КОМПОНОВКА КАБИНЫ ЭКИПАЖА. (изложены требования, относящиеся. к комплексам оборудования с экранной индикацией)
8.7.1.3. Для каждого члена экипажа должно быть предусмотрено наличие рабочего места. Рабочие места пилотов должны располагаться в передней части кабины, причем рабочее место командира воздушного судна — слева. На самолетах, в состав экипажа которых кроме пилотов входит бортинженер, его рабочее место должно размещаться или у правого борта, или между рабочими местами пилотов. Размещение членов экипажа спиной к направлению полета не допускается.
Примечание. Если РЛЭ предусматривает деятельность бортинженера на его рабочем месте как у правого борта, так и между рабочими местами пилотов, то ему должны быть обеспечены:
—удобство работы на обоих местах;
—удобство перемещения с одного рабочего места на другое без необходимости отстегивать привязные ремни.
8.7.1.5. Все надписи в кабине должны располагаться у тех элементов (рукояток, тумблеров и др.), к которым они относятся, и быть хорошо видимы и различимы днем и ночью в зависимости от ОУЭ. Текстовые сокращения надписей не должны допускать неоднозначность толкования их смысла.
8.7.2.2. Наиболее часто используемые органы управления, в том числе органы управления, используемые во время наиболее сложных этапов полета (например, для пилотов — при заходе на посадку и посадке), а также в сложной и аварийной ситуациях, должны располагаться в наилучших с точки зрения досягаемости и обзора зонах рабочей области каждого члена экипажа. При этом расположение органов управления должно быть выбрано так, чтобы на этапах взлета, захода на посадку, посадки и ухода на второй круг для выполнения действий по РЛЭ пилотам не требовалась смена рук на штурвалах. Органы управления, установленные на рукоятках штурвала правого пилота, должны располагаться «зеркально» по отношению к их расположению на рукоятках штурвала левого пилота.
8.7.2.5. Расположение органов управления, форма и размеры их рукояток должны обеспечивать быстрое их опознавание и безошибочные действия во всех режимах полета и особых ситуациях.
8.7.2.10. Направление перемещения основных органов управления должно соответствовать следующим требованиям:
— стабилизатор: переключатель вперед (вверх) — пикирование;
— рычаг управления реверсом двигателя: назад (на себя) — увеличение обратной тяги (мощности).
8.7.2.11. Органы управления режимами работы экранных индикаторов, их перемещением, регулировкой яркости и контрастности должны размещаться в кабине в удобном месте на пультах управления и/или на индикаторах.
8.7.3.1. Угол наклона приборных досок членов экипажа должен обеспечивать удобство пользования приборами и сигнализаторами, установленными на них.
8.7.3.3. Места для установки приборов и сигнализаторов на рабочих местах членов экипажа должны быть выбраны с учетом степени важности выдаваемой ими информации. При этом могут использоваться:
— группировка по степени относительной важности (значимости) для безопасности полета (например, размещение основных пилотажно-навигационных приборов в верхней и средней зонах приборной доски пилота);
— группировка по функциональному назначению, т. е. по принадлежности к одной функциональной системе (например, размещение рядом приборов, контролирующих работу силовой установки);
— группировка по времени использования, т. е. использования в полете или на земле, на отдельных этапах полета, в определенной временной последовательности и т. д.
8.7.3.4. Приборы и сигнализаторы, установленные на приборных досках членов экипажа, должны быть хорошо видимы ими со своих рабочих мест в условиях дневного и ночного полетов. При этом допускается незначительное эпизодическое изменение членом экипажа своей основной рабочей позы. Показания приборов должны восприниматься членами экипажа без искажений, с достаточной степенью точности. Информация визуальных средств сигнализации должна восприниматься соответствующим членом экипажа без искажений и исключать ошибочные представления о состоянии данной функциональной системы или контролируемого параметра. Должны быть обеспечены нормальная видимость и удобство контроля показаний приборов силовой установки с рабочих мест членов экипажа, которым РЛЭ предписан контроль ее работы.
8.7.3.5.1. Экранные индикаторы, используемые для контроля пилотажно-навигационных параметров, должны размещаться на приборных досках первого и второго пилотов следующим образом:
— индикатор обстановки в вертикальной плоскости (ИВО) — в верхней части приборной доски напротив пилота по оси его кресла либо со смещением центра индикатора не более ±30 мм от оси;
— индикатор обстановки в горизонтальной плоскости (ИГО) — на одном горизонтальном уровне с ИВО, справа от него на приборной доске первого пилота и слева — на приборной доске второго пилота или под индикатором обстановки в вертикальной плоскости на одной вертикальной оси с ним.
При этом на всех режимах полета при средней центровке для балансировочных положений штурвала должно быть исключено затенение индексов и шкал указателей ИВО. Затенение индексов и шкал указателей ИГО не должно затруднять пилотирование самолета.
8.7.3.5.2. Экран индикатора на лобовом стекле (ИЛС) должен располагаться в центральном поле зрения пилота таким образом, чтобы центр экрана находился в вертикальной плоскости, проходящей через линию визирования, а индицируемые параметры проецировались на фоне внекабинного пространства.
8.7.3.5.3. Шкалы и индексы указателей пилотажно-навигационных параметров должны располагаться на лицевой части ИВО функциональными группами, взаимное расположение которых на всех этапах полета должно быть следующим:
— в центральной части экрана должна размещаться информация о положении самолета в пространстве (например, углы крена и тангажа), командах директорного управления и отклонениях от заданной траектории;
— в левой части экрана должны размещаться скоростные параметры (например, приборная скорость, число М, путевая скорость);
— в правой части экрана должны размещаться высотные параметры (например, вертикальная скорость, барометрическая и геометрическая высота), допускается размещать указатель геометрической высоты в центральной части индикатора.
Индицируемые параметры ИГО должны размещаться следующим образом:
— в верхней части экрана — курсовые параметры (например, курс — текущее и заданное значения, угол сноса, путевой угол);
— в центральной части экрана — линия заданного пути.
Другая информация, отображаемая на ИВО и ИГО, должна размещаться таким образом, чтобы было обеспечено уверенное восприятие всей информации на всех этапах полета.
8.7.3.5.4. Резервные индикаторы основных пилотажно-навигационных параметров должны располагаться в месте, обеспечивающем пилотам возможность безопасного завершения полета в соответствии с РЛЭ при невозможности использования ИВО и ИГО.
8.7.3.6.1. Экранные индикаторы, используемые для контроля параметров силовой установки, самолетных систем, управляющих поверхностей, положения элементов механизации самолета, а также в качестве универсального сигнального табло в системе сигнализации, должны размещаться на средней приборной доске. При этом членам экипажа должно быть обеспечено удобство считывания информации с индикаторов.
8.7.3.6.2. Взаимное расположение шкал, индексов и других указателей параметров двигателей на экране индикатора должно удовлетворять следующим требованиям:
— указатели одинаковых параметров двигателей должны размещаться в одном горизонтальном ряду, в порядке расположения двигателей на самолете — слева направо;
— указатели разных параметров одного двигателя — в одном вертикальном ряду в порядке значимости контролируемых параметров — сверху вниз;
— при использовании вертикальных шкал указатели параметров двигателей должны размещаться в горизонтальных рядах, число которых определяется количеством индицируемых параметров.
8.7.3.7. Резервные индикаторы основных параметров двигателей (например, тахометры, термометры выходящих газов) должны размещаться по возможности рядом с основным экранным индикатором параметров силовой установки и обеспечивать удобство их использования членами экипажа.
8.7.3.9. Компоновка светосигнальных средств на рабочих местах членов экипажа должна быть выполнена с учетом степени важности выдаваемой ими информации.
8.7.3.10. Каждая группа или блок светосигнальных табло должны быть сформированы по одному из следующих принципов:
— принадлежности к одному функциональному комплексу (например, двигателю);
— одновременного использования (например, при заходе на посадку);
— резерва времени (аварийные, предупреждающие).
8.7.3.11. Аварийные светосигнальные устройства должны быть размещены так, чтобы они были видны из основного рабочего положения члена экипажа. Предупреждающие светосигнальные устройства, а также ЦСО должны быть размещены в зоне удобного обзора с рабочих мест соответствующих членов экипажа, при этом допускается изменение положения головы.
8.7.3.12. ЦСО и аварийные светосигнальные устройства должны быть размещены идентично на приборных досках первого и второго пилотов. Допускается центральные сигнальные огни размещать в верхней части средней приборной доски.
8.7.3.13. Резервные аварийные светосигнализаторы должны размещаться в местах, видимых не менее, чем двум членам экипажа.