Контроль и оценка точности вертолетовождения

Для того чтобы оценить качество выполнения полетного зада­ния экипажем, предотвратить случаи внеполигонных бомбомета­ний (пусков ракет), выброски десантов вне заданных районов, по­тери ориентировки, обеспечить безопасность полетов, вскрыть не­достатки в штурманской подготовке летного состава, оказать по­мощь летным экипажам, в каждой авиационной части организу­ется и осуществляется объективный контроль за полетами.

Под объективным контролем понимается система проводимых мероприятий, направленных на комплексное использование всех данных средств объективного контроля в интересах совершенство­вания методики и качества обучения летного состава и повыше­ния безопасности полетов.

С точки зрения штурманского обеспечения полетов задачами объективного контроля являются:

— повышение безопасности полетов;

— повышение ответственности летного состава за точное вер — толетовождение по маршруту и выход на цель в заданное время;

— исключение случаев потери ориентировки;

— вскрытие недостатков в штурманской подготовке летного со­става и расчетов командных пунктов;

— оценка точности полета по маршруту, выхода на цель по времени и применения средств поражения или десантирования;

— установление истинных причин летных происшествий и пред­посылок к ним.

Средства, объем и способы объективного контроля определя­ются командиром части, который несет непосредственную ответ­ственность за его организацию.

В качестве средств объективного контроля точности вертоле­товождения применяются:

— бортовая регистрирующая аппаратура и самописцы;

— аэрофотоаппараты для фотографирования заданных ориен­тиров (КО, ППМ, цель и др.);

— фотоприставки для фотографирования экранов индикаторов бортовых и наземных радиолокационных станций, счетчиков циф­ровых индикаторов навигационного комплекса;

— магнитофоны;

— журналы хронометража полетов;

— бортовая документация экипажа;

— кальки проводки вертолетов по маршруту.

Основными показателями точности вертолетовождения по мар­шруту являются:

— линейное боковое уклонение от ЛЗП на этапе маршрута и у ППМ;

— отклонение фактического времени выхода на цель и в за­данные точки от назначенного;

— отклонение вертолета от заданной дистанции в боевом по­рядке. Точность полета по маршруту контролируется путем про­кладки линии фактического пути, проводки вертолетов на планше­те (экране) наземной РЛС, фотографированием экранов наземных, бортовых РЛС, поворотных пунктов (КО), счетчиков цифровых индикаторов навигационного комплекса и проверкой записей в по­летной документации.

Кроме указанных способов точность полета по маршруту мо­жет быть проконтролирована проверяющим лицом, находящимся на борту вертолета или специально высаженным в районе цели или на контрольном ориентире (ППМ).

Точность выхода на цель по времени контролируется следую­щими способами:

— визуальным наблюдением момента разрыва бомб, снарядов, ракет;

— засечкой времени выхода в заданную точку контролирую­щим лицом, находящимся на борту вертолета или на земле;

— засечкой времени на командном пункте по отметке верто­лета на экране РЛС в момент его нахождения над целью;

— фотографированием цели или вертолета над целью с отмет­кой времени.

Точность полета по маршруту оценивается по максимальной величине линейных боковых уклонений от линии заданного пути на участках маршрута и линейных боковых уклонений у поворот­ных пунктов маршрута.

Точность выхода на цель по времени оценивается по величи­не разности между назначенным и фактическим временем выхо­да на цель.

Кроме того, при необходимости оценивается качество опреде­ления отдельных навигационных элементов (определение места вертолета визуально и с помощью РНС, угла сноса и путевой ско­рости и т. п.), выдерживания режима полета и сохранения своего места в боевом порядке.

Каждый элемент оценивается путем сравнения величин факти­ческих отклонений от нормативных, установленных приказом глав­нокомандующего ВВС и курсами боевой подготовки (курсами учебно-летной подготовки).

Общая оценка точности вертолетовождения выводится на ос­новании средней арифметической величины из частных оценок точности выхода на цель по времени и точности полета по за­данному маршруту, полученной за выдерживание маршрута на отдельных участках и точности выхода на ППМ. Общая оценка «отлично» выставляется при средней арифметической величине не ниже 4,6; «хорошо» — при величине не ниже 3,6; «удовлетвори­тельно»— при величине не ниже 3,0; «неудовлетворительно» — при величине ниже 3,0.

Результаты контроля и оценки точности вертолетовождения каждого полета анализируются и записываются в бортовой жур­нал или в летную книжку контролируемого.