ОБОРУДОВАНИЕ

ВНУТРИКАБИННОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ
(изложены требования, относящиеся к комплек-
сам оборудования с экранной индикацией)

8.9.1. Общие положения

8.9.1.1. Требования настоящего раздела распро­страняются на средства сигнализации, установлен­ные на самолете и предназначенные для оповеще­ния членов экипажа о возникшей на самолете си­туации с помощью следующих видов средств сиг­нализации: визуальных, звуковых и тактильных. Визуальные средства сигнализации предназна­чены для выдачи сигналов с помощью экранных индикаторов, светосигнальных устройств, пере­ключателей со световой сигнализацией (ламп- кнопок), бленкеров, флажков (планок) или шторок электромеханических индикаторов. Звуковые средства сигнализации предназначены для выдачи тональных звуковых сигналов (напри­мер, с помощью сирены, звонка, зуммера) или ре­чевых сообщений.

Тактильные средства сигнализации предназ­начены для передачи необходимой информа­ции членам экипажа путем воздействия на ме­ханорецепторы кожи и мышечно-суставные рецепторы.

8.9.1.2. Средства внутрикабинной сигнали­зации, установленные на самолете, обеспечи­вают выдачу информации (сигналов) трех кате­горий: аварийной, предупреждающей и уведо­мляющей. Определение категорий сигнализа­ции производится исходя из информации о со­бытиях, связанных с возможностью возникно­вения особых ситуаций и степенью их опасно­сти, а также величины времени реакции t?, ко­торым располагает экипаж с момента появле­ния сигнальной информации о возникшей си­туации до момента, когда еще можно предот­вратить или прекратить ее опасное развитие.

8.9.1.2.1. К категории аварийной сигнальной информации относится информация о собы­тиях, связанных с возможностью возникнове­ния особых ситуаций, требующих немедленных действий со стороны экипажа. В качестве ава­рийных принимаются сигналы, характеризую­щие приближение или достижение эксплуата­ционных ограничений по параметрам движе­ния самолета (например, а, n и др.) и сиг­налы, для которых время реакции tp < 15 c.

8.9.1.2.2. К категории предупреждающей сиг­нальной информации относится информация, требующая немедленного привлечения внима­ния, но не требующая быстрых действий эки­пажа. Для предупреждающих сигналов прини­мается, что располагаемое время реакции t >15 c.

p

8.9.1.2.3. К категории уведомляющей сиг­нальной информации относится информация, указывающая на нормальную работу систем, выполнение алгоритма работы членов экипажа и другие. По величине располагаемого времени реакции tp уведомляющая информация не ре­гламентируется.

8.9.2. Общие требования

8.9.2.1. Система сигнализации должна вы­полнять следующие функции:

8.9.2.1.1. Своевременно привлекать внима­ние члена экипажа к возникшему состоянию (происшедшему событию). Для этого при необходимости используются следующие сиг­налы сильного привлекающего действия:

— звуковые сигналы различной тонально­сти, тембра и длительности, а также речевые сообщения;

— тактильные сигналы;

— сигналы светосигнальных устройств, ра­ботающих в проблесковом режиме.

8.9.2.1.2. Раскрывать смысл случившегося, т. е. сигнальная информация должна быть опре­деленной. Для этого используются:

— тексты на экранных индикаторах;

— надписи и символы на экранных индика­торах и светосигнальных устройствах;

— тексты речевых сообщений;

— тональность, тембр и длительность звуко­вых сигналов;

— сигнальные элементы индикаторов;

— тактильные сигналы;

— надписи переключателей со световой сиг­нализацией.

8.9.2.1.3. Способствовать организации дей­ствий, необходимых в данной ситуации. Для этого используются:

— тексты на экранных индикаторах;

— надписи и символы светосигнальных устройств;

— тактильные сигналы;

— тексты речевых сообщений;

— выдача сигналов на экранных индикато­рах в зависимости от категории сигнальной ин­формации по приоритету.

8.9.2.2. Правильное восприятие информа­ции, выдаваемой средствами сигнализации, должно обеспечиваться на всех этапах и режи­мах полета в условиях воздействия окружаю­щей среды (шум и вибрация в кабине экипажа, переговоры по внутренней и внешней связи, условия освещения и т. п.).

8.9.2.3. Способ представления сигнальной информации, обеспечиваемый сочетанием раз­личных средств ее выдачи и режимами их рабо­ты, должен учитывать категорию сигнальной информации и соответствовать возникшему на борту состоянию.

8.9.2.4. Объем сигнальной информации, вы­даваемой каждому члену экипажа на всех эта­пах и режимах полета, как в нормальной, так и в особых ситуациях, должен быть таким, чтобы обеспечивалось своевременное восприятие происшедшего события и принятие решения о необходимых действиях, а также исключалась излишняя перегрузка внимания каждого члена экипажа.

Рекомендуется использовать интегральную сигнальную информацию, особенно на режи­мах взлета и посадки, а также для контроля си­ловой установки и функциональных систем. Для привлечения внимания и выдачи инфор­мации о конкретной ситуации или отказе по одному параметру рекомендуется использовать одновременно не более 3 сигнальных уст­ройств. При этом не должно быть более 1 визу­ального сигнала сильного привлекающего дей­ствия.

8.9.2.5. Визуальная сигнальная информация должна являться основным видом выдачи сиг­нальной информации членам экипажа самоле­та. Звуковые и тактильные сигналы, а также ре­чевые сообщения должны использоваться сов­местно с визуальными сигнализаторами.

8.9.2.6. Аварийная сигнальная информация должна включать в себя сигнал сильного при­влекающего действия. При этом должно ис­пользоваться не менее 2 видов сигнальных средств, воздействующих на разные рецепторы членов экипажа.

8.9.2.7. Аварийная сигнальная информация должна восприниматься не менее чем 2 члена­ми экипажа. При этом аварийные светосиг­нальные устройства должны устанавливаться на рабочих местах не менее 2 членов экипажа.

8.9.2.8. Аварийная сигнальная информация и, по возможности, предупреждающая сигналь­ная информация должна представляться в об­работанном виде, освобождая экипаж от вы­полнения логических операций.

8.9.2.8.1. Должны использоваться сигналы, характеризующие неготовность самолета к взлету при таких состояниях систем и агрегатов самолета, которые могут привести на взлете к ситуации более тяжелой, чем усложнение усло­вий полета. Должна использоваться сигнализа­ция о неготовности самолета к посадке, кото­рая информирует экипаж как минимум о непо­садочной конфигурации самолета.

8.9.2.9. Средства сигнализации и управление ими должны быть построены таким образом, чтобы исключить возможность таких ошибок со стороны членов экипажа, которые могут привести к невыдаче сигналов или невозмож­ности их восприятия в случае срабатывания. Регулировка громкости звуковых сигналов не допускается.

8.9.2.10. Экипажу должна быть обеспечена возможность проведения контроля исправно­сти всех входящих в систему средств сигнализа­ции.

8.9.2.11. Должна быть обеспечена возмож­ность прекращения выдачи сигналов сильного привлекающего действия с сохранением визу­альной сигнальной информации о возникшей ситуации в случае, когда сигнальная информа­ция опознана и воспринята и экипажем выпол­нены действия, предписанные РЛЭ. При этом должен быть обеспечен автоматический воз­врат схемы в исходное положение для получе­ния другого управляющего сигнала.

8.9.2.12. Сигнальная информация, выдавае­мая с помощью различных средств сигнализа­ции, должна быть согласована между собой подбором текста надписей и речевых сообще­ний, а также со значениями индицируемых па­раметров (не должна им противоречить).

8.9.2.13. Надписи и символы на светосиг­нальных устройствах и экранных индикаторах и тексты речевых сообщений, выдаваемые ап­паратурой речевого оповещения (АРО), дол­жны удовлетворять следующим требованиям:

— содержание речевой информации должно обеспечивать однозначное восприятие экипа­жем характера возникшего состояния или со­бытия;

— должно быть обеспечено максимально возможное совпадение формулировок и поряд­ка построения фраз речевого сообщения и со­ответствующей надписи светосигнального устройства;

— рекомендации по действиям экипажа в сложившейся ситуации должны начинаться с ключевого слова (например «Креном упра­вляй», «Шасси выпусти» и т. п.).

8.9.2.14. Сигналы сильного привлекающего действия аварийной сигнализации, которые не требуют каких-либо действий экипажа на опре­деленной фазе полета, должны быть заблоки­рованы.

8.9.3. Требования к визуальным средствам сигнализации

8.9.3.2. Красный цвет световой сигнализа­ции должен использоваться только для аварий­ной сигнальной информации. Желтый цвет должен использоваться для предупреждающей сигнальной информации. Зеленый, голубой (синий) и белый цвет — для уведомляющей сиг­нальной информации. Зеленый цвет рекомен­дуется использовать для информации о нор­мальной работе систем или агрегатов.

Голубой (синий) цвет рекомендуется использо­вать для:

— информации, служащей для напоминания экипажу о временном включении и работе си­стем;

— отображения на экранах индикаторов тек­стов инструкций о действиях экипажа по пари­рованию отказов или в критических режимах полета в соответствии с РЛЭ.

Белый цвет рекомендуется использовать для:

— обозначения агрегатов и систем на пультах управления и экранов индикаторов — обозна­чения шкал на циферблатах и экранах индика­торов;

— информации о выполненных экипажем действиях.

8.9.3.3. Световая сигнальная информация должна быть легко различима и не должна ока­зывать слепящего воздействия на членов эки­пажа.

8.9.3.4. Должен обеспечиваться централизо­ванный перевод яркости светосигнальных средств из режима «День» в режим «Ночь» и об­ратно, осуществляемый автоматически и/или вручную с возможностью подрегулировки в каждом из указанных режимов. При этом дол­жны быть приняты меры к исключению воз­можности непроизвольного перевода яркости световых сигналов в режим «Ночь». Для ава­рийных световых сигналов регулировка ярко­сти не рекомендуется. Допускается регулиров­ка яркости светосигнальной информации по зонам рабочего места члена экипажа.

8.9.3.5. Аварийные световые сигналы, сигна­лы ЦСО, районирующих табло, а также приз­нак появления сигналов на экранах индикато­ров должны выдаваться в проблесковом режи­ме. Проблесковый режим работы световых сиг­налов должен осуществляться с частотой от 2 до 5 Гц.

8.9.3.6. Сигнальные надписи следует выпол­нять цветными буквами на темном фоне.

8.9.3.7. Если Нормами летной годности тре­буется сигнализация отказов на лицевой части электромеханических приборов и индикаторов, то она должна обеспечиваться с помощью вы­падающих сигнальных флажков (планок) или шторок, перекрывающих в этом случае часть лицевой части индикатора.

8.9.3.8. Отказ тракта измерения индикации параметра или выдача недостоверной инфор­мации должны отображаться на экранах инди­каторов способом, однозначно и наглядно ха­рактеризующим происшедшее событие. Для этого рекомендуется использовать специаль­ную символику, снятие с экранов индикаторов элементов отображения информации.

8.9.4. Требования к звуковым средствам сиг­нализации

8.9.4.1. Звуковые сигналы должны выдавать­ся в виде тональных звуковых сигналов или ре­чевых сообщений в диапазоне звуковых частот 200 — 4000 Гц. Рекомендуется, чтобы тональ­ный звуковой сигнал состоял не менее чем из 2 разнесенных частот указанного диапазона.

8.9.4.2. Общее число тональных звуковых сигналов в кабине должно быть таким, чтобы была обеспечена возможность безошибочного восприятия характера происшедшего события или возникшего состояния.

8.9.4.3. При одновременной выдаче 2 то­нальных звуковых сигналов должна обеспечи­ваться возможность их восприятия как 2 раз­дельных сигналов, для чего при выборе частот (сочетания частот) тональных звуковых сигна­лов внутри указанного в 8.9.4.1 диапазона дол­жно быть предусмотрено их разнесение, а так­же соответствующее кодирование сигналов.

8.9.4.4. Одновременная выдача речевого и тонального звуковых сигналов для сигнализа­ции об одном событии или ситуации не допу­скается.

8.9.4.5. Сообщения, выдаваемые АРО, дол­жны передаваться женским голосом и повто­ряться не менее чем 2 раза для аварийных сиг­налов. При этом должна быть обеспечена воз­можность отключения, а также возможность повторного прослушивания сообщения при на­личии сигнала от датчика.

8.9.4.6. При использовании АРО для выдачи сигнальных сообщений их текст не должен пре­вышать 13 слов. При этом рекомендуется, что­бы информация начиналась сообщением о том, что произошло на борту, а затем следовала ре­комендация по действиям экипажа.

8.9.5. Требования к тактильным средствам сигнализации

8.9.5.1. Тактильный сигнализатор (в случае применения его на самолете) должен использо-

ваться для предупреждения экипажа о выходе на эксплуатационные ограничения по режиму полета. При этом тактильный сигнализатор, устанавливаемый на штурвале или колонке, должен использоваться в качестве аварийного сигнала только для сигнализации о выходе на допустимый угол атаки (адоп) и/или положи­тельную максимальную эксплуатационную пе­регрузку (п э).

8.9.5.2. Тактильные сигналы должны вос­приниматься обоими пилотами. Рекомендует­ся, чтобы тактильный сигнализатор обеспечи­вал сигнализацию требуемого направления движения штурвала управления.

8.9.5.3. Тактильная сигнализация не должна вызывать болезненных ощущений.