ОРГАНИЗАЦИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОПУСКНОГО И ВНУТРИОБЪЕКТОВОГО РЕЖИМА В АЭРОПОРТУ
Аэропорт можно рассматривать как сложную систему, функционирующую в соответствии с такими признаками как:
• Целостность и членимость. Это признак подтверждается наличием различных служб аэропорта, подчинённых единому руководству, и объединённых единой целью — авиатранспортным сервисом перевозки пассажиров и грузов.
• Иерархичность основана на едином руководстве авиационными перевозками.
• Взаимосвязь отдельных элементов системы характеризуется наличием одно- или многозвенной связи между службами аэропорта, которые объединены технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов и передачей между собой необходимой информации для обеспечения безопасных перевозок.
• Наличие обратной связи подчёркивает успешность управления на всех стадиях оказания услуг по перевозке пассажиров и грузов и предполагает своевременность выполнения всех распоряжений, исходящих от органов управления перевозками.
• Новизна (эмерджентность) определяется совместными действиями всех служб аэропорта в зависимости от расписания, метеорологических условий на маршруте воздушного судна, условий его загрузки и др., а также совместная деятельность САБ, службы охраны и других органов по защите аэропорта от незаконного вмешательство в его деятельность.
• Функциональность достигается совокупностью целей различными службами аэропорта, направленными на выполнение основной цели — своевременной и безопасной доставки пассажиров и грузов в пункты назначения.
• Минимизация достигается функционированием каждой службы аэропорта по выполнению конкретной оптимальной задачи, выполнение которой направлено на достижение единой цели функционирования аэропорта — оказание услуг по перевозке пассажиров и грузов.
Для упорядочения движения и исключения проникновения террористов и посторонних лиц в жизненно важные зоны аэропорта предусмотрена организация пропускного и внутриобъектового режима в аэропорте.
Пропускной и внутриобъектовый режим в аэропорте организуется в соответствии с инструкцией по пропускному и внутриобъектовому режиму, которая утверждается администрацией аэропорта по согласованию с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и подразделением вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, осуществляющим охрану аэропортов и объектов их инфраструктуры.
Инструкция предусматривает, в том числе, ограничения проезда и нахождения транспортных средств на перроне, рулёжных дорожках, взлётно-посадочных полосах аэропорта.
Территории аэродромов совместного базирования или использования обносятся ограждением.
Въезды (выезды) на эти территории находятся под контролем САБ и подразделений, осуществляющих охрану аэропортов и объектов их инфраструктуры, и имеют средства принудительной остановки автотранспорта.
Авиационный персонал, работники авиационных предприятий и иные лица, осуществляющие свою деятельность на территории аэропорта, обязаны соблюдать требования Инструкции по пропускному и внутриобъектовому режиму.
Члены экипажа воздушного судна для выполнения полётного задания или иных служебных обязанностей допускаются в контролируемую зону аэропорта и прилегающую к ней территорию и расположенные вблизи здания или часть их, доступ в которые контролируется, по удостоверениям членов экипажей воздушных судов в порядке, установленном администрацией аэропорта, после прохождения процедуры предполётного досмотра.
Авиационный персонал, работники авиационных предприятий и иные лица, осуществляющие свою деятельность на территории аэропорта, сотрудники пограничных, таможенных и иных органов, осуществляющих государственный контроль, а также транспортные средства и средства механизации перед допуском в контролируемую зону аэропорта проходят досмотр на КПП с использованием технических средств досмотра.
КПП аэропорта оборудуются:
■ дверями входными взломостойкими, обладающими достаточной прочностью за счёт сплошного противовзломного лабиринта (выступ на дверной коробке входит в дверное полотно) с надёжными запорами сложной разноуровневой системой запирания: механические замки разных типов (с перекодировкой, замки-невидимки, ночные задвижки и многое другое) с бронепластинами на замковой части, которые защищают замок от высверливания. Применение цилиндров повышенной секретности в совокупности с врезными броненакладками дают дополнительную степень защиты;
■ средствами связи и оповещения;
■ освещением;
■ турникетами;
■ металлическими воротами с автоматизированными системами открытия и закрытия, приводимыми в действие с помощью средств дистанционного управления;
■ системой видеонаблюдения и видеозаписи в реальном режиме времени («on line»);
■ тревожной сигнализацией;
■ стационарными техническими средствами досмотра физических лиц;
■ смотровыми площадками;
■ специальными устройствами для досмотра транспортных средств и грузов и принудительной остановки.
В помещениях КПП оборудуются стенды с образцами действующих в аэропорту удостоверений и пропусков, а также с образцами подписей должностных лиц, имеющих право подписи постоянных, временных, разовых и материальных пропусков.
Авиационный персонал, работники авиационных предприятий и иные лица, осуществляющие свою деятельность на территории аэропорта, сотрудники пограничных, таможенных и иных органов, осуществляющих государственный контроль, а также автотранспорт допускаются в контролируемую зону аэропорта по пропускам установленного в аэропорту образца и в соответствии с требованиями Инструкций по пропускному и внутриобъектовому режиму. Указанные лица при нахождении в контролируемой зоне аэропорта должны иметь на верхней одежде с левой стороны личные пропуска с фотографиями и указанием секторов допуска.
Лица сторонних организаций и посетители в контролируемую зону аэропорта допускаются в установленном Инструкцией, утверждённой уполномоченным администрацией аэропорта должностным лицом, порядке по разовым или временным пропускам с указанием конкретного сектора (ов) допуска.
В контролируемой зоне аэропорта не допускается:
■ эксплуатация автомобилей и механизмов, не зарегистрированных в установленном порядке, а также личного транспорта;
■ использование без разрешения администрации аэропорта кинокамер, фото — и видеоаппаратуры;
■ нахождение авиационного персонала, работников авиационных предприятий и иных лиц, осуществляющих свою деятельность на территории аэропорта после окончания рабочего времени (смены) без разрешения администрации;
■ применение открытого огня в непредусмотренных для этого местах;
■ загромождение территории строительными и другими материалами, предметами, которые затрудняют движение транспорта;
■ нецелевое использование аэродромной территории.
В периметровом ограждении территории аэропорта предусматривается необходимое количество запасных выездов, оборудованных запираемыми воротами и системой охранной сигнализации. Использование запасных выездов для проезда транспортных средств к отдельно стоящим объектам гражданской авиации контролируется САБ и подразделением, осуществляющим охрану аэропортов и объектов их инфраструктуры.