Меры безопасности при полете в боевых порядках

Безопасность полета в боевом порядке зависит от четкого взаи­модействия и мастерства каждого экипажа, входящего в него.

Экипаж командира группы, как правило, являющийся веду­щим, несет полную ответственность за своевременную и полную подготовку к полету, а также безопасность выполнения полета группой. Поэтому при подготовке к полету командир группы дол­жен изучить со всеми экипажами боевого порядка общие прави­ла выполнения групповых полетов, технику выполнения всех эле­ментов группового полета, особые случаи в полете и меры безо­пасности, порядок ведения визуальной ориентировки и осмотри­тельности, команды управления группой по радио и эволюциями вертолета и раздел «Групповые полеты» из Наставления по про­изводству полетов авиации Вооруженных Сил.

Старший штурман полка (штурман эскадрильи) при подго­товке к полету обязан детально изучить навигационную, метеоро­логическую обстановку и прогноз погоды по маршруту, выполнить необходимые расчеты на построение и роспуск боевого порядка, произвести расчет для группового полета по заданному маршруту, определить способы маневра для выхода на цель в заданное вре­мя и порядок их выполнения, наметить порядок контроля задан­ных дистанций в боевом порядке, выбрать технические средства для обеспечения полета, совместно с инженером выполнить инже­нерно-штурманский расчет полета группы, разработать штурман­ский план полета.

Все необходимые данные по расчету полета, построению, вы­держиванию и роспуску боевого порядка, действиям в особых случаях навигационной и тактической обстановки доводятся до всех экипажей группы.

В штурманских планах полета экипажей боевого порядка должны быть указаны:

— порядок взлета, способ построения боевого порядка и ма­невр для выхода на ИПМ;

— порядок вертолетовождения, эшелоны и безопасные высо­ты по этапам маршрута;

— порядок выполнения маневра для встречи с взаимодейству­ющими группами (вертолетами), преодоления ПВО противника, выхода на цель в заданное время;

— порядок действий при отыскании основной и запасной цели (площадки), прицеливании, применении средств поражения, ма­неврировании на боевом пути и уходе от цели;

— способы выхода на КПМ и аэродром посадки;

— порядок и способы роспуска боевого порядка, схемы сни­жения и захода на посадку па основном и запасных аэродромах;

— правила обеспечения безопасности полета в различных ус­ловиях навигационной, метеорологической и радиационной обста­новки и действия экипажа на случай потери ориентировки при полете к цели и обратно, а также в особых случаях полета.

При подготовке к полету в боевом порядке необходимо исполь­зовать модели вертолетов, схемы построения, и роспуска боевого порядка, схему маршрутов групповых полетов с нанесенными на ней посадочными площадками, схему расстановки вертолетов на аэродроме на заданных дистанциях и интервалах, схему-полигон «пеший по-летному». Кроме того, отрабатывается порядок сбора, пристраивания и занятия места в боевом порядке, выполнения разворотов, перестроений и посадки группой. При посадке по одному отрабатывается порядок роспуска на посадку и выдержи­вания дистанций на посадочном курсе. Изучая меры безопаснос­ти и действия экипажей в особых случаях при групповых поле­тах, необходимо отработать действия при попадании в спутную струю впереди идущего вертолета, действия ведомых при отказе авиационной техники, при потере из виду вертолета ведущего, действия при попадании в сложные метеорологические условия.

Во время выполнения группового полета ведущий экипаж обя­зан осуществлять непрерывное управление боевым порядком, стро­го выдерживать заданный маршрут и режим полета, информиро­вать ведомые экипажи о пролете контрольных ориентиров (рубе­жей), о характере предстоящего маневра и об усилении осмотри­тельности в районах с интенсивным воздушным движением, до­кладывать на КП обстановку, о пролете контрольных рубежей, о ходе и об условиях выполнения задания и самостоятельно приня­тых решениях.

Ведомые экипажи при выполнении полета в составе группы обязаны непрерывно вести ориентировку, сохранять свое место в боевом порядке, внимательно следить за командами ведущего и четко их выполнять, постоянно вести осмотрительность с целью предотвращения столкновения с другими вертолетами и препят­ствиями при полете на малых и предельно малых высотах, немед­ленно докладывать командиру группы о всех неисправностях, об уклонении от заданного маршрута и быть готовыми в любой мо­мент полета перейти на самостоятельное вертолетовождение и возглавить группу.

При непредвиденном попадании в сложные метеорологические условия командир группы обязан подать команду на размыкание. Размыкание производится изменением направления и скорости полета и эшелонированием по высоте. Минимальный угол отворо­та при размыкании рекомендуется устанавливать не менее 20°, разность скоростей — не менее 30 км/ч и превышение в эшело­нах— 200 м между вертолетами. После размыкания первый вер­толет должен выполнять полет на нижнем эшелоне и на наиболь­шей скорости.

Маневр на размыкание производится только по команде ко­мандира группы. О начале и конце маневра или установлении за­данного режима полета все экипажи должны докладывать ко­мандиру группы по радио.

При подготовке к полету на предельно малых высотах в бое­вом порядке все экипажи должны хорошо изучить рельеф мест­ности, все препятствия в районе полетов, рассчитать удаление ру­бежей перевода вертолетов в набор высоты для обхода препят­ствий и нанести их на карту.

В полете ведущий обязан внимательно вести визуальное наб­людение за местностью, а также следить за положением и дей­ствиями своих ведомых, правильно оценивать обстановку, не до­пускать резких изменений скорости и эволюций вертолета, четко подавать все команды. Перед выполнением разворотов целесооб­разно увеличивать высоту полета до 40—50 м. Внутренние ведомые должны выполнять развороты на одной высоте с ве­дущим.

Таким образом, успех выполнения поставленной задачи и бе­зопасность полета в составе боевого порядка зависят от тщатель­ной подготовки к полету, четких, грамотных и правильных дейст­вий каждого экипажа боевого порядка и их морально-психологи­ческой подготовки.

Меры безопасности при полете в боевых порядках