Общие сведения о системах посадки
Посадочные системы совместно с навигационно-пилотажным оборудованием вертолета позволяют выполнять заход и расчет на посадку в облаках днем и ночью (с учебной целью в зашторенной кабине) и осуществлять снижение на посадочном курсе до высоты, соответствующей минимуму погоды, установленному для данного типа вертолета и аэродрома.
В настоящее время используются три основных типа систем посадки:
— упрощенные радиотехнические системы посадки типа ОСП;
— радиомаячные системы посадки (СП);
— радиолокационные системы посадки (РСП).
Наземное оборудование системы ОСП включает: дальнюю и ближнюю приводные радиостанции (ДПРС, БПРС), радиопеленгатор, маркерные радиомаяки (МРМ), радиостанции связи и светотехническое оборудование. Приводные радиостанции совместно с маркерными радиомаяками образуют дальний и ближний ра — диомаркерные пункты (ДПРМ, БПРМ), которые устанавливаются в створе посадочной полосы на удалении: ДПРМ — 4000 м, а
БПРМ— 1000 м от начала посадочной полосы. Радиопеленгатор устанавливается в районе ДПРМ на продолжении оси посадочной полосы и является дублирующей РНТ аэродрома. Приводные радиостанции могут устанавливаться с двух направлений заходов на посадку и работают на тех же частотах, но отличаются позывными. По позывным ПРС можно определить, с какого направления производится заход на посадку.
Маркерные радиомаяки предназначены для определения экипажем момента пролета ДПРМ и БПРМ. Маркерный радиомаяк ДПРМ излучает сигнал с частотой два тире в секунду, а радиомаяк БПРМ — шесть точек в секунду. Сигналы радиомаяков принимаются бортовым приемником и передаются на индикаторную лампочку и звуковой сигнализатор, что позволяет экипажу определить моменты прохода ДПРМ и БПРМ.
Светотехническое оборудование системы ОСП предназначено для обозначения посадочной полосы, места приземления, рулежных дорожек, определения направления захода на посадку ночью и при ограниченной видимости. Для визуального обнаружения и опознавания аэродрома у БПРМ устанавливается кодовый неоновый светомаяк (КНС), который передает буквенные позывные ДПРС световым сигналом. Дальность видимости светового сигнала КНС в хорошую погоду составляет 50—60 км.
Радиомаячные системы посадки (СП) обеспечивают точное выдерживание заданной траектории снижения на посадочной прямой. Они применяются в комплексе с системами посадки ОСП. Система посадки СП дополнительно к наземному оборудованию системы ОСП включает курсовой (КРМ) и глиссадный (ГРМ) радиомаяки и ретранслятор дальномера. Курсовой радиомаяк формирует зону курса по направлению посадки, а глиссадный — глиссаду планирования с заданным углом к плоскости горизонта. Сигналы курсового и глиссадного радиомаяков принимаются бортовыми радиоприемниками и индицируются на приборах, по которым летчик определяет положение вертолета относительно заданной траектории снижения.
Радиолокационные системы посадки (РСП) обеспечивают заход на посадку вертолетов по командам с земли. Наземное оборудование системы посадки РСП располагается вблизи посадочной полосы, примерно на одинаковом расстоянии от ее концов, и включает диспетчерский радиолокатор (ДРЛ), посадочный радиолокатор (ПРЛ), радиопеленгатор (АРП) и средства радиосвязи. Диспетчерский радиолокатор предназначен для контроля за полетами вертолетов в районе аэродрома. Посадочный радиолокатор служит для контроля за вертолетами, выполняющими заход на посадку. Антенная система ПРЛ формирует зоны курса и глиссады для планирования на курсовом и глиссадном индикаторах. По положению отметки на индикаторах руководитель посадки определяет уклонение вертолета от заданной траектории снижения и информирует об этом экипаж по средствам связи.
Современные аэродромы, как правило, оборудованы всеми типами посадочных систем, что позволяет обеспечить заход на посадку по приборам вертолетов и самолетов с различным оборудованием.