Заход на посадку по приводной радиостанции

Заход на посадку одиночных вертолетов по приборам выпол­няется по ближней приводной радиостанции (БПРС) посадочной системы аэродрома или по отдельной приводной радиостанции (ОПРС), установленной в створе посадочной полосы на удалении 1300 м от места приземления.

Маневр захода на посадку при выходе вертолета на аэродром с маршрута или из зоны начинается с вывода вертолета на ОПРС. Перед выходом на ОПРС необходимо установить курсозадатчик
на посадочный магнитный путевой угол (ПМПУ). В зависимости от курса выхода вертолета на ПРС применяются следующие спо­собы захода на посадку по приборам:

— отворотом на расчетный угол;

— по коробочке;

— по малой коробочке.

Подпись: Рис. 14.1. Схема захода на посадку по приборам отворотом на РУ

Заход на посадку отворотом на расчетный угол применяется при выходе вертолета на ОПРС с курсом, обратным посадочно­му или отличающимся от него не более 60°. Маневр захода на по­садку выполняется следующим образом (рис. 14.1). В момент про-

хода ОПРС включается секундомер и вертолет разворачивается на магнитный курс следования в точку начала разворота (ТНР):

МК = ПМПУ ± 180° ± РУ — УС, (14.1)

где РУ — расчетный угол, знак плюс берется при отвороте впра­во, минус при отвороте влево.

Величина расчетного угла определяется по формуле

Подпись: tgЗаход на посадку по приводной радиостанцииПодпись: (14.2)2 R

WСН^СН

где R —радиус разворота вертолета;

Sen — расстояние, проходимое вертолетом при снижении от ТНС до ОПРС;

Ц7СН — средняя путевая скорость при снижении на посадоч­ном курсе;

Подпись: ^г.п Заход на посадку по приводной радиостанции Подпись: (14.3)

ten — время снижения вертолета на посадочном курсе с вы­соты выхода в ТНС до высоты прохода ОПРС. Горизонтальный полет с расчетным курсом выполняется в те­чение времени,/г. п, которое определяется по формуле

где Н — высота полета вертолета в точке начала снижения (ТНС);

100 — высота прохода ОПРС, м;

WT. n — путевая скорость в горизонтальном полете от ОПРС до ТНР;

VB—вертикальная скорость снижения на посадочном курсе;

30 — время горизонтального полета перед ОПРС, с.

По истечении расчетного времени выполняется разворот вер­толета на посадочный курс с заданным креном. В процессе раз­ворота производится снижение не менее чем на 200 м.

Правильность выполнения разворота на посадочный курс конт­ролируется по стрелкам радиокомпаса и курсозадатчика. В первой половине разворота стрелка радиокомпаса, двигаясь к отсчет — ному индексу курса, находится впереди курсозадатчика, и между ними имеется угол, примерно равный величине РУ. Во второй по­ловине разворота угол между стрелками радиокомпаса и курсо­задатчика будет уменьшаться и примерно за 30° до выхода на посадочный курс стрелки должны совместиться и оставаться сов­мещенными до выхода на посадочный курс. Если во второй по­ловине разворота стрелка радиокомпаса начнет опережать кур- созадатчик, необходимо уменьшить крен, а при отставании стрел­ки радиокомпаса от курсозадатчика крен увеличить, но не более чем до 15°.

Вывод вертолета из разворота при отсутствии сноса на поса­дочном курсе производить с таким расчетом, чтобы совмещенные стрелки радиокомпаса и курсозадатчика установились под отсчет — ным индексом, а курс вертолета был равен посадочному путево­му углу. При боковом ветре совмещенные стрелки радиокомпаса и курсозадатчика должны находиться в стороне от отсчетного ин­декса курса на величину угла сноса (справа — при положитель­ном угле сноса, слева — при отрицательном угле сноса). После выхода на посадочный курс вертолет переводится на снижение с таким расчетом, чтобы высота прохода ОПРС была 100 м. При достижении этой высоты до прохода ОПРС вертолет переводится в горизонтальный полет. После прохода ОПРС продолжается дальнейшее планирование вертолета, а посадка выполняется ви­зуально.

Если в процессе разворота на посадочный курс не удалось вы­вести вертолет в створ посадочной полосы, то вывод вертолета из разворота производится при КУР, равном нулю. Затем опре­деляется величина и сторона отклонения вертолета от оси поса­дочной полосы. Если курс полета больше посадочного, то верто­лет находится слева, если меньше — справа от оси посадочной полосы. Величина ошибки выхода на посадочный курс определя­ется как разность между фактическим курсом полета вертолета и расчетным курсом посадки. Если ошибка более 5°, то ее необ­ходимо исправить следующим образом. Вертолет разворачивается на стрелку радиокомпаса (от курсозадатчика) так, чтобы она ус­тановилась посередине между отсчетным индексом курса и курсо — задатчиком. Установившийся при этом магнитный курс выдержи­вается до совмещения стрелки радиокомпаса с курсозадатчиком,, после чего вертолет разворачивается на совмещенные стрелки та-

ким образом, чтобы под отсчетным индексом установился курс посадки с учетом угла сноса. Так же следует поступать, если в процессе снижения стрелки радиокомпаса и курсозадатчика ра­зошлись из-за ошибок выдерживания или неучета УС. Исправле­ние ошибок на посадочном курсе необходимо закончить до про­хода ОПРС.

Заход на посадку по коробочке применяется при выходе вер­толета на ОПРС с посадочным курсом или отличающимся от не­го не более 60°. Маневр захода на посадку выполняется следую­щим образом (рис. 14.2). В момент прохода ОПРС включается секундомер и вертолет разворачивается на посадочный курс с уче­том угла сноса.

Заход на посадку по приводной радиостанции

По истечении расчетного времени до первого разворота выпол­няется разворот на 90° влево (левая коробочка) или вправо (пра­вая коробочка). Магнитные курсы и время полета на участках захода на посадку рассчитываются заранее по известному ветру. Начало второго, третьего и четвертого разворотов, а также про­лет траверза ОПРС определяется по МПР, указанным на схеме, а контролируется по времени. После третьего разворота произво­дится снижение. При достижении высоты 200 м вертолет перево­дится в горизонтальный полет. Четвертый разворот выполняется в режиме горизонтального полета,— а в процессе его выполнения необходимо добиться, чтобы при выходе на посадочный курс, при отсутствии сноса совмещенные стрелки радиокомпаса и курсо­задатчика установились под отсчетным индексом курса. При пра­вильном выполнении четвертого разворота стрелка радиокомпа­са плавно подходит к курсозадатчику и примерно за 30° до вы­хода на посадочный курс обе стрелки должны совместиться.

Исправление ошибок на посадочном курсе, снижение, проход ОПРС и посадка выполняются, как при заходе на посадку отво­ротом на расчетный угол.

Заход на посадку по малой коробочке применяется при выхо­де вертолета на ОПРС с курсом, отличающимся от посадочного на 60—120° (рис. 14.3). В момент прохода ОПРС включается се­

Заход на посадку по приводной радиостанцииРис. 14.3. Схема захода на посадку
по малой коробочке

кундомер и устанавливается курс, отличающийся от ПМПУ на 90° с учетом угла сноса. Магнитные курсы и время полета по участ­кам малой коробочки рассчитываются заранее по известному вет­ру. По истечении расчетного времени выполняется разворот на курс, обратный посадочному. В этот момент вертолет находится на траверзе ОПРС. В дальнейшем порядок выполнения маневра такой же, как и при заходе на посадку по коробочке.

При отказе курсовой системы в процессе захода на посадку по коробочке начало разворотов вертолета и пролет траверза мож­но определить по КУР, указанным на схеме с учетом угла сноса.

При отказе радиокомпаса (ОПРС) заход на посадку выпол­няется по радиопеленгатору, установленному, как и ОПРС, в створе посадочной полосы на удалении 1300 м от точки призем­ления. Способы захода на посадку остаются теми же, что и при заходе на посадку по ОПРС.