Запуск, прогрев, опробование и останов двигателей

Запуск двигателей на вертолете производится следующим образом.

Перед запуском производящий запуск подает команду: «Пригото­виться к запуску», дублируя ее в ночное время миганием аэронавигаци­онных огней (АНО). По этой команде техник, обеспечивающий запуск на земле, выполняет все подготовительные работы, после чего отвечает: «Есть к запуску», дублируя это днем прикладыванием руки к головному убору, ночью — поднятием над головой включенного электрического фо­наря.

Убедившись, что все подготовлено к запуску, необходимо включить подкачивающий насос и когда на средней панели электропульта заго­рится табло «Насос № 1 работает», открыть пожарные краны левого и правого двигателей, после этого дать команду «От винтов и от двига­телей». По этой команде техник, обеспечивающий запуск двигателей на земле, убедившись, что в зоне вращения винтов вертолета никого нет и ничто не мешает запуску, отходит вперед вертолета, так чтобы быть в по­ле зрения запускающего, и отвечает: «Есть от винтов и двигателей», дублируя это днем прикладыванием руки к головному убору, ночью — раскачиванием включенного фонаря над головой. Получив ответную команду, необходимо включить переключатель рода работы в положение «Запуск», переключатель порядка запуска поставить в положение запус­каемого двигателя и нажать пусковую кнопку на 2—3 сек, включить секундомер часов, затем ручку стоп-крана двигателя перевести в поло­жение «Открыто» (вниз).

Двигатель должен выйти на обороты малого газа в течение не более 40 сек с момента нажатия кнопки при запуске от АПА-2 или не более 60 сек при запуске от бортовых аккумуляторных батареи. При нажатии пусковой кнопки должно загореться табло «Автохматика включена».

При работе двигателя на режиме «Малый газ» должны быть следую­щие величины параметров:

обороты турбокомпрессора — 54—60%;

обороты несущего винта — 50—74%;

давление масла — не менее 1,5 кГ/см2;

температура газов перед турбиной компрессора — не выше 780°С.

Время непрерывной работы двигателя на малом газе не должно пре­вышать 20 мин.

Запуск двигателя необходимо прекратить, если:

температура газов перед турбиной выше 800° С;

в процессе выхода двигателя на режим малого газа прекратилось нарастание оборотов;

появилась течь топлива или масла или другие неисправности в рабо­те двигателя;

нет давления масла в двигателе.

Для прекращения запуска необходимо нажать кнопку прекращения запуска, расположенную на верхнем электропульте, и одновременно за­крыть стоп-кран запускаемого двигателя.

Повторный запуск двигателя можно производить только после выяс­нения и устранения причины неудавшейся попытки запуска. Перед по­вторным запуском нужно произвести холодную прокрутку для продувки двигателя от несгоревшего топлива!

При запусках двигателя необходимо иметь в виду, что во избежание перегрева электростартера нельзя производить подряд попытки запуска. Интервал между запусками должен быть не менее 3 мин. При запуске от аэродромного источника разрешается производить пять запусков, а при запуске от бортовых аккумуляторных батарей ■— три запуска, после чего следует охладить стартер-генератор и катушку зажигания в тече­ние 30 мин.

При запуске двигателей на высокогорных аэродромах, расположен­ных на высотах более 1 000 м, дополнительно к перечисленному необ­ходимо включить переключатель «Запуск в воздухе».

Проработать на режиме малого газа в течение не менее 1 мин до температуры масла на выходе из двигателя +30° С. Убедившись в нор­мальных показаниях приборов при работе двигателя на малом газе, можно приступить к запуску второго двигателя.

Запуск второго двигателя разрешается производить как от аэродром­ного источника электроэнергии или бортовых аккумуляторных батарей по схеме 24X48 в, так и от генератора работающего двигателя по схеме 24 в (без переключения на 48 в).

Запуск второго двигателя от аэродромного источника или бортовых аккумуляторных батарей производится аналогично запуску первого, только при этом следует выключить генератор работающего двигателя на время запуска второго двигателя. Для этого выключатель генератора работающего двигателя на средней панели верхнего пульта поставить в положение «Выключено».

При запуске второго двигателя от генератора работающего первого двигателя следует убедиться, что выключатель генератора работающего двигателя поставлен в положение «Включено», увеличить обороты пер­вого двигателя до 80—85%, но не менее 80%, поставить переключатель порядка запуска в положение второго двигателя и нажать кнопку за­пуска. Через 40 сек второй двигатель должен выйти на обороты малого газа.

Уменьшить обороты первого двигателя до малого газа и включить его генератор. Затем следует убедиться в нормальных показаниях при­боров на режиме малого газа и прогреть двигатель на этом режиме в течение не менее 1 мин до температуры масла на выходе из двигателя + 30° С.

Во время прогрева двигателя проверить работу гидросистемы вертолета. Для этого:

убедиться, что при плавных перемещениях ручки управления дав­ление в системе равно 63—82 кГ/см2

выключить гидросистему, при давлении 35±3 кГІсм2 должно заго­реться табло «Отказ гидросистемы»;

перемещая ручку управления, убедиться, что гидроусилитель попереч­ного управления продолжает работать в течение 30—40 сек

включить гидросистему; при этом должно погаснуть табло • «Отказ гидросистемы» на верхнем электропульте.

Опробование двигателей можно производить раздельное и поочередное.

При раздельном опробовании одного двигателя стоп-кран другого двигателя должен быть закрыт, т. е. производится отдельно запуск и опробование одного двигателя, а после его останова ■— запуск и опробо­вание другого двигателя.

При поочередном опробовании производится запуск одного, затем другого двигателя, но при опробовании первого двигателя второй дол­жен работать на малом газе (и —57±3%).

Опробование двигателей (поочередное) и вертолета в целом без при­вязи производит только пилот.

Рис. 151. Зависимость числа оборотов турбокомпрессора от температуры воздуха

на входе в двигатель

Поочередное опробование двигателей выполняется следующим об­разом.

Ручка «шаг-газ» устанавливается в крайнее нижнее положение, а ру­коятка коррекции — в крайнее правое положение. Переводом рычага раздельного управления в крайнее нижнее положение установить одному двигателю режим малого газа, после чего другому двигателю плавным движением рычага раздельного управления вверх установить последо­вательно режимы 0,735 номинала, 0,9 номинала, номинальный и взлет­ный и проверить показания приборов. При увеличении оборотов двига­теля возрастают обороты несущего винта; для выдерживания оборотов несущего винта не более 84% необходимо увеличивать шаг с одновре­менным поворотом рукоятки коррекции влево для поддержания режима малого газа у первого двигателя. Обороты турбокомпрессора на всех режимах зависят от температуры воздуха на входе в двигатель и опре­деляются по графику (рис. 151).

На режиме 0,735 номинала показания приборов должны быть:

обороты турбокомпрессора — 84,2%;

обороты несущего винта — не более 84%;

температура газа перед турбиной — не выше 890° С;

давление масла в двигателях-—3±0,5 кГ1см2

температура масла в главном редукторе—80° С;

давление масла в главном редукторе — 2—8 кГ/см2.

Время работы на режиме 0,735 номинала не ограничивается.

На режиме 0,9 номинала показания приборов должны быть: обороты турбокомпрессора — 87,2%; обороты несущего винта — не более 82 ±1 %; температура газов перед турбиной — не выше 890° С.

Остальные показания приборов такие же, как и на режиме 0,735 но­минала. Время работы двигателей на режиме 0,9 номинала не ограни­чивается.

На номинальном режиме показания приборов должны быть:

обороты турбокомпрессора ;— 90%;

обороты несущего винта — 82 ± 1 %;

температура газов перед турбиной — не выше 930° С.

Остальные показания приборов такие же, как и на режиме 0,735 но­минала.

На номинальном режиме время непрерывной работы двигателя до­пускается не более 60 мин. Общее время работы на номинальном режи­ме за ресурс должно составлять не более 40%.

Вывод двигателя на взлетный режим производится перемещением рычага раздельного управления до упора максимальных оборотов и од­новременным затяжелением несущего винта, переводя его на большой шаг.

Максимальные обороты двигателя изменяются в зависимости от тем­пературы наружного воздуха (см. график на рис. 151). Показания обо­ротов на взлетном режиме должны быть: обороты несущего винта — 79 ± 1 %; температура газов перед турбиной — не выше 985° С; температура масла на выходе из двигателя — не выше 150° С; температура масла в главном редукторе — не выше 90° С; давление масла в двигателе — 2,5—3,5 кГ[см2 давление масла в главном редукторе — не более 8 кГ/см2.

Время непрерывной работы двигателя на взлетном режиме допуска­ется не более 6 мин. Общее время работы на взлетном режиме должно составлять за ресурс не более 5%.

По окончании проверки режимов работы одного двигателя устанав­ливают ему режим малого газа и производят аналогичное опробование другого двигателя, после чего следует установить рычаги раздельного управления на защелку, повернуть рукоятку коррекции влево и убедить­ся, что у обоих двигателей установился режим малого газа.

При проверке режимов, если возникнут поперечные колебания вер­толета (земной резонанс), необходимо немедленно убрать ручку «шаг — газ» вниз до упора, выключить двигатели и периодически притормажи­вать несущий винт до полного прекращения колебаний вертолета.

После проверки работы двигателей на основных режимах необходимо установить двигателям режим не ниже 0,735 номинала и поочередно про­верить напряжение и загрузку каждого генератора постоянного тока. Напряжение должно быть 28,5 в. При необходимости нужно отрегули­ровать параллельную работу генераторов выносными сопротивления­ми на верхнем злектропульте.

В заключение опробования двигателей необходимо проверить работу электрообогрева левого стекла кабины пилота и работу противообледе — нительной системы вертолета.

Для проверки противообледенительной системы несущего и рулевого винтов необходимо установить режим работы двигателей, соответству­ющий оборотам несущего винта не менее 72%, включить противообледе — нительную систему и замерить силу тока в цепях по амперметру на верхнем злектропульте пилота.

При этом сила тока. в положении переключателя «1», «2» и «3» долж­на быть 56—66 а, в положении «Хвостовой винт»— 14—17 а при напря­жении 208 в.

В случае пониженного или повышенного напряжения необходимо от­регулировать напряжение выносными сопротивлениями ВС-33.

Если сила тока в цепях потребителей укладывается в норму, проти — вообледенительная система исправна.

Останов двигателей производится следующим образом. Ручкой «шаг-газ» установить двигателям режим малого газа и про­работать на этом режиме для охлаждения двигателей в течение 1— 2 мин (в зимнее время 2—3 мин), после чего выключить двигатели пу­тем закрытия стоп-кранов.

При эксплуатации двигателей ГТД-350 200-часового ресурса были случаи увеличения расхода масла двигателей.

Одной из причин повышения расхода масла является износ уплот­нительных колец третьей опоры двигателя, связанный с повышением температуры опоры после остановки двигателя.

В целях улучшения условий работы уплотнительных колец третьей опоры для двигателей 200-часового ресурса необходимо для охлажде­ния двигателя перед остановом проработать на режиме малого газа в течение 5—6 мин (вместо 1—2 мин).

Если перед остановом двигателя время работы на малом газе было менее 5—6 мин, то последующий запуск разрешается производить не ранее, чем через 50 мин после остановки двигателя^

После закрытия стоп-кранов следует внимательно прослушать, нет ли в двигателях посторонних шумов (скрежета, скрипа, постукивания и т. д.). В случае необходимости замерить время «выбега» ротора турбо­компрессора, которое должно быть 25—35 сек. Время «выбега» считать с момента перевода стоп-крана в положение «Стоп» с оборотов малого га­за до полной остановки ротора компрессора.

После полной остановки компрессоров двигателей закрыть пожарные краны и выключить подкачивающий топливный насос.

После выключения двигателей не следует сразу тормозить несущий винт, если нет в этом необходимости. При ветре справа более 3 м/сек пользоваться тормозом запрещается.

При остановленных двигателях несущий винт всегда должен быть заторможен так, чтобы ни одна из лопастей не находилась над хвосто­вой балкой вертолета.

Перед выходом из кабины выключить все АЗС и источники электро­энергии, предварительно установив загрузочные механизмы в нейтраль­ное положение, убедиться, что ручка «шаг-газ» находится в нижнем крайнем положении, а ручка управления тормозом — в крайнем верх­нем положении.