Особенности динамики самолета при одновременном управлении элеронами и стабилизатором

В настоящей главе исследуются свойства и особенности движения самолета при одновременном управлении по крену и тангажу; анализируется физическая картина движения самолета; опре­деляются особенности и отличия пространственного движения самолета по сравнению с изолированными движениями и анали­зируются их причины; исследуется устойчивость движения само­лета как в процессе выполнения маневра, так и при прекращении маневра при приведении органов управления в нейтральное поло­жение; рассматривается динамика самолета при выполнении маневра и действующие на самолет перегрузки.

Получение наиболее общих представлений о пространственном движении самолета возможно с привлечением методов качествен­ной теории дифференциальных уравнений. В связи с этим в по­следующих параграфах будут рассматриваться маневры самолета, выполненные при одновременном ступенчатом отклонении орга­нов управления в различных комбинациях. Это несколько огра­ничивает область применения получаемых результатов, однако найденные таким образом решения позволяют получить каче­ственное представление об особенностях динамики самолета в об­щем случае.

Прежде чем переходить к формальному анализу рассмотрим физические причины, которые приводят к появлению особенностей в движении самолета при наличии угловой скорости крена. Вра­щение самолета относительно продольной оси приводит к двум основным эффектам. Во-первых, благодаря инерционному взаимо­действию эффективная степень статической устойчивости самолета снижается, что приводит к усилению реакции самолета по углу атаки на отклонение стабилизатора. Во-вторых, из-за появления при вращении гироскопических моментов при отклонении ста­билизатора происходит развитие угла скольжения самолета. На эти основные эффекты накладывается дополнительное влияние изменения угловой скорости крена, обусловленное поперечной устойчивостью самолета и изменением углов атаки и скольжения.

Такое обилие различных физических факторов приводит к тому, что характеристики движения могут быть существенно различными в зависимости от параметров самолета и величин

Подпись: ■
отклонений органов управления. В частности, весьма существенно на движение влияет вид зависимости поперечной устойчивости самолета от угла атаки. В этой связи в § 20, 21 рассматривается

случай, когда т? = 0, что обычно характерно для сверхзвуко­вых скоростей полета, а в § 22 случай, когда поперечная устой­чивость линейно зависит от угла атаки, т. е. может быть предста­влена в виде гпх т*ра.