Потеря ориентировки и ее восстановление
Летчики и штурманы при выполнении полетов обязаны постоянно сохранять ориентировку. При боевом маневрировании, атаках целей, полете в составе боевых порядков и других действиях в полете летчик не должен упускать контроль за местонахождением вертолета, чтобы не потерять ее.
Потеря ориентировки — обстановка, при которой экипаж не знает своего местонахождения с точностью, необходимой для определения дальнейшего направления полета в целях выполнения поставленной задачи. Она считается временно потерянной, если экипаж своевременно принятыми мерами восстановил ее, поставленную задачу выполнил и произвел посадку на заданном или запасном аэродроме.
Причины потери ориентировки: неудовлетворительная штурманская подготовка к полету; неправильная установка режима работы навигационных систем и приборов или несвоевременное обнаружение их отказа; грубые ошибки в прокладке маршрута, расчете полета или установке данных на навигационнопилотажных приборах; отступление от основных правил вертоле — товождения и штурманского плана полета по халатности или недисциплинированности (полет с грубыми ошибками в курсе без контроля и своевременного исправления пути); неумение вести визуальную ориентировку и счисление пути в уме; неподготовленность летчика к полету в усложнившихся условиях (резком и неожиданном ухудшении погоды, сильном противодействии ПВО противника); потеря ведущего при полете строем, когда ведомый не вел общую ориентировку; ошибки в организации и управлении полетами (необеспеченность РНС, нечеткая работа пунктов управления воздушным движением (УВД) и КП аэродромов, выпуск в полет неподготовленных экипажей и др.).
С целью недопущения этих причин следует тщательно готовиться к каждому полету независимо от его повторяемости и сложности, проверять перед вылетом и правильно эксплуатировать в воздухе навигационно-пилотажное оборудование, уметь своевременно определять отказ приборов, применять для определения МВ наиболее простые и надежные способы и средства, дублируя их определением места визуально и счислением пути, совершенствовать навыки ведения визуальной ориентировки и выполнения навигационных расчетов в уме. Все это в сочетании с применением современных средств вертолетовождения и обеспечения полетов дает возможность сохранять ориентировку как днем, так и ночью.
Предпосылки к потере ориентировки — появление сомнений в правильности выполнения полета, когда экипаж не опознает пролетаемую местность в районе счислимого места, не появляются ожидаемые по расчетам ориентиры, а при полете над безориентирной местностью, ночью и в облаках, когда место, определяемое с помощью одного технического средства, не подтверждается определением его другими средствами, когда они не совпадают с результатами счисления пути. В этом случае необходимо проверить режим работы и установочные данные автоматизированной навигационной системы, работу курсовых приборов (сличением их показаний), свои расчеты, обращая особое внимание на расчет путевых углов и курсов. Если в результате этих действий направление дальнейшего полета определить не удается, ориентировку следует считать потерянной. При затруднениях в определении места вертолета недопустим полет с произвольными курсами в поисках характерных ориентиров. Это лишь усложняет восстановление ориентировки, так как при этом не всегда ведутся записи курсов и времени, следовательно, не удается воспользоваться прокладкой пути.
Восстановление ориентировки следует начинать с определения места вертолета. В первую очередь необходимо уточнить прокладку пути и по ее результатам определить место. Запросом «Прибой» у двух радиопеленгаторов или РЛС органа УВД получить место с земли, сравнить их. При видимости земли уточнить его сличением карты с местностью. Если с земли место получить не удается и не удается опознать ориентиры в районе счислимого места вертолета, необходимо, сохраняя выдержку и спокойствие, записать курс полета, время и остаток топлива, перейти на режим максимальной продолжительности и далее действовать в такой последовательности:
— включить сигнал «Бедствие» и передать по радио сигнал «Полюс»;
— доложить органу УВД о потере ориентировки, остатке топлива и условиях полета (если ориентировка потеряна вблизи государственной границы или линии фронта, взять курс в глубь своей территории);
— занять высоту не менее 1000 м (для увеличения дальности радиосвязи, обнаружения вертолета с помощью РЛС и экономичного расхода топлива), но в облака не входить;
— осуществить восстановление ориентировки способом, указанным в штурманском плане полета, согласуя свои действия с органом УВД.
Эту последовательность действий надо знать на память.
Если принятыми мерами МВ определить не удалось, ориентировку восстанавливают одним из следующих способов: выходом на РНТ, а при невозможности его использования — выходом на характерный линейный или крупный площадной ориентир и полетом вдоль него.
Восстановление ориентировки выходом на РНТ (АРП, ПРС или наземную станцию РСБН) является наиболее простым и надежным способом в любых условиях полета. Для выхода на АРП на канале пеленгации запрашивается «Прибой», т. е. курс на АРП. Получив «Прибой», летчик разворачивает вертолет на MKi = «Прибой». Периодическими запросами и до — воротами вертолета на МК* =^= «Прибой*» вертолет выводится на АРП. Для выхода на ПРС вначале проверяется правильность установки канала АРК, затем уточняется настройка на частоту выбранной ПРС, особенно внимательно прослушиваются ее позывные, чтобы ошибочно не направить вертолет на ПРС, расположение которой неизвестно. Затем вертолет разворачивается на КУР = 0 и пассивным способом выводится на ПРС. Направление полета контролируется по магнитному компасу, чтобы исключить возможность полета на ложную ПРС противника или на неизвестную ПРС. При выполнении полета на РНТ следует продолжать попытки определения места вертолета: определить истинный пеленг вертолета, мысленно или графически проложить его на карте. В условиях визуальной видимости сличать ориентиры вдоль линии этого радиопеленга (в направлении по карте, примерно равном обратному значению курса полета). Для определения места по пересечению двух линий положения можно использовать прокладку ИПВ от боковой РНТ (данные ее работы и место расположения могут быть сообщены органом УВД).
Восстановление ориентировки полетом вдоль характерного линейного ориентира или выходом на крупный площадной ориентир может быть применено днем в простых метеоусловиях, когда летчик не может воспользоваться выходом на РНТ и когда заведомо известна сторона нахождения намеченного ориентира. При этом запас топлива на вертолете должен обеспечить не только выход на выбранный ориентир, полет вдоль него для восстановления ориентировки, но и продолжение выполнения задания или возвращение на аэродром посадки. Курс полета на выбранный ориентир должен обеспечить выход на него по кратчайшему пути. До выхода на ориентир следует сличать местность с картой с целью определения места вертолета. Одновременно по УКВ радиостанции с интервалом 2—3 мин передавать сигнал о потере ориентировки. Например: «Я, 32425-й, Полюс, Полюс, Полюс, я, 32425-й, Полюс, прием» (32425 — позывной летчика). Получив ответ от какого-либо АРП, необходимо запросить «Прибой» и выполнять полет на него.
При получении ответа от органа УВД, необходимо действовать по его указаниям, не прекращая собственных действий по определению МВ.
Если до выхода на выбранный ориентир установить связь с кем-либо или восстановить ориентировку не удалось, необходимо развернуть вертолет для полета вдоль него в сторону, обеспечивающую более быстрое ее восстановление. Направление ориентира сверить по показаниям компаса, чтобы ошибочно не пойти вдоль другого. Сличением точечных ориентиров, расположенных вдоль линейного, опознать местность и восстановить ориентировку (рис. 15.1).
При выходе на крупный площадной ориентир производится опознавание отдельных его элементов, таких, как конфигурация, наличие выделяющихся объектов и т. п.
Ночью ориентировка может быть восстановлена выходом либо на РНТ, либо на светомаяк или характерный световой ориентир.
Восстановив ориентировку, необходимо об этом и об остатке топлива доложить органу УВД. Согласовав с ним свои действия, продолжать выполнение задания, если позволяют его характер и остаток топлива, время суток, погода и другие условия обстановки. Если условия не позволяют — возвратиться на аэродром вылета (совершить посадку на ближайший аэродром или в другом безопасном месте). Аналогичные действия должны быть, когда экипаж не сумел восстановить ориентировку, а запас топлива на исходе или приближается темнота.
Рис. 15.1. Выход на линейный ориентир и восстановление ориентировки |
Правила и способы восстановления ориентировки должен знать каждый летчик, так как невосстановленная ориентировка благополучного исхода полета не гарантирует.