Контроль и исправление пути. по дальности

Сущность контроля пути по дальности состоит в определении достигнутого вертолетом рубежа к текущему моменту времени, оставшегося расстояния до цели, времени полета до нее и недо­статка или избытка времени At для обеспечения точного выхода на цель по времени.

Точный выход на цель по времени обеспечивается строгим вы­держиванием режима полета, своевременным взлетом и проходом ИПМ в расчетное время, а также точным контролем и исправле­нием пути. В зависимости от навигационной обстановки и обору­дования вертолета контроль пути по дальности может быть вы­полнен следующими способами:

— по отметкам места вертолета, определенным с помощью тех­нических средств вертолетовождения или визуально, а также по характерному линейному ориентиру, перпендикулярному к линии пути;

— счислением пройденного вертолетом пути по путевой скоро­сти и времени полета или с помощью навигационного комплекса при работе его в частно-ортодромической системе координат;

— сравнением фактической путевой скорости с расчетной;

— по линиям положения (радиопеленгам), пересекающим ли­нию пути под углом 60—120°.

Сущность первого способа заключается в том, что экипаж в полете периодически определяет место вертолета, ставит отмет­ки МВ на карте с указанием времени, к которому они относятся, и определяет пройденное и оставшееся расстояния до цели (пло­щадки десантирования). Затем по значению пройденного расстоя­ния и фактическому времени полета рассчитывается фактическая путевая скорость полета. По фактической путевой скорости и остав­шемуся расстоянию до цели определяется оставшееся время по­лета /ост до нее и расчетное время выхода на цель 7Ц. р по фор­муле

7 ц. р = 7 -|- /ост»

где 7— время последнего определения места вертолета.

Расчетное время прибытия на цель сравнивается с назначен­ным 7ц. зад, и определяется ошибка в выходе на нее по времени А/ по формуле

А/ = Тц. зад Тц. р,

где 7ц. зад — назначенное время выхода на цель.

При раннем выходе на цель знак Д/ будет положительным, при позднем — отрицательным.

Контроль пути по дальности по характерному линейному ори­ентиру, перпендикулярному к линии пути, производится путем оп­ределения момента времени его пролета, пройденного и остав­шегося расстояний до цели. Остальные действия экипажа анало­гичны изложенным выше.

Контроль пути по дальности счислением пройденного расстоя­ния по путевой скорости полета и времени полета заключается в том, что экипаж определяет достигнутый вертолетом рубеж к дан­ному моменту времени и рассчитывает величину недостатка или избытка времени At по методике, изложенной выше.

При работе навигационного комплекса в частно-ортодромиче — ской системе координат оставшееся расстояние до цели снимает­ся непосредственно со счетчика индикатора координат. После это­го рассчитывается оставшееся время полета до цели и определя­ется избыток или недостаток времени выхода на нее.

Контроль пути по дальности сравнением фактической путевой скорости с расчетной применяется в том случае, если экипаж име­ет возможность быстро определить фактическую путевую скорость полета. Применяя этот способ, можно судить о раннем или позд­нем выходе вертолета на цель относительно назначенного вре­мени.

Если фактическая скорость полета больше расчетной, то вер­толет раньше выйдет на цель, если меньше, то позже.

Контроль пути по дальности по линии положения (радиопе­ленга), пересекающего линию заданного пути под углом 60—120° может производиться в том случае, если в стороне от нее имеется радионавигационная точка. Для осуществления контроля необхо­димо настроить АРК на выбранную РНТ, определить пеленг вер­толета, записать время и проложить пеленг на карте. После этого измерить пройденное и оставшееся расстояния и по значению фак­тической путевой скорости рассчитать время прибытия на цель, сравнить его с заданным и определить недостаток или избыток времени.

Если в результате контроля пути будет установлено, что при данном режиме полета вертолет не выйдет на цель в назначен­ное время, экипаж должен принять меры для исправления пути по дальности.

Исправление пути по дальности производится:

— изменением скорости полета (маневрированием скоростью);

— изменением длины пути.

Выход на цель в заданное время маневрированием скоростью полета является наиболее простым и надежным способом и при­меняется при наличии незначительного избытка или недостатка времени (1—3 мин), а также при оставшемся расстоянии до це­ли, позволяющем погасить или нагнать это время.

Минимальное расстояние (5МИН), обеспечивающее выполнение маневра для погашения избытка или нагона недостатка времени может быть рассчитано по формуле

5МИ11 = -^-Д*. (12.9)

LV

где V — скорость полета по маршруту;

Vмакс — максимальная (минимальная) допустимая скорость поле­та вертолетов;

AV— диапазон изменения скорости полета;

At— избыток (недостаток) времени.

Минимальное расстояние рассчитывается во время предвари­тельной подготовки. Расчет ведется на максимально возможный недостаток (избыток) времени, увеличенный на 10—20%. Полу­ченное расстояние 5мин откладывается от цели на линии пути по­лета к ней. В результате на карте получается рубеж начала ма­невра для выхода на цель в заданное время. Расчет 5МНН обычно выполняется на навигационной линейке в такой последователь­ности:

— треугольный индекс шкалы «Время» установить против зна­чения скорости Умакс на шкале «Скорость — Расстояние»;

— визирку по шкале «Время» установить на значение избыт­ка (недостатка) времени At;

— не сдвигая визирку, подвести движок со шкалой «Время» под ее риску значением AV;

— перевести визирку на значение скорости VMaKC по шкале «Вр емя» и против риски визирки по шкале «Расстояние» прочи­тать минимальное расстояние.

Для уменьшения объема работы в воздухе по оставшемуся рас­стоянию до цели и возможному оставшемуся времени полета (tOCT)
до нее рассчитывается таблица потребных путевых скоростей (№). Таблица составляется с интервалом времени 30 с или 1 мин з диапазоне ± 3 мин. Таблица рассчитывается следующим образом. Задаются условия полета. Например, полет выполняется с V = = 160 км/ч, 5кэ = 22 км, оставшееся расстояние 35 км. Воздуш­ная скорость полета берется равной путевой, и определяется вре­мя ПОЛета ДО ЦеЛИ tocr — 13 мин, которое записывается в сере­дине таблицы. После этого слева от него записывается возмож­ное оставшееся время полета до цели 10, И и 12 мин, а спра­ва— 14, 15 и 16 мин. По времени полета и расстоянию, остав­шимся до цели, рассчитываются значения потребных путевых скоростей. Считая, что на контрольном этапе равна уже за­писанной в таблицу W, определяют время полета <кэ, которое записывается под соответствующим значением путевой скорости. Вариант такой таблицы приведен на рис. 12.8.

КО (*В.

Контроль и исправление пути. по дальности

Контроль и исправление пути. по дальности

т

Подпись: пппЖ

Рис. 12.8. К расчету потребных путевых скоростей

В полете при подходе к контрольному ориентиру экипаж оп­ределяет потребное время полета до цели и по его значению на­ходит в таблице (рис. 12.8) потребную путевую скорость. Сравнив ее с фактической (№ф), экипаж определяет разницу путевых ско­ростей AU7, на которую надо уменьшить или увеличить воздуш­ную скорость вертолета, чтобы обеспечить выход на цель в задан­ное время:

AW = W—W^ Kn = V + AW. (12.10)

На вертолетах, оборудованных ДИСС, выход на цель в задан­ное время осуществляется путем выдерживания фактической пу­тевой скорости, равной расчетной по индикатору путевой скорости и угла сноса.

При полетах в боевых порядках диапазон изменения скорости полета может быть ограничен. В этом случае минимальное и мак­симальное изменение скорости при маневрировании указывается конкретно. Тогда необходимо рассчитывать не скорость маневри­рования, а время, потребное для нагона недостатка или погаше­ния избытка времени. Это время называется временем маневри­рования tMан и рассчитывается по формуле

гман= VAt/AV, (12.11)

где V — воздушная скорость полета по маршруту;

At — ошибка во времени выхода на цель;

AV — заданная величина, на которую изменяется воздушная скорость полета.

Приведенная формула решается на навигационной линейке НЛ-10М.

Пример. Воздушная скорость полета 150 км/ч. Недостаток времени Д/ = 3 мин. Заданная величина изменения скорости А 1^=50 км/ч. Рассчитать время маневрирования.

Решение. 1. Треугольный или круглый индекс шкалы «Время» устано­вить против скорости 1/=150 км/ч, взятой по шкале «Скорость».

2. Визирку установить на Д/ = 3 мин по шкале «Время».

3. Не сдвигая визирки, движком установить треугольный или круглый ин­декс шкалы «Время» на значение ДК = 50 км/ч.

4. Против риски визирки на шкале «Время» прочитать время маневра *ман=9 МИН.

Рассмотренный метод прост по выполнению, но требует пред­варительных расчетов.

Исправление пути по дальности изменением длины пути мо­жет осуществляться следующими способами:

— отворотом от маршрута на заданный угол;

— выполнением петли на маршруте;

— переносом точки разворота на цель.

Маневрирование первыми двумя способами применяется толь­ко для погашения избытка времени. Практически отворот от за­данного маршрута производится на 45, 60 или 90°. При этом зна­чение угла отворота выбирается в зависимости от величины из­бытка времени. Например, при избытке 3—5 мин—отворот на 60°.

При отвороте на любой угол порядок построения маневра оди­наков (рис. 12.9). При подходе к КО определяется избыток вре­мени At.

В момент выхода на КО производится отворот вертолета от линии заданного пути на выбранный угол. Полет с новым кур­
сом выполняется в течение времени 11, которое рассчитывается по формулам:

ti = jAt — 0,085^збо — для угла отворота 45°; ‘

ti = At — 0,11 ^збо — Д’1Я угла отворота 60°; 1 (12.12

— 0,5А^ — 0,Ш3бо — Д і — угла огворота 90°, I

где At — избыток времени;

Подпись: Рис. 12.9. Погашение избытка времени отворотом от маршрута на заданный угол

^збо — время разворота на 360°.

Секундомер для отсчета времени t включается после выпол­нения отворота. По истечении этого времени секундомер останав­ливается и выполняется разворот в сторону линии заданного пути на угол, равный двум углам отворота. После вывода вертолета на новый курс вновь включается секундомер. Спустя время полета по прямой і і, вертолет разворачивается на прежний курс полета по маршруту.

Продвижение по маршруту за время выполнения маневра оп­ределяется по формулам:

Подпись: (12.13)5Прод = V42,4A* — 0,33<збо) — Для угла отворота 45°; ^прид = V {At — 0,45 ^збо) — Для угла отворота 60°; 5прод = 4/? — дія угла отворота 90°,

где 5прод — продвижение вертолета по маршруту за время ма­невра;

V — скорость полета;

R— радиус разворота вертолета.

Поі чтение избытка времени на петле производится в тех слу­чаях, когда он превышает время разворота на 360°. При полете вертолетов в боевом порядке выполнение маневра в целях без­опасности осуществляется с одним направлением разворотов (рис. 12.10). Расчет маневра сводится к определению времени по­

лета на прямолинейном участке петли (/і) с обратным курсом. При известном ветре это время рассчитывается по формуле

И* (12Л4>

где W2 — путевая скорость полета по маршруту;

At — избыток времени;

V — воздушная скорость полета.

Порядок выполнения маневра следующий. У характерного ори­ентира экипаж определяет избыток времени At и рассчитывает время t. Над ориентиром выполняется разворот на 180° и берется обратный курс с учетом угла сноса. В момент выхода на обрат­ный курс включается секундомер, и с этим курсом полет выпол­няется в течение времени t. По истечении расчетного времени се­кундомер выключается, а вертолет разворачивается на прежний курс полета по маршруту.

Контроль и исправление пути. по дальности

В тех случаях, когда характер задания допускает изменение направления захода на цель, исправление пути по дальности мож­но выполнить переносом точки начала разворота на цель. Реали­зация этого способа возможна при наличии излома маршрута пе­ред целью на угол 50—90°.

Сущность маневра состоит в том, что летчик в случае опозда­ния разворачивает вертолет на цель, не доходя до последнего пе­ред ней поворотного пункта маршрута, а в случае избытка време­ни— после его пролета (рис. 12.11). При опоздании с выходом на цель разворот необходимо выполнить в точках 1, 2, 3 или 4 в зависимости от недостатка времени, а при избытке времени — в точках 6, 7 или 8. Для определения точки разворота за 5—10 мин полета до последнего перед целью поворотного пункта маршрута намечается контрольный ориентир. По заданной скорости полета экипаж рассчитывает время выхода на этот ориентир. Затем на линии заданного пути и на продолжении ее после поворотного пункта намечаются точки разворота на цель для случая опозда­ния или преждевременного выхода на выбранный контрольный ориентир. Точки разворота намечаются через одну минуту, а их количество выбирается в зависимости от максимально возможного недостатка или избытка времени. Как правило, берется 3—4 точки до поворотного пункта маршрута и 2—3 после него.

Контроль и исправление пути. по дальности

Рис. 12.11. Изменение длины пути для выхода на цель в заданное время

Для нахождения положения точек разворота используются ли­нейки с делениями, соответствующими пути вертолета за одну минуту в масштабе карты. Одна линейка совмещается с линией заданного пути таким образом, чтобы ее нулевое деление совпа­дало с контрольным ориентиром (рис. 12.12). Вторая линейка с

Контроль и исправление пути. по дальности

Рис. 12.12. Определение точки разворота для выхода на цель в заданное время

изменением длины пути

делением, соответствующим оставшемуся времени полета от конт­рольного ориентира до цели, совмещается с точкой цели и вра­щается вокруг нее до совпадения одинаковых делений на обеих линейках. Полученная точка пересечения шкал линеек будет яв­ляться точкой разворота на цель. Полученные точки соединяются с целью прямыми линиями. Для каждой линии измеряются путе­вые углы, расстояния и время полета до цели. При выходе на контрольный ориентир экипаж определяет величину избытка или недостатка времени и в зависимости от этого на карте находит соответствующую точку начала разворота на цель. Момент на­чала разворота контролируется по времени полета от контроль­ного ориентира визуально или с помощью радионавигационных средств вертолетовождения.