АВИО-ТУРНИР И ТРИУМФ АЭРОПЛАНА

„Я еще не так стар,— могу подождать немного", рил В. Райт нетерпеливой французской публике, пившейся кругом его ангара, когда его просили^пос полетать. Американец выходил в воздух лишь при

і погоде и ограничивался одними опробованиями само­а. Только в сентябре 1908 г. Райт счел свою птицу овой окончательно и в середине месяца побил все опейские рекорды, продержавшись в воздухе непре — ІНО в течение 39 минут.

А на следующий день, 17 сентября 1908 г., пришла альная весть из Америки. Орвиль Райт, младший

image68

59. Французская карикатура 1908 г.; воздушная дуэль между Вильбуром Райт и Анри Фарманом.

, испытывавший там вторую машину для американской и, потерпел аварию и при падении сильно поранился, о нремя как его пассажир, лейтенант Сельфридж, ока — убитым на месте. Такая неудача была тем более иданной, что в течение недели перед тем О. Райт ал несколько прекрасных полетов длительностью е часа.

Райт после этой вести просидел, запершись в сарае, е сутки, а потом приступил к сдаче своего самолета

на договоренных условиях. Летая один, он покрыл станцию в 66,6 км непрерывно в 1 ч. 31 м., а в октя совершил несколько часовых полетов с пассажирам поставил рекорд высоты, поднявшись на 118 м. Э

image69

Рис. 60. Моноплан Блерио совершает первое круговое путешествк аэродрома (31 X. 1908 г.).

год, 1908-й, был закончен им продолжительным пол в течение 2 ч. 20 м. на дистанцию 125 км, за что ему присужден приз Мишлена в сумме 25.000 фр.

Что касается до французских аэропланов, то к нг 1909 г. и лучшим из них было еще далеко до ра ской машины. Правда, отважные французы, горя желі показать, что и они не хуже, рисковали гораздо бо,

мог себе позволить В. Райт. Так, 30 октября 1908 г. Ф а р м а н совершил первый перелет вне аэродрома із одного города в другой на дистанцию в 27 км, а на дующий день примерно такое же путешествие сделал Блерио, с возвращением в место вылета (см. рис. 60). лишенные органов поперечной устойчивости, фран — ские аэропланы боялись малейшего ветерка и потому ■али непосредственно у земли, обычно всего на &10 метрах („брили землю", по французскому выраже — рекордом высоты их было всего 25 метров. Непосредственное знакомство европейских авиоработ — :ов с достижениями бр. Райт привело к тому синтезу, орый только и был нужен для аэроплана, практически влетворяющего всем основным требованиям управляе­те и устойчивости. Французы сразу стали вносить вой конструкции усовершенствования для обеспечения овой устойчивости, и это быстро улучшило лётные єства их машин. Блерио, подобно бр. Райт, применил воем моноплане перекашивание крыльев. А. А. Фар — ввел особые крылышки боковой устойчивости (э л fa­in ы) по концам главных крыльев, что получило потом бщее распространение.

С другой стороны, знаменитый „хвост Пен о“, ко — ый был у всех французских птиц, выявил и свои [имущества сравнительно с бесхвостой райтовской маши — которая при неполной продольной устойчивости летала волнистой траэктории, порхая, как мотылек. 1 Более Іктичньїм оказалось и французское шасси с колесами.

11 Для планера, время летания коего исчислялось тогда в пределах I й минуты, это не играло роли. Но для аэроплана необходимость I яженного внимания за продольной устойчивостью, с постоянным І гнием на рулевой рычаг, — была большим недостатком.

т

Взаимный обмен наилучшими достижениями с обеих сторон вполне определил физиономию аэроплана. Крылья для человека были, наконец, созданы; им оставалось только опериться.

image70

Рис. 61. Современная германская карика­тура. Современный Икар выслушивает от своего отца Дедала такое наставление: Пом­ни, сын мой, что в своем полете ты должен строго соблюдать в отношении к солнцу те предельные дистанции, которые уста­новлены международными правилами воз­душного сообщения".

Но и это „тольк о“ потребовало еще большой напря женной работы, поглотившей много жертв.

*

Весь 1909-й год прошел в угаре и упоениях от пер вых воздушных побед. Вслед за Францией и другие странь

стали отдавать заслуженную дань зародившемуся авиацион­ному спорту, который отважно повел за собой авиотех — нику. Аэроплан одерживал блестящие победы на всех фронтах. И вотще шипели некоторые авиоизобретатели, шедшие другими путями, что человеку все же нужны какие-то иные крылья, так как аэропланные по своему іринципу недостаточно совершенны: на них нельзя, напр., исеть в воздухе неподвижно или подниматься вертикально шерх.

Однако, самолеты, основанные на других методах леханического летания, — геликоптеры и ортоптеры, — :трудом и до сих пор добились лишь простых отрывов зт земли. .

А аэропланы победно торжествуют везде, — как в воен­ком деле, так и в самых различных отраслях культурного фименения.

Человек нашел, наконец, свои крылья!