Приборы для измерения вертикальной скорости полета
Для измерения вертикальной скорости полета летательных аппаратов применяются вариометры, с помощью которых обеспечивается безопасная скорость изменения высоты полета, заданная скорость снижения при посадке, выдерживание горизонтального полета на заданной высоте.
Принцип действия вариометра основан на измерении разности атмосферного давления и давления в корпусе прибора, соединенного с атмосферой через гидравлическое сопротивление (капиллярную трубку).
На рис. 166 приведена принципиальная схема вариометра.
Герметический корпус прибора сообщается с атмосферой через капиллярную трубку К. Высокочувствительная мембранная коробка М измеряет разность между давлением внутри корпуса вариометра и статическим давлением воздуха на высоте полета, которое подается во 6—3031
ьнутреншою полость этой коробки. При изменении высоты полета давление в коробке практически всегда равно изменяющемуся статическому давлению атмосферы, а установление давления в корпусе запаздывает ввиду большого гидравлического сопротивления капилляра. Разность между этими давлениями тем больше, чем больше скорость подъема (спуска). Перемещение центра коробки передается к стрелке прибора, показывающей вертикальную скорость в метрах в секунду.
Для уменьшения температурной погрешности измерений корпус прибора выполняется толстостенным из бакелита — плохого проводника тепла.
Применяемые на летательных аппаратах вариометры, например ВАР-30, ВАР-75, ВАР-150, ВАР-300 имеют унифицированный механизм и различаются только шкалами, количеством и длиной капилляров.
Цифры 30, 75, 150, 300 означают диапазон измерения.