4.8 АФУ должно размещаться в нижней части фюзеляжа таким образом, чтобы:
— в рабочей зоне лучей приемной и передающей антенн при любых конфигурациях самолета не находились выступающие элементы конструкции самолета;
— в непосредственной близости от АФУ не находились агрегаты с незакрытыми движущимися деталями;
— при наличии диэлектрического обтекателя, входящего в конструкцию самолета, обеспечивалась необходимая развязка между приемной и передающей антеннами.
8.3.5.13. Требования к АФУ радиолокационного метеонавигационного оборудования
8.3.5.13.1. Диапазон рабочих частот АФУ должен составлять (9345±30) МГц.
8.3.5.13.2. Для обеспечения работы радиоло — кационого метеонавигационного оборудования в соответствии с требованиями 8.3.4.9 антенна должна быть размещена таким образом, чтобы обеспечивался обзор в заданном секторе.
8.3.5.14. Требования к АФУ оборудования дальней навигации
8.3.5.14.1. Требования к антенне аппаратуры дальней навигации (АДН), не входящей в комплект поставки АДН.
8.3.5.14.1.1. Диапазон рабочих частот АФУ должен составлять 10 — 130 кГц. Диапазон рабочих частот может быть сокращен в зависимости от рабочих режимов, задействованных в сопрягаемом оборудовании дальней навигации.
8.3.5.14.1.2. Поляризация поля — вертикальная.
8.3.5.14.1.3. Действующая высота ненаправленной антенны (Ид) должна быть не менее 0,3 м, емкость — не менее 100 пф, паразитная емкость — не более 10 пф. Допускается Ид > 0,1 м при выполнении требований 8.3.4.10.
8.3.5.14.1.4. Антенна должна быть размещена в верхней или нижней части фюзеляжа в плоскости симметрии самолета.
8.3.5.14.2. Требования к блоку антенны, входящему в комплект поставки аппаратуры дальней навигации АДН.
8.3.5.14.2.1. Диапазон рабочих частот должен составлять 10 — 130 кГц. Диапазон рабочих частот может быть сокращен в зависимости от рабочих режимов, задействованных в сопрягаемом оборудовании дальней навигации.
8.3.5.14.2.2. Для обеспечения работы оборудования в соответствии с требованиями 8.3.4.10 блок антенны АДН должен быть размещен сверху или снизу фюзеляжа и ориентирован в направлении полета в горизонтальном положении таким образом, чтобы выполнялись требования к размещению, включая выбор места установки блока антенн, изложенные в эксплуатационной документации на оборудование АДН.
8.3.5.15. Требования к АФУ радиотехнического оборудования посадки MLS
8.3.5.15.1. Диапазон рабочих частот АФУ должен составлять 5031 — 5090,7 МГц. Поляризация поля — вертикальная.
8.3.5.15.2. Для обеспечения работы оборудования в соответствии с требованиями п. 8.3.4.2.2 АФУ должны быть размещены на самолете таким образом, чтобы обеспечивались требуемые зоны обзора.
8.3.5.15.3. Коэффициент стоячей волны по напряжению на входе АФУ должен быть не более 2.
8.3.5.16. Требования к АФУ оборудования спутниковой навигации
8.3.5.16.1. Диапазон рабочих частот АФУ должен составлять (1575,42 ± 12) МГц при работе оборудования спутниковой навигации по сигналам GPS. При работе оборудования спутниковой навигации по сигналам ГЛОНАСС диапазон рабочих частот должен составлять от ^ — 5,75 МГц до f + 5,75 МГц (где ^ и f — верхняя и нижняя несущие частоты ГЛОНАСС, используемые сопрягаемым с АФУ оборудованием спутниковой навигации).
8.3.5.16.2. Для обеспечения работы оборудования спутниковой навигации в соответствии с требованиями 8.3.4.11 антенна должна быть размещена таким образом, чтобы обеспечивался обзор верхней полусферы и выполнялись требования к размещению, в том числе к выбору места установки антенны, изложенные в эксплуатационной документации на оборудование спутниковой навигации.
8.3.5.17. Требования к АФУ радиотехнического оборудования посадки дециметрового диапазона
8.3.5.17.1. Диапазон рабочих частот АФУ должен составлять:
— в приемном режиме — 905,1 — 966,9 МГц;
— в передающем режиме — 772,0 — 808,0 МГц. Поляризация поля — горизонтальная.
8.3.5.17.2. Коэффициент стоячей волны по напряжению на входе АФУ должен быть:
— в приемном режиме — не более 5;
— в передающем режиме — не более 2,5.
8.3.5.17.3. Неравномерность распределения горизонтальной составляющей поля в горизонтальной плоскости в переднем секторе ±90° относительно продольной оси самолета должна быть не более 12 дБ. При этом максимум диаграммы направленности должен находиться в пределах указанного сектора.
Примечание. Если на самолете установлено АФУ, состоящее из нескольких антенн, поочередно подключаемых к аппаратуре с помощью специального коммутирующего устройства, то процесс переключения не должен нарушать нормальной работы оборудования.
8.3.5.17.4. При использовании АФУ радиотехнического оборудования посадки дециметрового диапазона в качестве АФУ радиотехнического оборудования ближней навигации оно должно также удовлетворять требованиям
8.3.5.9.
8.3.5.18. Требования к АФУ оборудования предупреждения и предотвращения столкновений (БСПС)
8.3.5.18.1. Диапазон рабочих частот АФУ должен составлять:
— в передающем режиме — (1030 ± 3) МГц;
— в приемном режиме — (1090 ± 3) МГц.
Поляризация поля — вертикальная.
8.3.5.18.2. Для обеспечения работы оборудования в соответствии с требованиями 8.3.4.12.1 АФУ должно быть размещено на самолете согласно рекомендациям нормативно-технической документации (НТД) на оборудование в части формирования необходимых зон обзора.
8.3.5.18.3. Коэффициент стоячей волны по напряжению АФУ должен быть не более 2.