Экология и токсикология

Основным элементом всех ПОЖ являются двухвалентные спирты (гликоли) + вода (“Арктика” 52% гликоля +48% воды).

Этиленгликоль, диэтиленгликоль и пропиленгликоль относятся к классу малоопасных веществ (IV класс опасности по ГОСТ 12.1.007-76).

Однако на организм они оказывают вредное влияние (наибольшее — этиленгликоль, наименьшее — пропиленгликоль).

Имелись случаи дыхательных отравлений этиленгликолем при обработке ВС (“Арктика”).

Поэтому необходимо соблюдать меры предосторожности (обработка по ветру или защитная маска).

При использовании ПОЖ только 20…25% жидкости остается на самолете, остальная — стекает на стоянку. Да и те 20% остаются на полосе после взлета.

Правда, они окисляются кислородом воздуха и разлагаются, но среду все же загрязняют.

Во многих западных аэропортах применяется сбор и регенерация отработанной жидкости. Мы до этого уровня пока не доросли.

Поэтому важно обработку проводить на специально отведенных площадках со сбором стоков, хотя бы для их дальнейшей утилизации.

Неплохо знать, что смертельная доза “Арктики — 10мг/кг веса (для подопытных животных).

Таким образом, БП при взлете в условиях обледенения определяется следующими 4-мя факторами:

1) правильным и своевременным применением ПОЖ и других средств в соответствии с концепцией “чистого самолета”;

2) использованием ПОС двигателей на взлете;

3) постоянным контролем за состоянием поверхности ВС до самого взлета;

4) действиями экипажа на взлете при продолжающемся обледенении, направленными на создание запаса по сваливанию (взлет на повышенной скоростью, недопущение значительных кренов, кабрирования и перегрузок).

Контрольные вопросы.

Глава VIII.

1. Чем опасно наземное обледенение ВС при взлёте?

2. На какие три группы подразделяются виды наземного обледенения?

3. Чем отличается туман от дождя?

4. При каком размере капель осадков обледенение на крыле будет прозрачным или молочно-белым? В чём причина разницы в цвете?

5. Почему тонкий слой инея на крыле считается самым опасным видом обледенения?

6. Назовите 2 принципа концепции «чистого самолёта»

7. Какие типы ПОЖ применяются для ПОО? В чём их отличие друг от друга?

8. Что такое «температурный запас ПОЖ?

9. В каких единицах измеряется аэродинамическая пригодность ПОЖ?

10. Как нормируются погодные условия для определения защитного времени ПОЖ?

11. Чем опасно гелеобразование, возникающее при повторном применении ПОЖ типа IV?

12. Что такое «двухступенчатая обработка « ПОЖ?

13. Какие методы используются для определения качества ПОО?

14. Какое влияние оказывает ПОЖ на окружающую природу и живые организмы?

15. Какие факторы определяют безопасный взлёт при наземном обледенении?