СОЗДАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СЛУЖБЫ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Создание САБ в системе функционирования аэропорта занимает одно из важных мест. Это связано с тем, что правильное осуществ­ление мер определяет сохранность жизни и здоровья пассажиров и сотрудников аэропорта, их имущества, материальных ценностей са­мого аэропорта.

Сотрудники САБ наделяются особыми полномочиями по обес­печению безопасности в аэропортах. Так они имеют право осущест­влять:

■ надзор за выполнением требований безопасности работни­ками всех служб аэропорта;

■ досмотр:

— пассажиров и их вещей при регистрации,

— членов экипажа и их вещей перед посадкой на борт воздуш­ного судна,

— воздушного судна в случае сигнала о его заминировании;

■ защиту объектов аэропорта от доступа посторонних лиц;

■ другие функции, проводимые совместно с ФСК и МВД Рос­сии.

Создание САБ связано с тем, что террористическая активность за последние годы выросла и стала глобальной угрозой. Террори­стические акты используются, как способ давления на правительст­во, политических противников.

Особенно привлекательными для террористов являются объекты авиационного транспорта, которые наиболее уязвимы по сравнению с другими видами, а также объекты аэропортов.

Террористические акты на воздушном транспорте сопровожда­ются большим количеством человеческих жертв, вызывают полити­ческий резонанс и дестабилизацию в обществе и рассматриваются в виде незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.

Незаконное вмешательство в деятельность в области авиа­ции рассматривается как один из видов противоправных действий (бездействий), угрожающих безопасной деятельности в области авиации, повлекших за собой несчастные случаи с людьми, матери­альный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавших угрозу наступления таких последствий.

САБ аэродромов и аэропортов и службы авиационной безопас­ности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются служба­ми с особыми уставными задачами.

Основными задачами службы авиационной безопасности аэро­порта являются:

■ предотвращение и пресечение (совместно с органами ФСК и МВД России) попыток захвата (угона) воздушных судов;

■ осуществление в установленном порядке досмотра членов экипажей, обслуживающего персонала, авиапассажиров, ручной клади и багажа, почты, грузов и бортовых запасов (бортпитания) в целях предотвращения доставки на борт воздушного судна оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих, лег­ковоспламеняющихся и других веществ, которые могут быть ис­пользованы для совершения акта незаконного вмешательства;

■ обеспечение охраны территории аэропорта и расположенных на ней объектов, включая авиационную технику, зоны рабочих сек­торов, курсовых и глиссадных радиомаяков, объектов управления воздушным движением, радио — и светотехнического оборудования аэродромов, складов горюче-смазочных материалов, коммерческих складов;

■ организация контролируемых зон в аэропортах и обеспече­ние пропускного режима;

■ разработка программ и организация обучения членов экипа­жей воздушных судов, сотрудников подразделений и служб экс­плуатантов воздушных судов и других организаций, расположенных на территории аэропорта, мерам по обеспечению авиационной безо­пасности;

■ осуществление надзора за соблюдением норм, правил и про­цедур по авиационной безопасности эксплуатантами воздушных су­дов и организациями, базирующимися на территории аэропорта или пользующимися его услугами;

■ предоставление эксплуатантам воздушных судов дополни­тельных услуг по авиационной безопасности (охрана воздушных судов, дополнительный досмотр воздушного судна и др.) на дого­ворных условиях.

Авиационная безопасность в аэропорту обеспечивается комплек­сом мер (действий для обеспечения авиационной безопасности), предусматривающих создание и функционирование САБ, с целью:

■ охраны аэропортов, воздушных судов и объектов граждан­ской авиации;

■ досмотра членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запа­сов;

■ предотвращения и пресечения попыток захвата и угона воз­душных судов и других задач, связанных с защитой жизни работни­ков различных служб аэропорта, пассажиров и материальных ценно­стей.

Работа САБ строится на принципах безопасности, к которым можно отнести:

■ ориентирующие, учитывающие человеческий фактор в рабо­те всех служб аэропорта, так как порой этот фактор является опре­деляющим в системе обеспечения безопасности функционирования такой сложной системы как аэропорт;

■ управленческие, в основе которых лежит ответственность работников САБ. Например, ведение журналов сдачи-приёма воз­душных судов, зданий, сооружений аэропорта, его объектов под ох­рану;

■ организационные — зонирование территории аэропорта (соз­дание контролируемых зон, обеспечение пропускного и внутриобъ­ектового режима);

■ технические — использование специальной техники (интра — скопов, металлоискателей, ограждений и др.)

Работники САБ аэропорта наделены правом ношения табельного оружия и оснащены специальными средствами в соответствии с за­конодательством Российской Федерации, а также техническими средствами досмотра, охраны и контроля доступа, автотранспортом, средствами связи и другими необходимыми материальными средст­вами.

Сотрудники САБ аэропортов проходят специальную профессио­нальную подготовку, повышение квалификации, переподготовку в сертифицированных образовательных учреждениях дополнительно­го профессионального образования по утверждённым учебным про­граммам с получением документа установленного образца.

В функции руководства аэропортом входит разработка программ обеспечения авиационной безопасности. Эти программы содержат комплекс мер по обеспечению авиационной безопасности примени­тельно к особенностям условий базирования, географии полётов воздушных судов, типов эксплуатируемых воздушных судов, объё­ма пассажирских и грузовых перевозок и другим факторам.

Программы строятся на методах безопасности, таких как:

Метод А — (разделение объектов защиты от объектов опасности. Этот метод предполагает создание зон контролируемых территорий, разделение объектов аэропорта по функционированию, использова­ние ограждений, разделяющих зоны аэропорта и др.

Метод Б — приведение действующих объектов в состояние го­товности к противодействию незаконного вмешательства (терро­ризма) на территории аэропорта и его объектов, включая разреше­ние на досмотр воздушных судов, их экипажей, пассажиров и различного груза, предназначенного для перевозки воздушными су­дами, а также охрану объектов на территории аэропорта.

Метод В учитывает обучение персонала аэропорта, контроль зданий, сооружений и объектов его, постоянное повышение квали­фикации сотрудников САВ, проведение своевременных инструкта­жей, в том числе и с пассажирами аэропорта.

В проектах вновь строящихся или реконструируемых аэропортов предусматривается наличие:

• Помещений:

■ для досмотра:

— пассажиров, ручной клади и багажа, оборудованных техни­ческими средствами досмотра. В случае отсутствия такого помеще­ния организуются зоны контроля пассажиров,

— почты, грузов и бортовых запасов;

■ проведения личного (индивидуального) досмотра пассажи­ров;

■ оформления оружия, боеприпасов и спецсредств, передан­ных пассажирами для временного хранения на период полёта воз­душного судна;

■ размещения сотрудников САБ, сотрудников органов внут­ренних дел;

■ отдыха дежурных смен САБ;

■ караульных.

• Контрольно-пропускных пунктов (КПП).

• Ограждений аэропортов по периметру.

САБ аэропорта обеспечивает выполнение требований по авиаци­онной безопасности и подчиняется непосредственно руководителю администрации аэропорта.