СОЗДАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СЛУЖБЫ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Создание САБ в системе функционирования аэропорта занимает одно из важных мест. Это связано с тем, что правильное осуществление мер определяет сохранность жизни и здоровья пассажиров и сотрудников аэропорта, их имущества, материальных ценностей самого аэропорта.
Сотрудники САБ наделяются особыми полномочиями по обеспечению безопасности в аэропортах. Так они имеют право осуществлять:
■ надзор за выполнением требований безопасности работниками всех служб аэропорта;
■ досмотр:
— пассажиров и их вещей при регистрации,
— членов экипажа и их вещей перед посадкой на борт воздушного судна,
— воздушного судна в случае сигнала о его заминировании;
■ защиту объектов аэропорта от доступа посторонних лиц;
■ другие функции, проводимые совместно с ФСК и МВД России.
Создание САБ связано с тем, что террористическая активность за последние годы выросла и стала глобальной угрозой. Террористические акты используются, как способ давления на правительство, политических противников.
Особенно привлекательными для террористов являются объекты авиационного транспорта, которые наиболее уязвимы по сравнению с другими видами, а также объекты аэропортов.
Террористические акты на воздушном транспорте сопровождаются большим количеством человеческих жертв, вызывают политический резонанс и дестабилизацию в обществе и рассматриваются в виде незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.
Незаконное вмешательство в деятельность в области авиации рассматривается как один из видов противоправных действий (бездействий), угрожающих безопасной деятельности в области авиации, повлекших за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавших угрозу наступления таких последствий.
САБ аэродромов и аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.
Основными задачами службы авиационной безопасности аэропорта являются:
■ предотвращение и пресечение (совместно с органами ФСК и МВД России) попыток захвата (угона) воздушных судов;
■ осуществление в установленном порядке досмотра членов экипажей, обслуживающего персонала, авиапассажиров, ручной клади и багажа, почты, грузов и бортовых запасов (бортпитания) в целях предотвращения доставки на борт воздушного судна оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других веществ, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства;
■ обеспечение охраны территории аэропорта и расположенных на ней объектов, включая авиационную технику, зоны рабочих секторов, курсовых и глиссадных радиомаяков, объектов управления воздушным движением, радио — и светотехнического оборудования аэродромов, складов горюче-смазочных материалов, коммерческих складов;
■ организация контролируемых зон в аэропортах и обеспечение пропускного режима;
■ разработка программ и организация обучения членов экипажей воздушных судов, сотрудников подразделений и служб эксплуатантов воздушных судов и других организаций, расположенных на территории аэропорта, мерам по обеспечению авиационной безопасности;
■ осуществление надзора за соблюдением норм, правил и процедур по авиационной безопасности эксплуатантами воздушных судов и организациями, базирующимися на территории аэропорта или пользующимися его услугами;
■ предоставление эксплуатантам воздушных судов дополнительных услуг по авиационной безопасности (охрана воздушных судов, дополнительный досмотр воздушного судна и др.) на договорных условиях.
Авиационная безопасность в аэропорту обеспечивается комплексом мер (действий для обеспечения авиационной безопасности), предусматривающих создание и функционирование САБ, с целью:
■ охраны аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации;
■ досмотра членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов;
■ предотвращения и пресечения попыток захвата и угона воздушных судов и других задач, связанных с защитой жизни работников различных служб аэропорта, пассажиров и материальных ценностей.
Работа САБ строится на принципах безопасности, к которым можно отнести:
■ ориентирующие, учитывающие человеческий фактор в работе всех служб аэропорта, так как порой этот фактор является определяющим в системе обеспечения безопасности функционирования такой сложной системы как аэропорт;
■ управленческие, в основе которых лежит ответственность работников САБ. Например, ведение журналов сдачи-приёма воздушных судов, зданий, сооружений аэропорта, его объектов под охрану;
■ организационные — зонирование территории аэропорта (создание контролируемых зон, обеспечение пропускного и внутриобъектового режима);
■ технические — использование специальной техники (интра — скопов, металлоискателей, ограждений и др.)
Работники САБ аэропорта наделены правом ношения табельного оружия и оснащены специальными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также техническими средствами досмотра, охраны и контроля доступа, автотранспортом, средствами связи и другими необходимыми материальными средствами.
Сотрудники САБ аэропортов проходят специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку в сертифицированных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования по утверждённым учебным программам с получением документа установленного образца.
В функции руководства аэропортом входит разработка программ обеспечения авиационной безопасности. Эти программы содержат комплекс мер по обеспечению авиационной безопасности применительно к особенностям условий базирования, географии полётов воздушных судов, типов эксплуатируемых воздушных судов, объёма пассажирских и грузовых перевозок и другим факторам.
Программы строятся на методах безопасности, таких как:
Метод А — (разделение объектов защиты от объектов опасности. Этот метод предполагает создание зон контролируемых территорий, разделение объектов аэропорта по функционированию, использование ограждений, разделяющих зоны аэропорта и др.
Метод Б — приведение действующих объектов в состояние готовности к противодействию незаконного вмешательства (терроризма) на территории аэропорта и его объектов, включая разрешение на досмотр воздушных судов, их экипажей, пассажиров и различного груза, предназначенного для перевозки воздушными судами, а также охрану объектов на территории аэропорта.
Метод В учитывает обучение персонала аэропорта, контроль зданий, сооружений и объектов его, постоянное повышение квалификации сотрудников САВ, проведение своевременных инструктажей, в том числе и с пассажирами аэропорта.
В проектах вновь строящихся или реконструируемых аэропортов предусматривается наличие:
• Помещений:
■ для досмотра:
— пассажиров, ручной клади и багажа, оборудованных техническими средствами досмотра. В случае отсутствия такого помещения организуются зоны контроля пассажиров,
— почты, грузов и бортовых запасов;
■ проведения личного (индивидуального) досмотра пассажиров;
■ оформления оружия, боеприпасов и спецсредств, переданных пассажирами для временного хранения на период полёта воздушного судна;
■ размещения сотрудников САБ, сотрудников органов внутренних дел;
■ отдыха дежурных смен САБ;
■ караульных.
• Контрольно-пропускных пунктов (КПП).
• Ограждений аэропортов по периметру.
САБ аэропорта обеспечивает выполнение требований по авиационной безопасности и подчиняется непосредственно руководителю администрации аэропорта.