КОМПОНОВКА КАБИНЫ ЭКИПАЖА. (изложены требования, относящиеся. к комплексам оборудования с экранной индикацией)

8.7.1.3. Для каждого члена экипажа должно быть предусмотрено наличие рабочего места. Рабочие места пилотов должны располагаться в передней части кабины, причем рабочее место командира воздушного судна — слева. На само­летах, в состав экипажа которых кроме пилотов входит бортинженер, его рабочее место должно размещаться или у правого борта, или между рабочими местами пилотов. Размещение чле­нов экипажа спиной к направлению полета не допускается.

Примечание. Если РЛЭ предусматривает деятель­ность бортинженера на его рабочем месте как у правого борта, так и меж­ду рабочими местами пилотов, то ему должны быть обеспечены:

—удобство работы на обоих местах;

—удобство перемещения с одного ра­бочего места на другое без необходи­мости отстегивать привязные ремни.

8.7.1.5. Все надписи в кабине должны распола­гаться у тех элементов (рукояток, тумблеров и др.), к которым они относятся, и быть хорошо видимы и различимы днем и ночью в зависимости от ОУЭ. Текстовые сокращения надписей не должны допу­скать неоднозначность толкования их смысла.

8.7.2.2. Наиболее часто используемые органы управления, в том числе органы управления, ис­пользуемые во время наиболее сложных этапов полета (например, для пилотов — при заходе на по­садку и посадке), а также в сложной и аварийной ситуациях, должны располагаться в наилучших с точки зрения досягаемости и обзора зонах рабочей области каждого члена экипажа. При этом распо­ложение органов управления должно быть выбра­но так, чтобы на этапах взлета, захода на посадку, посадки и ухода на второй круг для выполнения действий по РЛЭ пилотам не требовалась смена рук на штурвалах. Органы управления, устано­вленные на рукоятках штурвала правого пилота, должны располагаться «зеркально» по отношению к их расположению на рукоятках штурвала левого пилота.

8.7.2.5. Расположение органов управления, форма и размеры их рукояток должны обеспечи­вать быстрое их опознавание и безошибочные дей­ствия во всех режимах полета и особых ситуациях.

8.7.2.10. Направление перемещения основных органов управления должно соответствовать сле­дующим требованиям:

— стабилизатор: переключатель вперед (вверх) — пикирование;

— рычаг управления реверсом двигателя: назад (на себя) — увеличение обратной тяги (мощности).

8.7.2.11. Органы управления режимами работы экранных индикаторов, их перемещением, регу­лировкой яркости и контрастности должны разме­щаться в кабине в удобном месте на пультах упра­вления и/или на индикаторах.

8.7.3.1. Угол наклона приборных досок членов экипажа должен обеспечивать удобство пользова­ния приборами и сигнализаторами, установлен­ными на них.

8.7.3.3. Места для установки приборов и сигна­лизаторов на рабочих местах членов экипажа дол­жны быть выбраны с учетом степени важности вы­даваемой ими информации. При этом могут ис­пользоваться:

— группировка по степени относительной важ­ности (значимости) для безопасности полета (на­пример, размещение основных пилотажно-нави­гационных приборов в верхней и средней зонах приборной доски пилота);

— группировка по функциональному назначе­нию, т. е. по принадлежности к одной функцио­нальной системе (например, размещение рядом приборов, контролирующих работу силовой уста­новки);

— группировка по времени использования, т. е. использования в полете или на земле, на отдель­ных этапах полета, в определенной временной по­следовательности и т. д.

8.7.3.4. Приборы и сигнализаторы, установлен­ные на приборных досках членов экипажа, дол­жны быть хорошо видимы ими со своих рабочих мест в условиях дневного и ночного полетов. При этом допускается незначительное эпизодическое изменение членом экипажа своей основной рабо­чей позы. Показания приборов должны восприни­маться членами экипажа без искажений, с доста­точной степенью точности. Информация визуаль­ных средств сигнализации должна воспринимать­ся соответствующим членом экипажа без искаже­ний и исключать ошибочные представления о со­стоянии данной функциональной системы или контролируемого параметра. Должны быть обес­печены нормальная видимость и удобство контро­ля показаний приборов силовой установки с рабо­чих мест членов экипажа, которым РЛЭ предпи­сан контроль ее работы.

8.7.3.5.1. Экранные индикаторы, используемые для контроля пилотажно-навигационных параме­тров, должны размещаться на приборных досках первого и второго пилотов следующим образом:

— индикатор обстановки в вертикальной пло­скости (ИВО) — в верхней части приборной доски напротив пилота по оси его кресла либо со смеще­нием центра индикатора не более ±30 мм от оси;

— индикатор обстановки в горизонтальной плоскости (ИГО) — на одном горизонтальном уровне с ИВО, справа от него на приборной доске первого пилота и слева — на приборной доске вто­рого пилота или под индикатором обстановки в вертикальной плоскости на одной вертикальной оси с ним.

При этом на всех режимах полета при средней центровке для балансировочных положений штурвала должно быть исключено затенение ин­дексов и шкал указателей ИВО. Затенение индек­сов и шкал указателей ИГО не должно затруднять пилотирование самолета.

8.7.3.5.2. Экран индикатора на лобовом стекле (ИЛС) должен располагаться в центральном поле зрения пилота таким образом, чтобы центр экрана находился в вертикальной плоскости, проходящей через линию визирования, а индицируемые пара­метры проецировались на фоне внекабинного пространства.

8.7.3.5.3. Шкалы и индексы указателей пило­тажно-навигационных параметров должны распо­лагаться на лицевой части ИВО функциональны­ми группами, взаимное расположение которых на всех этапах полета должно быть следующим:

— в центральной части экрана должна разме­щаться информация о положении самолета в про­странстве (например, углы крена и тангажа), ко­мандах директорного управления и отклонениях от заданной траектории;

— в левой части экрана должны размещаться скоростные параметры (например, приборная скорость, число М, путевая скорость);

— в правой части экрана должны размещаться высотные параметры (например, вертикальная скорость, барометрическая и геометрическая вы­сота), допускается размещать указатель геометри­ческой высоты в центральной части индикатора.

Индицируемые параметры ИГО должны раз­мещаться следующим образом:

— в верхней части экрана — курсовые параме­тры (например, курс — текущее и заданное значе­ния, угол сноса, путевой угол);

— в центральной части экрана — линия задан­ного пути.

Другая информация, отображаемая на ИВО и ИГО, должна размещаться таким образом, чтобы было обеспечено уверенное восприятие всей ин­формации на всех этапах полета.

8.7.3.5.4. Резервные индикаторы основных пи­лотажно-навигационных параметров должны рас­полагаться в месте, обеспечивающем пилотам воз­можность безопасного завершения полета в соот­ветствии с РЛЭ при невозможности использова­ния ИВО и ИГО.

8.7.3.6.1. Экранные индикаторы, используемые для контроля параметров силовой установки, са­молетных систем, управляющих поверхностей, положения элементов механизации самолета, а также в качестве универсального сигнального таб­ло в системе сигнализации, должны размещаться на средней приборной доске. При этом членам экипажа должно быть обеспечено удобство считы­вания информации с индикаторов.

8.7.3.6.2. Взаимное расположение шкал, индек­сов и других указателей параметров двигателей на экране индикатора должно удовлетворять следую­щим требованиям:

— указатели одинаковых параметров двигате­лей должны размещаться в одном горизонтальном ряду, в порядке расположения двигателей на само­лете — слева направо;

— указатели разных параметров одного двигате­ля — в одном вертикальном ряду в порядке значи­мости контролируемых параметров — сверху вниз;

— при использовании вертикальных шкал ука­затели параметров двигателей должны размещать­ся в горизонтальных рядах, число которых опреде­ляется количеством индицируемых параметров.

8.7.3.7. Резервные индикаторы основных пара­метров двигателей (например, тахометры, термо­метры выходящих газов) должны размещаться по возможности рядом с основным экранным инди­катором параметров силовой установки и обеспе­чивать удобство их использования членами экипа­жа.

8.7.3.9. Компоновка светосигнальных средств на рабочих местах членов экипажа должна быть выполнена с учетом степени важности выдавае­мой ими информации.

8.7.3.10. Каждая группа или блок светосигналь­ных табло должны быть сформированы по одному из следующих принципов:

— принадлежности к одному функционально­му комплексу (например, двигателю);

— одновременного использования (например, при заходе на посадку);

— резерва времени (аварийные, предупреждаю­щие).

8.7.3.11. Аварийные светосигнальные устрой­ства должны быть размещены так, чтобы они были видны из основного рабочего положения члена экипажа. Предупреждающие светосигнальные устройства, а также ЦСО должны быть размещены в зоне удобного обзора с рабочих мест соответ­ствующих членов экипажа, при этом допускается изменение положения головы.

8.7.3.12. ЦСО и аварийные светосигнальные устройства должны быть размещены идентично на приборных досках первого и второго пилотов. До­пускается центральные сигнальные огни разме­щать в верхней части средней приборной доски.

8.7.3.13. Резервные аварийные светосигнализа­торы должны размещаться в местах, видимых не менее, чем двум членам экипажа.