Предотвращение столкновений с наземными препятствиями
Для предотвращения столкновений вертолета с наземными препятствиями и земной поверхностью необходимо выдерживать в полете высоту не менее минимальной безопасной Ямб-
Безопасной высотой называется минимально допустимая (заданная) высота полета, гарантирующая вертолет от столкновения с земной (водной) поверхностью и наземными препятствиями. Она устанавливается в зависимости от рельефа местности и высоты искусственных препятствий на ней. При этом учитываются скорость вертолета, уровень подготовки экипажа (летчика), возможные вертикальные отклонения от заданной траектории полета в турбулентной атмосфере, орнитологическая обстановка, погрешности высотомера в измерении высоты и др.
Согласно наставлению по производству полетов истинные безопасные высоты для полетов на высотах менее нижнего эшелона устанавливаются курсом боевой подготовки (инструкцией экипажу), а для каждого летчика — командиром, исходя из уровня его подготовки. Высота полета по кругу, при заходе на посадку с использованием посадочных систем устанавливается с таким расчетом, чтобы истинная безопасная высота по обе стороны от оси маршрута в полосе шириной 5 км была не менее 200 м по приборам (ППП) и 100 м для визуального полета (ПВП). Безопасность снижения по приборам на посадочном курсе обеспечивается выбором глиссады снижения, маркировкой контрольных точек.
Нижний (безопасный) эшелон для полетов по воздушным трассам СССР, МВЛ первой категории и маршрутам вне их определяется с расчетом, чтобы истинная высота полета вертолета над высшей точкой рельефа местности и искусственных препятствий на ней в полосе шириной 50 км (по 25 км в обе стороны от оси маршрута) была над равнинной и холмистой местностью не менее 600 м, над горами — 900 м.
На случай аварийной ситуации для каждого района аэродрома определяется минимальная безопасная высота полета по приборам Ямб аэр, которая обеспечивает минимальный запас истинной высоты 300 м над высшей точкой рельефа местности и искусственных препятствий на ней в радиусе 50 км от контрольной точки аэродрома. По правилам визуального полета на высотах ниже нижнего эшелона выдерживание высоты полета не менее истинной безопасной осуществляется путем визуального наблюдения за впереди расположенной местностью и контролируется по показаниям высотомера. Превышение рельефа и препятствия типа ЛЭП, проходящие под углом к ЛЗП, огибаются при выполнении полета. Рубеж начала изменения высоты намечается перед полетом с расчетом, чтобы огибание выполнялось с заданной скоростью. Точечные препятствия (трубы, телевышки, башни и т. п.),
Рис. 15.2. К расчету безопасных высот: а — вертикальный разрез; б—барическое поле (с обозначением давления в мм рт. ст.) и маршрут полета |
наблюдаемые впереди по направлению полета вертолета и превышающие высоту его полета, обходят не ближе 500 м, как правило, отворотом вправо.
При подготовке к полету экипаж по заданной (а если не задана, то по минимально допустимой) истинной безопасной высоте должен для каждого этапа рассчитать и знать показание барометрического высотомера, соответствующее безопасной высоте полета Ямб* Ее значение после прокладки маршрута наносится на полетную карту. В полете в случае утраты визуального контакта с земными ориентирами из-за ухудшения видимости и перехода к полету по приборам, летчик обязан набрать высоту по прибору не. менее Ямб- Полет ниже этой высоты сопряжен с риском для жиз — ши. Снижение ниже Ямб выполняется над РНТ аэродрома, .а при наличии радиолокационного контроля и точном знании местонахождения вертолета — над местностью, где снижение под облака обеспечивается при значении высоты не менее безопасной. Расчет Ямб выполняется для того уровня давления, который будет установлен на высотомере (рис. 15.2).