ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
8.1. СТРУКТУРА ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ
При разработке мероприятий по устранению выявленных причин АП и ПАП необходимо учитывать: требования действующих документов о задачах, средствах, методах и гарантиях деятельности по предотвращению АП; системность и комплектность мероприятий; реальность рекомендуемых мер; максимальное использование достижений науки и техники. При этом исходными данными для разработки этих мероприятий являются ранжированный по степени •опасности и вероятности проявления перечень причин отрицательных событий по типам ВС, видам применения, этапам полета и др. Это дает возможность выделить наиболее серьезные недостатки и наметить направления профилактической деятельности.
В общем случае могут быть представлены: про
граммы предупредительных мероприятий, рассчитанные на комплексный подход к профилактической деятельности. Корректировка нормативной и регламентирующей документации, частые мероприятия и рекомендации, включающие, отдельные виды работ, профессиональную деятельность и др.; информационный материал.
Структура и содержание предупредительных мероприятий, проводимых в авиаподразделениях ГА, определяется особенностями функционального взаимодействия биотехнических систем в общей авиационной транспортной системе.
Структура предупредительных мероприятий включает в себя (рис. 16): выявление отклонений; оценку отклонений; разработку предупредительных мероприятий; реализацию мероприятий по усовершенствованию летной эксплуатации.
Большое значение на стадии выявления отклонений имеет эффективность источников информации, в качестве которых используются: инструментально
регистрируемые данные, полученные с помощью бортовых и наземных систем регистрации и расшифровки полетных данных; результаты контрольных проверок техники пилотирования и работы экипажа в полете; анализы системы профессионального отбора и подготовки авиационных специалистов; результаты расследований авиационных происшествий и предпосылок к ним; анализы состояния безопасности полетов; текущая отчетность о проектно-производственных и эксплуатационных недостатках ВС, УВД и обеспечения полетов; частные сообщения; данные
АСУ «Безопасность»; данные международного обмена информацией по безопасности полетов.
Выявление отклонений на основе перечисленных исходных материалов осуществляется в процессе оперативного и долгосрочного анализа. Наибольшей эффективностью обладает оперативный анализ деятельности экипажа в полете. В качестве исходных данных для оперативного анализа используются данные бортовых средств регистрации полетных данных. К ним относятся: МСРП — Г2-96, М’СРП-64-:2, МСРП — 256, которые іпозволяют регистрировать большое ■число параметров полета.
Для обработки полетных данных, зарегистрированных МСРП, широко
■используется система ЛУЧ-84, позволяющая расшифровать и обрабатывать информацию в удобной для анализа форме. Хорошо организованный оперативный анализ полетной информации обладает большими потенцій альным® возможно
стями для предотвращения авиационных происшествий. На основании этих данных можно: быстро выявить и устранить неэффективные приемы или неправильные действия членов экипажа и тем самым предотвратить их повторение; изучить полет непосредственно самим экипажем, что позволит повысить эффективность обучения в процессе профессиональной деятельности; значительно сократить проведение плановых проверок работы экипажа.
Оперативный анализ — основа оперативного управления и краткосрочного прогноза эффективности экипажа. Оперативный анализ параметров работы систем, узлов и агрегатов может служить методом диагностирования их технического состояния.
Долгосрочный анализ состояния безопасности полетов в вопросах оценки функциональной эффективности экипажа направлен на выявление тенденций в деятельности экипажа.
Долгосрочный анализ позволяет: выявить неправильные или нерациональные методы эксплуатации ВС; уточнить допустимые, условия эксплуатации; уточнить нормативы функциональной эффективности экипажа; выявить эксплуатационные недостатки ВС; обеспечить строго индивидуальный подход к подготовке экипажей; осуществить долгосрочное прогнозирование функциональной эффективности экипажа.
Для оценки отклонений необходимо использовать количественные характеристики их влияния на показатели надежности и безопасности полетов. К ним относятся абсолютные, относительные и вероятностные показатели.
При оценке отклонений могут быть использованы аналитические, экспериментальные и практические методы (статистическая обработка, практические проверки и т. д.). С их помощью осуществляется: сбор и систематизация соответствующих данных; выявление характерных закономерностей и проблем; оценка влияния отрицательных факторов на эксплуатацион-
121
ную надежность и безопасность полетов; оценка опасности выявленного фактора.
При оценке отклонений наряду с общими количественными показателями используются этапные показатели безопасности полетов, которые позволяют повысить глубину и эффективность анализа и оценки, опасности с учетом специфических особенностей деятельности экипажа на различных этапах полета, в, полетах различного вида и назначения.