КОМПОНОВКА КАБИНЫ ЭКИПАЖА. (изложены требования к оборудованию. с электромеханической индикацией)

8.7.1.4. Рабочее место пилота должно иметь средства, обеспечивающие контроль положе­ния его глаз в условном положении на линии визирования.

8.7.1.5. Все надписи в кабине должны распо­лагаться у тех элементов (рукояток, тумблеров и др.), к которым они относятся, и быть хорошо видимы и различимы днем и ночью в зависимо­сти от ОУЭ. Текстовые сокращения надписей не должны допускать неоднозначности толко­вания их смысла.

8.7.2.2. Наиболее часто используемые орга­ны управления, в том числе органы управле­ния, используемые во время наиболее сложных этапов полета (например, для пилотов — при заходе на посадку и посадке), а также в сложной и аварийной ситуациях, должны располагаться в наилучших с точки зрения досягаемости и об­зора зонах рабочей области каждого члена эки­пажа. При этом расположение органов упра­вления должно быть выбрано так, чтобы на эта­пах взлета, захода на посадку, посадки и ухода на второй круг для выполнения действий по РЛЭ пилотам не требовалась смена рук на штурвалах. Для случаев когда кресла пилотов располагаются рядом, органы управления, установленные на рукоятках штурвала первого пилота, должны располагаться «зеркально» по отношению к их расположению на рукоятках штурвала левого пилота.

8.7.2.5. Расположение органов управления, форма и размеры их рукояток должны обеспе­чивать быстрое их опознавание и безошибоч­ные действия во всех режимах полета и особых ситуациях.

8.7.2.10. Направление перемещения основ­ных органов управления должно соответство­вать следующим требованиям:

— стабилизатор: переключатель вперед (вверх) — пикирование;

— рычаг управления реверсом двигателя: на­зад (на себя) — увеличение обратной тяги (мощ­ности).

8.7.3.3. Места для установки приборов и сиг­нализаторов на рабочих местах членов экипажа должны быть выбраны с учетом степени важно­сти выдаваемой ими информации. При этом могут использоваться:

— группировка по степени относительной важности (значимости) для безопасности поле­та (например, размещение основных пилотаж­но-навигационных приборов в верхней и сред­ней зонах приборной доски пилота);

— группировка по функциональному назна­чению, т. е. по принадлежности к одной функ­циональной системе (например, размещение рядом приборов, контролирующих работу си­ловой установки);

— группировка по времени использования, т. е. использования в полете или на земле, на от­дельных этапах полета, в определенной вре­менной последовательности и т. д.

8.7.3.5.4. Резервный авиагоризонт должен размещаться в правой верхней части прибор­ной доски левого пилота вблизи основного прибора, показывающего пространственное положение самолета, либо в верхней части средней приборной доски пилотов и должен быть виден правому пилоту.

8.7.3.6. Основные приборы контроля сило­вой установки должны размещаться на средней приборной доске пилотов компактной груп­пой. При этом взаимное размещение их в груп­пе должно соответствовать расположению дви­гателей на самолете:

— приборы, контролирующие одинаковые параметры работы разных двигателей, должны размещаться в одном горизонтальном ряду в порядке расположения двигателей на самолете — слева направо;

— приборы, контролирующие разные пара­метры работы одного двигателя, должны разме­щаться в одном вертикальном ряду в порядке значимости контролируемых параметров — сверху вниз.

Примечание. При использовании комбинирован­ных приборов они должны разме­щаться таким образом, чтобы исклю­чить возможные ошибки определе­ния, к какому двигателю относится данный индикатор или параметр.

8.7.3.11. Аварийные светосигнальные устрой­ства должны быть размещены так, чтобы они были видны из основного рабочего положения члена экипажа. Предупреждающие светосигнальные устройства, а также центральный сигнальный огонь (ЦСО) должны быть размещены в зоне удобного обзора с рабочих мест соответствующих членов экипажа, при этом допускается изменение положения головы.

8.7.3.12. ЦСО и аварийные светосигнальные устройства должны быть размещены идентично на приборных досках первого и второго пилотов. До­пускается центральные сигнальные огни разме­щать в верхней части средней приборной доски.