РАБОТА С КАРТОЙ И БОРТОВЫМ ЖУРНАЛОМ В ПОЛЕТЕ

Штурману в полете приходится выполнять различные навига­ционные определения и расчеты, результаты которых он заносит в бортовую документацию.

К бортовой документации штурмана относятся: полетные кар­ты, бортовые журналы, отчетные карточки фотографирования и разведки, фотоснимки экрана самолетной панорамной радиолока­ционной станции, фотоснимки местности, выполненные с помощью аэрофотоаппаратов, бароспидограмма и другие документы в зави­симости от задания.

Бортовая документация штурмана является отчетным докумен­том экипажа о выполненном полете, поэтому все записи в ней дол­жны производиться четко и аккуратно. Результаты расчетов и оп­ределений, необходимых для выполнения полета, контроля и ис­правления пути, восстановления ориентировки в случае ее потери, штурман заносит в бортовой журнал или полетную карту.

Как в бортовом журнале, так и на полетной карте каждая за­пись должна быть «привязана» по месту и времени.

Записи должны производиться четко, быстро и не должны от­влекать штурмана от основной работы по выполнению самолето­вождения. Исходные данные для комплексных навигационных си­стем, астроориентатора и радиотехнических систем записываются в специальные расчетные бланки. На полетной карте должны быть нанесены:

— справа у основных точек маршрута дробью — расчетный и фактический моменты их прохода: в числителе записывается фак­тический, а в знаменателе —- расчетный момент прохода контроль­ного ориентира (поворотного пункта);

— соответствующими условными знаками — отметки места са­молета, полученные с помощью технических средств самолетовож­дения или визуально; размер знака не должен превышать 1 см; справа от знака записывается момент времени, к которому отно­сится отметка;

— линии положения самолета к определенному моменту вре­мени, полученные с помощью технических средств самолетовожде­ния или проложенные по результатам расчетов на полетной карте;

— место и время начала вынужденного изменения режима по­лета;

— место и время атаки самолета истребителями противника; место и время обстрела самолета ЗА и ЗУР противника;

— место и время создания активных помех самолетной пано­рамной РЛС;

— место и время встречи с радиоактивными облаками;

— место и время взрыва ядерных боеприпасов.

Загромождать полетную карту записями не следует, записи

надо делать в местах, свободных от ориентиров, карандашом та­кого цвета, который бы хорошо выделялся на фоне карты.

Данные о противнике наносятся на полетную карту условными знаками с указанием места и времени. Угол сноса, фактический курс, фактическая путевая скорость и путевое время записываются принятыми сокращенными обозначениями (например, УС + 5°; 1F760; У КЗ 15°; /3,40).

Большую часть расчетных и фактических навигационных эле­ментов полета штурман записывает в бортовой журнал. В левой части бортового журнала записываются результаты предваритель­ного расчета, в правой части — результаты расчетов, измерений и определений, полученные в полете.

В правой части бортового журнала штурман обязан записывать:

— наименования поворотных пунктов маршрута и контрольных ориентиров с указанием расчетного и фактического времени их прохода;

— координаты места самолета, используемые для исправления пути, с указанием расчетного и фактического времени изменения режима полета;

фактическое время и измеренные величины навигационных элементов полета;

— фактический режим полета (скорость, курс, высота) на уча­стках маршрута;

— фактическое время и фактические навигационные элементы, при которых выполнялась боевая задача;

— фактические метеоусловия на участках маршрута;

— фактическое время и необходимые данные для коррекции курсовых систем и автоматических устройств счисления пути.

Все фактические величины (показания приборов и измерения) должны быть подчеркнуты.

Остальные навигационные элементы полета и другие справоч­ные данные штурман может записывать как на карте, так и в бор­товом журнале.

Глава IX