Режим приемистости двигателя
Разгон двигателя от режима малого газа до максимального режима (МГ—М) (рис. 6.17). При работоспособной автоматике компрессора исходной проверкой поиска является про-
Рис. 6.17. Схема поиска отказов на режиме приемистости ТРДотМГ доМ: знаки «+» и «—» — положительный и отрицательный результаты поисковых проверок; и — момент проявления внешнего признака ненормальной работы; П ргмг, пм] —проверка оборотов малого газа и максимальных оборотов двигателя; 3 ДП^ — замена дроссельного пакета первой ветви ОНД; Р 1«мг]. Р Ы — регулировка оборотов малого газа и максимальных оборотов двигателя; 3 (Д/72)—замена дроссельного пакета второй ветви ОНД; З (ДПОС) — замена дроссельного пакета обратной связи З (ДПГЗ) — замена дроссельного пакета гидрозамедлителя; ЦПь ДП2, ДПОС7— отказы ДПи ДП2, ДПОС |
верка величины оборотов на максимальном режиме и режиме малого газа. Затем действуют по схеме замен дроссельных пакетов ДПи ДП2 и ДПОС, установленных на элементах ОНД и ОС, на дроссельные пакеты ДПи ДП2 и ДПОС, заведомо отвечающие нормам производительности (проливки). Поэтому, если после замены того или иного дроссельного пакета помпаж не устраняется, то замены продолжаются и ветви замен расходятся не по положительному результату проверки, как это было бы, если бы мы продолжали схему поиска путем проверок, а по отрицательному результату замены.
Рис. 6.18 Схема поиска отказов на режиме приемистости ТРД от НАРдоМ знаки «+» и «—»—положительный и отрицательный результаты поисковых проверок; замены или регулировки элементов топливной автоматики; и — момент проявления внешнего признака ненормальной работы двига — теля; 3ДПГЗ] — замена дроссельного пакета гидрозамедлителя; ДПГЗ — отказ ДПГЗ; ГЗ — отказ ГЗ; ОИД — отказ ОНД |
После каждого отрицательного результата замены того или иного дроссельного пакета снятый пакет устанавливается на место. Если последняя замена ДПОС дает отрицательный результат, то меняют дроссельный пакет гидроусилителя и действуют по ветви поиска на режиме НАР-М (рис, 6.18).
Разгон двигателя от оборотов начала автоматического регулирования до максимального режима (НАР—М). Исходной операцией в поиске причины помпажа на этом режиме является замена дроссельного пакета гидрозамедлителя на заве-
П [Рц]Г, а, а] — проверка работоспособности гидросистемы-, /7(ЯК] — проверка величины давления жидкости в сечении К—К; П [Яшт] — проверка усилия на штурвале при выключенном кране гидро — замедлителя; П [aj — проверка величины угла отклонения; П 1Япр] — проверка затяжки^ пружины загрузочного механизма; /72Л— проверка суммарного люфта в проводке управления; ЗМ — отказ загрузочного механизма; РУ -—разрегулировка тяг управления; ГУ — отказ гидроусилителя; /7[1(У|— поисковая автономная проверка фильтра; /7f9]—поисковая проверка крана включения гидроусилителя; лрП —поисковая проверка регулятора давления; П 12]— поисковая проверка насоса; знаки «+» и«—» — положительный и отрицательный результаты поисковых проверок элементов гидросистемы
дом о отвечающий требованиям производительности (проливші). При отрицательном результате такой замены (помпаж остается) делается автономная проверка гидрозамедлителя. Положительный результат проверки указывает на отказ ОНД, а отрицательный — на отказ ГЗ. Собственно, при агрегатном методе ремонта автономную проверку ГЗ можно было бы и не делать, так как отказы ГЗ и ОНД требуют замены насоса- регулятора. Однако такое уточнение отказавшего элемента (ГЗ или ОНД) дает информацию о работе элементов насоса- регулятора (НР-21) в реальной компоновке.
Используя рассмотренную методику построения схемы поиска отказавших элементов, которые могли бы вызвать появление помпажа или горячего зависания оборотов на переходных режимах ТРД, можно построить полную схему поиска для всех возможных внешних признаков ненормальной работы (например, для самовыключения двигателя, раскрутки оборотов, холодного зависания оборотов и т. д.). Наблюдая за внешними признаками ненормальной работы в процессе опробования двигателя, авиационный техник фиксирует момент времени или режим работы, когда проявляется тот или иной признак ненормальной работы, выключает двигатель и переходит к поиску места отказа по заранее разработанному маршруту, указанному в полной схеме поиска, построенного аналогично рассмотренной при поиске причин помпажа.
При автоматизации фиксации времени проявления того или иного признака число операций поиска можно свести к минимуму.
6.4. Поиск отказов в системе управления рулем высоты методами половинного разбиения и «время — вероятность»
При отклонениях штурвала с усилием Ршт руль высоты отклоняется на угол а с угловой скоростью а. Исходной проверкой работоспособности будет сравнение фактических
значений а, а и Ршт с их нормальными значениями при отклонении штурвала на заданный угол8шт.
Если проверка работоспособности системы дает отрицательный результат, то производится поиск отказавших элементов, вначале углубляясь до уровня функциональной группы, а затем ведя поиск внутри иее до уровня съемного агрегата. В случае, если съемный агрегат имеет регулировочные точки, поиск продолжается до уровня разрегулировок,-
Такая последовательность в переходе от одного уровня неисправностей к другому может быть применена к рассматриваемому объекту контроля. Отрицательный результат проверки работоспособности может иметь несколько вариантов:
1) величина усилия на штурвале не в норме, а остальные параметры в норме — Pvxт, а, а;
2) величина угла отклонения руля не в норме, а остальные параметры в норме — Яшт, а а;
3) величина угловой скорости отклонения руля ие в норме,
а остальные параметры в норме — Яшт, а, а;
4) величины усилия на штурвале и угол отклонения руля не в норме, а величина скорости отклонения в норме — Яшт, а, а;
5) величины усилия на штурвале и скорости отклонения руля не в норме, а величина угла отклонения в норме — Р’Ш1,
а, а;
6) величины угла отклонения и скорости отклонения руля
не в норме, а усилие на штурвале в норме — Яшт, а, а;
7) значение в^ех трех определяющих параметров не в
норме — Яшт, а, а.
На рис. 6.19 изображена схема поиска отказавших элементов в рассматриваемом объекте контроля (см. рис. 6.1).
Исходной проверкой служит проверка уровня заправки и величины наддува гидробака системы П [ Л, А Янац ]. В случае положительного результата проверки П [h, А Янад) проверяется работоспособность всей системы П |ЯШТ, а, а]. При любом из вариантов отрицательного результата проверки работоспособности дальнейший поиск целесообразно проводить методом половинного разбиения. Поэтому первой проверкой поиска, указанной иа изображенной схеме, является проверка давлення масла /7|ЯК] в сечении К (см. рис. 6.1).
В случае положительного результата проверки /7[ЯК] проверяется усилие на штурвале при выключенном кране гидроусилителя[11] Л [ ЯШ1 ]. Отрицательный результат провер
ки П [ Ршт { может иметь два варианта: давление на штурвале меньше нормы и давление на штурвале больше нормы. В первом случае причиной ненормального давления на штурвале является отказ загрузочного механизма ЗМ, а во втором причину ненормального давлення необходимо предварительно выявить: нет ли превышения степени затяжки пружины загрузочного механизма /7}Япр], так как давление на штурвале больше нормы может быть в результате или повышенной силы трения в проводке £ Р, р, или вследствие отказа загрузочного механизма. Поэтому, если уточняющая проверка /7[Pnpj дает положительный результат, т. е. степень затяжки пружины в норме, то в этом случае суммарная сила трения выше нормы. Если же проверка 11[1? дает отрицательный результат, т. е. затяжка пружины выше нормы, то отказал загрузочный механизм.
Положительный результат проверки П [Яшг] обусловливает необходимость продолжения поиска и проведения замера величины угла отклонения руля высоты при заданном первичном воздействии 0Ш7, т. е. проведении Проверки /7[ссI. При положительном результате проверки [П°, когда величина отклонения руля высоты в норме, причиной потери работоспособности системы ^управления рулем высоты является отказ гидроусилителя (ГУ).
При отрицательном результате проверки П [а] имеется два варианта: фактическое отклонение руля высоты может быть как больше нормы, так и меньше нормы. Если отклонение руля высоты больше нормы, то очевидно, что разрегулированы тяги управления РУ. В случае отклонения руля высоты меньше нормы проводят уточняющую проверку, замеряя суммарные люфты в проводке управления П Ел. Если величина суммарного люфта Ел окажется в норме, т. е.- проверка /7 £, даст положительный результат, то в системе разрегулированы тяги управления РУ.
Вернемся к иижней ветви схемы поиска — к отрицательному результату проверки П [Як}, который может иметь два варианта. Во-первых, давление Як может быть больше нормы, и, во-вторых, оно может быть меньше нормы. Вариант, когда Рк > А/, означает, что засорен всасывающий участок гидроусилителя. Для варианта, когда Рк < АО построена ветвь поиска отказавшего элемента. Поиск в этой ветви построен по методу «время—вероятность» в очередности: фильтр 10, кран включения гидроусилителя 9, регулятор давления 11, насос 12.