. Организация и обеспечение предполётного и послеполётного досмотра на территории аэропорта

Комплекс мер по досмотру пассажиров, багажа, экипажа, запа­сов воздушного судна организуется с целью предотвращения попа­дания на борт воздушного судна или в аэропорт веществ и предме­тов, запрещённых к перевозке и представляющих опасность для жизни и здоровья людей и функционирования аэропорта.

Предполётный досмотр, а также послеполётный досмотр (в слу­чае его проведения) пассажиров, багажа, в том числе вещей, нахо­дящихся при пассажирах, членов экипажей, лиц из числа авиацион­ного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты проводится в аэропорту или на воздушном судне уполномоченными лицами служб авиационной безопасности с участием сотрудников органов внутренних дел.

Порядок проведения предполётного и послеполётного досмотра в установленном порядке согласуется с МВД Российской Федера­ции.

Предполётный досмотр пассажиров, членов экипажей воздуш­ных судов, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов осуществляется в соответствии с Руководством по проведению дос­мотра пассажиров, членов экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов.

Технология послеполётного досмотра пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей, лиц из числа авиационного персонала гражданской авиации, бортовых за­пасов воздушного судна, грузов и почты разрабатывается админист­рацией аэропорта применительно к условиям аэропорта, согласуется с соответствующим органом внутренних дел на транспорте и терри­ториальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Досмотр авиационного персонала, работников авиапредприятий и иных лиц, осуществляющих свою деятельность на территории аэ­ропорта, проводится на КПП.

Допускается досмотр членов экипажей воздушных судов на КПП, если это предусмотрено Инструкцией по пропускному и внут­риобъектовому режиму аэропорта.

В местах продажи авиабилетов, в зонах регистрации пассажиров, перед пунктами досмотра, в местах заполнения таможенных декла­раций и оформления багажа вывешиваются плакаты со специальной информацией по авиационной безопасности, в которых указывают­ся:

■ перечни опасных веществ и предметов, запрещённых к воз­душной перевозке;

■ правила перевозки на воздушных судах оружия, боеприпа­сов, специальных средств, радио-, фото — и видеоаппаратуры, элек­тронно-вычислительной и телевизионной техники, а также допусти­мые нормы провоза ручной клади;

■ соответствующие:

— извлечения из Воздушного кодекса и других нормативных правовых актов по обеспечению авиационной безопасности;

— положения из Уголовного кодекса и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Лица, проводящие предполётный и послеполётный досмотр пас­сажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, обязаны быть внимательными и вежливыми в отношении пассажи­ров и не допускать действий, унижающих их достоинство.

Пассажиры, в том числе обслуживаемые в зале официальных лиц и делегаций, допускаются к посадке после регистрации и прохожде­ния предполётного досмотра в установленном порядке.

В камерах хранения организуется досмотр сдаваемого багажа с использованием стационарных технических средств досмотра.

В аэропорте предусматриваются помещения (пункты досмотра), которые оборудуются:

■ стационарными техническими средствами досмотра;

■ системой видеонаблюдения и видеозаписи, информация ко­торой сохраняется в течение одного месяца;

■ аварийным освещением и электроснабжением;

■ тревожной сигнализацией;

■ телефонной связью, в том числе и прямой связью с диспет­чером службы организации пассажирских перевозок;

■ пунктами регистрации билетов и приёма багажа, размещения правоохранительных органов.

К стационарным техническим средствам досмотра относят:

■ рентгенотелевизионные интроскопы;

■ стационарные металлоискатели;

■ портативные (ручные) металлоискатели;

■ средства обнаружения взрывчатых веществ.

Планировка пунктов досмотра осуществляется с учётом исклю­чения смешивания или контакта пассажиров, проходящих предпо­лётный досмотр, с лицами, не прошедшими такой досмотр.

Зона (пункт) послеполётного досмотра максимально приближа­ется к зоне выдачи багажа.

В аэровокзалах аэропортов предусматриваются:

■ зоны контроля пассажиров — помещения (пункты досмотра) площадью не менее 54 м2 для предполётного досмотра, оборудован­ные стационарными техническими средствами досмотра, а также помещения (кабины) площадью не менее четырёх квадратных мет­ров для проведения личного (индивидуального) досмотра;

■ зона между любым пунктом проверки (пунктом предполёт­ного досмотра) пассажиров и воздушным судном, доступ в которую строго контролируется (стерильная зона), площадью не менее 1,7 м2 из расчёта на одного пассажира, оборудованные местами для сиде­ния и местами общего пользования. В стерильных зонах могут обо­рудоваться торговые точки при условии выполнения требований по авиационной безопасности и бытовые комнаты;

■ отдельное помещение:

— для приёма (выдачи), проверки и оформления оружия и бое­припасов к нему, специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения на период полёта. Такое помещение рас­полагается вблизи зоны контроля (пунктов досмотра) в местах, удобных для обслуживания пассажиров, и оборудуется в соответст­вии с требованиями, установленными нормативно-правовыми акта­ми Российской Федерации,

— временного хранения изъятых у пассажиров при досмотре запрещённых к воздушной перевозке опасных предметов и веществ, оборудованное в соответствии с требованиями, установленными нормативно-правовыми актами Российской Федерации;

■ пункты досмотра:

— пассажиров, ручной клади и багажа в залах официальных лиц и делегаций;

— пассажиров, ручной клади и багажа, иных лиц на входах в аэровокзалы международных аэропортов и аэропортов федерального значения, оборудованные рентгенотелевизионными интроскопами, стационарными и ручными металлоискателями.

Входные и выходные двери пункта досмотра не должны совме­щаться, они оборудуются замками и охранной сигнализацией. Клю­чи от дверей хранятся в САБ аэропорта.

Пункты досмотра должны быть огорожены, входы (выходы) в (из) них оборудуются с учётом исключения возможности наблюде­ния посторонними лицами процесса производства досмотра и осу­ществления контакта с пассажирами, прошедшими досмотр. Про­странство между верхней частью ограждения и потолком должно быть закрыто.

Администрация аэропорта организует проведение ежедневных проверок (настроек) технических средств досмотра и оборудования, применяемого для досмотра. Поддержание постоянной работоспо­собности технических средств досмотра и оборудования в зонах контроля (пунктах досмотра), их эксплуатация осуществляются спе­циально подготовленными сотрудниками САБ, а техническое об­служивание — специалистами аэропорта или предприятия, имеющи­ми соответствующую квалификацию и допуск.

При досмотре багаж, почта, грузы и бортовые запасы подлежат маркировке номерными стакерами и доставляются на борт воздуш­ного судна под контролем сотрудников САБ.

Подпись: ВНИМАНИЕ! Пассажиры имеют право на обжалование действий САБ, сотрудников органов внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При необоснованной задержке отправления пассажира, связан­ной с проведением досмотра, должностные лица аэропорта по тре­бованию пассажира обязаны принять все необходимые меры, обес­печивающие отправку его очередным рейсом.