РАДИОТЕХНИЧЕСКОЕ. ОБОРУДОВАНИЕ НАВИЕАЦИИ,. ПОСАДКИ И УПРАВЛЕНИЯ. ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ

8.3.2. Общие требования

8.3.2.1. Радиотехническое оборудование нави­гации, посадки и УВД должно соответствовать требованиям, предъявляемым для подтвержде­ния его пригодности к установке на воздушное судно (см. 25.1301(а*)), при этом АФУ РТО НП и УВД, являющиеся частью конструкции планера, сертифицируются совместно с самолетом.

8.3.2.2. Для обеспечения безопасного продол­жения и завершения полета при отказах основ­ных источников электроэнергии в соответствии с требованиями 25.1351 должно быть обеспечено функционирование как минимум одного из ком­плектов (если их несколько) следующих видов радиотехнического оборудования:

— аппаратуры посадки СП, ILS, маркерного приемника, MLS, оборудования посадки ДМВ диапазона или только маркерного приемника, если аппаратура СП, ILS, MLS, оборудование посадки ДМВ диапазона не являются обязатель­ными для данного типа самолета;

— радиокомпаса.

При этом допускается функционирование только одной из систем посадки, используемой на выбранном аэродроме.

8.3.3. Состав радиотехнического оборудова­ния навигации, посадки и управления воздушным движением

8.З. З.1. Для обеспечения самолетовождения с требуемой точностью на самолете должно быть установлено следующее радиотехническое оборудование навигации, посадки и управле­ния воздушным движением:

— радиотехническое оборудование измере­ния малых высот;

— радиотехническое оборудование посадки;

— радиокомпас;

— радиолокационный ответчик УВД;

— радиолокационное метеонавигационное оборудование.

Примечания: 1. Радиолокационное метеонавигаци­онное оборудование может не уста­навливаться на самолетах, если они предназначены для полетов по ПВП.

2. Допускается, чтобы радиотехниче­ское оборудование посадки состояло только из маркерного приемника, если ожидаемыми условиями эк­сплуатации не предусматривается за­ход на посадку по маякам СП, ILS, MLS и ДМВ диапазона.

3. Допускается, чтобы радиотехниче­ское оборудование посадки состоя­ло только из угломерного оборудо­вания при наличии маркерного приемника, если ожидаемыми ус­ловиями эксплуатации не преду­сматривается использование даль — номерной функции MLS.

8.3.3.2. Если указанного в 8.3.3.1 оборудова­ния по составу и характеристикам недостаточ­но для выполнения требований по обеспече­нию необходимой точности навигации и посад­ки и/или допустимой загрузки экипажа, то со­став дополнительного оборудования определя­ется исходя из ОУЭ.

8.3.4. Требования к радиотехническому обо­рудованию навигации, посадки и управления воздушным движением

8.3.4.1. Радиотехническое оборудование изме­рения малых высот

8.3.4.1.1. Радиотехническое оборудование измерения малых высот совместно с другим оборудованием должно обеспечивать:

— измерение истинной высоты полета с необходимой точностью;

— выдачу информации об истинной высоте и отказах для визуальной индикации экипажу и в виде электрических сигналов в другое бортовое оборудование, если эти сигналы используются;

— выдачу экипажу сигналов предупрежде­ния о снижении самолета до заранее устано­вленной истинной высоты.

8.3.4.1.2. Радиотехническое оборудование измерения малых высот должно обеспечивать выполнение указанных выше функций при всех эксплутационных значениях крена и тан­гажа, а также при всех возможных конфигура­циях самолета.

8.3.4.2. Радиотехническое оборудование по­садки

8.3.4.2.1. Радиотехническое оборудование по­садки СП, ILS

8.3.4.2.1.1. Радиотехническое оборудование посадки должно обеспечивать при работе с на­земными системами посадки СП и ILS:

— определение положения самолета относи­тельно линий курса и глиссады радиомаячных систем с точностями и до высот, соответствую­щими посадочному минимуму, установленно­му для данного самолета;

— выдачу информации о положении самоле­та относительно линий курса и глиссады радио­маячных систем и об отказах для визуальной индикации экипажу и в виде электрических сигналов в другое бортовое оборудование, если эти сигналы используются;

— выдачу информации о пролете маркерных радиомаяков (МРМ) в виде визуальной и зву­ковой сигнализации, а также возможность вы­дачи этой информации в виде электрических сигналов в другое бортовое оборудование.

Примечания: 1. На самолетах, ожидаемыми усло­виями эксплуатации которых не предусматривается заход на посад­ку по курсо-глиссадным маякам СП и ILS, определение и выдача информации о положении самолета относительно линии курса и глис­сады не являются обязательными.

2. Конструктивно оборудование, обес­печивающее выдачу информации о пролете маркерных маяков в виде визуальной и звуковой сигнализа­ции, а также возможность выдачи этой информации в виде электриче­ских сигналов в другое бортовое оборудование, может как входить в состав другого оборудования, так и использоваться самостоятельно.

8.3.4.2.1.2. Работоспособность курсового ка­нала радиотехнического оборудования посадки должна обеспечиваться во всех ожидаемых усло­виях эксплуатации:

— на удалении не менее 45 км при относитель­ной высоте полета над аэродромом 600 м в преде­лах линейной зоны радиомаяка и отклонении продольной оси самолета в горизонтальной пло­скости от направления на радиомаяк до ±20°;

— на удалении не менее 18 км при относитель­ной высоте полета над аэродромом 300 м и от­клонении продольной оси самолета в горизон­тальной плоскости от направления на радиомаяк до ±90°. При этом чувствительность курсового приемника должна быть не хуже, чем наимень­шее из значений U, и U _, рассчитанное по

доп1 доп2’ г

формулам:

U, = 14,3 . 10G1/20; U 2 = 32,1 . 10G2/20,

доп1 доп2

где:

идоп1 — допустимая чувствительность курсово­го приемника, рассчитанная для удаления 45 км (напряженность поля маяка 40 мкВ/м) при ори­ентации продольной оси самолета в пределах углов ±20° от направления на маяк, мкВ;

идоп2 — допустимая чувствительность курсово­го приемника, рассчитанная для удаления 18 км (напряженность поля маяка 90 мкВ/м) при ори­ентации продольной оси самолета в пределах углов ±90° от направления на маяк, мкВ;

G: — наименьшее возможное значение ко­эффициента усиления АФУ относительно по­луволнового вибратора в секторе ±20° относи­тельно направления полета в горизонтальной плоскости, определенное по результатам изме­рений на данном типе самолета, дБ;

G2 — наименьшее возможное значение ко­эффициента усиления АФУ относительно полуволнового вибратора в секторе ±90° отно­сительно направления полета в горизонтальной плоскости, определенное по результатам изме­рений на данном типе самолета, дБ.

8.3.4.2.1.3. Работоспособность глиссадного канала радиотехнического оборудования по­садки должна обеспечиваться во всех ожидае­мых условиях эксплуатации на удалении не ме­нее 18 км при относительной высоте полета над аэродромом 300 м в пределах ±8° от оси ВПП относительно глиссадного радиомаяка и откло­нении продольной оси самолета в горизонталь­ной плоскости от направления на радиомаяк до ±45°. При этом чувствительность глиссадного приемника должна быть не хуже, чем идоп, рас­считанное по формуле

U = 47,3 . 10G/20,

доп

где:

идоп — допустимая чувствительность глисса — дного приемника, рассчитанная для удаления 18 км (напряженность поля маяка 400 мкВ/м) при ориентации продольной оси самолета в пре­делах углов ±45° от направления на маяк, мкВ;

G — наименьшее возможное значение коэф­фициента усиления АФУ относительно полу­волнового вибратора в секторе ±45° относи­тельно направления полета в горизонтальной плоскости, определенное по результатам изме­рений на данном типе самолета, дБ.

8.3.4.2.1.4. Качество сигналов отклонения от линии курса и глиссады должно быть таким, чтобы обеспечивалось приемлемое качество пилотирования во всех режимах захода на по­садку, принятых для данного самолета.

8.3.4.2.1.5. Сигнализация световая и/или звуковая при пролете маркерных маяков при заходе на посадку по линиям курса и глиссады должна обеспечиваться в зоне: над дальним МРМ — (600±200) м, над ближним (средним) МРМ — (300±100) м, при угле наклона глисса­ды от 2,5 до 3°.

8.3.4.2.2. Радиотехническое оборудование по­садки MLS

8.3.4.2.2.1. Радиотехническое оборудование посадки MLS должно обеспечивать при работе с наземными маяками MLS:

— определение положения самолета по ази­муту, углу места и дальности относительно со­ответствующих маяков и определение положе­ния самолета относительно заданной траекто­рии с точностями и до высот, соответствующи­ми посадочному минимуму, установленному для данного самолета;

— выдачу азимутальной, угломестной и даль — номерной информации и информации об от­клонении от заданной траектории и отказах для визуальной индикации экипажу и в виде элек­трических сигналов в другое бортовое оборудо­вание, если эти сигналы используются;

— прием разовых команд («Запрет пере­стройки», «Воздух-земля», «Взлет-посадка»), выдаваемых другими бортовыми системами, необходимых для обеспечения выполнения оборудованием MLS требуемых функций;

— выдачу электрических сигналов об основ­ных и вспомогательных данных, передаваемых маяками MLS, и индикацию основных данных.

Примечание. Устройства индикации могут не вхо­дить в состав MLS.

8.3.4.2.2.2. Требование 8.3.4.2.2.1 должно обеспечиваться во всех ожидаемых условиях эксплуатации при минимальном значении до­пустимой плотности потока мощности в регла­ментируемой зоне действия системы.

8.3.4.2.2.3. Качество азимутальных, угло­местных и дальномерных сигналов и основных данных должно быть таким, чтобы обеспечива­лось приемлемое качество пилотирования во всех режимах захода на посадку, принятых для данного типа самолета.

8.3.4.2.3. Радиотехническое оборудование по­садки дециметрового диапазона

8.3.4.2.3.1. Радиотехническое оборудование посадки дециметрового диапазона должно обес­печивать при работе с наземными маяками по­садки ДМВ диапазона:

— определение положения самолета относи­тельно линии курса и глиссады радиомаячных систем с точностями и до высот, соответствую­щими посадочному минимуму, установленному для данного самолета;

— определение дальности самолета до ретран­слятора дальномера;

— выдачу информации о положении самолета относительно линий курса и глиссады радио­маячных систем и об отказах для визуальной ин­дикации экипажу и в виде электрических сигна­лов в другое бортовое оборудование, если эти сигналы используются;

— выдачу информации о дальности в виде электрических сигналов для визуальной индика­ции экипажу и в другое бортовое оборудование.

8.3.4.2.3.2. Работоспособность курсового ка­нала радиотехнического оборудования посадки ДМВ диапазона должна обеспечиваться на уда­лении от маяка не менее 45 км при относитель­ной высоте полета над аэродромом 600 м.

8.3.4.2.3.3. Работоспособность глиссадного канала радиотехнического оборудования посад­ки ДМВ диапазона должна обеспечиваться на удалении от маяка не менее 18 км при относи­тельной высоте полета над аэродромом 300 м.

8.3.4.2.3.4. Работоспособность дальномерно­го канала радиотехнического оборудования по­садки ДМВ диапазона должна обеспечиваться на удалении от маяка не менее 50 км при отно­сительной высоте полета над аэродромом 600 м.

8.3.4.2.3.5. Качество сигналов отклонения от линий курса и глиссады должно быть таким, чтобы обеспечивалось приемлемое качество пилотирования во всех режимах захода на по­садку, принятых для данного типа самолета.

8.3.4.3. Радиокомпасы (АРК)

8.3.4.3.1. Радиокомпас должен обеспечивать совместно с другим оборудованием:

— получение отсчетов курсовых углов ра­диостанции (КУР) и выдачу информации об отка­зах для визуальной индикации экипажу и в виде электрических сигналов в другое бортовое обору­дование, если эти сигналы используются;

— осуществление полета на радиостанцию и от нее;

— определение пеленга на радиостанцию и от нее;

— выдачу сигналов опознавания наземных ра­диостанций.

8.3.4.3.2. На удалениях от радиостанции, где на­пряженность поля сигнала составляет 70 мкВ/м, погрешность по КУР должна быть не бо­лее ±3° на КУР 0 и 180° и ±5° — на остальных КУР.

8.3.4.3.3. При пролете над приводной ра­диостанцией зона неустойчивой работы автома­тического радиокомпаса (АРК) не должна превы­шать истинной высоты полета.

Примечание. На самолетах, на которых АРК явля­ется резервным средством навигации, допускается увеличение зоны неу­стойчивой работы АРК до 1,5 Н, где Н — истинная высота полета.

8.3.4.4. Радиолокационные ответчики УВД

8.3.4.4.1. Радиолокационный ответчик УВД должен обеспечить работу с вторичными назем­ными радиолокаторами на трассах и в зонах аэро­дромов.

Потребные режимы работы ответчика («УВД», «RBS» или «S») определяются в зависимости от ожидаемых условий эксплуатации самолета.

Неселективный ответчик УВД должен обеспе­чивать прием запросных сигналов и излучение ответных сигналов, содержащих координатный код и информационный код, включающий в себя как минимум следующую информацию: номер самолета, барометрическую высоту полета, сиг­нал бедствия, специальный импульс идентифи­кации положения.

Адресный ответчик УВД кроме вышеизло­женного должен обеспечивать прием запросных сигналов в адресных форматах и выдачу содержа­щейся в них информации бортовым потребите­лям, а также выдачу соответствующих ответов ад­ресным запросчикам с передачей информации в адресных форматах сигналов от бортовых датчи­ков.

Адресный ответчик должен работать на разне­сенные антенны.

8.3.4.4.2. Дальность действия радиолокацион­ного ответчика УВД должна быть не менее

D = 0,75[4,12(Vh;+VH2)],

где:

D — дальность, км;

H — высота установки антенны наземного радиолокатора, м;

Н2 — высота полета самолета, м;

0,75 — безразмерный коэффициент;

4.12 — масштабный коэффициент радиого­ризонта, км/^м.

при работе с вторичными радиолокаторами, ре­гламентируемая зона действия которых обеспе­чивает эту дальность.

8.3.4.4.3. Погрешность передачи ответчиком УВД показаний барометрической высоты пило­тажных приборов, которые используются для выдерживания заданного профиля полета, не должна превышать ±37,5 м с вероятностью 0,95.

8.3.4.5. Радиотехническое оборудование ближней навигации (угломерно-дальномерное) дециметрового диапазона

8.3.4.5.1. Радиотехническое оборудование ближней навигации должно обеспечивать в зо­не действия радиомаяков:

— определение азимута и дальности самоле­та относительно маяка с точностью, необходи­мой для самолетовождения по установленным воздушным коридорам;

— выдачу информации об азимуте, дально­сти и об отказах для визуальной индикации экипажу и в виде электрических сигналов в другое бортовое оборудование, если эти сигна­лы используются.

8.3.4.5.2. Дальность действия радиотехниче­ского оборудования ближней навигации дол­жна быть не менее

D = 0,75|4l2(VH;+VH2)],

где:

D — дальность, км;

Н1 — высота установки антенны наземного радиомаяка, м;

Н2 — высота полета самолета, м;

0,75 — безразмерный коэффициент;

4.12 — масштабный коэффициент радиогори­зонта, км/^м.

на высотах до 9800 м при работе с наземными маяками, регламентируемая зона действия кото­рых обеспечивает эту дальность.

8.3.4.6. Радиотехническое оборудование угло­мерной системы VOR

8.3.4.6.1. Радиотехническое оборудование угломерной системы VOR должно обеспечивать в зоне действия радионавигационных маяков:

— определение углового положения самоле­та относительно маяков угломерной системы VOR с точностью, необходимой для пилотиро­вания самолета по установленным воздушным коридорам совместно с другим оборудованием, в направлениях на маяк и от маяка;

— выдачу информации об угловом положе­нии самолета и об отказах для визуальной ин­дикации экипажу и в виде электрических сиг­налов в другое бортовое оборудование, если эти сигналы используются.

8.3.4.6.2. Дальность действия радиотехниче­ского оборудования угломерной системы VOR должна быть не менее

Б = 0,75[4,12(л/Н1+л/Н2)],

где:

D — дальность, км;

Н — высота установки антенны наземного радиомаяка, м;

Н2 — высота полета самолета, м;

0,75 — безразмерный коэффициент;

4,12 — масштабный коэффициент радиогори­зонта, кмД/м

в секторе ±30° от продольной оси самолета и 0,8D для остальных боковых пеленгов при работе с на­земными маяками, регламентируемая зона дей­ствия которых обеспечивает эту дальность.

При этом чувствительность приемника VOR должна быть не хуже, чем наименьшее из зна­чений U, и U., рассчитанное по формулам:

доп1 доп2’ г ~г г J

U = 31,3 . 10G1/20; U 2 = 78,3 . 10G2/20,

доп1 доп2

где:

идоп1 — допустимая чувствительность прием­ника VOR, рассчитанная для удаления D (на­пряженность поля маяка 90 мкВ/м) при ориен­тации продольной оси самолета в пределах углов ±30° от направления на маяк, мкВ;

идоп2 — допустимая чувствительность прием­ника VOR, рассчитанная для удаления 0,8D (напряженность поля маяка 225 мкВ/м) при ориентации продольной оси самолета за преде­лами углов ±30° от направления на маяк, мкВ;

G: — наименьшее возможное значение коэф­фициента усиления АФУ относительно полувол­нового вибратора в секторе ±30° относительно продольной оси самолета, определенное по ре­зультатам измерений на данном типе самолета, дБ;

G2 — наименьшее возможное значение коэф­фициента усиления АФУ относительно полувол­нового вибратора в секторе ±180° относительно продольной оси самолета, определенное по ре­зультатам измерений на данном типе самолета, дБ.

8.3.4.7. Радиотехническое оборудование даль — номерной системы DME

8.3.4.7.1. Радиотехническое оборудование дальномерной системы DME должно обеспечи­вать:

— определение дальности самолета относи­тельно маяков системы с точностью, необходи­мой для пилотирования самолета совместно с дру­гим оборудованием по установленным воздуш­ным коридорам и для осуществления посадки;

— выдачу информации о дальности и об отка­зах для визуальной индикации экипажу на соб­ственный индикатор и/или на пилотажно-нави­гационные приборы, а также в виде электриче­ских сигналов в другое бортовое оборудование, если эти сигналы используются.

8.3.4.7.2. Дальность действия радиотехниче­ского оборудования дальномерной системы DME в навигационном режиме должна быть не менее

D = 0,75[4,12(Vh;+VH2)],

где:

D — дальность, км;

H — высота установки антенны наземного радиомаяка, м;

Н2 — высота полета самолета, м;

0,75 — безразмерный коэффициент;

4,12 — масштабный коэффициент радиогори­зонта, км/ — у/м

на высотах до 9800 м при работе с наземными маяками, регламентируемая зона действия кото­рых обеспечивает эту дальность. Дальность дей­ствия DME в режиме посадки должна обеспечи­ваться при минимальном значении допустимой плотности потока мощности в регламентиро­ванной зоне действия маяка.

8.3.4.8. Доплеровские измерители путевой скорости и угла сноса (ДИСС)

Доплеровские измерители при полете на вы­сотах не менее 10 м над любой поверхностью (в том числе над водной поверхностью при волне­нии, большем (или равном) 2 баллов) и при эволюциях самолета с эксплуатационными значениями углов крена и тангажа совместно с другим оборудованием должны обеспечивать:

— определение путевой скорости и угла сно­са самолета с требуемыми точностью и диапа­зонами их значений;

— выдачу информации о путевой скорости, угле сноса и об отказах для визуальной индика­ции экипажу, а также в виде электрических сиг­налов в другое бортовое оборудование, если эти сигналы используются.

Примечание. Допускаются переходы ДИСС в режим «Память» при углах крена более 30°.

8.3.4.9. Радиолокационное метеонавигацион­ное оборудование

8.3.4.9.1. Радиолокационное метеонавига­ционное оборудование совместно с другим обо­рудованием должно обеспечивать:

— получение и отображение информации об опасных метеообразованиях на экранах уст­ройств отображения информации (индикаторе радиолокационного метеонавигационного обо­рудования или системы экранной индикации) на расстоянии, достаточном для их обхода на безо­пасном удалении, а при прерывании отображе­ния (вне зависимости от режима работы обору­дования) — сигнализацию о наличии опасных метеообразований в заданной зоне в направле­нии полета самолета;

— определение углового положения и рас­стояния до наблюдаемых наземных ориентиров или метеообразований;

— выдачу информации об отказах оборудования в виде визуальной индикации экипажу, а также в виде электрических сигналов в другое бортовое оборудование, если эти сигналы используются.

8.3.4.9.2. Отображаемая информация о метео­образованиях должна давать представление об их взаимном местоположении в плоскости визиро­вания, а информация о земной поверхности дол­жна позволять производить распознавание на­земных ориентиров.

8.3.4.9.3. Устройства отображения информации должны быть сконструированы и установлены та­ким образом и в таком месте, чтобы обеспечива­лась возможность использования информации ра­диолокационного метеонавигационного оборудо­вания первым и вторым пилотами в любых воз­можных условиях освещенности в кабине экипажа.

8.3.4.10. Радиотехническое оборудование дальней навигации

Радиотехническое оборудование дальней навигации совместно с другим оборудованием должно обеспечивать в зоне действия наземных радиомаяков:

— определение местоположения самолета с точностью, необходимой для самолетовожде­ния по установленным воздушным коридорам;

— выдачу информации о местоположении самолета и об отказах для визуальной индика­ции экипажу, а также в виде электрических сиг­налов в другое бортовое оборудование, если эти сигналы используются.

8.3.4.11. Радиотехническое оборудование спутниковой навигации

Радиотехническое оборудование спутнико­вой навигации совместно с другим оборудова­нием должно обеспечивать:

— определение географических координат самолета с точностью, необходимой для само­летовождения по установленным воздушным коридорам;

— выдачу информации о географических ко­ординатах и об отказах для визуальной индика­ции экипажу, а также в виде электрических сиг­налов в другое бортовое оборудование, если эти сигналы используются.

8.3.4.12. Радиотехническое оборудование пре­дупреждения и предотвращения столкновений (БСПС)

8.3.4.12.1 Радитехническое оборудование пре­дупреждения и предотвращения столкновений должно совмесно с другим оборудованием обес­печивать:

— определение дальности, скорости и разно­сти высот между самолетами, пеленга на другой самолет, оставшегося времени до столкновения и степени опасности сближения с точностью, не­обходимой для предотвращения столкновений;

— выдачу информации экипажу для визуаль­ной индикации о дальности до другого самолета и разности высот между самолетами, его пеленге, степени опасности сближения, о воздушной об­становке вцелом и отказе оборудования;

— выработку и выдачу для визуальной инди­кации рекомендаций экипажу по выполнению маневров увода самолета от возможного столк­новения с приближающимся самолетом.

8.3.5. Антенно-фидерные устройства (АФУ)

Требования 8.3.5 распространяются на все установленные на самолете АФУ радиотехни­ческого оборудования навигации, посадки и управления воздушным движением, а также на обтекатели антенн (в части их свойств, влия­ющих на характеристики АФУ).

8.3.5.1.Общие требования к антенно-фидер­ным устройствам

8.3.5.1.1. Конструкция АФУ должна обеспе­чивать механическую прочность, соответ­ствующую ожидаемым условиям эксплуатации самолета и месту их размещения.

8.3.5.1.2. При размещении антенн на само­лете должны быть предусмотрены меры против повреждения выступающих антенн в процессе наземного обслуживания самолета.

8.3.5.1.3. Диэлектрические элементы АФУ и обтекатели антенн, входящие в конструкцию самолета, должны быть сконструированы, из­готовлены и установлены на самолете таким образом, чтобы во всех ожидаемых условиях эксплуатации обеспечивалось требуемое каче­ство функционирования связанного с АФУ оборудования и параметры АФУ соответство­вали требованиям 8.3.5.

8.3.5.1.4. Переходное сопротивление между фланцами крепления антенн и корпусом само­лета должно быть не более 600 мкОм. При на­личии дополнительных установочных элемен­тов суммарная величина переходного сопро­тивления между фланцем антенны и корпусом самолета должна быть не более 2000 мкОм.

8.3.5.1.5. Сопротивление изоляции АФУ при температуре не выше +З5 °С и относительной влажности не более 80% должно быть не менее 20 МОм, а во всех остальных ожидаемых усло­виях эксплуатации не менее 1 МОм (при рабо­чем напряжении АФУ не выше 0,4 кВ).

8.3.5.1.6. Конструкция и размещение на са­молете соединений антенны с фидерным трак­том и аппаратурой должны обеспечивать воз­можность расстыковки и подключения измери­тельной аппаратуры.

8.3.5.1.7. Конструкция и размещение ан­тенн, включая обтекатели, должны обеспечи­вать нормальное функционирование подклю­ченной к ним аппаратуры при работе в усло­виях обледенения.

8.3.5.1.8. При конструировании и размеще­нии антенн должны быть приняты необходи­мые меры по их защите от статического элек­тричества.

8.3.5.1.9. При конструировании АФУ и их размещении на самолете должны быть приняты необходимые меры по их защите от ударов мол­нии, исключающие возможность возникнове­ния аварийной или катастрофической ситуации.

8.3.5.1.10. АФУ должны быть сконструиро­ваны и размещены на самолете таким образом, чтобы обеспечивались необходимые развязки между передающими и приемными АФУ, при этом рекомендуется, чтобы:

— развязка между АФУ радиотехнического оборудования посадки, а также угломерной си­стемы VOR и АФУ радиостанций МВ диапазо­на на рабочих частотах была не менее 35 дБ;

— для антенн радиотехнического оборудова­ния измерения малых высот расстояние между центрами приемной и передающей антенн (D) было не менее 1 м при соблюдении условия На > 1,37D, где На — высота установки антенны над землей в момент касания шасси ВПП при посадке самолета. Допускается уменьшение D до 0,6 м при обеспечении выполнения требований 8.З.4.1.

8.3.5.2. Требования к АФУ радиотехнического оборудования измерения малых высот

8.3.5.2.1. Диапазон рабочих частот АФУ дол­жен составлять 4200 — 4400 МГц.

8.3.5.2.2. Для обеспечения работы оборудо­вания в соответствии с требованиями 8.3.4.1 АФУ радиотехнического оборудования измере­ния малых высот должны быть размещены та­ким образом, чтобы:

— отклонение плоскостей раскрывов антенн от горизонтальной плоскости самолета не пре­вышало 5°;

— в телесном угле раскрывов антенн с пло­ским углом при вершине не менее 90° отсут­ствовали выступающие элементы конструкции;

— поляризация передающей и приемной ан­тенн каждого комплекта совпадала.

8.3.5.3. Требования к курсовым АФУ радио­технического оборудования посадки ILS, СП

8.3.5.3.1. Диапазон рабочих частот АФУ дол­жен составлять 108 — 112 МГц.

8.3.5.3.2. Коэффициент стоячей волны по напряжению (КСВН) на выходе АФУ должен быть не более 5.

8.3.5.3.3. Неравномерность распределения горизонтальной составляющей поля в горизон­тальной плоскости в переднем секторе ±90° от­носительно продольной оси самолета должна быть не более 12 дБ.

Примечания: 1. Рекомендуется, чтобы коэффици­ент усиления АФУ в горизонталь­ной плоскости в направлении поле­та по сравнению с максимумом из­лучения полуволнового вибратора был не менее минус 10 дБ при на­личии одного или двух выходов и не менее минус 13 дБ при наличии трех выходов (с учетом затухания в фидерном тракте не более 1 дБ).

2. При работе АФУ, имеющего один выход, с двумя или более приемни­ками выходом АФУ считается точка подключения фидера к общему вхо­ду приемников.

8.3.5.3.4. Поляризация поля должна быть преимущественно горизонтальной. Ослабле­ние вертикальной составляющей поля антенны по отношению к горизонтальной составляю­щей в направлении вперед вдоль продольной оси самолета должно быть не менее 10 дБ.

8.3.5.3.5. При наличии у антенны двух или трех выходов развязка между выходами АФУ должна быть не менее 6 дБ.

8.3.5.3.6. При использовании курсовой ан­тенны на самолете в качестве антенны угломер­ной системы VOR она должна также удовлетво­рять требованиям 8.3.5.10.

8.3.5.4. Требования к глиссадным АФУ радио­технического оборудования посадки ILS, СП

8.3.5.4.1. Диапазон рабочих частот АФУ дол­жен составлять 328,6 — 335,4 МГц.

8.3.5.4.2. Коэффициент стоячей волны по напряжению (КСВН) на выходе АФУ должен быть не более 5.

8.3.5.4.3. Неравномерность распределения горизонтальной составляющей поля в горизон­тальной плоскости в переднем секторе ±45° от­носительно продольной оси самолета должна быть не более 6 дБ.

Примечания: 1. Рекомендуется, чтобы коэффици­ент усиления АФУ в горизонталь­ной плоскости в направлении поле­та по сравнению с максимумом из­лучения полуволнового вибратора был не менее минус 12 дБ при нали­чии одного или двух выходов и не менее минус 15 дБ при наличии трех выходов (с учетом затухания фидерного тракта не более 2 дБ).

2. При работе АФУ, имеющего один выход, с двумя или более приемни­ками выходом АФУ считается точка подключения фидера к общему вхо­ду приемников.

8.3.5.4.4. Поляризация поля должна быть преимущественно горизонтальной. Ослабле­ние вертикальной составляющей поля антенны по отношению к горизонтальной составляю­щей в направлении вперед вдоль продольной оси самолета должно быть не менее 10 дБ.

8.3.5.4.5. При наличии у антенны двух или трех выходов развязка между выходами АФУ должна быть не менее 6 дБ.

8.3.5.4.6. Антенна должна быть размещена на самолете таким образом, чтобы обеспечива­лось безопасное расстояние от самой нижней точки самолета до препятствий или поверхно­сти земли при снижении по глиссаде в процес­се захода на посадку во всех ожидаемых усло­виях эксплуатации.

8.3.5.5. Требования к маркерным АФУ радио­технического оборудования посадки

8.3.5.5.1. Рабочая частота маркерных АФУ должна составлять (75±0,1) МГц. Поляризация поля — горизонтальная.

8.3.5.5.2. Коэффициент стоячей волны по напряжению на выходе АФУ должен быть не более 5.

8.3.5.5.3. Маркерная антенна должна быть размещена на самолете таким образом, чтобы обеспечивался обзор нижней полусферы.

8.3.5.6. Требования к АФУ радиокомпасов

8.3.5.6.1. Требования к ненаправленной ан­тенне, входящей в конструкцию самолета

8.3.5.6.1.1. Диапазон рабочих частот АФУ должен составлять 0,15 — 1,75 МГц.

8.3.5.6.1.2. Действующая высота ненапра­вленной антенны должна быть не менее 0,1 м.

8.3.5.6.1.3. Емкость ненаправленной антен­ны должна быть не менее 24 пФ.

8.3.5.6.1.4. Ненаправленная антенна должна быть размещена на самолете таким образом, чтобы обеспечивалась индикация момента про­лета приводной радиостанции с требуемой точ­ностью.

8.3.5.6.1.5. Ненаправленная и рамочная ан­тенны должны быть размещены таким образом, чтобы обеспечивалось выполнение требова­ний, изложенных в 8.3.4.3.

8.3.5.6.2. Требования к блоку совмещенных антенн, входящему в комплект поставки АРК

8.3.5.6.2.1. Диапазон рабочих частот должен составлять 0,15 — 1,75 МГц.

8.3.5.6.2.2. Для обеспечения работы обору­дования в соответствии с требованиями 8.3.4.3 блок совмещенных антенн АРК должен быть размещен таким образом, чтобы:

— обеспечивалась отметка момента пролета приводной радиостанции с требуемой точно­стью;

— выполнялись требования к размещению блока совмещенных антенн на самолете, изло­женные в эксплуатационной документации (ЭД) на радиокомпас.

8.3.5.7. Требования к АФУ радиолокационных ответчиков для режима «УВД»

8.3.5.7.1. Диапазон рабочих частот АФУ дол­жен составлять:

— в приемном режиме:

(837,5±4) МГц, поляризация поля — гори­зонтальная;

(1030±3) МГц, поляризация поля — верти­кальная;

— в передающем режиме:

(740±3) МГц, поляризация поля — горизон­тальная.

8.3.5.7.2. Коэффициент стоячей волны по напряжению АФУ должен быть:

— в диапазоне (837,5 ± 4) МГц — не более 5;

— в диапазоне (1030 ± 3) МГц — не более 2;

— в диапазоне (740 ± 3) МГц — не более 2,5.

8.3.5.7.3. Зона видимости АФУ, определен­ная на удалении, составляющем 75% дальности действия ответчика, не должна иметь провалов в горизонтальной плоскости при эксплуата­ционных углах крена и тангажа.

Примечание. Допускаются отдельные случайные пропадания отметки самолета на вре­мя одного-двух оборотов антенны на­земного радиолокатора при скорости вращения не менее 6 об/мин.

8.3.5.8. Требования к АФУ радиолокационных ответчиков для режимов «RBS», «S»

8.3.5.8.1. Диапазон рабочих частот АФУ дол­жен составлять:

— в приемном режиме — (1030 ± 3) МГц;

— в передающем режиме — (1090 ± 3) МГц.

Поляризация поля — вертикальная.

8.3.5.8.2. Коэффициент стоячей волны по напряжению АФУ должен быть не более 2.

8.3.5.8.3. Зона видимости АФУ, определен­ная на удалении, составляющем 75% дальности действия ответчика, не должна иметь провалов в горизонтальной плоскости при эксплуата­ционных углах крена и тангажа.

Примечание. Допускаются отдельные случайные пропадания отметки самолета на вре­мя одного-двух оборотов антенны на­земного радиолокатора при скорости вращения не менее 6 об/мин.

8.3.5.8.4. Затухание в фидере между антен­ной и радиолокационным ответчиком должно быть не более 5 дБ.

8.3.5.9. Требования к АФУ радиотехнического оборудования ближней навигации (угломерно — дальномерного) дециметрового диапазона

8.3.5.9.1. Диапазон рабочих частот АФУ дол­жен составлять:

— в приемном режиме — 873,6 — 1000,5 МГц;

— в передающем режиме — 726 — 813 МГц.

Поляризация поля — горизонтальная.

8.3.5.9.2. Коэффициент стоячей волны по напряжению на входе АФУ должен быть:

— в приемном диапазоне — не более 5;

— в передающем диапазоне — не более 2,5.

8.3.5.9.3. Зона видимости АФУ, определен­ная на расстоянии, составляющем 75% дально­сти прямой видимости от радиомаяка, не дол­жна иметь провалов в горизонтальной плоско­сти при полете с нулевыми кренами. Неравно­мерность распределения горизонтальной со­ставляющей поля в горизонтальной плоскости должна быть не более 12 дБ.

Примечания: 1. установке на самолете двухантенного АФУ допускаются отдельные интер­ференционные провалы в боковых на­правлениях (90 ± 40)° и (270 ± 40)°, не влияющие на работу оборудования.

2. Если на самолете установлено АФУ, состоящее из нескольких антенн, по­очередно подключаемых к аппарату­ре с помощью специального комму­тирующего устройства, то процесс переключения не должен нарушать нормальной работы оборудования.

8.3.5.9.4. При использовании АФУ радио­технического оборудования ближней навига­ции в качестве АФУ радиотехнического обору­дования посадки дециметрового диапазона оно должно также удовлетворять требованиям

8.3.5.17.

8.3.5.10. Требования к АФУ радиотехническо­го оборудования угломерной системы VOR

8.3.5.10.1. Диапазон рабочих частот АФУ должен составлять 108 — 117,975 МГц.

8.3.5.10.2. Коэффициент стоячей волны по на­пряжению на выходе АФУ не должен превышать 5.

8.3.5.10.3. Диаграмма направленности АФУ в горизонтальной плоскости должна быть все­направленной. Неравномерность диаграммы направленности должна быть не более 20 дБ.

Примечания: 1. Рекомендуется, чтобы коэффици­ент усиления АФУ в горизонталь­ной плоскости в направлении про­дольной оси самолета по сравне­нию с максимумом излучения по­луволнового вибратора был не ме­нее минус 12 дБ при наличии у АФУ одного выхода (с учетом затухания в фидерном тракте не более 3 дБ).

2. При работе АФУ, имеющего один выход, с двумя или более приемни­ками выходом АФУ считается точка подключения фидера к общему вхо­ду приемников.

8.3.5.10.4. Поляризация поля должна быть преимущественно горизонтальной. Ослабле­ние вертикальной составляющей поля антенны в направлении продольной оси самолета по от­ношению к горизонтальной составляющей должно быть не менее 10 дБ.

8.3.5.10.5. При использовании навигацион­ной антенны угломерной системы VOR в каче­стве курсовой антенны радиотехнического обо­рудования посадки она должна также удовле­творять требованиям 8.3.5.3.

8.3.5.11. Требования к АФУ радиотехническо­го оборудования дальномерной системы DME

8.3.5.11.1. Диапазон рабочих частот АФУ должен составлять 962 — 1215 МГц. Поляриза­ция поля — вертикальная.

8.3.5.11.2. Коэффициент стоячей волны по напряжению на входе АФУ должен быть не бо­лее 2.

8.3.5.11.3. Зона видимости АФУ в навига­ционном режиме, определенная на расстоянии, составляющем 75% дальности прямой видимо­сти от радиомаяка, не должна иметь провалов в горизонтальной плоскости при полете с нуле­выми кренами.

Зона видимости АФУ в посадочном режиме, определенная вблизи границы регламентиро­ванной зоны действия наземного радиомаяка, не должна иметь более одного провала длитель­ностью более 10 с в горизонтальной плоскости при выполнении каждого из виражей с кренами 10°. Выполняются левые и правые виражи.

Примечание. При выполнении виражей наземный радиомаяк должен быть вне зоны вы­полнения виражей.

8.3.5.11.4. Затухание в фидере между антен­ной и приемопередатчиком радиотехнического оборудования дальномерной системы DМЕ должно быть не более 5.

8.3.5.12. Требования к АФУ доплеровских из­мерителей путевой скорости и угла сноса

8.3.5.12.1. Диапазон рабочих частот АФУ должен составлять (13325±75) МГц.

8.3.5.12.2. Для обеспечения работы допле­ровского измерителя путевой скорости и угла сноса в соответствии с требованиями 8.3.4.8 АФУ должно размещаться в нижней части фю­зеляжа таким образом, чтобы:

— в рабочей зоне лучей приемной и пере­дающей антенн при любых конфигурациях са­молета не находились выступающие элементы конструкции самолета;

— в непосредственной близости от АФУ не находились агрегаты с незакрытыми движущи­мися деталями;

— при наличии диэлектрического обтекате­ля, входящего в конструкцию самолета, обеспе­чивалась необходимая развязка между прием­ной и передающей антеннами.

8.3.5.13. Требования к АФУ радиолокацион­ного метеонавигационного оборудования

8.3.5.13.1. Диапазон рабочих частот АФУ должен составлять (9345±30) МГц.

8.3.5.13.2. Для обеспечения работы радиоло — кационого метеонавигационного оборудования в соответствии с требованиями 8.3.4.9 антенна должна быть размещена таким образом, чтобы обеспечивался обзор в заданном секторе.

8.3.5.14. Требования к АФУ оборудования дальней навигации

8.3.5.14.1. Требования к антенне аппаратуры дальней навигации (АДН), не входящей в ком­плект поставки АДН.

8.3.5.14.1.1. Диапазон рабочих частот АФУ должен составлять 10 — 130 кГц. Диапазон ра­бочих частот может быть сокращен в зависимо­сти от рабочих режимов, задействованных в со­прягаемом оборудовании дальней навигации.

8.3.5.14.1.2. Поляризация поля — вертикальная.

8.3.5.14.1.3. Действующая высота ненапра­вленной антенны (Ид) должна быть не менее 0,3 м, емкость — не менее 100 пф, паразитная емкость — не более 10 пф. Допускается Ид > 0,1 м при выполнении требований 8.3.4.10.

8.3.5.14.1.4. Антенна должна быть размеще­на в верхней или нижней части фюзеляжа в плоскости симметрии самолета.

8.3.5.14.2. Требования к блоку антенны, вхо­дящему в комплект поставки аппаратуры даль­ней навигации АДН.

8.3.5.14.2.1. Диапазон рабочих частот дол­жен составлять 10 — 130 кГц. Диапазон рабочих частот может быть сокращен в зависимости от рабочих режимов, задействованных в сопрягае­мом оборудовании дальней навигации.

8.3.5.14.2.2. Для обеспечения работы обору­дования в соответствии с требованиями 8.3.4.10 блок антенны АДН должен быть размещен сверху или снизу фюзеляжа и ориентирован в направлении полета в горизонтальном положе­нии таким образом, чтобы выполнялись требо­вания к размещению, включая выбор места установки блока антенн, изложенные в эксплу­атационной документации на оборудование АДН.

8.3.5.15. Требования к АФУ радиотехническо­го оборудования посадки MLS

8.3.5.15.1. Диапазон рабочих частот АФУ дол­жен составлять 5031 — 5090,7 МГц. Поляризация поля — вертикальная.

8.3.5.15.2. Для обеспечения работы оборудова­ния в соответствии с требованиями п. 8.3.4.2.2 АФУ должны быть размещены на самолете таким образом, чтобы обеспечивались требуемые зоны обзора.

8.3.5.15.3. Коэффициент стоячей волны по на­пряжению на входе АФУ должен быть не более 2.

8.3.5.16. Требования к АФУ оборудования спутниковой навигации

8.3.5.16.1. Диапазон рабочих частот АФУ должен составлять (1575,42 ± 12) МГц при ра­боте оборудования спутниковой навигации по сигналам GPS. При работе оборудования спут­никовой навигации по сигналам ГЛОНАСС диапазон рабочих частот должен составлять от ^ — 5,75 МГц до f + 5,75 МГц (где ^ и f — верх­няя и нижняя несущие частоты ГЛОНАСС, ис­пользуемые сопрягаемым с АФУ оборудовани­ем спутниковой навигации).

8.3.5.16.2. Для обеспечения работы оборудо­вания спутниковой навигации в соответствии с требованиями 8.3.4.11 антенна должна быть размещена таким образом, чтобы обеспечивал­ся обзор верхней полусферы и выполнялись требования к размещению, в том числе к выбо­ру места установки антенны, изложенные в эк­сплуатационной документации на оборудова­ние спутниковой навигации.

8.3.5.17. Требования к АФУ радиотехническо­го оборудования посадки дециметрового диапазона

8.3.5.17.1. Диапазон рабочих частот АФУ должен составлять:

— в приемном режиме — 905,1 — 966,9 МГц;

— в передающем режиме — 772,0 — 808,0 МГц. Поляризация поля — горизонтальная.

8.3.5.17.2. Коэффициент стоячей волны по напряжению на входе АФУ должен быть:

— в приемном режиме — не более 5;

— в передающем режиме — не более 2,5.

8.3.5.17.3. Неравномерность распределения горизонтальной составляющей поля в горизон­тальной плоскости в переднем секторе ±90° от­носительно продольной оси самолета должна быть не более 12 дБ. При этом максимум диа­граммы направленности должен находиться в пределах указанного сектора.

Примечание. Если на самолете установлено АФУ, состоящее из нескольких антенн, по­очередно подключаемых к аппаратуре с помощью специального коммути­рующего устройства, то процесс пере­ключения не должен нарушать нор­мальной работы оборудования.

8.3.5.17.4. При использовании АФУ радио­технического оборудования посадки дециметро­вого диапазона в качестве АФУ радиотехниче­ского оборудования ближней навигации оно должно также удовлетворять требованиям

8.3.5.9.

8.3.5.18. Требования к АФУ оборудования предупреждения и предотвращения столкновений (БСПС)

8.3.5.18.1. Диапазон рабочих частот АФУ должен составлять:

— в передающем режиме — (1030 ± 3) МГц;

— в приемном режиме — (1090 ± 3) МГц.

Поляризация поля — вертикальная.

8.3.5.18.2. Для обеспечения работы оборудо­вания в соответствии с требованиями 8.3.4.12.1 АФУ должно быть размещено на самолете со­гласно рекомендациям нормативно-техниче­ской документации (НТД) на оборудование в части формирования необходимых зон обзора.

8.3.5.18.3. Коэффициент стоячей волны по напряжению АФУ должен быть не более 2.