Режим приемистости двигателя

Разгон двигателя от режима малого газа до максимально­го режима (МГ—М) (рис. 6.17). При работоспособной автома­тике компрессора исходной проверкой поиска является про-

Рис. 6.17. Схема поиска отказов на режиме приемистости ТРДотМГ доМ: знаки «+» и «—» — положительный и отрицательный результаты поиско­вых проверок; и — момент проявления внешнего признака ненормальной работы; П ргмг, пм] —проверка оборотов малого газа и максимальных оборотов двигателя; 3 ДП^ — замена дроссельного пакета первой ветви ОНД; Р 1«мг]. Р Ы — регулировка оборотов малого газа и максималь­ных оборотов двигателя; 3 (Д/72)—замена дроссельного пакета второй вет­ви ОНД; З (ДПОС) — замена дроссельного пакета обратной связи З (ДПГЗ) — замена дроссельного пакета гидрозамедлителя; ЦПь ДП2, ДПОС7— отказы ДПи ДП2, ДПОС

верка величины оборотов на максимальном режиме и режиме малого газа. Затем действуют по схеме замен дроссель­ных пакетов ДПи ДП2 и ДПОС, установленных на элементах ОНД и ОС, на дроссельные пакеты ДПи ДП2 и ДПОС, заве­домо отвечающие нормам производительности (проливки). Поэтому, если после замены того или иного дроссельного па­кета помпаж не устраняется, то замены продолжаются и вет­ви замен расходятся не по положительному результату про­верки, как это было бы, если бы мы продолжали схему поиска путем проверок, а по отрицательному результату замены.

Рис. 6.18 Схема поиска отказов на режиме приемистости ТРД от НАРдоМ знаки «+» и «—»—положительный и отрицательный результаты поиско­вых проверок; замены или регулировки элементов топливной автоматики; и — момент проявления внешнего признака ненормальной работы двига — теля; 3ДПГЗ] — замена дроссельного пакета гидрозамедлителя; ДПГЗ — отказ ДПГЗ; ГЗ — отказ ГЗ; ОИД — отказ ОНД

После каждого отрицательного результата замены того или иного дроссельного пакета снятый пакет устанавливается на место. Если последняя замена ДПОС дает отрицательный результат, то меняют дроссельный пакет гидроусилителя и действуют по ветви поиска на режиме НАР-М (рис, 6.18).

Разгон двигателя от оборотов начала автоматического ре­гулирования до максимального режима (НАР—М). Исходной операцией в поиске причины помпажа на этом режиме явля­ется замена дроссельного пакета гидрозамедлителя на заве-

о©

П [Рц]Г, а, а] — проверка работоспособности гидросистемы-, /7(ЯК] — проверка величины давления жидкости в сечении К—К; П [Яшт] — проверка усилия на штурвале при выключенном кране гидро — замедлителя; П [aj — проверка величины угла отклонения; П 1Япр] — проверка затяжки^ пружины загрузочного механизма; /72Л— проверка суммарного люфта в проводке управления; ЗМ — отказ загрузочного механизма; РУ -—разрегулировка тяг управления; ГУ — отказ гидроусилителя; /7[1(У|— поисковая автономная проверка фильтра; /7f9]—поисковая проверка крана включения гидроусилителя; лрП —поисковая проверка регулятора давления; П 12]— поисковая проверка насоса; знаки «+» и«—» — положительный и отрицательный результаты поисковых проверок элементов гидросистемы

дом о отвечающий требованиям производительности (пролив­ші). При отрицательном результате такой замены (помпаж остается) делается автономная проверка гидрозамедлителя. Положительный результат проверки указывает на отказ ОНД, а отрицательный — на отказ ГЗ. Собственно, при агрегатном методе ремонта автономную проверку ГЗ можно было бы и не делать, так как отказы ГЗ и ОНД требуют замены насоса- регулятора. Однако такое уточнение отказавшего элемента (ГЗ или ОНД) дает информацию о работе элементов насоса- регулятора (НР-21) в реальной компоновке.

Используя рассмотренную методику построения схемы поиска отказавших элементов, которые могли бы вызвать по­явление помпажа или горячего зависания оборотов на пере­ходных режимах ТРД, можно построить полную схему поиска для всех возможных внешних признаков ненормальной рабо­ты (например, для самовыключения двигателя, раскрутки оборотов, холодного зависания оборотов и т. д.). Наблюдая за внешними признаками ненормальной работы в процессе опробования двигателя, авиационный техник фиксирует мо­мент времени или режим работы, когда проявляется тот или иной признак ненормальной работы, выключает двигатель и переходит к поиску места отказа по заранее разработанному маршруту, указанному в полной схеме поиска, построенного аналогично рассмотренной при поиске причин помпажа.

При автоматизации фиксации времени проявления того или иного признака число операций поиска можно свести к минимуму.

6.4. Поиск отказов в системе управления рулем высоты методами половинного разбиения и «время — вероятность»

При отклонениях штурвала с усилием Ршт руль вы­соты отклоняется на угол а с угловой скоростью а. Исходной проверкой работоспособности будет сравнение фактических

значений а, а и Ршт с их нормальными значениями при от­клонении штурвала на заданный угол8шт.

Если проверка работоспособности системы дает отрица­тельный результат, то производится поиск отказавших эле­ментов, вначале углубляясь до уровня функциональной груп­пы, а затем ведя поиск внутри иее до уровня съемного агре­гата. В случае, если съемный агрегат имеет регулировочные точки, поиск продолжается до уровня разрегулировок,-

Такая последовательность в переходе от одного уровня не­исправностей к другому может быть применена к рассматри­ваемому объекту контроля. Отрицательный результат провер­ки работоспособности может иметь несколько вариантов:

1) величина усилия на штурвале не в норме, а остальные параметры в норме — Pvxт, а, а;

2) величина угла отклонения руля не в норме, а осталь­ные параметры в норме — Яшт, а а;

3) величина угловой скорости отклонения руля ие в норме,

а остальные параметры в норме — Яшт, а, а;

4) величины усилия на штурвале и угол отклонения руля не в норме, а величина скорости отклонения в норме — Яшт, а, а;

5) величины усилия на штурвале и скорости отклонения руля не в норме, а величина угла отклонения в норме — Р’Ш1,

а, а;

6) величины угла отклонения и скорости отклонения руля

не в норме, а усилие на штурвале в норме — Яшт, а, а;

7) значение в^ех трех определяющих параметров не в

норме — Яшт, а, а.

На рис. 6.19 изображена схема поиска отказавших эле­ментов в рассматриваемом объекте контроля (см. рис. 6.1).

Исходной проверкой служит проверка уровня заправки и величины наддува гидробака системы П [ Л, А Янац ]. В слу­чае положительного результата проверки П [h, А Янад) про­веряется работоспособность всей системы П |ЯШТ, а, а]. При любом из вариантов отрицательного результата проверки ра­ботоспособности дальнейший поиск целесообразно проводить методом половинного разбиения. Поэтому первой проверкой поиска, указанной иа изображенной схеме, является проверка давлення масла /7|ЯК] в сечении К (см. рис. 6.1).

В случае положительного результата проверки /7[ЯК] проверяется усилие на штурвале при выключенном кране гидроусилителя[11] Л [ ЯШ1 ]. Отрицательный результат провер­

ки П [ Ршт { может иметь два варианта: давление на штурва­ле меньше нормы и давление на штурвале больше нормы. В первом случае причиной ненормального давления на штурва­ле является отказ загрузочного механизма ЗМ, а во втором причину ненормального давлення необходимо предварительно выявить: нет ли превышения степени затяжки пружины загру­зочного механизма /7}Япр], так как давление на штурвале больше нормы может быть в результате или повышенной силы трения в проводке £ Р, р, или вследствие отказа загрузоч­ного механизма. Поэтому, если уточняющая проверка /7[Pnpj дает положительный результат, т. е. степень затяжки пружи­ны в норме, то в этом случае суммарная сила трения выше нормы. Если же проверка 11[1? дает отрицательный ре­зультат, т. е. затяжка пружины выше нормы, то отказал за­грузочный механизм.

Положительный результат проверки П [Яшг] обусловли­вает необходимость продолжения поиска и проведения замера величины угла отклонения руля высоты при заданном первич­ном воздействии 0Ш7, т. е. проведении Проверки /7[ссI. При положительном результате проверки [П°, когда величина отклонения руля высоты в норме, причиной потери работоспо­собности системы ^управления рулем высоты является отказ гидроусилителя (ГУ).

При отрицательном результате проверки П [а] имеется два варианта: фактическое отклонение руля высоты может быть как больше нормы, так и меньше нормы. Если отклоне­ние руля высоты больше нормы, то очевидно, что разрегули­рованы тяги управления РУ. В случае отклонения руля высо­ты меньше нормы проводят уточняющую проверку, замеряя суммарные люфты в проводке управления П Ел. Если вели­чина суммарного люфта Ел окажется в норме, т. е.- проверка /7 £, даст положительный результат, то в системе разрегу­лированы тяги управления РУ.

Вернемся к иижней ветви схемы поиска — к отрицатель­ному результату проверки П [Як}, который может иметь два варианта. Во-первых, давление Як может быть больше нор­мы, и, во-вторых, оно может быть меньше нормы. Вариант, когда Рк > А/, означает, что засорен всасывающий участок гидроусилителя. Для варианта, когда Рк < АО построена ветвь поиска отказавшего элемента. Поиск в этой ветви по­строен по методу «время—вероятность» в очередности: фильтр 10, кран включения гидроусилителя 9, регулятор давления 11, насос 12.