Потеря ориентировки и ее восстановление

Летчики и штурманы при выполнении полетов обязаны посто­янно сохранять ориентировку. При боевом маневрировании, ата­ках целей, полете в составе боевых порядков и других действиях в полете летчик не должен упускать контроль за местонахожде­нием вертолета, чтобы не потерять ее.

Потеря ориентировки — обстановка, при которой экипаж не знает своего местонахождения с точностью, необходимой для оп­ределения дальнейшего направления полета в целях выполнения поставленной задачи. Она считается временно потерянной, если экипаж своевременно принятыми мерами восстановил ее, постав­ленную задачу выполнил и произвел посадку на заданном или запасном аэродроме.

Причины потери ориентировки: неудовлетворитель­ная штурманская подготовка к полету; неправильная установка режима работы навигационных систем и приборов или несвоевре­менное обнаружение их отказа; грубые ошибки в прокладке мар­шрута, расчете полета или установке данных на навигационно­пилотажных приборах; отступление от основных правил вертоле — товождения и штурманского плана полета по халатности или не­дисциплинированности (полет с грубыми ошибками в курсе без контроля и своевременного исправления пути); неумение вести визуальную ориентировку и счисление пути в уме; неподготовлен­ность летчика к полету в усложнившихся условиях (резком и не­ожиданном ухудшении погоды, сильном противодействии ПВО противника); потеря ведущего при полете строем, когда ведомый не вел общую ориентировку; ошибки в организации и управлении полетами (необеспеченность РНС, нечеткая работа пунктов уп­равления воздушным движением (УВД) и КП аэродромов, вы­пуск в полет неподготовленных экипажей и др.).

С целью недопущения этих причин следует тщательно готовить­ся к каждому полету независимо от его повторяемости и сложно­сти, проверять перед вылетом и правильно эксплуатировать в воздухе навигационно-пилотажное оборудование, уметь своевре­менно определять отказ приборов, применять для определения МВ наиболее простые и надежные способы и средства, дублируя их определением места визуально и счислением пути, совершенство­вать навыки ведения визуальной ориентировки и выполнения на­вигационных расчетов в уме. Все это в сочетании с применением современных средств вертолетовождения и обеспечения полетов дает возможность сохранять ориентировку как днем, так и ночью.

Предпосылки к потере ориентировки — появле­ние сомнений в правильности выполнения полета, когда экипаж не опознает пролетаемую местность в районе счислимого места, не появляются ожидаемые по расчетам ориентиры, а при полете над безориентирной местностью, ночью и в облаках, когда место, определяемое с помощью одного технического средства, не под­тверждается определением его другими средствами, когда они не совпадают с результатами счисления пути. В этом случае необ­ходимо проверить режим работы и установочные данные автома­тизированной навигационной системы, работу курсовых приборов (сличением их показаний), свои расчеты, обращая особое внима­ние на расчет путевых углов и курсов. Если в результате этих действий направление дальнейшего полета определить не удается, ориентировку следует считать потерянной. При затруднениях в определении места вертолета недопустим полет с произвольными курсами в поисках характерных ориентиров. Это лишь усложняет восстановление ориентировки, так как при этом не всегда ведутся записи курсов и времени, следовательно, не удается воспользо­ваться прокладкой пути.

Восстановление ориентировки следует начинать с определения места вертолета. В первую очередь необходимо уточнить проклад­ку пути и по ее результатам определить место. Запросом «При­бой» у двух радиопеленгаторов или РЛС органа УВД получить место с земли, сравнить их. При видимости земли уточнить его сличением карты с местностью. Если с земли место получить не удается и не удается опознать ориентиры в районе счислимого места вертолета, необходимо, сохраняя выдержку и спокойствие, записать курс полета, время и остаток топлива, перейти на ре­жим максимальной продолжительности и далее действовать в такой последовательности:

— включить сигнал «Бедствие» и передать по радио сигнал «Полюс»;

— доложить органу УВД о потере ориентировки, остатке топ­лива и условиях полета (если ориентировка потеряна вблизи го­сударственной границы или линии фронта, взять курс в глубь своей территории);

— занять высоту не менее 1000 м (для увеличения дальности радиосвязи, обнаружения вертолета с помощью РЛС и экономич­ного расхода топлива), но в облака не входить;

— осуществить восстановление ориентировки способом, ука­занным в штурманском плане полета, согласуя свои действия с органом УВД.

Эту последовательность действий надо знать на память.

Если принятыми мерами МВ определить не удалось, ориенти­ровку восстанавливают одним из следующих способов: выходом на РНТ, а при невозможности его использования — выходом на характерный линейный или крупный площадной ориентир и поле­том вдоль него.

Восстановление ориентировки выходом на РНТ (АРП, ПРС или наземную станцию РСБН) является наи­более простым и надежным способом в любых условиях полета. Для выхода на АРП на канале пеленгации запрашивается «При­бой», т. е. курс на АРП. Получив «Прибой», летчик разворачивает вертолет на MKi = «Прибой». Периодическими запросами и до — воротами вертолета на МК* =^= «Прибой*» вертолет выводится на АРП. Для выхода на ПРС вначале проверяется правильность установки канала АРК, затем уточняется настройка на частоту выбранной ПРС, особенно внимательно прослушиваются ее по­зывные, чтобы ошибочно не направить вертолет на ПРС, располо­жение которой неизвестно. Затем вертолет разворачивается на КУР = 0 и пассивным способом выводится на ПРС. Направление полета контролируется по магнитному компасу, чтобы исключить возможность полета на ложную ПРС противника или на неизвест­ную ПРС. При выполнении полета на РНТ следует продолжать попытки определения места вертолета: определить истинный пе­ленг вертолета, мысленно или графически проложить его на кар­те. В условиях визуальной видимости сличать ориентиры вдоль линии этого радиопеленга (в направлении по карте, примерно равном обратному значению курса полета). Для определения ме­ста по пересечению двух линий положения можно использовать прокладку ИПВ от боковой РНТ (данные ее работы и место рас­положения могут быть сообщены органом УВД).

Восстановление ориентировки полетом вдоль характерного линейного ориентира или выходом на крупный площадной ориентир может быть применено днем в про­стых метеоусловиях, когда летчик не может воспользоваться вы­ходом на РНТ и когда заведомо известна сторона нахождения намеченного ориентира. При этом запас топлива на вертолете должен обеспечить не только выход на выбранный ориентир, по­лет вдоль него для восстановления ориентировки, но и продолже­ние выполнения задания или возвращение на аэродром посадки. Курс полета на выбранный ориентир должен обеспечить выход на него по кратчайшему пути. До выхода на ориентир следует сличать местность с картой с целью определения места вертолета. Одновременно по УКВ радиостанции с интервалом 2—3 мин пе­редавать сигнал о потере ориентировки. Например: «Я, 32425-й, Полюс, Полюс, Полюс, я, 32425-й, Полюс, прием» (32425 — позыв­ной летчика). Получив ответ от какого-либо АРП, необходимо запросить «Прибой» и выполнять полет на него.

При получении ответа от органа УВД, необходимо действо­вать по его указаниям, не прекращая собственных действий по определению МВ.

Если до выхода на выбранный ориентир установить связь с кем-либо или восстановить ориентировку не удалось, необходимо развернуть вертолет для полета вдоль него в сторону, обеспечи­вающую более быстрое ее восстановление. Направление ориенти­ра сверить по показаниям компаса, чтобы ошибочно не пойти вдоль другого. Сличением точечных ориентиров, расположенных вдоль линейного, опознать местность и восстановить ориентиров­ку (рис. 15.1).

При выходе на крупный площадной ориентир производится опознавание отдельных его элементов, таких, как конфигурация, наличие выделяющихся объектов и т. п.

Ночью ориентировка может быть восстановлена выходом либо на РНТ, либо на светомаяк или характерный световой ориентир.

Восстановив ориентировку, необходимо об этом и об остатке топлива доложить органу УВД. Согласовав с ним свои действия, продолжать выполнение задания, если позволяют его характер и остаток топлива, время суток, погода и другие условия обстанов­ки. Если условия не позволяют — возвратиться на аэродром вы­лета (совершить посадку на ближайший аэродром или в другом безопасном месте). Аналогичные действия должны быть, когда экипаж не сумел восстановить ориентировку, а запас топлива на исходе или приближается темнота.

Потеря ориентировки и ее восстановление

Рис. 15.1. Выход на линейный ориентир и восстановление ориентировки

Правила и способы восстановления ориентировки должен знать каждый летчик, так как невосстановленная ориентировка благо­получного исхода полета не гарантирует.