Элементы разворота группы вертолетов
Если несколько вертолетов совершают полет в сомкнутом боевом порядке, то выполнение разворотов такой группой имеет ряд особенностей по сравнению с разворотом одиночного вертолета. Выполнение разворота группой вертолетов должно происходить без нарушения строя, т. е. с сохранением ими первоначальных дистанций и интервалов (рис. 13.2). Это может быть достигнуто при
Рис. 13.2. Элементы разворота
группы вертолетов в плоскости
горизонта
условии постоянства угловой скорости разворота, т. е. все вертолеты группы, имея различные радиусы разворота, за один и тот же промежуток времени должны развернуться на один и. тот же угол разворота. Аналитически такое условие разворота группы можно выразить следующим равенством
2тzRl __ 2тсЯ2 _ _2т^з__ 2тzR,
Vi _ V7, Кз ‘
= Vl> =
Ri R2 R3 Ri
где V и Ri — скорость и радиус разворота ведущего вертолета;
У4 и R4 — скорость и радиус разворота внутреннего ведомого вертолета;
У2, V3 и Rз — соответственно скорость и радиус разворота внеш
них ведомых вертолетов.
Из полученного равенства можно получить выражения, характеризующие зависимость скорости полета ведомых вертолетов от их радиусов разворота, скорости полета и радиуса разворота ведущего:
К4 = 1Л-£-; V2 = V,-^; Уя = Уі-^- (13.5)
R1 Ri Ki
Радиус разворота внутреннего или внешних ведомых вертолетов, как видно из рис. 13.2, отличается от радиуса разворота ведущего на величину интервала между ведущим и данным вертолетами и определяется по формулам
У?4 = R — /; R2 = І’, Яз = R ”Ь 2/. (13.6)
В общем случае можно записать, что
Ri =Ri± {і — 1)1, (13.7)
где і — порядковый номер вертолета в строю, считая от ведущего.
Знак плюс соответствует значениям радиусов разворота у внешних ведомых, а знак минус — у внутренних ведомых.
Интервал между ведущим и ведомым вертолетами группы в общем случае может быть рассчитан по формуле
h= (L + /)(/-!), (13.8)
где L — диаметр несущего винта;
I — интервал между несущими винтами соседних вертолетов.
Таким образом, для сохранения своего места в строю в процессе разворота внутренний ведомый должен иметь радиус разворота меньше, а внешний ведомый больше, чем ведущий. При этом потребные значения воздушных скоростей V2t Vzy… , У и обеспечивающих ведомым вертолетам сохранение заданного места в боевом порядке, тоже будут различными и находятся с помощью соотношения
Ух _ Vt Ri Ri±V — 1)1 9
откуда
Анализируя полученные равенства, можно заметить, что скорости у внешних ведомых будут больше, чем скорости у ведущего и внутренних ведомых:
v’-v’hir)i ^Ч+:х);
V4 = V1( —£-)• (13.10)
Правильный разворот группы возможен при определенном соотношении скоростей. Если при выполнении разворота скорость ведущего задана, то необходимо определить потребные скорости ведомых и оценить возможность выдерживания полученных скоростей.
Расчет элементов разворота группы для случая, когда заданы воздушная скорость и угол крена ведущего, производится в такой последовательности:
Порядок определения радиуса разворота на НЛ-10М показан на рис. 13.3.
Рис. 13.3. Определение радиуса разворота на НЛ-10М
2. Рассчитывается интервал строя:
U = (L + /)(i-l).
3.
Рассчитываются радиусы разворотов внутреннего и внешнего ведомых вертолетов:
5. Рассчитываются углы крена крайних ведомых вертолетов по формулам:
V*
gRe
Расчет угла крена с помощью НЛ-10М производится в порядке, обратном расчету радиуса разворота.
Углы разворота |
/у, р |
360° |
|
Расстояние (нм) |
V |
Ь |
|
______________________________ 1 і : |
|||
Время £ Рис. 13.4. Определение времени |
разворота на 360° НЛ-10М |
Ьсо t и на заданный угол на |
6. По истинной воздушной скорости и радиусу разворота ведущего вертолета рассчитывается вначале время разворота группы на 360°, а затем на угол разворота:
Ключ для решения этих зависимостей на НЛ-10М показан на рис. 13.4.