Построение боевого порядка взлетом. с расчетными временными интервалами

Данный способ применяется в случаях, когда подразделению вертолетов необходимо быстро появиться над целью по вызову.

При построении боевого порядка этим способом экипажи про­изводят взлет в той последовательности, в которой они будут сле­довать по маршруту. Интервал взлета (А^взл) рассчитывается по формуле

Д^взл = ~7Г~ , (13Л1)

V і

где V’2 — истинная скорость на высоте полета по маршруту;

V — истинная скорость полета на высоте построения боевого порядка;

А/бп — заданная временная дистанция между соседними верто­летами на маршруте.

Построение боевого порядка взлетом. с расчетными временными интервалами

Рис. 13.5. Одновременное изменение скорости вертолетами боевого порядка

После взлета каждый экипаж, выдерживая заданный режим полета, выходит на высоту построения боевого порядка и устанав­ливает скорость полета (1Л), одинаковую для всех вертолетов бое­вого порядка. Как только замыкающий вертолет наберет высоту построения и установит заданный режим полета, все экипажи од­новременно по команде командира группы (по команде с земли или по выдержке времени) увеличивают скорость полета до зна­чения Уг-

При одновременном изменении скорости на одну и ту же ве­личину линейные дистанции между вертолетами останутся неиз­менными, а временные дистанции изменятся пропорционально от­ношению V2/V1 (рис. 13.5).

Если переход на заданную скорость (У2) будет осуществлен не одновременно, а последовательно над одной и той же точкой (например, над ИПМ), то линейные дистанции между вертоле — тами изменятся, а временные — сохранятся (рис. 13.6). В этом случае интервалы взлета будут равны заданным временным ди­станциям боевого порядка, т. е. Д/ВЗл = А/бп-

Продолжительность построения боевого порядка этим способом складывается из времени взлета всех вертолетов группы (^ВЗл), времени набора высоты построения (tfH) и дополнительного време­

Построение боевого порядка взлетом. с расчетными временными интервалами

ни (£Доп), необходимого для выхода на прямую построения после набора высоты, т. е.

^постр = ^взл + + ^ДОП. (13.12)

Дополнительное время учитывается в тех случаях, когда пря­мая построения не совпадает с направлением взлета и для вы­хода на нее после набора высоты требуется выполнить доворот. Оно определяется по формуле

^доп ^УР ^зап* (13.13)

где typ — время разворота на угол, равный разности путевых уг­лов взлета и прямой построения;

/зап — время полета до точки изменения скорости после раз­ворота.

Продолжительность взлета группы рассчитывается по фор­муле

*^ВЗЛ = {ft 1)А^взл» (13.14)

где п — количество вертолетов в группе;

А/Взл — временной интервал взлета между вертолетами.

Длина участка построения (SnoCTp) данным способом будет

SriOCTp == ^ 1 (^взл -|- ^доп) , ( 1 3. 1 5)

где 5„ — путь, пройденный вертолетом при наборе высоты.

Взлет с расчетными временными интервалами используется, как правило, для построения рассредоточенных боевых порядков, со­стоящих из одиночных вертолетов, пар или звеньев. Пары и звенья в этом случае взлетают одновременно. Способ этот прост и на­дежен, может применяться днем и ночью при полетах под об­лаками и за облаками, но требует четкой организации взлета. Кро­

ме того, при выполнении полета за облаками расчетные интерва­лы не должны быть меньше минимально допустимых, значение которых будет зависеть от безопасных временных дистанций (^без) между вертолетами при наборе высоты (пробивании облачности).

Подпись: Рис. 13.7. Пробивание облачности на безопасных дистанциях

Набор высоты при пробивании облачности на безопасных ди­станциях получил широкое распространение при одиночном взле­те вертолетов. Минимально допустимая дистанция между верто­летами должна исключить их опасное сближение на траектории набора до выхода за облака. Основной причиной возможного опас­ного сближения вертолетов в процессе набора высоты является невыдерживание скорости полета соседними вертолетами. Наибо­лее неблагоприятным является тот случай, когда оба вертолета допускают равные ошибки разного знака, вследствие чего их сбли­жение будет происходить со скоростью 2AV (рис. 13.7). Посколь-

ку сближение с предполагаемой скоростью 2ДУ может иметь ме­сто в течение всего времени набора, то безопасная дистанция с? без будет определяться соотношением

d6e 3 = 2AWH, (13.16)

где AV — ошибка в выдерживании заданной скорости набора каж­дым вертолетом;

— продолжительность набора высоты (пробивания облач­ности).

Подпись: ^без : Построение боевого порядка взлетом. с расчетными временными интервалами Подпись: (13.17)

Исходя из этого безопасная временная дистанция опреде­ляется по формуле

где Уср — средняя скорость набора высоты.

Для пробивания облаков на безопасных дистанциях вертолеты в установленной последовательности взлетают по одному. При этом интервал взлета между соседними вертолетами не должен быть меньше безопасного, Т. е. /взл^^без-

Непосредственное пробивание облаков производится последо­вательно от заданной точки В по мере выхода каждого вертолета в эту точку. При выдерживании заданного режима полета вре­менная дистанция между вертолетами, пробивающими облачность, будет равна ^без. Пробив облачность, каждый экипаж вертолета должен занять заданный эшелон, который выбирается не менее чем на 200 м выше верхней границы облаков. После этого экипа­жи приступают к маневрированию для занятия места в боевом порядке.

Безопасность полета при взлете парами (звеньями) может быть достигнута в том случае, когда пробивание облаков осуществля­ется на безопасных углах расхождения. Величина безопасного уг­

Построение боевого порядка взлетом. с расчетными временными интервалами

ла расхождения (БУР) определяется максимальными погрешно­стями в выдерживании заданного направления (ЛК) в течение времени пробивания облачности и принимается равной 2ЛК, т. е.

БУР = 2Л/С = 15 — г — 20°. (13.18)

При пробивании облаков этим способом вертолеты выходят в точку начала набора и переводятся в набор высоты. Ведущий на­бирает высоту в направлении взлета, а ведомые отворачивают на БУР (рис. 13.8). После пробивания облаков экипаж должен на­брать установленную высоту, но не менее чем 200 м над верх­ней границей облаков и приступить к маневрированию для заня­тия своего места в боевом порядке.