Построение боевого порядка взлетом. с расчетными временными интервалами
Данный способ применяется в случаях, когда подразделению вертолетов необходимо быстро появиться над целью по вызову.
При построении боевого порядка этим способом экипажи производят взлет в той последовательности, в которой они будут следовать по маршруту. Интервал взлета (А^взл) рассчитывается по формуле
Д^взл = ~7Г~ , (13Л1)
V і
где V’2 — истинная скорость на высоте полета по маршруту;
V — истинная скорость полета на высоте построения боевого порядка;
А/бп — заданная временная дистанция между соседними вертолетами на маршруте.
Рис. 13.5. Одновременное изменение скорости вертолетами боевого порядка |
После взлета каждый экипаж, выдерживая заданный режим полета, выходит на высоту построения боевого порядка и устанавливает скорость полета (1Л), одинаковую для всех вертолетов боевого порядка. Как только замыкающий вертолет наберет высоту построения и установит заданный режим полета, все экипажи одновременно по команде командира группы (по команде с земли или по выдержке времени) увеличивают скорость полета до значения Уг-
При одновременном изменении скорости на одну и ту же величину линейные дистанции между вертолетами останутся неизменными, а временные дистанции изменятся пропорционально отношению V2/V1 (рис. 13.5).
Если переход на заданную скорость (У2) будет осуществлен не одновременно, а последовательно над одной и той же точкой (например, над ИПМ), то линейные дистанции между вертоле — тами изменятся, а временные — сохранятся (рис. 13.6). В этом случае интервалы взлета будут равны заданным временным дистанциям боевого порядка, т. е. Д/ВЗл = А/бп-
Продолжительность построения боевого порядка этим способом складывается из времени взлета всех вертолетов группы (^ВЗл), времени набора высоты построения (tfH) и дополнительного време
ни (£Доп), необходимого для выхода на прямую построения после набора высоты, т. е.
^постр = ^взл + + ^ДОП. (13.12)
Дополнительное время учитывается в тех случаях, когда прямая построения не совпадает с направлением взлета и для выхода на нее после набора высоты требуется выполнить доворот. Оно определяется по формуле
^доп ^УР ^зап* (13.13)
где typ — время разворота на угол, равный разности путевых углов взлета и прямой построения;
/зап — время полета до точки изменения скорости после разворота.
Продолжительность взлета группы рассчитывается по формуле
*^ВЗЛ = {ft 1)А^взл» (13.14)
где п — количество вертолетов в группе;
А/Взл — временной интервал взлета между вертолетами.
Длина участка построения (SnoCTp) данным способом будет
SriOCTp == ^ 1 (^взл -|- ^доп) , ( 1 3. 1 5)
где 5„ — путь, пройденный вертолетом при наборе высоты.
Взлет с расчетными временными интервалами используется, как правило, для построения рассредоточенных боевых порядков, состоящих из одиночных вертолетов, пар или звеньев. Пары и звенья в этом случае взлетают одновременно. Способ этот прост и надежен, может применяться днем и ночью при полетах под облаками и за облаками, но требует четкой организации взлета. Кро
ме того, при выполнении полета за облаками расчетные интервалы не должны быть меньше минимально допустимых, значение которых будет зависеть от безопасных временных дистанций (^без) между вертолетами при наборе высоты (пробивании облачности).
Набор высоты при пробивании облачности на безопасных дистанциях получил широкое распространение при одиночном взлете вертолетов. Минимально допустимая дистанция между вертолетами должна исключить их опасное сближение на траектории набора до выхода за облака. Основной причиной возможного опасного сближения вертолетов в процессе набора высоты является невыдерживание скорости полета соседними вертолетами. Наиболее неблагоприятным является тот случай, когда оба вертолета допускают равные ошибки разного знака, вследствие чего их сближение будет происходить со скоростью 2AV (рис. 13.7). Посколь-
ку сближение с предполагаемой скоростью 2ДУ может иметь место в течение всего времени набора, то безопасная дистанция с? без будет определяться соотношением
d6e 3 = 2AWH, (13.16)
где AV — ошибка в выдерживании заданной скорости набора каждым вертолетом;
— продолжительность набора высоты (пробивания облачности).
Исходя из этого безопасная временная дистанция определяется по формуле
где Уср — средняя скорость набора высоты.
Для пробивания облаков на безопасных дистанциях вертолеты в установленной последовательности взлетают по одному. При этом интервал взлета между соседними вертолетами не должен быть меньше безопасного, Т. е. /взл^^без-
Непосредственное пробивание облаков производится последовательно от заданной точки В по мере выхода каждого вертолета в эту точку. При выдерживании заданного режима полета временная дистанция между вертолетами, пробивающими облачность, будет равна ^без. Пробив облачность, каждый экипаж вертолета должен занять заданный эшелон, который выбирается не менее чем на 200 м выше верхней границы облаков. После этого экипажи приступают к маневрированию для занятия места в боевом порядке.
Безопасность полета при взлете парами (звеньями) может быть достигнута в том случае, когда пробивание облаков осуществляется на безопасных углах расхождения. Величина безопасного уг
ла расхождения (БУР) определяется максимальными погрешностями в выдерживании заданного направления (ЛК) в течение времени пробивания облачности и принимается равной 2ЛК, т. е.
БУР = 2Л/С = 15 — г — 20°. (13.18)
При пробивании облаков этим способом вертолеты выходят в точку начала набора и переводятся в набор высоты. Ведущий набирает высоту в направлении взлета, а ведомые отворачивают на БУР (рис. 13.8). После пробивания облаков экипаж должен набрать установленную высоту, но не менее чем 200 м над верхней границей облаков и приступить к маневрированию для занятия своего места в боевом порядке.