ОБОРУДОВАНИЕ. ВНУТРИКАБИННОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ. (изложены требования к оборудованию. с электромеханической индикацией)

8.9.1.1. Требования настоящего раздела распространяются на средства сигнализации, установленные на самолете и предназначен­ные для оповещения членов экипажа о воз­никшей на самолете ситуации с помощью сле­дующих видов средств сигнализации: визуаль­ных, звуковых и тактильных.

Визуальные средства сигнализации предназна­чены для выдачи сигналов с помощью светос­игнальных устройств, переключателей со све­товой сигнализацией (ламп-кнопок), бленке­ров, флажков (планок) или шторок электроме­ханических индикаторов.

Звуковые средства сигнализации предназначе­ны для выдачи тональных звуковых сигналов (например, с помощью сирены, звонка, зум­мера) или речевых сообщений.

Тактильные средства сигнализации предназначе­ны для передачи необходимой информации чле­нам экипажа путем воздействия на механорецеп­торы кожи и мышечно-суставные рецепторы.

8.9.1.2. Средства внутрикабинной сигнали­зации, установленные на самолете, обеспечи­вают выдачу информации (сигналов) трех кате­горий: аварийной, предупреждающей и уведо­мляющей. Определение категорий сигнализа­ции производится исходя из информации о со­бытиях, связанных с возможностью возникно­вения особых ситуаций и степенью их опасно­сти, а также величины времени реакции t?, ко­торым располагает экипаж с момента появле­ния сигнальной информации о возникшей си­туации до момента, когда еще можно пред­отвратить или прекратить ее опасное развитие.

8.9.1.2.1. К категории аварийной сигналь­ной информации относится информация о со­бытиях, связанных с возможностью возникно­вения особых ситуаций, требующих немедлен­ных действий со стороны экипажа. В качестве аварийных принимаются сигналы, характери­зующие приближение или достижение эксплу­атационных ограничений по параметрам дви­жения самолета (например, а, n и др.), и сигналы, для которых время реакции tp < 15 c.

8.9.1.2.2. К категории предупреждающей сигнальной информации относится информа­ция, требующая немедленного привлечения внимания, но не требующая быстрых действий экипажа. Для предупреждающих сигналов принимается, что располагаемое время реак­ции t > 15 c.

8.9.1.2.3. К категории уведомляющей сиг­нальной информации относится информация, указывающая на нормальную работу систем, выполнение алгоритма работы членов экипа­жа и другие. По величине располагаемого вре­мени реакции tp уведомляющая информация не регламентируется.

8.9.2. Общие требования

8.9.2.1. Система сигнализации должна вы­полнять следующие функции:

8.9.2.1.1. Своевременно привлекать внима­ние члена экипажа к возникшему состоянию (происшедшему событию). Для этого при необходимости используются следующие сиг­налы сильного привлекающего действия:

— звуковые сигналы различной тонально­сти, тембра и длительности, а также речевые сообщения;

— тактильные сигналы;

— сигналы светосигнальных устройств, ра­ботающих в проблесковом режиме.

8.9.2.1.2. Раскрывать смысл случившегося, т. е. сигнальная информация должна быть определенной. Для этого используются:

— надписи и сигналы светосигнальных устройств;

— тексты речевых сообщений;

— тональность, тембр и длительность звуко­вых сигналов;

— сигнальные элементы индикаторов;

— тактильные сигналы;

— надписи переключателей со световой сигнализацией.

8.9.2.1.3. Способствовать организации дей­ствий, необходимых в данной ситуации. Для этого используются:

— надписи и символы светосигнальных устройств;

— тактильные сигналы;

— тексты речевых сообщений.

8.9.2.2. Правильное восприятие информа­ции, выдаваемой средствами сигнализации, должно обеспечиваться на всех этапах и режи­мах полета в условиях воздействия окружаю­щей среды (шум и вибрация в кабине экипажа, переговоры по внутренней и внешней связи, условия освещения и т. п.).

8.9.2.3. Способ представления сигнальной информации, обеспечиваемый сочетанием различных средств ее выдачи и режимами их работы, должен учитывать категорию сигналь­ной информации и соответствовать возникше­му на борту состоянию.

8.9.2.4. Объем сигнальной информации, выдаваемой каждому члену экипажа на всех этапах и режимах полета как в нормальной, так и в особых ситуациях, должен быть таким, чтобы обеспечивалось своевременное вос­приятие произошедшего события и принятие решения о необходимых действиях, а также исключалась излишняя перегрузка внимания каждого члена экипажа. Рекомендуется ис­пользовать интегральные сигнализаторы и ра­йонирующие табло, особенно на режимах взлета и посадки, а также для контроля сило­вой установки и функциональных систем. Для привлечения внимания и выдачи информации о конкретной ситуации или отказе по одному параметру должно использоваться одновре­менно не более 3 сигнальных устройств.

8.9.2.5. Визуальная сигнальная информа­ция должна являться основным видом выдачи сигнальной информации членам экипажа са­молета. Звуковые и тактильные сигналы, а также речевые сообщения должны использо­ваться совместно с визуальными сигнализато­рами.

8.9.2.6. Аварийная сигнальная информация должна включать в себя сигнал сильного прив­лекающего действия. При этом должно ис­пользоваться не менее 2 видов сигнальных средств, воздействующих на разные рецепто­ры членов экипажа.

8.9.2.7. Аварийная сигнальная информация должна восприниматься не менее чем 2 члена­ми экипажа. При этом аварийные светосиг­нальные устройства должны устанавливаться на рабочих местах не менее 2 членов экипажа.

8.9.2.8. Аварийная сигнальная информация и, по возможности, предупреждающая сигналь­ная информация должна представляться в об­работанном виде, освобождая экипаж от вы­полнения логических операций.

8.9.2.8.1. Должны использоваться сигналы, характеризующие неготовность самолета к взлету при таких состояниях систем и агрегатов самолета, которые могут привести на взлете к ситуации более тяжелой, чем усложнения усло­вий полета. Должна использоваться сигнализа­ция о неготовности самолета к посадке, кото­рая информирует экипаж как минимум о непо­садочной конфигурации самолета.

8.9.2.9. Средства сигнализации и управления ими должны быть построены таким образом, чтобы исключить возможность таких ошибок со стороны членов экипажа, которые могут привести к невыдаче сигналов или невозмож­ности их восприятия в случае срабатывания. Регулировка громкости звуковых сигналов не допускается.

8.9.2.10. Экипажу должна быть обеспечена возможность проведения контроля исправно­сти всех входящих в систему средств сигнали­зации.

8.9.2.11. Должна быть обеспечена возмож­ность прекращения выдачи сигналов сильного привлекающего действия с сохранением визу­альной сигнальной информации о возникшей ситуации в случае, когда сигнальная информа­ция опознана и воспринята и экипажем выпол­нены действия, предписанные РЛЭ. При этом должен быть обеспечен автоматический воз­врат схемы в исходное положение для получе­ния другого управляющего сигнала.

8.9.2.12. Сигнальная информация, выдавае­мая с помощью различных средств сигнализа­ции, должна быть согласована между собой подбором текста надписей и речевых сообще­ний, а также с показаниями соответствующих приборов (не должна им противоречить).

8.9.2.13. Надписи и символы на светосиг­нальных устройствах и тексты речевых сооб­щений, выдаваемые аппаратурой речевого оповещения (АРО), должны удовлетворять следующим требованиям:

— содержание речевой информации должно обеспечивать однозначное восприятие экипа­жем характера возникшего состояния или со­бытия;

— должно быть обеспечено максимально возможное совпадение формулировок и по­рядка построения фраз речевого сообщения и соответствующей надписи светосигнального устройства;

— рекомендации по действиям экипажа в сложившейся ситуации должны начинаться с ключевого слова (например, «Креном упра­вляй», «Шасси выпусти» и т. п.).

8.9.2.14. Сигналы сильного привлекающего действия аварийной сигнализации, которые не требуют каких-либо действий экипажа на определенной фазе полета, должны быть заб­локированы.

8.9.3. Требования к визуальным средствам сигнализации

8.9.3.3. Световая сигнальная информация должна быть легко различима и не должна оказывать слепящего действия на членов эки­пажа.

8.9.3.4. Должен обеспечиваться централи­зованный перевод яркости светосигнальных средств из режима «День» в режим «Ночь» и обратно, осуществляемый автоматически и/или вручную. При этом должны быть при­няты меры к исключению возможности не­произвольного перевода яркости световых сигналов в режим «Ночь». Для аварийных све­товых сигналов регулировка яркости не реко­мендуется. Допускается регулировка яркости светосигнальной информации по зонам рабо­чего места члена экипажа.

8.9.3.5. Аварийные световые сигналы, а также сигналы ЦСО и районирующих табло должны выдаваться в проблесковом режиме. Проблесковый режим работы световых сиг­налов должен осуществляться с частотой от 2 до 5 Гц.

8.9.3.6. Сигнальные надписи следует вы­полнять цветными буквами на темном фоне.

8.9.3.7. Если Нормами летной годности требуется сигнализация отказов на лицевой части электромеханических приборов и ин­дикаторов, то она должна обеспечиваться с помощью выпадающих сигнальных флажков (планок) или шторок, перекрывающих в этом случае часть лицевой части индикатора.

8.9.4. Требования к звуковым средствам сиг­нализации

8.9.4.1. Звуковые сигналы должны выда­ваться в виде тональных звуковых сигналов или речевых сообщений в диапазоне звуковых частот 200 — 4000 Гц. Рекомендуется, чтобы тональный звуковой сигнал состоял не менее чем из 2 разнесенных частот указанного ди­апазона.

8.9.4.2. Общее число тональных звуковых сигналов в кабине должно быть таким, чтобы была обеспечена возможность безошибочного восприятия характера происшедшего события или возникшего состояния.

8.9.4.3. При одновременной выдаче двух тональных звуковых сигналов должна обеспе­чиваться возможность их восприятия как двух раздельных сигналов, для чего при выбо­ре частот (сочетания частот) тональных зву­ковых сигналов внутри указанного в 8.9.4.1 диапазона должно быть предусмотрено их разнесение, а также соответствующее коди­рование сигналов.

8.9.4.4. Одновременная выдача речевого и тонального звуковых сигналов для сигнализа­ции об одном событии или ситуации не допу­скается.

8.9.4.5. Сообщения, выдаваемые АРО, дол­жны передаваться женским голосом и повто­ряться не менее 2 раз. При этом должна быть обеспечена возможность отключения, а также возможность повторного прослушивания со­общения при наличии сигнала от датчика.

8.9.4.6. При использовании АРО для вы­дачи сигнальных сообщений текст их не дол­жен превышать 13 слов. При этом рекомен­дуется, чтобы информация начиналась сооб­щением о том, что произошло на борту, а за­тем следовала рекомендация по действиям экипажа.

8.9.5. Требования к тактильным средствам сигнализации

8.9.5.1. Тактильный сигнализатор (в случае применения его на самолете) должен исполь­зоваться для предупреждения экипажа о выхо­де на эксплуатационные ограничения по ре­жиму полета. При этом тактильный сигнали­затор, устанавливаемый на штурвале или ко­лонке, должен использоваться в качестве ава­рийного сигнала только для сигнализации о выходе на допустимый угол атаки (адоп) и/или положительную максимальную эксплуата­ционную перегрузку (ny max э).

8.9.5.2. Тактильные сигналы должны вос­приниматься обоими пилотами. Рекомендует­ся, чтобы тактильный сигнализатор обеспечи­вал сигнализацию требуемого направления движения штурвала управления.

8.9.5.3. Тактильная сигнализация не дол­жна вызывать болезненных ощущений.