Меры безопасности при полете в боевых порядках
Безопасность полета в боевом порядке зависит от четкого взаимодействия и мастерства каждого экипажа, входящего в него.
Экипаж командира группы, как правило, являющийся ведущим, несет полную ответственность за своевременную и полную подготовку к полету, а также безопасность выполнения полета группой. Поэтому при подготовке к полету командир группы должен изучить со всеми экипажами боевого порядка общие правила выполнения групповых полетов, технику выполнения всех элементов группового полета, особые случаи в полете и меры безопасности, порядок ведения визуальной ориентировки и осмотрительности, команды управления группой по радио и эволюциями вертолета и раздел «Групповые полеты» из Наставления по производству полетов авиации Вооруженных Сил.
Старший штурман полка (штурман эскадрильи) при подготовке к полету обязан детально изучить навигационную, метеорологическую обстановку и прогноз погоды по маршруту, выполнить необходимые расчеты на построение и роспуск боевого порядка, произвести расчет для группового полета по заданному маршруту, определить способы маневра для выхода на цель в заданное время и порядок их выполнения, наметить порядок контроля заданных дистанций в боевом порядке, выбрать технические средства для обеспечения полета, совместно с инженером выполнить инженерно-штурманский расчет полета группы, разработать штурманский план полета.
Все необходимые данные по расчету полета, построению, выдерживанию и роспуску боевого порядка, действиям в особых случаях навигационной и тактической обстановки доводятся до всех экипажей группы.
В штурманских планах полета экипажей боевого порядка должны быть указаны:
— порядок взлета, способ построения боевого порядка и маневр для выхода на ИПМ;
— порядок вертолетовождения, эшелоны и безопасные высоты по этапам маршрута;
— порядок выполнения маневра для встречи с взаимодействующими группами (вертолетами), преодоления ПВО противника, выхода на цель в заданное время;
— порядок действий при отыскании основной и запасной цели (площадки), прицеливании, применении средств поражения, маневрировании на боевом пути и уходе от цели;
— способы выхода на КПМ и аэродром посадки;
— порядок и способы роспуска боевого порядка, схемы снижения и захода на посадку па основном и запасных аэродромах;
— правила обеспечения безопасности полета в различных условиях навигационной, метеорологической и радиационной обстановки и действия экипажа на случай потери ориентировки при полете к цели и обратно, а также в особых случаях полета.
При подготовке к полету в боевом порядке необходимо использовать модели вертолетов, схемы построения, и роспуска боевого порядка, схему маршрутов групповых полетов с нанесенными на ней посадочными площадками, схему расстановки вертолетов на аэродроме на заданных дистанциях и интервалах, схему-полигон «пеший по-летному». Кроме того, отрабатывается порядок сбора, пристраивания и занятия места в боевом порядке, выполнения разворотов, перестроений и посадки группой. При посадке по одному отрабатывается порядок роспуска на посадку и выдерживания дистанций на посадочном курсе. Изучая меры безопасности и действия экипажей в особых случаях при групповых полетах, необходимо отработать действия при попадании в спутную струю впереди идущего вертолета, действия ведомых при отказе авиационной техники, при потере из виду вертолета ведущего, действия при попадании в сложные метеорологические условия.
Во время выполнения группового полета ведущий экипаж обязан осуществлять непрерывное управление боевым порядком, строго выдерживать заданный маршрут и режим полета, информировать ведомые экипажи о пролете контрольных ориентиров (рубежей), о характере предстоящего маневра и об усилении осмотрительности в районах с интенсивным воздушным движением, докладывать на КП обстановку, о пролете контрольных рубежей, о ходе и об условиях выполнения задания и самостоятельно принятых решениях.
Ведомые экипажи при выполнении полета в составе группы обязаны непрерывно вести ориентировку, сохранять свое место в боевом порядке, внимательно следить за командами ведущего и четко их выполнять, постоянно вести осмотрительность с целью предотвращения столкновения с другими вертолетами и препятствиями при полете на малых и предельно малых высотах, немедленно докладывать командиру группы о всех неисправностях, об уклонении от заданного маршрута и быть готовыми в любой момент полета перейти на самостоятельное вертолетовождение и возглавить группу.
При непредвиденном попадании в сложные метеорологические условия командир группы обязан подать команду на размыкание. Размыкание производится изменением направления и скорости полета и эшелонированием по высоте. Минимальный угол отворота при размыкании рекомендуется устанавливать не менее 20°, разность скоростей — не менее 30 км/ч и превышение в эшелонах— 200 м между вертолетами. После размыкания первый вертолет должен выполнять полет на нижнем эшелоне и на наибольшей скорости.
Маневр на размыкание производится только по команде командира группы. О начале и конце маневра или установлении заданного режима полета все экипажи должны докладывать командиру группы по радио.
При подготовке к полету на предельно малых высотах в боевом порядке все экипажи должны хорошо изучить рельеф местности, все препятствия в районе полетов, рассчитать удаление рубежей перевода вертолетов в набор высоты для обхода препятствий и нанести их на карту.
В полете ведущий обязан внимательно вести визуальное наблюдение за местностью, а также следить за положением и действиями своих ведомых, правильно оценивать обстановку, не допускать резких изменений скорости и эволюций вертолета, четко подавать все команды. Перед выполнением разворотов целесообразно увеличивать высоту полета до 40—50 м. Внутренние ведомые должны выполнять развороты на одной высоте с ведущим.
Таким образом, успех выполнения поставленной задачи и безопасность полета в составе боевого порядка зависят от тщательной подготовки к полету, четких, грамотных и правильных действий каждого экипажа боевого порядка и их морально-психологической подготовки.