РАССЛЕДОВАНИЕ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
‘ 7.1. ДЕЙСТВИЯ ЭКИПАЖА В ПРОЦЕССЕ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И ЗАВЕРШЕНИЯ ОСОБОЙ СИТУАЦИИ
Действия экипажа в процессе возникновения, развития и после завершения особой ситуации определяются соответствующими положениями НПП ГА, Руководством по летной эксплуатации ВС и технологией работы экипажа в особых случаях полета.
При возникновении особой ситуации в полете командир ВС должен действовать хладнокровно, инициативно и решительно, не допуская растерянности, паники среди пассажиров и членов экипажа. Он должен заботиться в первую очередь о сохранении жизней людей и не допускать необоснованных решений. При возникновении аварийной ситуации экипаж обязан действовать в четком соответствии с требованиями изложенными в Руководстве по летной эксплуатации ВС (технологии работы экипажа по соответствующему разделу аварийных контрольных карт >(АКК)).
При невозможности предотвращения развития аварийной ситуации и продолжения полета, командир ВС принимает решение о выполнении вынужденной посадки. О своем решении он информирует экипаж и, по его указанию, один из членов экипажа сообщает об этом пассажирам. Информация диспетчеру службы движения передается по каналам радиосвязи, одновременно включается сигнал «Бедствие» аппаратуры опознавания. Доклад диспетчерской службе осуществляется сразу после возникновения аварийной ситуации на борту ВС. В обязанности штурмана (второго пилота) входит сообщение всем членам экипажа местонахождения ВС, направления ветра, направления и расстояния до ближайшего населенного пункта или аэродрома, а над морем — направление и расстояние до берега.
Для сообщения с борта ВС, терпящего бедствие, в ГА СССР установлен единый сигнал «Терплю бедствие», сигналы срочности и предупреждения об опасности. Сигнал «Терплю бедствие» передается по каналам радиотелефонной связи экипажа с диспетчерским пунктом открытым текстом, буквами «СОС» — по радиотелеграфу. Сигнал срочности, передаваемый по радиотелефону — «ПАН», по радиотелеграфу — «ЬЬЬ». Сигнал предупреждения об опасности, передаваемый по радиотелефону — «СИКЪЮРИТИ», по радиотелеграфу «ТТТ».
Сигналы бедствия передаются и принимаются, помимо действующих каналов связи УВД, также на частоте международной спасательной службы на частотах 121,5 МГц и 2182 кГц и на международной частоте для морских судов — 500 кГц.
Примерная форма доклада КВ С диспетчеру службы движения при аварийной обстановке на борту ВС следующая:
«Терплю бедствие… терплю бедствие. Я, Л-410 УВП, борт номер…. предстоит вынужденная посадка (указываются координаты и место). Причина аварийной посадки… Нахожусь… (координаты, курс, высота полета). Требуется помощь (указывается какая). На борту… человек, имеется следующее аварийно-спасательное оборудование…».
Сообщение «Терплю бедствие» передается до подтверждения о его приеме диспетчерским пунктом. Экипаж любого ВС, услышав сигналы бедствия, должен принять их, сообщить диспетчеру и продолжать следить за передачей информации с борта ВС, терпящего бедствие.
Вести радиообмен с других ВС на этой же частоте, не вызванного крайней необходимостью, до особого указания диспетчера запрещается. При вынужденной посадке экипаж ведет радиообмен вплоть до приземления, а в перерывах между радиообменом держит передатчики во включенном состоянии (с нажатой кнопкой) для пеленгования. Средства автоматической передачи сигналов пеленгования, если они имеются на борту ВС, должны быть постоянно включенными.
Перед выполнением вынужденной посадки второй пилот (или любой другой член экипажа) по указанию КВС информирует и инструктирует пассажиров о мерах безопасности.
Примерная форма информации пассажиров. «Внимание: Передаю сообщение командира ВС. Самолет неисправен, возможна аварийная посадка. На борту имеется все необходимое аварийно-спасательное снаряжение. Наземные службы нами предупреждены и принимают все необходимые меры. Сохраняйте полное спокойствие, оставайтесь все на своих местах и точно выполняйте все указания экипажа. Перед посадкой вы должны выполнять следующие требования: снять очки, зубные протезы, вынуть из кармэнов острые предметы, авторучки, зажигалки; снять обувь на высоком каблуке; расстегнуть воротник, ослабить галстук, а также тесную и стягивающую одежду; приготовить мягкие вещи для защиты головы от ударов при аварийной посадке; проверить, застегнуты ли ремни.
За несколько секунд до посадки мы даем команду «Внимание, посадка!». В этот момент Вы должны: наклониться вперед, закрыть голову мягкими вещами, положить голову на руки, которыми охватить накрест колени, на колени положить остальные мягкие вещи; оставаться в таком положении до полной остановки самолета; после остановки самолета расстегнуть при — вязаные ремни и эвакуироваться из самолета, следуя указаниям экипажа.
При эвакуации необходимо: сохранять спокойствие и вы
полнять все требования экипажа; пользоваться только тем выходом, который будет указан экипажем.
Благодарю за внимание».
После вынужденной посадки вне аэродрома действия экипажа направлены на организацию комплек
са предварительных аварийно-спасательных работ, которые включают в себя: эвакуацию пассажиров из ВС; оказание первой медицинской помощи пострадавшим; определение или уточнение своего места нахождения; принятие мер по установлению связи с ближайшим аэродромом наземной или самолетной радиостанцией; осмотр ВС, организацию его охраны.
При возникновении пожара на ВС после вынужденной посадки экипаж немедленно организует эвакуацию пассажиров на безопасное расстояние (не менее 100 м), по возможности извлекает продукты, медикаменты, аварийные радиостанции и принимает меры для тушения пожара с использованием бортовых и подручных средств.
Во всех случаях бедствия командир покидает ВС последним. Жизнеобеспечение пассажиров после вынужденной посадки до прибытия аварийно-спасательной команды возлагается на экипаж. При этом командир экипажа имеет право принимать решение оставаться на месте или уходить из района вынужденной посадки.
Согласно НПП ГА экипажу рекомендуется оставаться на месте вынужденной посадки в следующих случаях: когда сигнал бедствия или сообщение о месте происшествия передан экипажем с воздуха, либо после приземления (независимо от того, получено или не получено подтверждение о приеме сигнала или сообщения); когда местонахождение точно не определено, местность незнакома и трудно проходима (горы, лес, глубокий снег, болото и др.), направление на ближайший населенный пункт и его удаление неизвестно; когда часть пассажиров и членов экипажа из-за полученных ранений самостоятельно передвигаться не может, а здоровых людей для их эвакуации недостаточно; когда местность открытая и экипаж может быть легко обнаружен с воздуха.
Приняв решение оставаться на месте, командир экипажа должен установить круглосуточное наблюдение за воздухом и окружающей местностью, подготовить к немедленному использованию все имеющиеся средства сигнализации и связи, “ произвести разведку ближайшей местности с целью подбора площадок для посадки ПОИСКОВОГО ВС. ; ‘
ко
В целях жизнеобеспечения пассажиров командир экипажа организует уход за ранеными и больными, берет на строгий учет имеющееся имущество, запас продуктов, воды и устанавливает нормы их расходования. Он организует добычу воды и пищи, используя местные возможности, проводит профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний и отравлений, организует сооружение временных убежищ для людей.
Уходить с места вынужденной посадки рекомендуется в следующих случаях: когда известно местонахождение и имеется возможность свободно достичь ближайшего населенного пункта пешком; люди способны идти и транспортировать тяжелораненых; когда ВС и находящиеся в нем люди не могут быть обнаружены из-за густой растительности, а средства сигнализации отсутствуют; когда имеется непосредственная угроза здоровью пассажиров и экипажа в результате стихийного бедствия (наводнений, пожара).
Приняв решение об уходе с места вынужденной посадки, командир экипажа обязан: определить маршрут движения, нанести его на карту и рассчитать время по этапам перехода; отобрать и подготовить имущество и снаряжение, которое необходимо взять с собой для жизнеобеспечения в условиях безлюдной местности; подготовить раненых к транспортированию или к самостоятельному передвижению, для чего изготовить носилки, костыли; распределить продукты и воду, установить суточную норму питания и потребления воды из расчета на максимальное число дней перехода; оставить на месте происшествия записку с указанием маршрута движения и состояния здоровья людей; на месте происшествия обозначить направление движения (выложить стрелку).
Аналогичный комплекс предварительных аварийно-спасательных мероприятий с учетом ряда особенностей выполняется экипажем в случае аварийной посадки на воду. Технология работы экипажа определяется в соответствующем разделе «Аварийного расписания».
В любой аварийной ситуации экипаж должен помнить, что для его спасения будут приняты все необхо
димые меры и он, в свою очередь, должен приложить все усилия для облегчения своего поиска и обнаружения.