ОПАСНОСТИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ И МНИМЫЕ

Перед прощанием вы опять спрашиваете о наиболее обоснованных страхах в воздухе, независимо от выпол­нения тех или иных маневров.

— Вас интересует, что именно может быть для лет­чика наиболее опасным? Верно я понял? Это большой вопрос. Говорить о нем сейчас, пожалуй, нет времени. Но чтобы не оставить вас без ответа, позвольте ска­зать всего несколько слов на ходу. Вы знаете теперь, что аэроплан находится в режиме „полета" или, лучше сказать, в „походном" режиме, лишь тогда, когда его тянет пропеллер, т.-е. при работе мотора. Скиснет мотор, — са­молет переходит в режим планирования: он уже не ле­тит, а садится. Такая вынужденная посадка всегда не­приятна. Ведь мало ли над какими местами вы можете при этом очутиться.

— А планирование?

— Конечно, это всегда даст выбор. При угле плани рования самолета в среднем до Ve 7 1о пилот распола гает для посадки таким районом, радиус коего в 8—К раз больше высоты. Другими словами, с высоты в 1- —l’/в тыс. метров есть возможность выбирать мест< внутри круга диаметром от 15 до 30 км. Само по себ это еще не плохо, Но учтите ветер и те препятствия

юторые всегда будут на земле: строения, канавы, рыт — іиньї, бугры… А если сплошное болото или лес? Или іаже высоко поросшее поле или луг? Ведь это гроб или ю всяком случае полгроба! Я уже не говорю про море, к суше сел с неповрежденным собственным скелетом — і спасен. А там, если сядешь и хорошо, то все опасности олько начинаются: кто и когда подберет с воды бед — іую птицу, раненую в сердце?

— Так неужели нет никаких средств, чтобы устранить їли во всяком случае ослабить эту зависимость от моторов? 1 почему это ваши моторы все еще такие капризные?

— Видите, потянулись новые вопросы, уже чисто ехнические. Современные авио-моторы, бензиновые, не — юстаточно просты; вернее, в их работе слишком много іазньїх процессов, которые осложняют полное разреше — ше вопроса о безусловной надежности. Выходом является, ювидимому, переход к моторам типа дизелей или полу — іизелей, работающих на тяжелых сортах жидкого топлива нефть, масла); в этом направлении уже несколько лет іедутся работы. С другой стороны, — как вы знаете, Юлжно быть, — для ослабления зависимости от работы ідного мотора в воздушном сообщении применяются шогомоторные машины. Напр., при наиболее распростра­ненной „троечной запряжке" самолет продолжает путь іри выбытии одного любого мотора, а с остановкой ‘беих „пристяжек" держится в лету лишь с небольшим снижением. Это уже большое облегчение; всегда есть, зна­чит, возможность либо „подчиниться" в воздухе, либо же Ютянуть до места, заведомо подходящего для посадки.

Вы возвращаетесь, однако, к вопросу об опасностях.

Лично я, — говорит ваш собеседник, — ничего не касаюсь так, как пожара в воздухе. И на море, — гово­рят, — пожар дело очень жуткое. Но все же там кругом

негорючая вода. А на самолете, даже металлическом, pi только возник пожар, летчики являются не то пыжом, ні то самой картечью рядом с взрывчатым зарядом: еслі огонь попадет в бензиновый бак, взрыв почти неизбежен Конечно, все сделано так, чтобы прежде всего устранив малейшую возможность возникновения самого пожара прежде всего, понятно, в моторе. И действительно, — пожары случаются очень, очень редко. Кроме того, на все! самолетах бензиновый бак особенно тщательно изоли’ руется от моторной установкй, где есть огонь, и наряд) с этим есть специальные огнетушительные средства..,

— Ну, а все-таки? Допустим, пожар возник и затушив его не удалось. Что же, гореть живьем или взрываться!

— Ведь я сказал, что пожар — это наихудшее ш всего, что только можно себе представить в воздухе И все же дело еще не совсем безнадежно. Вы слышали конечно, о парашютах. На военных машинах, да и в спорте они спасли уже много жизней. И конструкции их, в смысл! надежности, настолько теперь хороши, что за границей напр., парашютным спортом занимаются часто наравні с лётным. Там бывали публичные состязания, на которьи парашютисты сыпались с неба целыми десятками, — бе: малого как осенью листья в листопаде. И, конечно, все эв безо всяких несчастных случаев.

— Но ведь среди вольных пассажиров таких „прыгу нов“ наберется, пожалуй, очень немного?

— Верно! Для пассажиров, да еще в закрытых каби нах, пользование парашютами сильно осложняется. Н именно в этом направлении и работают сейчас авио-изс бретатели, чтобы обеспечить такую возможность спасени в худшем из худших случаев. Я мог бы показать ва интересные проекты (см. рис. 75 и 76). Напр., в одно случае вся пассажирская кабина может целиком отд<

image85

Рис. 74. Спуск летчика на парашюте в пределах аэродрома.

ляться от самолета, как клетка; и тогда над ней раскрь вается гигантский парашют, который невредимо дост вляет всех на землю. А в другом проекте сделано обра’ ное: из самолета выскальзывает винто-моторная установ»

image86

Рис. 75. Проект для спасения экипажа и пассажиров с самолета, на котором произошел пожар; спасатель­ное средство — гигантский парашют.

и шасси, а все остальное, с сохранившимся управление» совершает чистый планирующий спуск. Правда, это ещ проекты. Но не все же делается сразу…

— Ну, а еще что опасного?

— Мне не надо говорить про возможные поломк в ответственных частях самолета. Понятно само собоі

о это опасно… Но не более опасно, чем, например» ломки в автомобиле или на мотоцикле. Из этого нельзя лать опасности специфически воздушной, потому что

image87

Рис. 76. Другой проект для спасения от пожара в воздухе: с отделением винто-моторной установки и шасси, аэроплан превращается в планер.

 

 

юлет строится из наилучших материалов и рассчнты — ітся на прочность точно так же, как и всякая другая шина… То же самое можно сказать и про опасность погоды. Конечно, шторм для летчиков опасен. Но разве

Подпись: 161й Занимательная авиация

он не опасен для моряков? Большой враг авиации — мы уже беседовали — туман. Но вы, конечно, слыш и про те несчастные случаи, которые постоянно быв; из-за туманов на морских и речных путях и базах? совершенствуемые методы аэро-навигации и специалы низовых оборудований побеждают сейчас понемноп дневные туманы и ночную темноту… А статистика счастных случаев за последние годы убедительно го рит, что процент несчастных случаев в воздушном общении даже меньше, чем в железнодорожном… Нет, будем больше говорить об опасностях. Я честно расска вам все и думаю, что это вас не устрашило? Во вся случае, ваше личное впечатление от первого полета, и рый — позвольте надеяться — не останется единствен должно наиболее красноречиво говорить и по этому вопр

Вы горячо благодарите любезного собеседник дружески расстаетесь, запечатлев в своей памяти ленький кусочек из сложных переживаний тех ЛЮІ для которых вся жизнь на поверхности земли пред’ вляется действительно только ползанием по дну, т( как они, соперничая с птицами, познают какие-то и новые формы бытия…

* *

*

Говоря в этой главе от лица читателя, еще не бы шего в воздухе, автор, конечно, не имел возможй. коснуться всех вопросов, которые могли бы всплыть собеседованиях такого рода.

Но если вы, читатель, останетесь поэтому не сов довольным, автор сочтет себя удовлетворенным тем,’ заинтересовав, побудит вас добиваться возможности лв пережить все ощущения в воздухе — уже непосредствй в лету.