В ЧЕМ ПТИЦЫ УСТУПАЮТ САМОЛЕТАМ
Небольшой, приземистый, весь „собранный" — как говорят про лошадь — самолет быстро оторвался от трэка и много круче, чем обычно другие, полез вверх, глухо рыча своим мотором. И уже на втором кругу, едва прекратив подъем, летчик загнул вираж, поставив крылья почти отвесно. Выравняв самолет, он точно так же поднял вертикально вверх другое крыло и описал два круга в обратную сторону.
— В вертикальном вираже, — заметил ваш со
беседник, — характерно для пилота то, что хвостовые рули меняются своими ролями: рули высоты, заняв тоже
вертикальное положение, делаются рулями поворота, а поворотные рули, став горизонтальными, начинают работать относительно земли, как рули высоты… Посмотрите, он вертится, как на тарелке!
Между тем, самолет, снова выравнявшись, развернулся в стороне и, подойдя к линии ангаров, где стояли и вы, сделал чудовищный прыжок: сильно потеряв свою скорость в вершине, он несколько перекинулся носом вниз и, набрав скорость, повторил такой прыжок еще раз.
— „Горка", — вспомнилось вам выражение, слышанное в разговоре раньше.
— Да, — подтвердил собеседник. — Вам знакомо чувство при катании на механических горах? Тут ощущается то же самое, только, конечно, в более сильной степени. В момент выравнивания на вершине горки летчик по инерции подскакивает над своим сиденьем и некоторое время чувствует себя оторванным от всего, даже от самолета. А потом снова круто скользит вниз.
Самолет, сделав круг, опять приближается к ангарам. Теперь он сохраняет высоту неизменной, но все время целает повороты то влево, то вправо, идя извилистой волнистой линией.
— „Змейка"… К ней часто прибегают в воздушных боях, когда приходится по необходимости уходить от стреляющего противника, чтобы уменьшить вероятность попадания…
Летчик удаляется; и вы видите, что он вместе с тем поднимается выше.
— Набирает высоту. Для нашего брата —как, впрочем, и для моряков — берега суши более опасны, чем родная стихия. Внизу не следует, и даже строго запрещается делать многие фигуры. Из-за какой-нибудь неисправности в моторе или из-за легкой оплошности летчика машина может, потеряв скорость, камнем сорваться, и тогда немудрено угробиться. С большой же высоты, ну, около 1 000 м, и в таких случаях есть возможность вовремя выравняться… Должно быть, сейчас начнет кувыркаться.
Действительно, с приближением к ангарам, самолет снова сделал прыжок, но вслед за ним не скатился, как в „горке", а круто накренился, как в вертикальном вираже … И вы с трепетом наблюдаете, что и тут самолет не останавливается в одном положении, а, продолжая свое накренение еще дальше, ложится на спину, переворачи-
вается через крыло и затем выравнивается, продолжая путь уже в обратном направлении.
— Переворот через крыло, по-французски геп — versement, — подтверждает ваши мысли собеседник. — Чисто сделано.
— А нельзя при этом вывалиться?
Рис. 71. „Земля дыбом!’ Картина, видимая летчиком при кувыркан№| |
— Нет. Ведь вы знаете, во-первых, что летчик хорошо прикреплен к сидению не только поясным, но к плечевыми ремнями… А затем не забывайте, что центробежная сила даже прижимает его к сидению… По этой же причине бензин имеет доступ к мотору даже при отсутствии внутреннего давления в баке.
— Смотрите, смотрите! Он вертится, как в трубе!
— Эта фигура называется, по примеру французов,— „бочкой". Сделав переворот через крыло.
самолет продолжает путь в прежнем же направлении, а не в обратном, как раньше. Это значительно труднее…
Несколько снизившийся самолет снова забрался в стороне повыше, а в виду у вас коршуном кидается вниз,
потом задирает нос, ста —
новится на хвост, опрокидывается на спину вверх колесами и, описывая дальше окружность, замыкает петлю и выходит в прежнем направлении.
— Ясно ли вы видите разницу между этой мертвой петлей и прежними переворотами через крыло? Здесь, в чистой петле, попереч — чая ось самолета остается неизменно горизонтальной, а вся ]шгура проделывается водной плоскости, близ — <ой к вертикальной. А гам кувыркание обуслов — ‘ивается наклоном и пе — эеворачиванием именно
— Бросьте воображать! Припомните лучше свои собственные ощущения! Как у вас всюду ходила и крутилась земля, а вы оставались центром и осью всего, так и здесь развивается совершенно то же самое. Но, конечно, все еще более нелепо и чудовищно. Самолет чертит концами крыльев и землю, и небо. Голубое небо переливается вдруг на сторону, а земля с другой стороны перекидывается еще дальше и крышкой нависает над вашей головой: на момент небо тю-тю совершенно. А бешеная панорама, пронесясь через голову, опять успокаивается и плывет под ногами, как ни в чем ни бывало. Повторяю: кувыркающийся летчик обычно не чувствует, что кувыркается он сам, даже если ощущает временами придавлю вание не к сидению, а в ремнях. [17] Все это проделывает видимая им панорама. Ведь точно так же чувствуют себя все люди, жители земной планеты, относительно солнца и звездного мира…
— Вас послушать, — выходит, что все это „фигуряние", как вы говорите, делается само собой, а летчик только хлопает глазами.
— Вовсе нет! От летчика здесь требуется очень многое: выдержка, хладнокровие, отвага, прекрасное знакомство со своим самолетом, уверенность в нем, чутье и уменье его использовать до последнего пёрышка. Имейте в виду, что мы выделываем в воздухе даже то, что не под силу нашим природным противникам — птицам. Уже это одно говорит, что маневры высшего пилотажа далеко не пустяки. Но все же в тех фигурах, которые были только — что показаны, жути немного… Несколько иное дело — разные другие фигуры, которые вы еще увидите…
ic. 73. Фигурные полеты: 1. Переворот через крыло. 2. Мертвая петля, 3. Скольжение на крыло. 4. Штопор. 5. „Бочка".