ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

8.1. СТРУКТУРА ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ

При разработке мероприятий по устранению вы­явленных причин АП и ПАП необходимо учитывать: требования действующих документов о задачах, средствах, методах и гарантиях деятельности по предотвращению АП; системность и комплектность мероприятий; реальность рекомендуемых мер; макси­мальное использование достижений науки и техники. При этом исходными данными для разработки этих мероприятий являются ранжированный по степени •опасности и вероятности проявления перечень при­чин отрицательных событий по типам ВС, видам при­менения, этапам полета и др. Это дает возможность выделить наиболее серьезные недостатки и наметить направления профилактической деятельности.

В общем случае могут быть представлены: про­

граммы предупредительных мероприятий, рассчитан­ные на комплексный подход к профилактической дея­тельности. Корректировка нормативной и регламен­тирующей документации, частые мероприятия и ре­комендации, включающие, отдельные виды работ, профессиональную деятельность и др.; информацион­ный материал.

Структура и содержание предупредительных меро­приятий, проводимых в авиаподразделениях ГА, оп­ределяется особенностями функционального взаимо­действия биотехнических систем в общей авиацион­ной транспортной системе.

Структура предупредительных мероприятий вклю­чает в себя (рис. 16): выявление отклонений; оценку отклонений; разработку предупредительных меро­приятий; реализацию мероприятий по усовершенство­ванию летной эксплуатации.

Большое значение на стадии выявления отклоне­ний имеет эффективность источников информации, в качестве которых используются: инструментально

регистрируемые данные, полученные с помощью бор­товых и наземных систем регистрации и расшифров­ки полетных данных; результаты контрольных прове­рок техники пилотирования и работы экипажа в по­лете; анализы системы профессионального отбора и подготовки авиационных специалистов; результаты расследований авиационных происшествий и пред­посылок к ним; анализы состояния безопасности по­летов; текущая отчетность о проектно-производствен­ных и эксплуатационных недостатках ВС, УВД и обеспечения полетов; частные сообщения; данные

Подпись: Рис. 16. Выявление опасности и предупредительные мероприятия АСУ «Безопасность»; данные международного обмена информацией по безопасности полетов.

Выявление отклоне­ний на основе перечис­ленных исходных мате­риалов осуществляется в процессе оперативного и долгосрочного анализа. Наибольшей эффективно­стью обладает оператив­ный анализ деятельности экипажа в полете. В ка­честве исходных данных для оперативного анали­за используются данные бортовых средств регист­рации полетных данных. К ним относятся: МСРП — Г2-96, М’СРП-64-:2, МСРП — 256, которые іпозволяют регистрировать большое ■число параметров полета.

Для обработки полет­ных данных, зарегистри­рованных МСРП, широко

■используется система ЛУЧ-84, позволяющая рас­шифровать и обрабатывать информацию в удоб­ной для анализа форме. Хорошо организован­ный оперативный анализ полетной информации обладает большими потенцій альным® возможно­

стями для предотвращения авиационных происшест­вий. На основании этих данных можно: быстро выя­вить и устранить неэффективные приемы или непра­вильные действия членов экипажа и тем самым пре­дотвратить их повторение; изучить полет непосредст­венно самим экипажем, что позволит повысить эф­фективность обучения в процессе профессиональной деятельности; значительно сократить проведение пла­новых проверок работы экипажа.

Оперативный анализ — основа оперативного уп­равления и краткосрочного прогноза эффективности экипажа. Оперативный анализ параметров работы систем, узлов и агрегатов может служить методом диагностирования их технического состояния.

Долгосрочный анализ состояния безопасности по­летов в вопросах оценки функциональной эффектив­ности экипажа направлен на выявление тенденций в деятельности экипажа.

Долгосрочный анализ позволяет: выявить непра­вильные или нерациональные методы эксплуатации ВС; уточнить допустимые, условия эксплуатации; уточнить нормативы функциональной эффективности экипажа; выявить эксплуатационные недостатки ВС; обеспечить строго индивидуальный подход к подго­товке экипажей; осуществить долгосрочное прогнози­рование функциональной эффективности экипажа.

Для оценки отклонений необходимо использовать количественные характеристики их влияния на пока­затели надежности и безопасности полетов. К ним относятся абсолютные, относительные и вероятност­ные показатели.

При оценке отклонений могут быть использованы аналитические, экспериментальные и практические методы (статистическая обработка, практические про­верки и т. д.). С их помощью осуществляется: сбор и систематизация соответствующих данных; выявле­ние характерных закономерностей и проблем; оценка влияния отрицательных факторов на эксплуатацион-

121

ную надежность и безопасность полетов; оценка опас­ности выявленного фактора.

При оценке отклонений наряду с общими количе­ственными показателями используются этапные по­казатели безопасности полетов, которые позволяют повысить глубину и эффективность анализа и оценки, опасности с учетом специфических особенностей дея­тельности экипажа на различных этапах полета, в, полетах различного вида и назначения.