ОРГАНИЗАЦИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОПУСКНОГО И ВНУТРИОБЪЕКТОВОГО РЕЖИМА В АЭРОПОРТУ

Аэропорт можно рассматривать как сложную систему, функцио­нирующую в соответствии с такими признаками как:

• Целостность и членимость. Это признак подтверждается на­личием различных служб аэропорта, подчинённых единому руково­дству, и объединённых единой целью — авиатранспортным сервисом перевозки пассажиров и грузов.

• Иерархичность основана на едином руководстве авиацион­ными перевозками.

• Взаимосвязь отдельных элементов системы характеризуется наличием одно- или многозвенной связи между службами аэропор­та, которые объединены технологическим процессом перевозок пас­сажиров и грузов и передачей между собой необходимой информа­ции для обеспечения безопасных перевозок.

• Наличие обратной связи подчёркивает успешность управле­ния на всех стадиях оказания услуг по перевозке пассажиров и гру­зов и предполагает своевременность выполнения всех распоряже­ний, исходящих от органов управления перевозками.

• Новизна (эмерджентность) определяется совместными дей­ствиями всех служб аэропорта в зависимости от расписания, метео­рологических условий на маршруте воздушного судна, условий его загрузки и др., а также совместная деятельность САБ, службы охра­ны и других органов по защите аэропорта от незаконного вмеша­тельство в его деятельность.

• Функциональность достигается совокупностью целей раз­личными службами аэропорта, направленными на выполнение ос­новной цели — своевременной и безопасной доставки пассажиров и грузов в пункты назначения.

• Минимизация достигается функционированием каждой службы аэропорта по выполнению конкретной оптимальной задачи, выполнение которой направлено на достижение единой цели функ­ционирования аэропорта — оказание услуг по перевозке пассажиров и грузов.

Для упорядочения движения и исключения проникновения тер­рористов и посторонних лиц в жизненно важные зоны аэропорта предусмотрена организация пропускного и внутриобъектового ре­жима в аэропорте.

Пропускной и внутриобъектовый режим в аэропорте организует­ся в соответствии с инструкцией по пропускному и внутриобъекто­вому режиму, которая утверждается администрацией аэропорта по согласованию с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и подразделением вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, осуще­ствляющим охрану аэропортов и объектов их инфраструктуры.

Инструкция предусматривает, в том числе, ограничения проезда и нахождения транспортных средств на перроне, рулёжных дорож­ках, взлётно-посадочных полосах аэропорта.

Территории аэродромов совместного базирования или использо­вания обносятся ограждением.

Въезды (выезды) на эти территории находятся под контролем САБ и подразделений, осуществляющих охрану аэропортов и объек­тов их инфраструктуры, и имеют средства принудительной останов­ки автотранспорта.

Авиационный персонал, работники авиационных предприятий и иные лица, осуществляющие свою деятельность на территории аэ­ропорта, обязаны соблюдать требования Инструкции по пропускно­му и внутриобъектовому режиму.

Члены экипажа воздушного судна для выполнения полётного за­дания или иных служебных обязанностей допускаются в контроли­руемую зону аэропорта и прилегающую к ней территорию и распо­ложенные вблизи здания или часть их, доступ в которые контролируется, по удостоверениям членов экипажей воздушных судов в порядке, установленном администрацией аэропорта, после прохождения процедуры предполётного досмотра.

Авиационный персонал, работники авиационных предприятий и иные лица, осуществляющие свою деятельность на территории аэ­ропорта, сотрудники пограничных, таможенных и иных органов, осуществляющих государственный контроль, а также транспортные средства и средства механизации перед допуском в контролируемую зону аэропорта проходят досмотр на КПП с использованием техни­ческих средств досмотра.

КПП аэропорта оборудуются:

■ дверями входными взломостойкими, обладающими доста­точной прочностью за счёт сплошного противовзломного лабиринта (выступ на дверной коробке входит в дверное полотно) с надёжны­ми запорами сложной разноуровневой системой запирания: механи­ческие замки разных типов (с перекодировкой, замки-невидимки, ночные задвижки и многое другое) с бронепластинами на замковой части, которые защищают замок от высверливания. Применение ци­линдров повышенной секретности в совокупности с врезными бро­ненакладками дают дополнительную степень защиты;

■ средствами связи и оповещения;

■ освещением;

■ турникетами;

■ металлическими воротами с автоматизированными система­ми открытия и закрытия, приводимыми в действие с помощью средств дистанционного управления;

■ системой видеонаблюдения и видеозаписи в реальном режи­ме времени («on line»);

■ тревожной сигнализацией;

■ стационарными техническими средствами досмотра физиче­ских лиц;

■ смотровыми площадками;

■ специальными устройствами для досмотра транспортных средств и грузов и принудительной остановки.

В помещениях КПП оборудуются стенды с образцами дейст­вующих в аэропорту удостоверений и пропусков, а также с образца­ми подписей должностных лиц, имеющих право подписи постоян­ных, временных, разовых и материальных пропусков.

Авиационный персонал, работники авиационных предприятий и иные лица, осуществляющие свою деятельность на территории аэ­ропорта, сотрудники пограничных, таможенных и иных органов, осуществляющих государственный контроль, а также автотранспорт допускаются в контролируемую зону аэропорта по пропускам уста­новленного в аэропорту образца и в соответствии с требованиями Инструкций по пропускному и внутриобъектовому режиму. Указан­ные лица при нахождении в контролируемой зоне аэропорта должны иметь на верхней одежде с левой стороны личные пропуска с фото­графиями и указанием секторов допуска.

Лица сторонних организаций и посетители в контролируемую зону аэропорта допускаются в установленном Инструкцией, утвер­ждённой уполномоченным администрацией аэропорта должностным лицом, порядке по разовым или временным пропускам с указанием конкретного сектора (ов) допуска.

В контролируемой зоне аэропорта не допускается:

■ эксплуатация автомобилей и механизмов, не зарегистриро­ванных в установленном порядке, а также личного транспорта;

■ использование без разрешения администрации аэропорта кинокамер, фото — и видеоаппаратуры;

■ нахождение авиационного персонала, работников авиацион­ных предприятий и иных лиц, осуществляющих свою деятельность на территории аэропорта после окончания рабочего времени (смены) без разрешения администрации;

■ применение открытого огня в непредусмотренных для этого местах;

■ загромождение территории строительными и другими мате­риалами, предметами, которые затрудняют движение транспорта;

■ нецелевое использование аэродромной территории.

В периметровом ограждении территории аэропорта предусмат­ривается необходимое количество запасных выездов, оборудован­ных запираемыми воротами и системой охранной сигнализации. Ис­пользование запасных выездов для проезда транспортных средств к отдельно стоящим объектам гражданской авиации контролируется САБ и подразделением, осуществляющим охрану аэропортов и объ­ектов их инфраструктуры.