ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ МАСУ "БЕЗОПАСНОСТЬ”
В основу дедуктивных построений при формировании структуры МАСУ ’’Безопасность” может быть положена рассмотренная выше концепция о существовании в ГА СССР системы управления факторами, безопасности полетов. Качество и эффективность работы существующей системы (К) оценивается множеством критериев, характеризующих изменения состояния БП, количественно выраженных приращением уровня БП {ДРБП} за отрезки календарного времени t. На изменения уровня БП решающее влияние оказывает оперативность (время т) разработки и внедрения мероприятий по БП, а также их эффективность, которая оценивается приращею’чми надежности АЭС
{ |
ДІР 1 и эффективности СОБ на некотором интервале времени
. Эффективность разрабатываемых^ мероприятий в свою очередь зависит от глубины анализа причин и факторов БП, измеряемых объемом показателей и характеристик событий( лО, а также от достоверности оценок и точности их определения, оцениваемой величинами доверительных интервалов^ £| и погрешностями^ , т. е. К = ДРБП (О;
ДРБп (О = (АРо (Г), ДQc (г), г); AQc = (V, £ ,?).
Указанные показатели и характеристики повышаются путем автоматизации ряда процессов, многие из которых являются важными процедурами принятия решений, т. е. путем создания автоматизированной системы управления факторами БП.
В соответствии с методологией системного подхода МАСУ ’’Безопасность” создается на базе существующей неавтоматизированной системы и находится во взаимодействии с окружающей средой и метасистемой, представляющей собой систему более высокого ранга. Метасистемой для МАСУ ’’Безопасность” является АСУ ГА, а средой — Госавианадзор СССР, НИИ ГА, организации промышленности, связанные с ГА, международная организация ИКАО. Таким образом, МАСУ ’’Безопасность” представляет собой подсистему АСУ ГА и исходя из ее роли в ГА определяет характер взаимодействия с другими подсистемами отрасли. Один из основных принципов системного подхода предполагает возможность декомпозиции системы на условно автономные подсистемы по определенным признакам. Для МАСУ ’’Безопасность” в качестве таких признаков целесообразно принять информационный, функциональный, организационно-территориальный и временный.
АСУ ’’Безопасность” является комплексной многоуровневой системой управления факторами безопасности полетов в целях предупреждения и предотвращения авиационных происшествий. Она, как уже отмечалось, создается на базе существующей в ГА СССР системы управления факторами БП путем автоматизации отдельных процессов. Степень автоматизации наращивается поэтапно от сбора, обобщения и анализа информации по БП до разработки проектов мероприятий или предложений к ним, учета разрабатываемых и вводимых в действие мероприятий, контроля их исполнения и оценки эффективности.
Понятие многоуровневой системы говорит о том, что она внедряется на всех иерархических уровнях ГА: авиапредприятия и управления (УГА) — региональный уровень и министерства — отраслевой уровень.
Комплексность системы заключается в том, что на каждом иерархическом уровне внедряется несколько взаимоувязанных подсистем. В каждой подсистеме осуществляется сбор, обобщение и анализ информации, т. е. обработка информации по принятым алгоритмам.
Декомпозиция МАСУ ”Безопасность” по информационному признаку. Декомпозиция комплексной МАСУ ’’Безопасность” в зависимости от вида исходной информации по БП имеет важное значение для организации и планирования разработки и внедрения подсистем и комплексов задач. Это обусловливается главным образом тем, что каждому виду информации соответствует определенное направление деятельности ГА, а следовательно, имеются соответствующие службы и подразделения авиапредприятий, отделы УГА и управления МГА. При этом легко определяются объекты внедрения, организационные звенья подсистем и их заказчики.
По виду исходной информации, используемой (обрабатываемой в МАСУ ’’Безопасность” для анализа, исследования и прогнозирования состояния БП, целесообразно выделить следующие подсистемы.
1. Подсистемы обработки информации об авиационных происшествиях, предпосылках к ним, поломках воздушных судов и чрезвычайных происшествиях авиационных — ’’Безопасность”. Сбор этой информации осуществляют комиссии по расследованию указанных событий путем заполнения формализованных отчетов. Эти подсистемы соответствуют направлению деятельности инспекции МГА, инспекций по БП УГА и старших инженеров — инспекторов предприятий ГА, которые являются заказчиками указанных подсистем на уровнях МГА, УГА и предприятий ГА.
2. Подсистемы анализа, контроля и оценки эффективности мероприятий по повышению уровня БП — ’’Эффективность”. Эти подсистемы также относятся к направлению деятельности инспекции на всех уровнях. Данные о мероприятиях берутся непосредственно из доку-
ментов (приказов, планов мероприятий и т. д.) и переносятся на машинные носители в установленном формате.
3. Подсистемы обработки информации об отклонениях от требований руководящих документов (ошибочных действиях, нарушениях и временной потери работоспособности) летным составом — ’’Надежность полета”. Сбор этой информации осуществляется средствами объективного контроля (например, бортовыми регистраторами типаМСРП) и системами экспресс-анализа типа ЛУЧ, которые осуществляют первичную обработку полетной информации. Информация о качестве работы экипажей в полете относится к направлению деятельности летно-штурманской службы авиапредприятий, ЛШО УГА и УЛС МГА. Заказчиками подсистем на уровнях должны быть эти организации.
4. Подсистемы обработки информации об отказах и неисправностях авиационной техники, выявленных на земле в процессе технической эксплуатации и обслуживания в полете — ’’Надежность АТ”. Сбор этой информации осуществляет инженерно-авиационная служба авиапредприятий путем заполнения специальных карточек. С информацией, характеризующей надежность АТ, работают ГУЭРАТ МГА, отделы НАС УГА и НАС авиапредприятий, в частности, лаборатории надежности АТБ. Заказчик этих подсистем — указанные выше подразделения на уровнях.
5) Подсистемы обработки информации о событиях, характеризующих качество и эффективность работы наземного радиотехнического оборудования и средств связи — "Надежность РТОС”. Эти подсистемы относятся к направлению деятельности организаций, использующих наземное радиооборудование для УВД. Сбор данных о надежности PTOG осуществляется путем заполнения специальных карточек.
По мере развития МАСУ ’’Безопасность” перечень подсистем, относящихся к направлениям деятельности в области БП других организаций ГА, будет продолжаться. Каждая подсистема имеет основное организационное звено — подразделение или группу специалистов, которые отвечают за функционирование всех комплексов задач подсистемы, осуществляют ведение основных массивов и обеспечивают их достоверность. В этом звене имеется должностное лицо — администратор базы данных.
Объектом внедрения будем называть центр обработки данных, в нем осуществляется сбор информации, формирование и хранение основных массивов на машинных носителях, обработка по алгоритмам анализа, диагностирование и прогнозирование состояния БП.
Объектами внедрения в соответствии с программой развития информационно-вычислительной сети ГА (ИВС ГА) являются ГВЦ ГА на уровне МГА, КИВЦ или ВЦ КП УГА и ИВЦ авиапредприятия.
Заказчик назначается приказом министра ГА, при этом определяются его права и обязанности. Указакные выше в качестве заказчиков организации МГА являются руководящими в отрасли по тем направлениям деятельности ГА и системам, по которым эти организации и подчинен-
ные им по специальности подразделения в УГА и авиапредприятйях занимаются анализом соответствующей информации и разработкой проектов мероприятий по повышению надежности систем и уровня БП.
Руководство деятельностью заказчиков в процессе разработки и внедрения отдельных подсистем осуществляет генеральный заказчик АСУ ’’Безопасность” — министр ГА через инспекцию МГА-
Декомпозиция МАСУ ’’Безопасность” по функциональному признаку. Декомпозиция системы по функциональному принципу позволяет определить типовые комплексы задач, решаемых в МАСУ ’’Безопасность”, обоснование которых базируется на множестве целей системы. При рассмотрении целей МАСУ ’’Безопасность” мы оперировали с понятиями идеала и уровня БП, а их детализацию производили в соответствии с принятой концепцией о двух классах обобщенных факторов БП: надежности АЭС и эффективности СОБ.
Каждой цели соответствуют определенные задачи учета, анализа, принятия решений и контроля, решение которых в условиях функционирования МАСУ ’’Безопасность” обеспечивает достижение целей управления.
Все множество задач можно сгруппировать в типовые комплексы задач, которые будут определять функциональную структуру МАСУ ’’Безопасность”. Следовательно, функциональную структуру системы можно представить в виде схемы, изображенной на рис. 8 и состоящей из комплексов задач (КЗ) ’’Информирование”, ’’Контроль”, ’’Надежность” и ’’Эффективность”, которые решаются на информационной базе, включающей данные об АП, ПАП, ПВС, ЧПа, о мероприятиях по повышению БП, об отказах и неисправностях АТ, отклонениях от требований персонала ГА и о производственной деятельности ГА.
КЗ ’’Информирование” предназначен для представления необходимой информации организациям, разрабатывающим мероприятия, и лицам, принимающим решения по БП, и решает две основные задачи:
Рис. 8. Декомпозиция МАСУ ’’Безопасность” на функциональные комплексы задач |
1) ввода в ЭВМ исходной информации с входных документов и формирование массивов информационной базы на машинных носителях; 2) обеспечения диалога пользователей с ЭВМ для получения данных, необходимых при решении задач повышения уровня БП.
КЗ ’’Контроль” осуществляет автоматизацию процедур контроля выполнения мероприятий, проводимых по повышению уровня БП.
КЗ ’’Надежность” предназначен для обеспечения заданного уровня надежности АЭС. Здесь осуществляется расчет количественных характеристик надежности типовых элементов АЭС, производится оценка систем по критериям надежности, разработка проектов мероприятий по повышению надежности и их реализации.
КЗ ’’Эффективность” предназначен для обеспечения заданного уровня эффективности СОБ. Здесь оценивается качество функционирования СОБ различных АЭС, оптимизация их структур и параметров.
Источником информации для всех КЗ МАСУ ’’Безопасность” служит информационная база, которая формируется на машинных носителях из показателей АП, ПАП, ПВС, ЧПа, отклонений от требований летным составом и персоналом УВД, показателей состояния СБП и производственной деятельности ГА, отказов и неисправностей АТ, мероприятий по повышению уровня БП и предупреждению авиационных происшествий.
Декомпозиция МАСУ ”Безопасность” по организационно-территориальному признаку. Модель функционирования МАСУ ’’Безопасность” можно представить в виде взаимосвязанной совокупности моделей на уровнях МГА, У ГА и авиапредприятий, что отражает существующую организационную структуру управления отраслью. Поэтому все задачи МАСУ ’’Безопасность” должны решаться в рамках взаимоувязанных иерархических систем управления по уровням: отраслевой, региональный и уровень предприятий ГА (рис. 9). Соответственно по иерархическим уровням автоматизированная система управления факторами БП должна включать в себя три замкнутых контура и соответственно три подсистемы:
1) ”Безопасность-3” представляет собой контур управления факторами БП при деятельности авиационных комплексов внутри предприятий ГА. Объект управления — службы авиапредприятия, управляющий орган — командно-руководящий состав (КРС) авиапредприятия и руководство соответствующих служб;
2) ”Безопасность-2” — это контур управления факторами БП при деятельности авиационных комплексов внутри УГА. Объект управления — авиапредприятия, управляющий орган — руководящий состав и отделы УГ А;
3) ’’Безопасность -1” представляет собой контур управления факторами БП при деятельности авиационных комплексов ГА. Объект управления — территориальные УГА и входящие в них авиапредприятия, управляющий орган — руководство и управления МГА.
Рис. 9. Схема трехуровневой МАСУ ’’Безопасность” |
В ряде случаев при взаимоотношениях МГА с организациями промышленности или НИИ ГА решаются задачи выполнения требований или заданий МГА по повышению БП. В этих случаях отдельные организации промышленности или НИИ ГА выделяются из среды и включаются в объект управления. Образуются при этом дополнительные контуры управления. Следовательно, особенность МАСУ ’’Безопасность” заключается в том, что ее структура меняется в зависимости от решаемых задач или режимов работы: отдельные организационные звенья в одном случае относятся к управляющему органу или среде, в другом — к объекту управления. МАСУ ’’Безопасность” является системой с переменной структурой. Элементы автоматизации придают системе адаптивные свойства, улучшающие ее характеристики. В этом смысле МАСУ ’’Безопасность” является адаптивной системой управления.
Летная деятельность авиапредприятия является ооъектом управления всей МАСУ "Безопасность” и источником информации для многоуровневого иерархического управляющего органа. Она обеспечивается службами авиапредприятия, т. е. службы, являясь управляющим органом по отношению к исполнителям, выполняющим полеты, одновременно представляют собой объект управления для вышестоящих инстанций. Первой такой инстанцией является руководство службами в авиапредприятиях, но оно также представляет собой объект управления по отношению к командно-руководящему составу авиапредприятия. Аналогично система управления строится и на всех последующих уровнях.
Функции, решаемые на каждом иерархическом уровне, разбиваются на две части: управления и обеспечения (ФО). Множество функций управления непосредственно отвечает целевому назначению подсистемы данного уровня и подразделяется на подмножество функций учета, анализа, разработки проектов мероприятий, принятия решений и контроля. Функции учета и анализа в свою очередь включают функции сбора информации, ее классификацию, индентификацию, ретроспективную оценку и статистические исследования. В состав функций разработки проектов мероприятий по повышению БП входят функции синтеза оптимальных структур, выбора и оптимизации параметров АЭС и СОБ.
Декомпозиция МАСУ ’’Безопасность” по временному признаку.
Декомпозиция МАСУ "Безопасность” по временному признаку предусматривает распределение задач по срокам их решения. При этом во всех подсистемах можно выделить следующие режимы работы: оперативный, нерегламентированный, регламентированный.
На рис. 10 представлена принципиальная схема функционирования МАСУ ’’Безопасность” в указанных режимах. Иллюстрация режимов работы в подсистеме ”Безопасность-1” дана в разд. 2.
Оперативный резким. Функционирование любой подсистемы МАСУ ’’Безопасность” в этом режиме предполагает решение задач в строго ограниченном временном интервале. Этот режим можно подразделить на экспресс-информирование и оперативное информирование пользователей.
При экспресс-информировании ответ на запросы пользователей осуществляется в процессе диалога оператора с ЭВМ в реальном масштабе времени. Информационной базой экспресс-информирования является массив оперативной готовности (МОГ), который формируется путем выборки данных из основного массива подсистемы. Этот массив дополняется и корректируется по мере обновления основного массива. В подсистеме ”Безопасность-1 ” массив оперативной готовности может формироваться также путем ввода телеграмм первоначальных донесений. Обращение к массиву оперативной готовности осуществляет-
Пш, п и ппгпнилтіии. разрабатывающие мероприятия и принимающие решения по_БП_ ї I ■——————- ———————————- ■ Администратор базы данных___________________________________________ |
ся через видеотерминал. Получение ответов на запрос производится в виде печатных копий информации, выданной на экран дисплея. Реализация экспресс-информирования возможна на базе микроЭВМ, снабженной дисплеем и пишущей машинкой Для подсистемы ’’Безопасность-1” используется микроЭВМ типа ”Искра-226”, установленная в Инспекции МГА. Данный технологический процесс является типовым и для других подсистем МАСУ ’’Безопасность”.
Экспресс-информирование предназначено для выдачи кратких ответов и справок, реакция пользователя на которые. не превышает стандартного времени диалога. Для получения сложных выходных форм в виде таблиц и изложений за минимальный промежуток времени предназначено оперативное информирование. Использование этого режима определяется приоритетом пользователя, а время реакции системы — технологическим циклом реиения задачи.
Информационной базой оперативного информирования могут служить как массив оперативной готовности, так и основной массив системы.
Нерегламентированный режим. В этом режиме ответ на запросы пользователя выдается по разработанной для подсистемы ’’Безопасность-1” технологии. Случайные запросы компонуются в пакет, и ответы на эти запросы выдаются в пакетном режиме функционирования ЭВМ. Срок получения ответа определяется подготовкой запросов к вводу в ЭВМ, компоновкой пакета и выделенным на ЭВМ временем для решения задач. •
В этом режиме целесообразно осуществлять выдачу ответов на запросы пользователей, требующие переработки больших объемов исходной информации.
Регламентированный режим. Под этим режимом подразумевается периодическое информирование пользователей с помощью заранее установленных форм выходных документов.
Отличие от предыдущего режима заключается в том, что заявки на информацию хранятся в ЭВМ постоянно и поступают на обработку с помощью специальной программы диспетчера, которая вызывается с пульта оператора. Формы выходных документов и сроки представления согласуются с пользователями и могут обновляться в зависимости от изменения требований пользователей.
Технология функционирования данного режима предусматривает максимальное облегчение труда оператора. Для формирования выходных документов используются рабочие массивы, формируемые программой поиска и отбора информации из основных массивов.
Совместимость МАСУ ’’Безопасность" с АСУ ГА. Для совместной работы МАСУ ’’Безопасность” с подсистемами АСУ ГА должна быть обеспечена организационная, методологическая, информационная и техническая совместимость.
Для организационной ‘совместимости необходимо учесть в структуре МАСУ "Безопасность” особенности структуры соответствующего уровня иерархии АСУ I А, согласовать юридические и правовые вопросы стыковки подсистем, согласо
вать периодичность и сроки передачи информации между МАСУ ’’Безопасность” и другими АСУ отрасли. МАСУ "Безопасность” как многоуровневая иерархическая система должна ориентироваться на организационную структуру АСУ ГА. Периодичность и сроки передачи информации, а также юридические и правовые нормы, вопросы информационной и алгоритмической взаимоувязки подсистем определяются на этапах разработки комплексов задач. Для решения задачи количественной оценки уровня безопасности полетов в МАСУ "Безопасность” необходим массив данных о состоянии СВП (общий налет, налет по типам ВС и систем, количество посадок, перевезенных пассажиров, грузов и др.), которые должны поступать из других подсистем АСУ ГА с периодичностью, требуемой решением задачи.
Для обеспечения методологической совместимости МАСУ "Безопасность” с другими подсистемами АСУ ГА необходимо распределить комплексы задач по уровням и обеспечить сопоставимость результатов решения задач. Распределение задач МАСУ "Безопасность” по иерархическим уровням базируется на принципе обеспечения успешного выполнения функций по повышению БП, которые возможны на организации каждого из уровней.
Сопоставимость результатов решения задач достигается путем использования однородной информации, единой системы классификации и общих банков данных на каждом уровне. При проектировании информационных связей с подсистемами АСУ ГА должны быть определены перечни показателей, передаваемых от систем к системе, которые необходимы для решения задач управления в принимающей системе, способы и формы их передачи, Для технической совместимости необходимо предусмотреть использование единых комплексов технических средств на каждом уровне, которые определены структурой ИВС ГА.