Роспуск боевых порядков

Роспуск боевых порядков является одним из важных этапов боевого полета. Под роспуском понимают установление посадоч­ных интервалов между вертолетами путем размыкания группы. Роспуск боевого порядка вертолетов на посадку осуществляется, как правило, в том случае, если размеры посадочной площадки не позволяют производить одновременную посадку группы или при заходе на посадку в сложных метеорологических условиях.

Основными способами роспуска вертолетных групп являются размыкание на посадочные дистанции маневром скоростью и раз­воротом на 180°. Посадка в зависимости от навигационной обста­новки и метеорологических условий осуществляется одиночно, звеньями или эскадрильями. Размыкание на посадочные дистан­ции маневром скоростью производится при подходе к аэродрому (площадке).

Сущность размыкания групп вертолетов на посадочные дистан­ции маневром скоростью заключается в следующем. При подходе к рубежу начала размыкания ведущий группы подает команду на размыкание. По этой команде все ведомые экипажи уменьшают скорость полета и следуют на этой скорости до установления по­садочной дистанции между ведущим (впереди идущими) и ве­домыми вертолетами, после чего занимают прежнюю скорость по­лета.

Элементы маневрирования для размыкания рассчитываются при подготовке к полету и доводятся до всех экипажей боевого порядка. Для выполнения маневра необходимо рассчитать время маневрирования и удаление рубежа начала размыкания от аэро-

Подпись: v2[t Подпись: AV Роспуск боевых порядков Подпись: (13.27)

дрома (площадки). Время, потребное на выполнение маневра для размыкания на посадочные дистанции, определяется по формуле

где V2 — скорость полета ведомых вертолетов при маневриро­вании;

/ПосI —временная дистанция между ведомыми и ведущим вертолетами при посадке;

/бп і — временная дистанция между ведомыми и ведущим вертолетами в боевом порядке;

AV —разность скоростей ведущего и ведомых вертолетов.

Длина участка маневрирования при размыкании измеряется от той точки, где находился последний вертолет группы в момент начала маневра, до точки, где будет находиться первый вертолет в момент окончания маневра, и рассчитывается по формуле

*5ман = di + ІЛ/ман» (13.28)

где di —линейная дистанция между ведущим и замыкающим вертолетами боевого порядка;

Vi — скорость полета ведущего вертолета.

Удаление рубежа начала маневра для размыкания от аэро­дрома определяется по формуле

5руб = Уі^ман. (13.29)

Данный способ прост, надежен, обеспечивает роспуск групп вертолетов для захода на посадку днем и ночью в простых и слож­ных метеорологических условиях. Кроме того, этот способ приме­няется для роспуска боевого порядка при десантировании на огра­ниченные площадки с минимальным временем пребывания в ее районе.

Размыкание вертолетов перед посадкой разворотом на 180° производится в тех случаях, когда заход на посадку каждым вер­толетом выполняется с прямой (т. е. с предварительным выходом на ДПРМ) и нет возможности разомкнуть боевой порядок па по­садочные дистанции на маршруте до выхода в район аэродрома.

Маневр для размыкания в районе аэродрома строится таким образом, чтобы он включал маневр для захода на посадку оди­ночного вертолета. Поэтому группа вертолетов в зависимости от направления подхода к аэродрому после выхода на ДПРМ вы­полняет доворот на расчетный угол или разворот в сторону наи­меньшего угла и выходит в точку начала разворота (ТНР) оди­ночного вертолета. Эта точка одновременно является точкой на­чала размыкания.

Если группа вертолетов выходит в район аэродрома (площад­ки) с курсом, близким к обратному посадочному (рис. 13.10), то ведущий группы при подходе к аэродрому докладывает руково­дителю полетов время выхода на ДПРМ, запрашивает разреше-
ниє на роспуск и условия посадки. Руководитель полетов сообща­ет посадочный курс, давление на уровне аэродрома, скорость и направление ветра, видимость и высоту нижней границы облаков. В случае необходимости он сообщает величины tuр, РУ и Д/без при пробивании облачности.

При выходе на ДПРМ ведущий подает команду на доворот группы в ТНР одиночного вертолета. Курс следования на ТНР определяется по формуле

МК = ПМПУ ± 180°± РУ. (13.30)

Величина расчетного угла определяется заранее для различ­ных условий по формуле

Подпись: Рис. 13.10. Роспуск группы при выходе на аэродром с курсом, близким об-ратному посадочному

РУ = 2 arctg. (13.31)

Можно использовать также приближенную формулу

Подпись:tgpy=-^-.

^сн

Выход в точку начала разворота производится по выдержке времени от момента выхода на ДПРМ, Величина выдержки вре­мени tuр находится из соотношения

= (13.33)

Уподх

где Уподх — скорость горизонтального полета на высоте прохода ДПРМ.

В момент выхода в ТНР ведущий подает команду группе для доворота на курс, обратный посадочному, а сам выполняет раз­ворот на посадочный курс и заход на посадку. Продолжитель­ность посадки одиночного вертолета в этом случае будет равна

tnoc — ^нр + ^ур + ^сн + (дпрм, (13.34)

где ^ур —время разворота на посадочный курс;

(дПрм — время полета от ДПРМ до посадки па посадочной пря­мой.

Ведомые экипажи продолжают полет с курсом, обратным по* садочному, и в соответствии с очередностью через выдержку вре­мени ^выд производят разворот на посадочный курс (на 180°).

Определение момента начала разворота для каждого вертоле* та может производиться относительно ведущего группы или впе­реди идущего вертолета.

Подпись: ^выд, Подпись: БП. Подпись: (13.35)

Выдержка времени, отсчитываемая от момента начала разво­рота ведущего группы, определяется по формуле

Если выдержка времени отсчитывается относительно момента начала разворота впереди идущего вертолета, то

Подпись: (13.36)Подпись: ^выд —А^пос +

где Мпое и Д^бп — соответственно временной интервал между вер­толетами на посадке и временная дистанция между ними в бое­вом порядке.

Длина петли /, на которой ведомые вертолеты размыкаются на посадочные интервалы, равна

/ = V ‘П0С~*БП, (13.37)

где tn0c — продолжительность посадки всей группы; tbn — глубина боевого порядка.

Продолжительность роспуска и посадки, считая от момента выхода на ДПРМ и до посадки последнего вертолета, равна

£рп = ^нр + ^180° + ten + tnoc + ^зап — (13.38|

Протяженность района Spn, в котором производится размыка­ние и заход на посадку, определяется по формуле

Sm = SCH+l + R (13.39)

или

5Рп = 5сн + К *пос~^БП +;/?. (13.40)

Если группа выходит в район аэродрома с курсом, близким к посадочному, то схема роспуска и захода на посадку принципи­ально не меняется (рис. 13.11). После выхода на ДПРМ группа разворачивается в сторону наименьшего угла и выходит в точку начала разворота, в которой ведущий разворачивается на поса­дочный курс, а остальные вертолеты размыкаются на посадочные интервалы на петле по выдержке времени.

Продолжительность роспуска и посадки в этом случае будет равна

^РП = ^ур + ^нр +^180° + ten + ^пос + ^зап — (13.41*

Считая, что /Ур^/і8о°, получим

^РП = ^нр + ^360° + ^сн + ^пос + /зап — ( 13.42 J

Протяженность района Spn, в котором производится размыка­ние и заход на посадку группы, равна

Spn = SCh I 2/?. (13.43)

При роспуске вертолетов разворотом на 180° в простых ме­теоусловиях ведущий выходит в район третьего разворота и раз-

Роспуск боевых порядков

Рис. 13.11. Роспуск группы при выходе на аэродром с курсом, близким по­садочному

ворачивается на посадочный курс, ведомые строят петли для рос­пуска от точки начала третьего разворота и выполняют размыка­ние по выдержке времени.