Предотвращение столкновений с наземными препятствиями

Для предотвращения столкновений вертолета с наземными пре­пятствиями и земной поверхностью необходимо выдерживать в полете высоту не менее минимальной безопасной Ямб-

Безопасной высотой называется минимально допустимая (за­данная) высота полета, гарантирующая вертолет от столкнове­ния с земной (водной) поверхностью и наземными препятствия­ми. Она устанавливается в зависимости от рельефа местности и высоты искусственных препятствий на ней. При этом учитывают­ся скорость вертолета, уровень подготовки экипажа (летчика), возможные вертикальные отклонения от заданной траектории по­лета в турбулентной атмосфере, орнитологическая обстановка, по­грешности высотомера в измерении высоты и др.

Согласно наставлению по производству полетов истинные бе­зопасные высоты для полетов на высотах менее нижнего эшело­на устанавливаются курсом боевой подготовки (инструкцией эки­пажу), а для каждого летчика — командиром, исходя из уровня его подготовки. Высота полета по кругу, при заходе на посадку с использованием посадочных систем устанавливается с таким расчетом, чтобы истинная безопасная высота по обе стороны от оси маршрута в полосе шириной 5 км была не менее 200 м по при­борам (ППП) и 100 м для визуального полета (ПВП). Безопас­ность снижения по приборам на посадочном курсе обеспечивается выбором глиссады снижения, маркировкой контрольных точек.

Нижний (безопасный) эшелон для полетов по воздушным трас­сам СССР, МВЛ первой категории и маршрутам вне их определя­ется с расчетом, чтобы истинная высота полета вертолета над высшей точкой рельефа местности и искусственных препятствий на ней в полосе шириной 50 км (по 25 км в обе стороны от оси маршрута) была над равнинной и холмистой местностью не ме­нее 600 м, над горами — 900 м.

На случай аварийной ситуации для каждого района аэродро­ма определяется минимальная безопасная высота полета по при­борам Ямб аэр, которая обеспечивает минимальный запас истин­ной высоты 300 м над высшей точкой рельефа местности и искус­ственных препятствий на ней в радиусе 50 км от контрольной точ­ки аэродрома. По правилам визуального полета на высотах ниже нижнего эшелона выдерживание высоты полета не менее истин­ной безопасной осуществляется путем визуального наблюдения за впереди расположенной местностью и контролируется по по­казаниям высотомера. Превышение рельефа и препятствия типа ЛЭП, проходящие под углом к ЛЗП, огибаются при выполнении полета. Рубеж начала изменения высоты намечается перед поле­том с расчетом, чтобы огибание выполнялось с заданной скоро­стью. Точечные препятствия (трубы, телевышки, башни и т. п.),

Предотвращение столкновений с наземными препятствиями

Рис. 15.2. К расчету безопасных высот:

а — вертикальный разрез; б—барическое поле (с обозначением давления в мм рт. ст.)

и маршрут полета

наблюдаемые впереди по направлению полета вертолета и превы­шающие высоту его полета, обходят не ближе 500 м, как пра­вило, отворотом вправо.

При подготовке к полету экипаж по заданной (а если не за­дана, то по минимально допустимой) истинной безопасной высоте должен для каждого этапа рассчитать и знать показание баромет­рического высотомера, соответствующее безопасной высоте полета Ямб* Ее значение после прокладки маршрута наносится на полет­ную карту. В полете в случае утраты визуального контакта с зем­ными ориентирами из-за ухудшения видимости и перехода к по­лету по приборам, летчик обязан набрать высоту по прибору не. менее Ямб- Полет ниже этой высоты сопряжен с риском для жиз — ши. Снижение ниже Ямб выполняется над РНТ аэродрома, .а при наличии радиолокационного контроля и точном знании местонахождения вертолета — над местностью, где снижение под облака обеспечивается при значении высоты не менее безопас­ной. Расчет Ямб выполняется для того уровня давления, который будет установлен на высотомере (рис. 15.2).