КПМ и аэродром посадки
Одним из наиболее важных этапов полета, от которого зависит выполнение поставленной задачи, является выход вертолета на цель (площадку десантирования). Он должен быть осуществлен точно по месту и времени. Направление подхода к цели должно обеспечивать надежное ее обнаружение, скрытый подход, наименьшую уязвимость вертолетов от средств противовоздушной обороны противника и выполнение поставленной задачи.
Выход вертолета на цель в зависимости от навигационной обстановки и оборудования вертолета может осуществляться следующими способами:
— от исходного ориентира (ИО) по курсу и времени;
— по командам с пункта наведения;
— с помощью технических средств вертолетовождения.
Вывод вертолета на цель от исходного ориентира по курсу и
времени применяется при полетах на малых высотах и хорошей визуальной видимости цели. В качестве исходного ориентира на удалении 5—10 км от цели выбирается характерный, легко опознаваемый ориентир и от него до цели прокладывается линия заданного пути, измеряются расстояние и заданный путевой угол.
В полете при подходе к исходному ориентиру рассчитывается курс выхода на цель и время полета до нее. В момент выхода на исходный ориентир экипаж разворачивает вертолет на цель, включает секундомер для контроля пути по времени и, выдерживая заданный режим полета, переходит на визуальный поиск цели. Обнаружив цель, экипаж выполняет поставленную боевую задачу.
Вывод вертолета на цель по командам с пункта наведения производится с помощью радиолокационных станций обнаружения и наведения. При этом используется специально подготовленная карта или планшет.
После выполнения доставленной задачи вертолет выводится на исходный пункт обратного маршрута путем выполнения заранее предусмотренного маневра.
При видимости земли полет на ИПОМ осуществляется с курсом, рассчитанным по известному ветру, и с визуальным контролем. Если полет выполняется в сложных метеорологических условиях или ночью, то выход на ИПОМ и контроль его прохода производится с помощью радионавигационных средств вертолетовож — дения и навигационного комплекса. При выполнении полета в боевом порядке дополнительно предусматривается способ его построения-после цели.
Выход на линию заданного пути обратного маршрута и полет по ней до КПМ выполняется по тем же правилам и в том же порядке, что и при полете к цели. В процессе полета по обратному маршруту экипаж обязан определять место вертолета, навигационные элементы и все необходимые данные для точного выхода на КПМ по месту и времени.
В качестве КПМ в районе аэродрома выбирается радионавигационная точка или характерный ориентир. Если в качестве КПМ выбрана радионавигационная точка, то полет на нее производится одним из способов, рассмотренных в главах 7 и 8.
При выполнении посадки на запасном аэродроме экипаж обязан проложить маршрут полета на заданный аэродром, рассчитать необходимые данные для выхода на него и выбрать технические средства для контроля пути. После выхода на КПМ снижение и заход на посадку производится по команде руководителя полетов или заранее предусмотренному маневру.
Заход и расчет на посадку осуществляется, как правило, с использованием радионавигационных средств, расположенных на аэродроме.