ПОДГОТОВКА ОБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ АЭРОПОРТА К УСТОЙЧИВОМУ ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Все промышленные объекты, независимо от их конкретного на­значения, в том числе и объекты аэропортов, имеют много общих черт. Так, любой аэропорт включает в себя наземные здания и со­оружения основного и вспомогательного производства, складские помещения и здания административно-бытового назначения.

В зданиях и сооружениях основного и вспомогательного произ­водства размещаются станочное и технологическое оборудование, сети газо-, тепло-, электро — и прочих видов снабжения. Между собой здания и сооружения соединены сетью внутреннего транспорта, се­тью энергоносителей и системами связи и управления.

На территории аэропорта могут быть расположены сооружения автономных систем электро — и водоснабжения, а также отдельно стоящие технологические установки и т. д.

Здания и сооружения возводятся по типовым проектам из уни­фицированных материалов.

Проекты производств выполняются по единым нормам техноло­гического проектирования, что приводит к среднему уровню плот­ности застройки (обычно 30-60 %).

Для всех объектов экономики, независимо от профиля производ­ства и назначения, характерны общие факторы, влияющие на устой­чивость объекта и подготовку его к работе в условиях чрезвычайной ситуации. К общим факторам можно отнести [60]:

■ район расположения объекта;

■ внутреннюю планировку и застройку территории объекта;

■ подготовленность персонала к работе в чрезвычайной ситуа­ции и к восстановлению производства;

■ надёжность и местоположение жизненно важных систем промышленного объекта (дублирование, ремонтопригодность и

т. д.);

■ технологический процесс (особенности используемых ве­ществ; методы обработки, технологический регламент и т. д.);

■ условия эксплуатации зданий, сооружений, опасных техни­ческих систем и объектов, взлётно-посадочных полос;

■ надёжность и гибкость производственных связей и систем управления производством.

С целью обеспечения устойчивого функционирования объектов экономики в условиях чрезвычайных ситуаций проводится подго­товка объектов к такому функционированию.

Подготовка объекта экономики к устойчивому функциони­рованию в условиях чрезвычайных ситуаций заключается в про­ведении комплекса мероприятий организационно-технического, технологического, производственного, экономического, научного, учебного и иного характера, направленных на предотвращение чрез­вычайных ситуаций, снижение ущерба от них, максимально воз­можное сохранение уровня выполнения производственных или иных целевых функций объекта.

Организация конкретных действий по поддержанию и повыше­нию устойчивости специфична для каждого объекта экономики и разнообразна по своему содержанию. Однако в масштабе государст­ва существуют общие меры организационного, правового, экономи­ческого характера, которые универсальны для всех объектов эконо­мики, в том числе и для аэропортов.

К ним могут быть отнесены:

■ декларирование промышленной безопасности;

■ лицензирование видов деятельности в области промышлен­ной безопасности;

■ государственная экспертиза проектной документации;

■ государственный надзор и контроль в области защиты насе­ления и территорий от чрезвычайных ситуаций;

■ государственный надзор в области промышленной безопас­ности;

■ страхование природных и техногенных рисков и некоторые другие.

Риск — степень опасности какого-либо неблагоприятного исхода или количественная характеристика опасности.

В интересах обеспечения устойчивого функционирования объек­тов экономики в условиях чрезвычайных ситуаций могут быть при­няты и другие меры организационно-экономического характера. К их числу можно отнести:

■ повышение экономической ответственности за обеспечение должного уровня устойчивости функционирования, в том числе пу­тём применения различного рода санкций, прежде всего экономиче­ских;

■ создание служб экономической разведки и контрразведки;

■ организация профайлинга с целью предотвращения терро­ризма на объектах аэропорта;

■ стимулирование работ по повышению уровня безопасности за счёт льготного налогообложения, льготного кредитования, час­тичного бюджетного финансирования мер по повышению устойчи­вости функционирования производств особо важных для государст­ва;

■ резервирование финансовых и материальных ресурсов на случай чрезвычайных ситуаций и для восстановления нарушенного производства.

Совокупность организационно-экономических мер по повыше­нию устойчивости функционирования объекта экономики, причём мер, соответствующих конкретному виду производства или кон­кретному виду иной деятельности, может существенно повлиять на поддержание высокого уровня работоспособности объекта в услови­ях чрезвычайных ситуаций.

Значительное место в подготовке к устойчивому функциониро­ванию занимает повышение устойчивости объектов экономики, по­скольку именно технологические процессы составляют суть произ­водства и выполнения других целевых функций объектов экономики.

В этих мерах, как правило, предусматривается:

■ обновление основных производственных фондов;

■ повышение технологической и эксплуатационной надёжно­сти производственных процессов;

■ дублирование и резервирование технологического (техниче­ского) оборудования;

■ внедрение технологических, эксплуатационных и транс­портных процессов без участия человека, в том числе использование робототехники;

■ освоение безаварийных остановов производства с непрерыв­ным циклом;

■ внедрение эффективных систем технологического контроля и технической диагностики;

■ создание систем локализации и подавления аварийных си­туаций;

■ осуществление превентивных мер по предотвращению воз­никновения вторичных факторов поражения и т. д.

Эксплуатационная надежность представляет собой свойство изделия сохранять значения установленных параметров функциони­рования в определённых пределах, соответствующих заданным ре­жимам и условиям эксплуатации.

В ходе подготовки осуществляется совершенствование матери­ально-технического обеспечения производства.

Подготовка объектов экономики к устойчивому функционирова­нию в условиях чрезвычайных ситуаций проводится руководителя­ми организаций, во владении или подчинении которых находятся объекты, контролируемые соответствующими органами исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации и органов местно­го самоуправления [62].