Способы определения ветра в полете

В полете ветер может быть определен одним из следующих способов:

— по углу сноса и путевой скорости, измеренным на одном курсе;

— по двум углам сноса, измеренным на двух курсах;

— по двум путевым скоростям, измеренным на двух курсах.

Способ определения ветра по углу сноса и путевой скорости

имеет наибольшее распространение. Для расчета ветра на на­коленном планшете летчика (НПЛ) кроме угла сноса и путевой скорости необходимо знать воздушную скорость и курс верто­лета.

Определение направления и скорости ветра на НПЛ произ­водится в следующем порядке.

1. Установить треугольный индекс шкалы «Время» на значе­ние воздушной скорости полета в километрах в час.

2. По величине путевой скорости на шкале процентов отсчи­тать ее относительное значение, т. е. путевую скорость в процен­тах относительно воздушной скорости.

3. Поворотом ветрового лимба против курсовой черты уста­новить значение курса полета.

4. По величине угла сноса и относительной путевой скорости на лимбе поставить «точку ветра», которая будет представлять собой конец вектора ветра.

5. Развернуть лимб до совмещения полученной точки с кур­совой чертой.

6. Против стрелки курсовой черты по шкале лимба отсчитать направление ветра в градусах, а по номограмме лимба — относи­тельную скорость ветра.

7. По величине относительной скорости определить скорость ветра в километрах в час.

Определение ветра по двум углам сноса, измеренным на двух курсах, применяется в том случае, когда есть возможность изме­рить угол сноса на двух различных курсах полета, отличающихся друг от друга на угол не менее 40—45°.

Последовательность решения задачи на НПЛ следующая.

1. Установить треугольный индекс шкалы «Время» на значе­ние воздушной скорости полета в километрах в час.

2. Развернуть ветровой лимб на значение первого курса и про­вести линию, соответствующую значению угла сноса на нем.

3. Развернуть ветровой лимб на значение второго курса и на лимбе провести линию, соответствующую значению угла сноса на нем.

4. Поворотом лимба подвести точку пересечения линий сноса под курсовую черту.

5. Против стрелки курсовой черты отсчитать направление вет­ра, а против точки пересечения линий сноса — его относительную скорость.

6. Перевести относительную скорость ветра в скорость в кило­метрах в час.

Определение ветра по двум путевым скоростям, измеренным на двух курсах, применяется в тех случаях, когда имеется воз­можность измерить путевые скорости на двух курсах.

Порядок расчета ветра этим способом на НПЛ следующий.

1. Установить треугольный индекс шкалы «Время» на значе­ние воздушной скорости полета.

2. На шкале процентов по величине первой и второй скорости определить их относительные значения.

3. Развернуть ветровой лимб на значение первого курса и про­вести линию, соответствующую относительной величине первой пу­тевой скорости.

4. Развернуть ветровой лимб на значение второго курса и про­вести линию, соответствующую относительной величине второй пу­тевой скорости.

5. Поворотом лимба подвести точку пересечения линий путе­вых скоростей под курсовую черту.

6. Против стрелки курсовой черты отсчитать направление вет­ра, а против точки пересечения линий скоростей — относительную скорость ветра.

7. По относительной скорости определить скорость ветра в ки­лометрах в час.

В тех случаях, когда условия полета не позволяют определить ветер указанными способами, экипаж может воспользоваться гла­зомерным методом определения направления и скорости ветра по местным признакам. Направление ветра достаточно легко опре­делить по пыли, поземке, дыму, деревьям и т. п. Несколько слож­нее определить скорость ветра. Приближенно скорость ветра мож­но определять по следующим признакам. Если дым поднимается вертикально вверх, а при полете над водной поверхностью наблю­дается зеркальная вода, то ветер практически отсутствует; дым слабо отклоняется, на воде появляются чешуеобразные волны без «барашков» — ветер 1—2 м/с; на деревьях движутся тонкие вет­ви, а на поверхности воды видны хорошо выраженные волны — ветер 2—4 м/с; поднимается пыль, волны становятся длиннее, ме­стами появляются пенящиеся «барашки» — ветер 5—7 м/с; рас­качиваются небольшие деревья, вся поверхность воды покрыта «барашками» — ветер 8—10 м/с;’ раскачиваются большие дере­

вья, на волнах образуются гребни большой высоты — ветер 10 — 13 м/с; гнутся небольшие деревья, волны громоздятся и ветер сры­вает с гребней пену — ветер до 15—16 м/с.