Общие сведения о системах посадки

Посадочные системы совместно с навигационно-пилотаж­ным оборудованием вертолета позволяют выполнять заход и рас­чет на посадку в облаках днем и ночью (с учебной целью в за­шторенной кабине) и осуществлять снижение на посадочном кур­се до высоты, соответствующей минимуму погоды, установленному для данного типа вертолета и аэродрома.

В настоящее время используются три основных типа систем посадки:

— упрощенные радиотехнические системы посадки типа ОСП;

— радиомаячные системы посадки (СП);

— радиолокационные системы посадки (РСП).

Наземное оборудование системы ОСП включает: дальнюю и ближнюю приводные радиостанции (ДПРС, БПРС), радиопелен­гатор, маркерные радиомаяки (МРМ), радиостанции связи и све­тотехническое оборудование. Приводные радиостанции совместно с маркерными радиомаяками образуют дальний и ближний ра — диомаркерные пункты (ДПРМ, БПРМ), которые устанавливаются в створе посадочной полосы на удалении: ДПРМ — 4000 м, а

БПРМ— 1000 м от начала посадочной полосы. Радиопеленгатор устанавливается в районе ДПРМ на продолжении оси посадочной полосы и является дублирующей РНТ аэродрома. Приводные ра­диостанции могут устанавливаться с двух направлений заходов на посадку и работают на тех же частотах, но отличаются по­зывными. По позывным ПРС можно определить, с какого направ­ления производится заход на посадку.

Маркерные радиомаяки предназначены для определения эки­пажем момента пролета ДПРМ и БПРМ. Маркерный радиомаяк ДПРМ излучает сигнал с частотой два тире в секунду, а радио­маяк БПРМ — шесть точек в секунду. Сигналы радиомаяков при­нимаются бортовым приемником и передаются на индикаторную лампочку и звуковой сигнализатор, что позволяет экипажу опре­делить моменты прохода ДПРМ и БПРМ.

Светотехническое оборудование системы ОСП предназначено для обозначения посадочной полосы, места приземления, рулеж­ных дорожек, определения направления захода на посадку ночью и при ограниченной видимости. Для визуального обнаружения и опознавания аэродрома у БПРМ устанавливается кодовый неоно­вый светомаяк (КНС), который передает буквенные позывные ДПРС световым сигналом. Дальность видимости светового сиг­нала КНС в хорошую погоду составляет 50—60 км.

Радиомаячные системы посадки (СП) обеспечивают точное вы­держивание заданной траектории снижения на посадочной пря­мой. Они применяются в комплексе с системами посадки ОСП. Система посадки СП дополнительно к наземному оборудованию системы ОСП включает курсовой (КРМ) и глиссадный (ГРМ) радиомаяки и ретранслятор дальномера. Курсовой радиомаяк формирует зону курса по направлению посадки, а глиссадный — глиссаду планирования с заданным углом к плоскости горизонта. Сигналы курсового и глиссадного радиомаяков принимаются бор­товыми радиоприемниками и индицируются на приборах, по ко­торым летчик определяет положение вертолета относительно за­данной траектории снижения.

Радиолокационные системы посадки (РСП) обеспечивают за­ход на посадку вертолетов по командам с земли. Наземное обо­рудование системы посадки РСП располагается вблизи посадоч­ной полосы, примерно на одинаковом расстоянии от ее концов, и включает диспетчерский радиолокатор (ДРЛ), посадочный радио­локатор (ПРЛ), радиопеленгатор (АРП) и средства радиосвязи. Диспетчерский радиолокатор предназначен для контроля за по­летами вертолетов в районе аэродрома. Посадочный радиолока­тор служит для контроля за вертолетами, выполняющими заход на посадку. Антенная система ПРЛ формирует зоны курса и глиссады для планирования на курсовом и глиссадном индикато­рах. По положению отметки на индикаторах руководитель посад­ки определяет уклонение вертолета от заданной траектории сни­жения и информирует об этом экипаж по средствам связи.

Современные аэродромы, как правило, оборудованы всеми ти­пами посадочных систем, что позволяет обеспечить заход на по­садку по приборам вертолетов и самолетов с различным обору­дованием.