ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ СТАРЕЮЩЕГО ПАРКА САМОЛЕТОВ

3.1. МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМ И ОБОРУДОВАНИЯ ‘/ ’

Основные принципы модернизации. Старение и моральны^ износ требуют постоянного обновления парка самолетов. В то же — время — разраізтггктгринципиально новых систем и оборудйг вания требует значительных материальных и трудовых затрат! Это противоречие можно устранить путем создания модифика|- ций самолетов и модернизацией существующих систем и обор:у7 дования. Опыт развития АТ показывает, что модификации под? вергаются почти все серийные самолеты (улучшаются характер ристики скорости, дальности и коммерческой нагрузки). Периог дичность модификаций неодинакова для различных классов-, сгр. молетов, но зависит в основном от потребностей перевозок» Главным фактором, определяющим целесообразность моднфщ кацйи, является экономическая целесообразность, Известно,!: что разработка модификаций, включающих удлинение фюзеляжа,’ увеличение площади крыла, применение новых по конструкции двигателей, обходится во много раз дешевле, чем создание — но­вого типа самолета. !,

Многоразовой модификации подвергались как отечествену ные, так и зарубежные самолеты (рис. 3.1). Планирование мо-

Э.1. Модификации самолета А-ЗОО1 за 3.2. Характер изменения надежности период 1975—1985 гг. при последовательных модернизаци­

ях систем кондиционирования возду­ха самолета Ил-62

дификаций включает выбор видов и путей совершенствования самолета, экономически целесообразных решений. В данной кни­ге рассматривается не сам процесс планирования модификаций [І4, 6, 26], а лишь один из его аспектов — возможность обеспе­чения БП путем модернизации конструкции стареющего парка самолетов.

Характер изменения надежности при модернизациях. При

модернизациях временно уменьшается надежность. Это объяс­няется тем, что в состав систем и самолета в целом вводятся новые конструктивные элементы, недостаточно отработанные и испытанные элементы. Несмотря на большой объем расчетных и экспериментальных работ по обеспечению потребного уровня надежности элементов и агрегатов, разработчики ограничены сроками внедрения опытных изделий в серийное производство и им не удается полностью избежать конструктивных и произ­водственно-технологических ошибок. Однако по мере накопле­ния опыта эксплуатации модернизированных систем, выявления причин отказов и проведения соответствующих доработок и ме­роприятий надежность стабильно возрастает (рис. 3.2).

Важно отметить, что предполагаемая интенсивность роста надежности после проведения модернизаций характеризуется огибающей, проходящей через точки Q0, Qi, Q2, Q3, Qi, Qa — Од­нако при каждой модификации наблюдаются снижения уровней надежности до значений Q, Q’4, ‘Q’ 3, QV Чем больше новых, не­достаточно отработанных элементов используется при модифи — всации, тем глубже первоначальное падение надежности по сравнению с предполагаемым уровнем (например, Q’i — Qi). Объем модернизации должен быть ограничен условием Д>0, т. е. должно наблюдаться увеличение надежности при каждой последующей модернизации.