Контроль и оценка точности вертолетовождения
Для того чтобы оценить качество выполнения полетного задания экипажем, предотвратить случаи внеполигонных бомбометаний (пусков ракет), выброски десантов вне заданных районов, потери ориентировки, обеспечить безопасность полетов, вскрыть недостатки в штурманской подготовке летного состава, оказать помощь летным экипажам, в каждой авиационной части организуется и осуществляется объективный контроль за полетами.
Под объективным контролем понимается система проводимых мероприятий, направленных на комплексное использование всех данных средств объективного контроля в интересах совершенствования методики и качества обучения летного состава и повышения безопасности полетов.
С точки зрения штурманского обеспечения полетов задачами объективного контроля являются:
— повышение безопасности полетов;
— повышение ответственности летного состава за точное вер — толетовождение по маршруту и выход на цель в заданное время;
— исключение случаев потери ориентировки;
— вскрытие недостатков в штурманской подготовке летного состава и расчетов командных пунктов;
— оценка точности полета по маршруту, выхода на цель по времени и применения средств поражения или десантирования;
— установление истинных причин летных происшествий и предпосылок к ним.
Средства, объем и способы объективного контроля определяются командиром части, который несет непосредственную ответственность за его организацию.
В качестве средств объективного контроля точности вертолетовождения применяются:
— бортовая регистрирующая аппаратура и самописцы;
— аэрофотоаппараты для фотографирования заданных ориентиров (КО, ППМ, цель и др.);
— фотоприставки для фотографирования экранов индикаторов бортовых и наземных радиолокационных станций, счетчиков цифровых индикаторов навигационного комплекса;
— магнитофоны;
— журналы хронометража полетов;
— бортовая документация экипажа;
— кальки проводки вертолетов по маршруту.
Основными показателями точности вертолетовождения по маршруту являются:
— линейное боковое уклонение от ЛЗП на этапе маршрута и у ППМ;
— отклонение фактического времени выхода на цель и в заданные точки от назначенного;
— отклонение вертолета от заданной дистанции в боевом порядке. Точность полета по маршруту контролируется путем прокладки линии фактического пути, проводки вертолетов на планшете (экране) наземной РЛС, фотографированием экранов наземных, бортовых РЛС, поворотных пунктов (КО), счетчиков цифровых индикаторов навигационного комплекса и проверкой записей в полетной документации.
Кроме указанных способов точность полета по маршруту может быть проконтролирована проверяющим лицом, находящимся на борту вертолета или специально высаженным в районе цели или на контрольном ориентире (ППМ).
Точность выхода на цель по времени контролируется следующими способами:
— визуальным наблюдением момента разрыва бомб, снарядов, ракет;
— засечкой времени выхода в заданную точку контролирующим лицом, находящимся на борту вертолета или на земле;
— засечкой времени на командном пункте по отметке вертолета на экране РЛС в момент его нахождения над целью;
— фотографированием цели или вертолета над целью с отметкой времени.
Точность полета по маршруту оценивается по максимальной величине линейных боковых уклонений от линии заданного пути на участках маршрута и линейных боковых уклонений у поворотных пунктов маршрута.
Точность выхода на цель по времени оценивается по величине разности между назначенным и фактическим временем выхода на цель.
Кроме того, при необходимости оценивается качество определения отдельных навигационных элементов (определение места вертолета визуально и с помощью РНС, угла сноса и путевой скорости и т. п.), выдерживания режима полета и сохранения своего места в боевом порядке.
Каждый элемент оценивается путем сравнения величин фактических отклонений от нормативных, установленных приказом главнокомандующего ВВС и курсами боевой подготовки (курсами учебно-летной подготовки).
Общая оценка точности вертолетовождения выводится на основании средней арифметической величины из частных оценок точности выхода на цель по времени и точности полета по заданному маршруту, полученной за выдерживание маршрута на отдельных участках и точности выхода на ППМ. Общая оценка «отлично» выставляется при средней арифметической величине не ниже 4,6; «хорошо» — при величине не ниже 3,6; «удовлетворительно»— при величине не ниже 3,0; «неудовлетворительно» — при величине ниже 3,0.
Результаты контроля и оценки точности вертолетовождения каждого полета анализируются и записываются в бортовой журнал или в летную книжку контролируемого.