ПОСАДОЧНЫЕ УСТРОЙСТВА

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

К посадочным устройствам вертолета Ми-4 относятся четырехколес­ное шасси и хвостовая опора с жидкостно-воздушными амортизаторами, не убирающиеся в полете.

Хвостовая опора, установленная на конце хвостовой балки, служит для предохранения хвостового винта от удара о землю при посадке вер­толета п о — с а М’0 л ет н о м у.

Основные данные шасси

Колея главных ног шасси…. 382i2 мм

Колея передних ног шасси…. 1530 мм

База . …………………………………………….. 3790 мм

Стояночный угол……………………………………… 4°

2. ЕЛАВНЫЕ НОЕИ ШАССИ

Главная нога шасси (фиг. 250) пирамидального типа, из двух по­ловин. Каждая главная нога шасси состоит из полости 1, оси 2 с коле­сом, заднего подкоса 3 и амортизатора 4. Колесо полубалонного типа, с односторонним воздушным камерным тормозом.

С левой стороны между полуосью и задним подкосом на хомутах установлена подножка 5 для входа в грузовую кабину вертолета.

Узлы

Полуось шасси и задний подкос своими верхними концами крепятся к узлам 6 и 7 (см. фиг. 250), установленным снизу на шпангоутах № 10 и 13 фюзеляжа.

Полуось соединена е узлом посредством болтового шарнира, задний подкос — посредством кардана.

Амортизационная стойка стыкуется через промежуточные карданы с узлом 8, крепящимся к шпангоуту № 9 фюзеляжа, и узлом 9 фланца полуоси. Полуось шасси (фиг. 251) в нижней своей части имеет фла­нец 1, снабженный узлами для крепления кардана амортизатора 2, уш­ков заднего подкоса 3 и буксировочного троса 4.

К фланцу полуоси шестью болтами 5, служащими и для крепления диска тормозного фланца, прикреплена ось колеса.

Конструкция узлов шасси показана на фиг. 252, 253 и 254.

Все стыковые болты изготовлены по 3-му классу точности ИЗ Хро — мансилевой стали ЗОХГСА, закалены до ^=120+40 кг/мм2 и кадмиро — ваны.

Болты затянуты корончатыми гайками и зашплинтованы.

ЗГ2

, Фиг. 250. Главная нога шасси.

1—полуось; 2—ось колеса; 3—задний подкос; 4— амортизатор; 5—подножка; 6—узел крепления по­луоси; 7—узел крепления подкоса (кардан); 8—• узел крепления амортизатора; 9-—нижний узел крепления амортизатора.

Фиг. 252. Верхний узел крепления амортизатора.

Фиг. 253. Узел крепления полуоси к фюзеляжу (главная нога шасси).

Подкос 3 (см. фиг. 250) изготовлен из трубы сечением 70X67 мм из стали ЗОХГСА с приваренным ухом для крепления к кардану 7 (фиг. 250 и 254) с одного конца и вилкой для крепления к уху фланца полуоси — С ДРУГОГО’.

Ухо и вилка изготовлены из стали ЗОХГСА. Полуось 1 (см. фиг. 250) сварной конструкции, представляет собой гнутую трубу сечением 70X67 мм из стали ЗОХГСА, один конец которой, обжатый на конус, заканчивается ухом для крепления к кронштейну на фюзеляже (см. фиг. 253), а другой конец со втулкой для запрессовки хвостовика оси колеса вставлен во фланец и усилен накладками из стали ЗОХГСА.

Фланец и ухо изготовлены также из стали ЗОХГСА.

После дуговой электросварки подкос и полуось термически обраба­тываются до сц=170+10 кг! мм3 и грунтуются грунтом АЛГ-5.

Ось колеса 2 (см. фиг. 250) и 15 (см. фиг. 257) изготовлена из стали ЗОХГСА и термически обработана до <зь =120+40 кг/мм2.

Своим хвостовиком ось запрессована в отверстие трубы полуоси и закреплена к фланцу полуоси шестью болтами диаметром 10 мм.

Амортизатор главной ноги шасси (фиг. 255) состоит из цилиндра 1, штока 2 с удлинительной трубой 3, заканчивающейся приварным кону­сом 4, иглы 5, диффузора 6, обратного клапана 7, пакета уплотнитель­ных манжет 12 и других деталей.

Цилиндр амортизатора в нижней части оканчивается приварным до­нышком 8 с ушками для крепления к кардану. Внутри донышка имеет­ся выступ с внутренней резьбой для крепления иглы.

Направляющими для штока при его движении внутри цилиндра слу­жат нижняя букса 9, закрепленная г:а штоке на резьбе, и втулка верх­ней буксы 10, изготовленные из бронзы. Верхняя букса 10 гайкой 11 стягивает уплотнительный пакет, состоящий из двух кожаных и трех резиновых манжет и двух распорных колец 13, изготовленных из дур — алюмина. Выточка в кольце верхней буксы 10 заполнена смазкой НК-30, попадающей на поверхность штока через шесть отверстий диаметром 2 мм.

Во внутреннюю проточку гайки 11 вставлен войлочный сальник 14, предназначенный для очистки поверхности штока от пыли и грязи при осадках амортизатора.

В свободном состоянии (без нагрузки) шток фиксируется распорной втулкой 15, изготовленной из дуралюмина, передающей нагрузку от ниж­ней буксы на гайку 16, ввернутую внутри расширенной проточки ци­линдра.

Полностью обжатый шток упирается буртиком в гайку 11.

Заправка амортизатора рабочей смесью АМ70/10 производится че­рез отверстие в верхней части штока. В отверстие ввернут зарядный клапан 17, через который амортизатор заряжается сжатым воздухом (разрез зарядного клапана показан на фиг. 256).

При ударе о землю цилиндр амортизатора перемещается вверх по штоку. При этом гидросмесь выжимается из внутренней полости ци­линдра во внутреннюю воздушную полость штока, проходя через пере­менный кольцевой зазор между диффузором 6 (см. фиг. 255) и иглой 5, и сжимает воздух В’ рабочей камере штока. Увеличивающееся по длине кольцевое пространство’ между цилиндром и штоком также заполняется смесью, которая, отжимая обратный клапан 7, проходит через шестнад­цать отверстий диаметром 2,5 мм, равномерно расположенных по окруж­ности нижней буксы (сеч. по АА).

При снятии нагрузки гидросмесь под давлением сжатого в штоке воз­духа перетекает из кольцевого пространства обратно, во внутреннюю по­лость цилиндра.

О о АД

Фиг. 255. Амортизатор главной ноги шасси.

1—цилиндр; 2—шток; 3—удлинительная труба; 4—конус; 5—игла; 6—диффузор; 7—обратный клапан;

8—донышко; 9—нижняя букса; 10—верхняя букса; 77—гайка; 12—манжета; 13—кольцо; 14—сальник войлоч­ный; 15—распорная втулка; 16—гайка; 17—зарядный клапан гидросмеси; 18—донышко; 19—штуцер слива конденсата; 20—заглушка; 21—штуцер; /—уровень гидросмеси при полностью вытянутом штоке; 11—уро­вень гидросмеси при полностью обжатом амортизаторе.

Возвращение цилиндра в исходное положение происходит замедлен­но, так как при этом обратный клапан 7, прижимаясь к передней буксе, перекрывает в ней отверстия и допускает перетекание смеси только че­рез четыре отверстия диаметром 1,5 мм, расположенных непосредственно в клапане.

Полный ход цилиндра амортизатора равен 240 мм, наружный диа­метр штока 85 мм, внутренний диаметр цилиндра 94 мм.

В верхней части штока расположено донышко 18, которое служит пе­реходной деталью к удлинительной трубе 3.

Внутренняя полость трубы и верхнего конуса 4 служит баллоном сжа­того’ воздуха.

Фиг, 256. Зарядный клапан.

1—корпус крышки; 2— крышка клапа­на; 3—гайка; 4—корпус клапана; 5—уплотнительный конус; 6—винт.

В нижней части баллона расположен штуцер слива конденсата 19 с болтом-заглушкой 20, а в верхней части — штуцер питания 21.

Баллон рассчитан на рабочее давление 50 кг/см2 с запасом прочно­сти, равным 3,5.

Все силовые детали амортизатора изготовлены из стали ЗОХГСА и термически обработаны до зь = 100+ Юн-120+10 кг/мм2.

Внутренняя поверхность цилиндра шлифуется; наружная после об­работки окрашивается эмалью А-14.

Шток снаружи полируется и хромируется.

Манжеты из кожи хром-чепрак до установки в амортизатор обра­батываются в соответствии с ГОСТ 544—41.