ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ СТАРЕЮЩЕГО ПАРКА САМОЛЕТОВ
3.1. МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМ И ОБОРУДОВАНИЯ ‘/ ’
Основные принципы модернизации. Старение и моральны^ износ требуют постоянного обновления парка самолетов. В то же — время — разраізтггктгринципиально новых систем и оборудйг вания требует значительных материальных и трудовых затрат! Это противоречие можно устранить путем создания модифика|- ций самолетов и модернизацией существующих систем и обор:у7 дования. Опыт развития АТ показывает, что модификации под? вергаются почти все серийные самолеты (улучшаются характер ристики скорости, дальности и коммерческой нагрузки). Периог дичность модификаций неодинакова для различных классов-, сгр. молетов, но зависит в основном от потребностей перевозок» Главным фактором, определяющим целесообразность моднфщ кацйи, является экономическая целесообразность, Известно,!: что разработка модификаций, включающих удлинение фюзеляжа,’ увеличение площади крыла, применение новых по конструкции двигателей, обходится во много раз дешевле, чем создание — нового типа самолета. !,
Многоразовой модификации подвергались как отечествену ные, так и зарубежные самолеты (рис. 3.1). Планирование мо-
Э.1. Модификации самолета А-ЗОО1 за 3.2. Характер изменения надежности период 1975—1985 гг. при последовательных модернизаци
ях систем кондиционирования воздуха самолета Ил-62
дификаций включает выбор видов и путей совершенствования самолета, экономически целесообразных решений. В данной книге рассматривается не сам процесс планирования модификаций [І4, 6, 26], а лишь один из его аспектов — возможность обеспечения БП путем модернизации конструкции стареющего парка самолетов.
Характер изменения надежности при модернизациях. При
модернизациях временно уменьшается надежность. Это объясняется тем, что в состав систем и самолета в целом вводятся новые конструктивные элементы, недостаточно отработанные и испытанные элементы. Несмотря на большой объем расчетных и экспериментальных работ по обеспечению потребного уровня надежности элементов и агрегатов, разработчики ограничены сроками внедрения опытных изделий в серийное производство и им не удается полностью избежать конструктивных и производственно-технологических ошибок. Однако по мере накопления опыта эксплуатации модернизированных систем, выявления причин отказов и проведения соответствующих доработок и мероприятий надежность стабильно возрастает (рис. 3.2).
Важно отметить, что предполагаемая интенсивность роста надежности после проведения модернизаций характеризуется огибающей, проходящей через точки Q0, Qi, Q2, Q3, Qi, Qa — Однако при каждой модификации наблюдаются снижения уровней надежности до значений Q, Q’4, ‘Q’ 3, QV Чем больше новых, недостаточно отработанных элементов используется при модифи — всации, тем глубже первоначальное падение надежности по сравнению с предполагаемым уровнем (например, Q’i — Qi). Объем модернизации должен быть ограничен условием Д>0, т. е. должно наблюдаться увеличение надежности при каждой последующей модернизации.