ПОДГОТОВКА ОБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ АЭРОПОРТА К УСТОЙЧИВОМУ ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Все промышленные объекты, независимо от их конкретного назначения, в том числе и объекты аэропортов, имеют много общих черт. Так, любой аэропорт включает в себя наземные здания и сооружения основного и вспомогательного производства, складские помещения и здания административно-бытового назначения.
В зданиях и сооружениях основного и вспомогательного производства размещаются станочное и технологическое оборудование, сети газо-, тепло-, электро — и прочих видов снабжения. Между собой здания и сооружения соединены сетью внутреннего транспорта, сетью энергоносителей и системами связи и управления.
На территории аэропорта могут быть расположены сооружения автономных систем электро — и водоснабжения, а также отдельно стоящие технологические установки и т. д.
Здания и сооружения возводятся по типовым проектам из унифицированных материалов.
Проекты производств выполняются по единым нормам технологического проектирования, что приводит к среднему уровню плотности застройки (обычно 30-60 %).
Для всех объектов экономики, независимо от профиля производства и назначения, характерны общие факторы, влияющие на устойчивость объекта и подготовку его к работе в условиях чрезвычайной ситуации. К общим факторам можно отнести [60]:
■ район расположения объекта;
■ внутреннюю планировку и застройку территории объекта;
■ подготовленность персонала к работе в чрезвычайной ситуации и к восстановлению производства;
■ надёжность и местоположение жизненно важных систем промышленного объекта (дублирование, ремонтопригодность и
т. д.);
■ технологический процесс (особенности используемых веществ; методы обработки, технологический регламент и т. д.);
■ условия эксплуатации зданий, сооружений, опасных технических систем и объектов, взлётно-посадочных полос;
■ надёжность и гибкость производственных связей и систем управления производством.
С целью обеспечения устойчивого функционирования объектов экономики в условиях чрезвычайных ситуаций проводится подготовка объектов к такому функционированию.
Подготовка объекта экономики к устойчивому функционированию в условиях чрезвычайных ситуаций заключается в проведении комплекса мероприятий организационно-технического, технологического, производственного, экономического, научного, учебного и иного характера, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций, снижение ущерба от них, максимально возможное сохранение уровня выполнения производственных или иных целевых функций объекта.
Организация конкретных действий по поддержанию и повышению устойчивости специфична для каждого объекта экономики и разнообразна по своему содержанию. Однако в масштабе государства существуют общие меры организационного, правового, экономического характера, которые универсальны для всех объектов экономики, в том числе и для аэропортов.
К ним могут быть отнесены:
■ декларирование промышленной безопасности;
■ лицензирование видов деятельности в области промышленной безопасности;
■ государственная экспертиза проектной документации;
■ государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
■ государственный надзор в области промышленной безопасности;
■ страхование природных и техногенных рисков и некоторые другие.
Риск — степень опасности какого-либо неблагоприятного исхода или количественная характеристика опасности.
В интересах обеспечения устойчивого функционирования объектов экономики в условиях чрезвычайных ситуаций могут быть приняты и другие меры организационно-экономического характера. К их числу можно отнести:
■ повышение экономической ответственности за обеспечение должного уровня устойчивости функционирования, в том числе путём применения различного рода санкций, прежде всего экономических;
■ создание служб экономической разведки и контрразведки;
■ организация профайлинга с целью предотвращения терроризма на объектах аэропорта;
■ стимулирование работ по повышению уровня безопасности за счёт льготного налогообложения, льготного кредитования, частичного бюджетного финансирования мер по повышению устойчивости функционирования производств особо важных для государства;
■ резервирование финансовых и материальных ресурсов на случай чрезвычайных ситуаций и для восстановления нарушенного производства.
Совокупность организационно-экономических мер по повышению устойчивости функционирования объекта экономики, причём мер, соответствующих конкретному виду производства или конкретному виду иной деятельности, может существенно повлиять на поддержание высокого уровня работоспособности объекта в условиях чрезвычайных ситуаций.
Значительное место в подготовке к устойчивому функционированию занимает повышение устойчивости объектов экономики, поскольку именно технологические процессы составляют суть производства и выполнения других целевых функций объектов экономики.
В этих мерах, как правило, предусматривается:
■ обновление основных производственных фондов;
■ повышение технологической и эксплуатационной надёжности производственных процессов;
■ дублирование и резервирование технологического (технического) оборудования;
■ внедрение технологических, эксплуатационных и транспортных процессов без участия человека, в том числе использование робототехники;
■ освоение безаварийных остановов производства с непрерывным циклом;
■ внедрение эффективных систем технологического контроля и технической диагностики;
■ создание систем локализации и подавления аварийных ситуаций;
■ осуществление превентивных мер по предотвращению возникновения вторичных факторов поражения и т. д.
Эксплуатационная надежность представляет собой свойство изделия сохранять значения установленных параметров функционирования в определённых пределах, соответствующих заданным режимам и условиям эксплуатации.
В ходе подготовки осуществляется совершенствование материально-технического обеспечения производства.
Подготовка объектов экономики к устойчивому функционированию в условиях чрезвычайных ситуаций проводится руководителями организаций, во владении или подчинении которых находятся объекты, контролируемые соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления [62].