Контроль и исправление пути. по дальности
Сущность контроля пути по дальности состоит в определении достигнутого вертолетом рубежа к текущему моменту времени, оставшегося расстояния до цели, времени полета до нее и недостатка или избытка времени At для обеспечения точного выхода на цель по времени.
Точный выход на цель по времени обеспечивается строгим выдерживанием режима полета, своевременным взлетом и проходом ИПМ в расчетное время, а также точным контролем и исправлением пути. В зависимости от навигационной обстановки и оборудования вертолета контроль пути по дальности может быть выполнен следующими способами:
— по отметкам места вертолета, определенным с помощью технических средств вертолетовождения или визуально, а также по характерному линейному ориентиру, перпендикулярному к линии пути;
— счислением пройденного вертолетом пути по путевой скорости и времени полета или с помощью навигационного комплекса при работе его в частно-ортодромической системе координат;
— сравнением фактической путевой скорости с расчетной;
— по линиям положения (радиопеленгам), пересекающим линию пути под углом 60—120°.
Сущность первого способа заключается в том, что экипаж в полете периодически определяет место вертолета, ставит отметки МВ на карте с указанием времени, к которому они относятся, и определяет пройденное и оставшееся расстояния до цели (площадки десантирования). Затем по значению пройденного расстояния и фактическому времени полета рассчитывается фактическая путевая скорость полета. По фактической путевой скорости и оставшемуся расстоянию до цели определяется оставшееся время полета /ост до нее и расчетное время выхода на цель 7Ц. р по формуле
7 ц. р = 7 -|- /ост»
где 7— время последнего определения места вертолета.
Расчетное время прибытия на цель сравнивается с назначенным 7ц. зад, и определяется ошибка в выходе на нее по времени А/ по формуле
А/ = Тц. зад Тц. р,
где 7ц. зад — назначенное время выхода на цель.
При раннем выходе на цель знак Д/ будет положительным, при позднем — отрицательным.
Контроль пути по дальности по характерному линейному ориентиру, перпендикулярному к линии пути, производится путем определения момента времени его пролета, пройденного и оставшегося расстояний до цели. Остальные действия экипажа аналогичны изложенным выше.
Контроль пути по дальности счислением пройденного расстояния по путевой скорости полета и времени полета заключается в том, что экипаж определяет достигнутый вертолетом рубеж к данному моменту времени и рассчитывает величину недостатка или избытка времени At по методике, изложенной выше.
При работе навигационного комплекса в частно-ортодромиче — ской системе координат оставшееся расстояние до цели снимается непосредственно со счетчика индикатора координат. После этого рассчитывается оставшееся время полета до цели и определяется избыток или недостаток времени выхода на нее.
Контроль пути по дальности сравнением фактической путевой скорости с расчетной применяется в том случае, если экипаж имеет возможность быстро определить фактическую путевую скорость полета. Применяя этот способ, можно судить о раннем или позднем выходе вертолета на цель относительно назначенного времени.
Если фактическая скорость полета больше расчетной, то вертолет раньше выйдет на цель, если меньше, то позже.
Контроль пути по дальности по линии положения (радиопеленга), пересекающего линию заданного пути под углом 60—120° может производиться в том случае, если в стороне от нее имеется радионавигационная точка. Для осуществления контроля необходимо настроить АРК на выбранную РНТ, определить пеленг вертолета, записать время и проложить пеленг на карте. После этого измерить пройденное и оставшееся расстояния и по значению фактической путевой скорости рассчитать время прибытия на цель, сравнить его с заданным и определить недостаток или избыток времени.
Если в результате контроля пути будет установлено, что при данном режиме полета вертолет не выйдет на цель в назначенное время, экипаж должен принять меры для исправления пути по дальности.
Исправление пути по дальности производится:
— изменением скорости полета (маневрированием скоростью);
— изменением длины пути.
Выход на цель в заданное время маневрированием скоростью полета является наиболее простым и надежным способом и применяется при наличии незначительного избытка или недостатка времени (1—3 мин), а также при оставшемся расстоянии до цели, позволяющем погасить или нагнать это время.
Минимальное расстояние (5МИН), обеспечивающее выполнение маневра для погашения избытка или нагона недостатка времени может быть рассчитано по формуле
5МИ11 = -^-Д*. (12.9)
LV
где V — скорость полета по маршруту;
Vмакс — максимальная (минимальная) допустимая скорость полета вертолетов;
AV— диапазон изменения скорости полета;
At— избыток (недостаток) времени.
Минимальное расстояние рассчитывается во время предварительной подготовки. Расчет ведется на максимально возможный недостаток (избыток) времени, увеличенный на 10—20%. Полученное расстояние 5мин откладывается от цели на линии пути полета к ней. В результате на карте получается рубеж начала маневра для выхода на цель в заданное время. Расчет 5МНН обычно выполняется на навигационной линейке в такой последовательности:
— треугольный индекс шкалы «Время» установить против значения скорости Умакс на шкале «Скорость — Расстояние»;
— визирку по шкале «Время» установить на значение избытка (недостатка) времени At;
— не сдвигая визирку, подвести движок со шкалой «Время» под ее риску значением AV;
— перевести визирку на значение скорости VMaKC по шкале «Вр емя» и против риски визирки по шкале «Расстояние» прочитать минимальное расстояние.
Для уменьшения объема работы в воздухе по оставшемуся расстоянию до цели и возможному оставшемуся времени полета (tOCT)
до нее рассчитывается таблица потребных путевых скоростей (№). Таблица составляется с интервалом времени 30 с или 1 мин з диапазоне ± 3 мин. Таблица рассчитывается следующим образом. Задаются условия полета. Например, полет выполняется с V = = 160 км/ч, 5кэ = 22 км, оставшееся расстояние 35 км. Воздушная скорость полета берется равной путевой, и определяется время ПОЛета ДО ЦеЛИ tocr — 13 мин, которое записывается в середине таблицы. После этого слева от него записывается возможное оставшееся время полета до цели 10, И и 12 мин, а справа— 14, 15 и 16 мин. По времени полета и расстоянию, оставшимся до цели, рассчитываются значения потребных путевых скоростей. Считая, что на контрольном этапе равна уже записанной в таблицу W, определяют время полета <кэ, которое записывается под соответствующим значением путевой скорости. Вариант такой таблицы приведен на рис. 12.8.
КО (*В. |
т
Ж
Рис. 12.8. К расчету потребных путевых скоростей
В полете при подходе к контрольному ориентиру экипаж определяет потребное время полета до цели и по его значению находит в таблице (рис. 12.8) потребную путевую скорость. Сравнив ее с фактической (№ф), экипаж определяет разницу путевых скоростей AU7, на которую надо уменьшить или увеличить воздушную скорость вертолета, чтобы обеспечить выход на цель в заданное время:
AW = W—W^ Kn = V + AW. (12.10)
На вертолетах, оборудованных ДИСС, выход на цель в заданное время осуществляется путем выдерживания фактической путевой скорости, равной расчетной по индикатору путевой скорости и угла сноса.
При полетах в боевых порядках диапазон изменения скорости полета может быть ограничен. В этом случае минимальное и максимальное изменение скорости при маневрировании указывается конкретно. Тогда необходимо рассчитывать не скорость маневрирования, а время, потребное для нагона недостатка или погашения избытка времени. Это время называется временем маневрирования tMан и рассчитывается по формуле
гман= VAt/AV, (12.11)
где V — воздушная скорость полета по маршруту;
At — ошибка во времени выхода на цель;
AV — заданная величина, на которую изменяется воздушная скорость полета.
Приведенная формула решается на навигационной линейке НЛ-10М.
Пример. Воздушная скорость полета 150 км/ч. Недостаток времени Д/ = 3 мин. Заданная величина изменения скорости А 1^=50 км/ч. Рассчитать время маневрирования.
Решение. 1. Треугольный или круглый индекс шкалы «Время» установить против скорости 1/=150 км/ч, взятой по шкале «Скорость».
2. Визирку установить на Д/ = 3 мин по шкале «Время».
3. Не сдвигая визирки, движком установить треугольный или круглый индекс шкалы «Время» на значение ДК = 50 км/ч.
4. Против риски визирки на шкале «Время» прочитать время маневра *ман=9 МИН.
Рассмотренный метод прост по выполнению, но требует предварительных расчетов.
Исправление пути по дальности изменением длины пути может осуществляться следующими способами:
— отворотом от маршрута на заданный угол;
— выполнением петли на маршруте;
— переносом точки разворота на цель.
Маневрирование первыми двумя способами применяется только для погашения избытка времени. Практически отворот от заданного маршрута производится на 45, 60 или 90°. При этом значение угла отворота выбирается в зависимости от величины избытка времени. Например, при избытке 3—5 мин—отворот на 60°.
При отвороте на любой угол порядок построения маневра одинаков (рис. 12.9). При подходе к КО определяется избыток времени At.
В момент выхода на КО производится отворот вертолета от линии заданного пути на выбранный угол. Полет с новым кур
сом выполняется в течение времени 11, которое рассчитывается по формулам:
ti = jAt — 0,085^збо — для угла отворота 45°; ‘
ti = At — 0,11 ^збо — Д’1Я угла отворота 60°; 1 (12.12
— 0,5А^ — 0,Ш3бо — Д і — угла огворота 90°, I
где At — избыток времени;
^збо — время разворота на 360°.
Секундомер для отсчета времени t включается после выполнения отворота. По истечении этого времени секундомер останавливается и выполняется разворот в сторону линии заданного пути на угол, равный двум углам отворота. После вывода вертолета на новый курс вновь включается секундомер. Спустя время полета по прямой і і, вертолет разворачивается на прежний курс полета по маршруту.
Продвижение по маршруту за время выполнения маневра определяется по формулам:
5Прод = V42,4A* — 0,33<збо) — Для угла отворота 45°; ^прид = V {At — 0,45 ^збо) — Для угла отворота 60°; 5прод = 4/? — дія угла отворота 90°,
где 5прод — продвижение вертолета по маршруту за время маневра;
V — скорость полета;
R— радиус разворота вертолета.
Поі чтение избытка времени на петле производится в тех случаях, когда он превышает время разворота на 360°. При полете вертолетов в боевом порядке выполнение маневра в целях безопасности осуществляется с одним направлением разворотов (рис. 12.10). Расчет маневра сводится к определению времени по
лета на прямолинейном участке петли (/і) с обратным курсом. При известном ветре это время рассчитывается по формуле
И* (12Л4>
где W2 — путевая скорость полета по маршруту;
At — избыток времени;
V — воздушная скорость полета.
Порядок выполнения маневра следующий. У характерного ориентира экипаж определяет избыток времени At и рассчитывает время t. Над ориентиром выполняется разворот на 180° и берется обратный курс с учетом угла сноса. В момент выхода на обратный курс включается секундомер, и с этим курсом полет выполняется в течение времени t. По истечении расчетного времени секундомер выключается, а вертолет разворачивается на прежний курс полета по маршруту.
В тех случаях, когда характер задания допускает изменение направления захода на цель, исправление пути по дальности можно выполнить переносом точки начала разворота на цель. Реализация этого способа возможна при наличии излома маршрута перед целью на угол 50—90°.
Сущность маневра состоит в том, что летчик в случае опоздания разворачивает вертолет на цель, не доходя до последнего перед ней поворотного пункта маршрута, а в случае избытка времени— после его пролета (рис. 12.11). При опоздании с выходом на цель разворот необходимо выполнить в точках 1, 2, 3 или 4 в зависимости от недостатка времени, а при избытке времени — в точках 6, 7 или 8. Для определения точки разворота за 5—10 мин полета до последнего перед целью поворотного пункта маршрута намечается контрольный ориентир. По заданной скорости полета экипаж рассчитывает время выхода на этот ориентир. Затем на линии заданного пути и на продолжении ее после поворотного пункта намечаются точки разворота на цель для случая опоздания или преждевременного выхода на выбранный контрольный ориентир. Точки разворота намечаются через одну минуту, а их количество выбирается в зависимости от максимально возможного недостатка или избытка времени. Как правило, берется 3—4 точки до поворотного пункта маршрута и 2—3 после него.
Рис. 12.11. Изменение длины пути для выхода на цель в заданное время |
Для нахождения положения точек разворота используются линейки с делениями, соответствующими пути вертолета за одну минуту в масштабе карты. Одна линейка совмещается с линией заданного пути таким образом, чтобы ее нулевое деление совпадало с контрольным ориентиром (рис. 12.12). Вторая линейка с
Рис. 12.12. Определение точки разворота для выхода на цель в заданное время изменением длины пути |
делением, соответствующим оставшемуся времени полета от контрольного ориентира до цели, совмещается с точкой цели и вращается вокруг нее до совпадения одинаковых делений на обеих линейках. Полученная точка пересечения шкал линеек будет являться точкой разворота на цель. Полученные точки соединяются с целью прямыми линиями. Для каждой линии измеряются путевые углы, расстояния и время полета до цели. При выходе на контрольный ориентир экипаж определяет величину избытка или недостатка времени и в зависимости от этого на карте находит соответствующую точку начала разворота на цель. Момент начала разворота контролируется по времени полета от контрольного ориентира визуально или с помощью радионавигационных средств вертолетовождения.