ПОСАДОЧНЫЕ УСТРОЙСТВА
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
К посадочным устройствам вертолета Ми-4 относятся четырехколесное шасси и хвостовая опора с жидкостно-воздушными амортизаторами, не убирающиеся в полете.
Хвостовая опора, установленная на конце хвостовой балки, служит для предохранения хвостового винта от удара о землю при посадке вертолета п о — с а М’0 л ет н о м у.
Основные данные шасси
Колея главных ног шасси…. 382i2 мм
Колея передних ног шасси…. 1530 мм
База . …………………………………………….. 3790 мм
Стояночный угол……………………………………… 4°
2. ЕЛАВНЫЕ НОЕИ ШАССИ
Главная нога шасси (фиг. 250) пирамидального типа, из двух половин. Каждая главная нога шасси состоит из полости 1, оси 2 с колесом, заднего подкоса 3 и амортизатора 4. Колесо полубалонного типа, с односторонним воздушным камерным тормозом.
С левой стороны между полуосью и задним подкосом на хомутах установлена подножка 5 для входа в грузовую кабину вертолета.
Узлы
Полуось шасси и задний подкос своими верхними концами крепятся к узлам 6 и 7 (см. фиг. 250), установленным снизу на шпангоутах № 10 и 13 фюзеляжа.
Полуось соединена е узлом посредством болтового шарнира, задний подкос — посредством кардана.
Амортизационная стойка стыкуется через промежуточные карданы с узлом 8, крепящимся к шпангоуту № 9 фюзеляжа, и узлом 9 фланца полуоси. Полуось шасси (фиг. 251) в нижней своей части имеет фланец 1, снабженный узлами для крепления кардана амортизатора 2, ушков заднего подкоса 3 и буксировочного троса 4.
К фланцу полуоси шестью болтами 5, служащими и для крепления диска тормозного фланца, прикреплена ось колеса.
Конструкция узлов шасси показана на фиг. 252, 253 и 254.
Все стыковые болты изготовлены по 3-му классу точности ИЗ Хро — мансилевой стали ЗОХГСА, закалены до ^=120+40 кг/мм2 и кадмиро — ваны.
Болты затянуты корончатыми гайками и зашплинтованы.
ЗГ2
, Фиг. 250. Главная нога шасси.
1—полуось; 2—ось колеса; 3—задний подкос; 4— амортизатор; 5—подножка; 6—узел крепления полуоси; 7—узел крепления подкоса (кардан); 8—• узел крепления амортизатора; 9-—нижний узел крепления амортизатора.
Фиг. 252. Верхний узел крепления амортизатора. |
Фиг. 253. Узел крепления полуоси к фюзеляжу (главная нога шасси). |
Подкос 3 (см. фиг. 250) изготовлен из трубы сечением 70X67 мм из стали ЗОХГСА с приваренным ухом для крепления к кардану 7 (фиг. 250 и 254) с одного конца и вилкой для крепления к уху фланца полуоси — С ДРУГОГО’.
Ухо и вилка изготовлены из стали ЗОХГСА. Полуось 1 (см. фиг. 250) сварной конструкции, представляет собой гнутую трубу сечением 70X67 мм из стали ЗОХГСА, один конец которой, обжатый на конус, заканчивается ухом для крепления к кронштейну на фюзеляже (см. фиг. 253), а другой конец со втулкой для запрессовки хвостовика оси колеса вставлен во фланец и усилен накладками из стали ЗОХГСА.
Фланец и ухо изготовлены также из стали ЗОХГСА.
После дуговой электросварки подкос и полуось термически обрабатываются до сц=170+10 кг! мм3 и грунтуются грунтом АЛГ-5.
Ось колеса 2 (см. фиг. 250) и 15 (см. фиг. 257) изготовлена из стали ЗОХГСА и термически обработана до <зь =120+40 кг/мм2.
Своим хвостовиком ось запрессована в отверстие трубы полуоси и закреплена к фланцу полуоси шестью болтами диаметром 10 мм.
Амортизатор главной ноги шасси (фиг. 255) состоит из цилиндра 1, штока 2 с удлинительной трубой 3, заканчивающейся приварным конусом 4, иглы 5, диффузора 6, обратного клапана 7, пакета уплотнительных манжет 12 и других деталей.
Цилиндр амортизатора в нижней части оканчивается приварным донышком 8 с ушками для крепления к кардану. Внутри донышка имеется выступ с внутренней резьбой для крепления иглы.
Направляющими для штока при его движении внутри цилиндра служат нижняя букса 9, закрепленная г:а штоке на резьбе, и втулка верхней буксы 10, изготовленные из бронзы. Верхняя букса 10 гайкой 11 стягивает уплотнительный пакет, состоящий из двух кожаных и трех резиновых манжет и двух распорных колец 13, изготовленных из дур — алюмина. Выточка в кольце верхней буксы 10 заполнена смазкой НК-30, попадающей на поверхность штока через шесть отверстий диаметром 2 мм.
Во внутреннюю проточку гайки 11 вставлен войлочный сальник 14, предназначенный для очистки поверхности штока от пыли и грязи при осадках амортизатора.
В свободном состоянии (без нагрузки) шток фиксируется распорной втулкой 15, изготовленной из дуралюмина, передающей нагрузку от нижней буксы на гайку 16, ввернутую внутри расширенной проточки цилиндра.
Полностью обжатый шток упирается буртиком в гайку 11.
Заправка амортизатора рабочей смесью АМ70/10 производится через отверстие в верхней части штока. В отверстие ввернут зарядный клапан 17, через который амортизатор заряжается сжатым воздухом (разрез зарядного клапана показан на фиг. 256).
При ударе о землю цилиндр амортизатора перемещается вверх по штоку. При этом гидросмесь выжимается из внутренней полости цилиндра во внутреннюю воздушную полость штока, проходя через переменный кольцевой зазор между диффузором 6 (см. фиг. 255) и иглой 5, и сжимает воздух В’ рабочей камере штока. Увеличивающееся по длине кольцевое пространство’ между цилиндром и штоком также заполняется смесью, которая, отжимая обратный клапан 7, проходит через шестнадцать отверстий диаметром 2,5 мм, равномерно расположенных по окружности нижней буксы (сеч. по АА).
При снятии нагрузки гидросмесь под давлением сжатого в штоке воздуха перетекает из кольцевого пространства обратно, во внутреннюю полость цилиндра.
О о АД Фиг. 255. Амортизатор главной ноги шасси. 1—цилиндр; 2—шток; 3—удлинительная труба; 4—конус; 5—игла; 6—диффузор; 7—обратный клапан; 8—донышко; 9—нижняя букса; 10—верхняя букса; 77—гайка; 12—манжета; 13—кольцо; 14—сальник войлочный; 15—распорная втулка; 16—гайка; 17—зарядный клапан гидросмеси; 18—донышко; 19—штуцер слива конденсата; 20—заглушка; 21—штуцер; /—уровень гидросмеси при полностью вытянутом штоке; 11—уровень гидросмеси при полностью обжатом амортизаторе. |
Возвращение цилиндра в исходное положение происходит замедленно, так как при этом обратный клапан 7, прижимаясь к передней буксе, перекрывает в ней отверстия и допускает перетекание смеси только через четыре отверстия диаметром 1,5 мм, расположенных непосредственно в клапане.
Полный ход цилиндра амортизатора равен 240 мм, наружный диаметр штока 85 мм, внутренний диаметр цилиндра 94 мм.
В верхней части штока расположено донышко 18, которое служит переходной деталью к удлинительной трубе 3.
Внутренняя полость трубы и верхнего конуса 4 служит баллоном сжатого’ воздуха.
Фиг, 256. Зарядный клапан. 1—корпус крышки; 2— крышка клапана; 3—гайка; 4—корпус клапана; 5—уплотнительный конус; 6—винт. |
В нижней части баллона расположен штуцер слива конденсата 19 с болтом-заглушкой 20, а в верхней части — штуцер питания 21.
Баллон рассчитан на рабочее давление 50 кг/см2 с запасом прочности, равным 3,5.
Все силовые детали амортизатора изготовлены из стали ЗОХГСА и термически обработаны до зь = 100+ Юн-120+10 кг/мм2.
Внутренняя поверхность цилиндра шлифуется; наружная после обработки окрашивается эмалью А-14.
Шток снаружи полируется и хромируется.
Манжеты из кожи хром-чепрак до установки в амортизатор обрабатываются в соответствии с ГОСТ 544—41.