КПМ и аэродром посадки

Одним из наиболее важных этапов полета, от которого зави­сит выполнение поставленной задачи, является выход вертолета на цель (площадку десантирования). Он должен быть осуществ­лен точно по месту и времени. Направление подхода к цели долж­но обеспечивать надежное ее обнаружение, скрытый подход, наи­меньшую уязвимость вертолетов от средств противовоздушной обо­роны противника и выполнение поставленной задачи.

Выход вертолета на цель в зависимости от навигационной об­становки и оборудования вертолета может осуществляться следую­щими способами:

— от исходного ориентира (ИО) по курсу и времени;

— по командам с пункта наведения;

— с помощью технических средств вертолетовождения.

Вывод вертолета на цель от исходного ориентира по курсу и

времени применяется при полетах на малых высотах и хорошей визуальной видимости цели. В качестве исходного ориентира на удалении 5—10 км от цели выбирается характерный, легко опо­знаваемый ориентир и от него до цели прокладывается линия за­данного пути, измеряются расстояние и заданный путевой угол.

В полете при подходе к исходному ориентиру рассчитывается курс выхода на цель и время полета до нее. В момент выхода на исходный ориентир экипаж разворачивает вертолет на цель, вклю­чает секундомер для контроля пути по времени и, выдерживая заданный режим полета, переходит на визуальный поиск цели. Об­наружив цель, экипаж выполняет поставленную боевую задачу.

Вывод вертолета на цель по командам с пункта наведения производится с помощью радиолокационных станций обнаруже­ния и наведения. При этом используется специально подготовлен­ная карта или планшет.

После выполнения доставленной задачи вертолет выводится на исходный пункт обратного маршрута путем выполнения заранее предусмотренного маневра.

При видимости земли полет на ИПОМ осуществляется с кур­сом, рассчитанным по известному ветру, и с визуальным контро­лем. Если полет выполняется в сложных метеорологических усло­виях или ночью, то выход на ИПОМ и контроль его прохода про­изводится с помощью радионавигационных средств вертолетовож — дения и навигационного комплекса. При выполнении полета в бое­вом порядке дополнительно предусматривается способ его построе­ния-после цели.

Выход на линию заданного пути обратного маршрута и полет по ней до КПМ выполняется по тем же правилам и в том же порядке, что и при полете к цели. В процессе полета по обратному маршруту экипаж обязан определять место вертолета, навигаци­онные элементы и все необходимые данные для точного выхода на КПМ по месту и времени.

В качестве КПМ в районе аэродрома выбирается радионави­гационная точка или характерный ориентир. Если в качестве КПМ выбрана радионавигационная точка, то полет на нее производит­ся одним из способов, рассмотренных в главах 7 и 8.

При выполнении посадки на запасном аэродроме экипаж обя­зан проложить маршрут полета на заданный аэродром, рассчи­тать необходимые данные для выхода на него и выбрать техни­ческие средства для контроля пути. После выхода на КПМ сни­жение и заход на посадку производится по команде руководи­теля полетов или заранее предусмотренному маневру.

Заход и расчет на посадку осуществляется, как правило, с ис­пользованием радионавигационных средств, расположенных на аэродроме.