КРИТЕРИИ И ПРОЦЕДУРЫ. ИСПЫТАНИЙ ДЛЯ ПОКАЗА СООТВЕТСТВИЯ ПАРАГРАФУ 25.853 ИЛИ. 25.855

(а) Критерии испытаний материалов.

(1) Внутренние отсеки, занимаемые экипажем или пассажирами.

(i) панели облицовки потолка и стен, пере­городки, конструкция буфета, стенки больших шкафов, настилы конструкций, а также мате­риалы, используемые в конструкции отсеков для размещения (за исключением отсеков под креслами и для хранения небольших предме­тов, например, журналов и карт), должны быть самозатухающими при испытаниях в верти­кальном положении согласно соответствую­щим пунктам части I настоящего Приложения. Средняя длина обугливания не должна превы­шать 152 мм, а средняя продолжительность го­рения после удаления источника востламене — ния не должна превышать 15 с. Отделяющиеся от испытываемого образца капли не должны гореть после падения в среднем более 3 с;

(ii) покрытия пола, текстильные материалы (в том числе драпировка и обивка), подушки кресел, набивка, декоративные и недекоратив­ные ткани с покрытием, кожа, материалы теле­жек и буфетов, изоляционные трубки электро­проводов, тепловая и акустическая изоляция, изоляционные покрытия, воздухопроводы, по­крытия соединений и выступов, облицовка гру­зовых или багажных отсеков классов В и Е, па­нели пола грузовых и багажных отсеков классов В, С, D или Е, чехлы грузов, изоляционные по­крытия, а также прозрачные кожухи, литые и термоформованные детали, соединения возду­хопроводов и торцевые планки (декоративные и защитные), которые изготовлены из материа­лов, не указанных в пункте (а)(1)(гу) части I на­стоящего Приложения, должны быть самозату­хающими при испытаниях в вертикальном по­ложении согласно соответствующим пунктам части I настоящего Приложения или другим одобренным эквивалентным методам. Средняя длина обугливания не должна превышать 203 мм, а средняя продолжительность горения после удаления источника воспламенения не должна превышать 15 с. Отделяющиеся от ис­пытуемого образца капли не должны гореть по­сле падения в среднем более 5 с;

(iii) кинопленка должна быть изготовлена на негорючей основе. Если пленка пропускается через направляющие, то они должны удовле­творять требованиям пункта (а)(1)(и) части I настоящего Приложения;

(iv) иллюминаторы и табло из пластика, де­тали, изготовленные целиком или частично из эластомеров, комплекты приборов с краевым освещением, состоящие из двух или большего количества приборов в общем корпусе, по­ясные ремни, плечевые ремни и оборудование для крепления груза и багажа, включая контей­неры, ящики, поддоны и т. д., используемые в кабинах пассажиров или экипажа, должны обладать средней скоростью горения не более 63,5 мм/мин при испытаниях в горизонтальном положении согласно соответствующим пунк­там настоящего Приложения;

(v) за исключением небольших деталей (та­ких, как кнопки, ручки, ролики, детали крепле­ния, зажимы, прокладки, коуши, шкивы и не­большие детали электрооборудования), кото­рые не оказывают существенного влияния на распространение пламени, и изоляции элек­тропроводов и кабелей, материалы изделий, не указанных в пунктах (а)(1)(0, (ii) и (iv) части I настоящего Приложения, должны обладать скоростью горения не более 102 мм/мин при испытаниях в горизонтальном положении со­гласно соответствующим пунктам настоящего Приложения.

(2) Грузовые и багажные отсеки, не занимае­мые экипажем или пассажирами.

(i) тепловая и акустическая изоляция (вклю­чая покрытия), используемая во всех грузовых и багажных отсеках, должна быть изготовлена из материалов, которые удовлетворяют требо­ваниям пункта (а)(1 )(ii) части I настоящего Приложения;

(ii) грузовые и багажные отсеки, которые определены в 25.857 как отсеки класса В или Е, должны иметь облицовку, изготовленную из материалов, удовлетворяющих требованиям пункта (а)(1)(п) части I настоящего Приложе­ния, и отделенную от конструкции самолета (за исключением креплений). Кроме того, такая облицовка должна подвергаться испытаниям при ее установке под углом 45°. Пламя не дол­жно проходить сквозь (проникать через) мате­риал при воздействии пламени или после его удаления. Средняя продолжительность горения после удаления источника воспламенения не должна превышать 15 с, а средняя продолжи­тельность тления не должна превышать 10 с;

(iii) грузовые и багажные отсеки, которые определены в 25.857 как отсеки классов В, С, D и Е, должны иметь панели пола, изготовлен­ные из материалов, удовлетворяющих требова­ниям пункта (а)(1)(п) части I настоящего При­ложения, и отделенных от конструкции само­лета (кроме их креплений). Подобные панели должны подвергаться испытаниям под углом 45°. Пламя не должно проходить сквозь (про­никать через) материал при воздействии пла­мени или после его удаления. Средняя продол­жительность горения после удаления источни­ка воспламенения не должна превышать 15 с, а средняя продолжительность тления не должна превышать 10 с;

(iv) изоляционные покрытия и чехлы, ис­пользуемые для защиты груза, должны изгото­вляться из материалов, удовлетворяющих требо­ваниям пункта (а)(1)(її) части I настоящего При­ложения. Оборудование для фиксации грузов (включая контейнеры, ящики и поддоны), ис­пользуемое во всех грузовых и багажных отсе­ках, должно удовлетворять требованиям пункта (а)(1)(у) части I настоящего Приложения.

(3) Компоненты электрической системы. Изо­ляция электрических проводов и кабелей в лю­бой зоне фюзеляжа должна быть самозатухаю­щей при испытаниях при их установке под углом 60°, указанных в части I настоящего Приложе­ния. Средняя длина обугливания не должна пре­вышать 76 мм, а средняя продолжительность го­рения после удаления источника воспламенения должна быть не более 30 с. Отделяющиеся от ис­пытуемого образца капли не должны гореть по­сле падения в среднем более 3 с.

(b) Процедуры испытаний.

(1) Кондиционирование. Образцы должны быть выдержаны при температуре (21 ±2) °С и при относительной влажности (50±5)% до до­стижения равновесия влажности или в течение 24 ч. Каждый образец должен оставаться в кон­диционированных условиях до тех пор, пока он не будет подвергнут воздействию пламени.

(2) Форма образцов. За исключением неболь­ших деталей и изоляции электрических прово­дов и кабелей материалы должны испытываться либо в виде участка, вырезанного из готовой де­тали в том виде, в каком она устанавливается на самолете, либо в виде образца, имитирующего вырезанный участок, например, образец, выре­занный из плоского листа материала, или мо­дель готовой детали. Образец можно вырезать из любого места готовой детали; однако такие изделия, как слоистые панели, не должны раз­деляться для испытаний. За исключением ука­занного ниже, толщина образца не должна пре­вышать минимальную толщину, установленную для применения на самолете. Образцы толстых деталей из пеноматериалов, такие, как подушки кресел, должны быть толщиной 12,7 мм. Образ­цы материалов, которые должны удовлетворять требованиям пункта (a)(1)(v) части I настояще­го Приложения, должны быть не толще 3,2 мм. Образцы электрических проводов и кабелей должны быть такого же размера, какой исполь­зуется на самолете. Применительно к тканям, для определения наиболее критического усло­вия воспламеняемости необходимо провести испытания как по основному, так и по уточно­му направлениям переплетения нитей. Образцы должны быть так закреплены в металлической рамке, чтобы их верхняя и две длинные кромки надежно фиксировались в ней во время верти­кальных испытаний, предписанных в подпунк­те (4) настоящего пункта, а удаленная от пламе­ни и две длинные кромки надежно фиксирова­лись в рамке при горизонтальных испытаниях, предписанных в подпункте (5) настоящего пун­кта. Ширина открытой поверхности образца должна быть не менее 51 мм, а длина — не менее 305 мм, если только фактические размеры дета­ли на самолете не меньше. Кромка, к которой подносится пламя горелки, не должна быть за­делочным или защищенным краем образца и должна представлять типовое реальное попе­речное сечение материала или детали, установ­ленной на самолете. При испытаниях под углом 45°, предписанных в подпункте (6) настоящего пункта, образец должен быть закреплен в метал­лической рамке так, чтобы в ней надежно фик­сировались все четыре кромки, а размеры от­крытой поверхности образца составляли не ме­нее 203х203 мм.

(3) Аппаратура. За исключением указанного в подпункте (7) настоящего пункта, испытания должны проводиться в шкафу без тяги по одоб­ренным методикам. Образцы, которые по своим габаритам не могут быть размещены в шкафу, должны испытываться в аналогичных условиях отсутствия тяги.

(4) Вертикальные испытания. Должны быть испытаны, как минимум, 3 образца, а результа­ты испытаний усреднены. При испытаниях тканей направление переплетений, соответ­ствующее наиболее критическим условиям вос­пламеняемости, должно быть параллельным наибольшему размеру образца. Каждый обра­зец должен удерживаться в вертикальном поло­жении. Образец должен быть подвергнут воз­действию пламени горелки Бунзена или Тирри — ла с соплом, имеющим номинальный внутрен­ний диаметр 9,5 мм и отрегулированным на вы­соту пламени 38 мм. Минимальная температура пламени, измеренная в его центре калиброван­ным термоэлектрическим пирометром, должна составлять 843 °С.

Нижняя кромка образца должна находиться над верхним краем горелки на высоте 19 мм. Пламя должно подводиться по оси нижней кромки образца. При испытаниях материалов, указанных в пункте (a)(1)(i) части I настоящего Приложения, продолжительность воздействия пламени должна составлять 60 с, после чего пламя должно удаляться. При испытаниях ма­териалов, указанных в пункте (a)(1)(ii) части I настоящего Приложения, продолжительность воздействия пламени должна составлять 12 с, после чего пламя должно удаляться. Должны быть зарегистрированы продолжительность го­рения, длина обугленного участка и продолжи­тельность горения капель, если таковые имеют­ся. Длина обугливания, определяемая согласно подпункту (7) настоящего пункта, должна из­меряться с точностью до 1 мм.

(5) Испытания в горизонтальном положении. Должны быть испытаны, как минимум, 3 об­разца, а результаты испытаний усреднены. Каждый образец должен удерживаться в гори­зонтальном положении. Открытая (лицевая) поверхность применительно к ее установке на самолете при испытаниях должна быть обраще­на вниз. Образец должен быть подвергнут воз­действию пламени горелки Бунзена или Тирри — ла с соплом, имеющим номинальный внутрен­ний диаметр 9,5 мм и отрегулированным на вы­соту пламени 38 мм. Минимальная температура пламени, измеренная в его центре калиброван­ным термоэлектрическим пирометром, должна составлять 843 °С.

Образец должен располагаться так, чтобы проходящая испытания кромка находилась по центру горелки над ее верхним краем на высоте 19 мм. Пламя должно подводиться на 15 с, а за­тем удаляться. Для хронометрирования должно быть использовано, как минимум, 254 мм об­разца; примерно 38 мм его длины должно сго­реть до того, как фронт горения достигнет зоны хронометрирования. Должна быть зарегистри­рована средняя скорость горения.

(6) Испытания при установке под углом 45°. Должны быть испытаны, как минимум, 3 об­разца, а результаты испытаний усреднены. Ка­ждый образец должен удерживаться под углом 45° к горизонтальной плоскости. Открытая (ли­цевая) поверхность применительно к ее уста­новке на самолете при испытаниях должна быть обращена вниз. Образец должен быть под­вергнут воздействию пламени горелки Бунзена или Тиррилла с соплом, имеющим номиналь­ный внутренний диаметр 9,5 мм и отрегулиро­ванным на высоту пламени 38 мм. Минималь­ная температура пламени, измеренная в его центре калиброванным термоэлектрическим пирометром, должна составлять 843 °С. Необ­ходимо принять соответствующие меры предо­сторожности по предотвращению возникнове­ния тяги. Одна треть пламени должна касаться материала в центре образца; пламя должно быть подведено на 30 с, а затем удалено. Долж­ны быть зарегистрированы продолжительность горения, продолжительность тления и прохож­дение пламени сквозь образец, если это имеет место.

(7) Испытания при установке под углом 60°.

Должны быть испытаны, как минимум, 3 образ­ца каждого вида (исполнения и размера) прово­дов. Образец провода или кабеля (с изоляцией) должен быть установлен под углом 60° к гори­зонтальной плоскости в шкафу, указанном в подпункте (3) настоящего пункта, с открытой на время испытаний дверцей или помещен в ка­меру размерами приблизительно 610х305х305 мм, открытую сверху и с одной вертикальной (передней) стороны, в которую поступает доста­точное количество воздуха для полного сгора­ния, но отсутствует тяга. Образец должен быть установлен в камере параллельно ее передней стороне на расстоянии примерно 152 мм от нее. Нижний конец образца должен быть жестко за­жат. Верхний конец образца должен проходить поверх ролика или стержня, и к нему должен быть присоединен соответствующий груз, удер­живающий образец в туго натянутом состоянии в течение всего периода испытаний на воспла­меняемость. Длина испытываемого образца от нижнего зажима до верхнего ролика или стерж­ня должна составлять 610 мм. На нем должна быть нанесена метка на расстоянии 203 мм от нижнего конца для указания центральной точки подведения пламени.

Пламя горелки Бунзена или Тиррилла дол­жно воздействовать на образец в отмеченной точке в течение 30 с. Горелка устанавливается под отмеченной на образце точкой перпендику­лярно образцу и под углом 30° к его вертикаль­ной плоскости. Горелка должна иметь номи­нальный внутренний диаметр 9,5 мм и должна быть отрегулирована на высоту пламени 76 мм с внутренним конусом, составляющим примерно 1/3 высоты пламени. Минимальная температу­ра самого горячего участка пламени, измерен­ная калиброванным термоэлектрическим пиро­метром, должна быть не менее 954 °С. Горелка должна быть установлена так, чтобы самая го­рячая часть пламени касалась отмеченной на образце провода точки. Должны быть зареги­стрированы продолжительность горения, длина обугливания, а также продолжительность горе­ния капель, если таковые имеются. Длина об­угливания, определяемая согласно подпункту

(8) настоящего пункта, должна измеряться с точностью до 1 мм. Разрыв образцов провода не считается повреждением.

(8) Длина обугливания. Длина обугливания — это расстояние от исходной кромки до самого дальнего видимого повреждения испытываемо­го образца в результате воздействия пламени, в том числе до участков, полностью или частично уничтоженных, обугленных или доведенных до хрупкого состояния, за исключением участков закопченных, обесцвеченных, покоробленных или запачканных, а также тех участков, на ко­торых материал сморщился или оплавился от воздействия источника тепла.