Особенности организационно-функциональной структуры подсистем региональной АСУ ’’Безопасность”

На региональном уровне успешно внедряются все основные подсис­темы МАСУ ’’Безопасность”. Это обусловлено тем, что в регионах соз­даны достаточно мощные кустовые информационно-вычислительные центры — КИВЦ или вычислительные центры коллективного пользо­вания ВЦ КП, которые располагают современными ЭВМ и квалифици­рованным персоналом, способным не только осуществлять эксплуата­цию АСУ, но и проводить самостоятельные работы исследовательского и проектного характера:

Организационно-функциональная структура подсистем региональ­ного уровня в основном одинакова, так как она содержит такие блоки
и звенья, которые характерны для любой АСУ, решающей задачи сбора, обобщения и анализа информации.

Можно выделить следующие три блока: корреспонденты, блок обработки данных и пользователи. Здесь не упоминается блок пере­дачи данных, так как он не всегда является самостоятельным эле­ментом.

В регионе задачи передачи информации от корреспондентов в ЦОД решаются, как правило, на технической и организационной базе, которая существует в УГА для связи авиапредприятий с управлением ГА.

Указанные выше три блока имеют самостоятельные значения для каждой подсистемы, но, с другой стороны, они являются типовыми для данной подсистемы уровня УГА.

Подсистема ’’Безопасность-2”. В подсистеме ”Безопасность-2”

осуществляется сбор, обобщение и анализ информации об АП, ПАП, ЧПа, ПВС, а также о нарушениях персонала, обеспечивающего поле­ты. По сравнению с подсистемой ”Безопасность-1 ” база данных исход­ной информации здесь значительно расширена.

На рис. 13 представлена схема организационно-функциональной структуры подсистемы ”Безопасность-2”.

Держателем информации является Инспекция по безопасности полетов УГА, а администратором базы данных — инженер подсисте­мы ”Безопасность-2”. В КИВЦ УГА (ВЦ КП) имеется группа эксплуа­тации ”Безонасность-2”. Вся информация из подразделений УГА в ЦОД поступает через диспетчерскую службу управления. Таким образом ос­новное звено подсистемы — блок приема и переработки данных, вклю­чающий диспетчерскую службу УГА, Инспекцию УГА и КИВЦ (ВЦ КП)

Рис. 13. Организационно-функциональная структура подсистемы ’’Безопас­ность-2”:

1 — первоначальные донесения; 2 — формализованные отчеты; 3 — инспектор­ские предписания; 4 — массивы данных; 5 — запросы; 6 — ответы на запросы

УГА, который оснащен ЕС ЭВМ, а для оперативного режима — микроЭВМ. Структура этого блока аналогична блоку обработки инфор­мации подсистемы ’’Безопасность-!”.

Корреспонденты подсистемы ”Безопасность-2” — это те органи­зации, которые поставляют информацию в базы данных подсистемы. Основной информацией являются сведения об АП, ПАП, ЧПа, ПВС. Эти данные поступают в Инспекцию УГА от комиссий по расследова­нию в соответствии с существующим положением в виде формализо­ванных отчетов. Подразделения УГА направляют в Инспекцию УГА через диспетчерскую службу первоначальные донесения об АП, ПАП, ЧПа, ПВС.

Как уже упоминалось, в подсистеме ”Безопасность-2” осуществ­ляется учет и анализ нарушений, допускаемых персоналом, который обеспечивает полеты. Эти данные Инспекция УГА получает от инспек­торов и инспекционных комиссий, проводящих проверки состояния БП. На каждое нарушение заполняется специальная формализованная карточка.

В подсистему ”Безопасность-2” периодически ежеквартально пос­тупает информация из подсистемы ’’Безопасность-1” на машинном носителе. Эти данные используются для сверки с данными основного массива и его корректировки при несоответствии, что обеспечивает единство данных и высокую достоверность информации подсистем ’’Безопасность-1” и ”Безопасность-2”.

Подсистемы регионального уровня, а также уровня авиапред­приятий, такие, как ’’Надежность АТ” и ’’Надежность полета”, могут передавать в подсистему ”Безопасность-2” выборочные данные для выполнения комплексных анализов состояния БП и УГА.

Пользователями подсистемы ”Безопасность-2” являются подраз­деления и должностные лица, которые проводят анализ состояния БП, разрабатывают проекты мероприятий и вводят их в действие на уровне УГА и авиапредприятий. Командно-руководящий состав УГА как поль­зователь получает данные, необходимые в основном для принятия опе­ративных решений. Периодическая информация используется отдела­ми и службами УГА, разрабатывающими проекты мероприятий но повышению БП в УГА, а также составляющими анализы состояния БП, которые УГА представляет в МГА.

Комиссии по расследованию является не только корреспонден­том, но и пользователем, так как перед каждым расследованием и в процессе работы запрашивают много различных данных по аналогич­ным неблагоприятным событиям, происходившим ранее.

Инспекторские комиссии также в процессе работы делают запро­сы на информацию о нарушениях личным составом в предыдущие пе­риоды времени.

Авиапреднриятия при проведении анализов состояния БП берут информацию из подсистемы ’’Безопасность-2”, так как эти данные яв­ляются официальными и достоверными, по ним можно делать обосно­ванные выводы о факторах, влияющих на БП в авиапредприятии. Коман­диры авианредприятий являются ответственными лицами за анализ информации по БП, поэтому они санкционируют запросы от служб и подразделений предприятия.

Подсистема ’’Надежность полета-2”. Подсистема ’’Надежность полета-2” предназначена для автоматизированного сбора, обобщения статистического анализа средствами ЭВМ данных по контролю техни­ки пилотирования экипажей, подразделений, авианредприятий, УГА с целью повышению уровня безопасности полетов.

Реализация основных целей подсистемы достигается путем:

систематизации и анализа отклонений от заданных режимов по­лета;

разработки мероприятий по повышению уровня подготовки лет­ного состава и экипажей ВС;

разработки мероприятий по совершенствованию процесса обеспе­чения эксплуатации ВС;

разработки мероприятий по совершенствованию процесса обеспе­чения полетов.

Подсистема ’’Надежность полета” является:

по функциональному назначению — подсистемой анализа показа­телей качества летной деятельности;

но функциональной структуре — комплексной подсистемой, состоя­щей из двух подсистем — модулей, работающих на единой информацион­ной базе, с единым матобеспечением, подсистемы ’’Надежность полета-2”, обслуживающей пользователей УГА, и подсистемы ’’Надежность поле­та-3”, обслуживающей пользователей авиа предприятий (командно-ру­ководящий состав КРС ОАО, АО, АЭ);

по характеру функционирования подсистемой вторичной обработ­ки полетной информации, обеспечивающей возможность работы в сос­таве одного или обоих модулей, локально или в составе МАСУ ’’Безо­пасность”;

по иерархическому признаку — региональной подсистемой с обслу­живанием уровня авиапредприятий и информированием верхнего уров­ня отрасли, Главного управления летной службы (ГлавУЛС) МГА.

Исходными данными подсистемы являются:

отклонения и нарушения, выявленные в результате первичной обработки полетной информации бортовых средств контроля пара­метров полета, в участок расшифровки полетной информации (УРАПИ), участок эксплуатации средств объективного контроля — (УЭСОК) авиа — преднриятий;

данные анализа результатов первичной обработки полетной инфор­мации в летный отряд — (ЛО);

Рис. 14, Организационно-функциональная структура подсистемы ’’Надежность полета -2”:

1 — результаты первичной обработки полетной информации; 2 — результаты анализа; 3 — исходные данные; 4 — передача исходных данных в ВЦ КП (КИВЦ); 5 — данные о налете летного отряда; 6 — данные о налете ОАО;

7, 8 — ответы на запросы; 9 — отчетность по УГА; 10 — запросы; М 9М^ — модули подсистемы

данные о налете и количестве выполненных полетов по типам ВС

ЛО.

Функционально-организационная структура подсистемы изображе­на на рис. 14.

Корреспондентами системы, осуществляющими подготовку и пере­дачу исходных данных, являются УРАПИ (УЭСОК); ЛО.

Блок приема, подготовки, накопления и обработки полетной инфор­мации осуществляет техническими средствами и персоналом КИВЦ (ВЦ КП) следующие функции:

прием, контроль и регистрацию входных данных и запросов поль­зователей;

формирование накопительных массивов (’’События” и ’’Налет”);

ведение базы данных и корректировка ее массивов;

обработку данных и решение функциональных задач;

формирование и печать установленных форм отчетности и выход­ных документов по запросам пользователей.

Функционирование информационного, программного обеспечения и КТС КИВЦ (ВЦ КП) УГА не зависит от средств подготовки и средств передачи исходных данных. Обеспечение функционирования блока прие­ма подсистемы осуществляется группой эксплуатации. Руководит рабо­той группы начальник группы эксплуатации. Он отвечает за ведение ба­зы данных, своевременную корректировку и хранение массивов данных, программное и информационное обеспечение функциональных задач, за своевременность выдачи выходных форм отчетности и форм анализа. По его разрешению удовлетворяются запросы пользователей подсисте­мы и санкционируется доступ к ее массивам данных.

Пользователями подсистемы являются КРС летных служб авиа­предприятий, КРС УГА и ГлавУЛС МГА, ГосНИИ ГА. Информирование пользователей верхнего уровня производится по документам периоди­ческой отчетности через летно-штурманский отдел — (ЛШО) УГА; информирование пользователей авиапредприятий — по выходным доку­ментам периодического анализа либо по формам-справкам, выдавае­мым но нерегламентированным запросам. Документы периодической отчетности, документы периодического анализа и формы-справки пред­ставляются в виде двухмерных аналитических таблиц, формируемых на основе типовых, для всех подсистем МАСУ ’’Безопасность” функцио­нальных программ.

Наряду с этим возможен анализ качества летной деятельности и по специальным алгоритмам оценки показателей. В подсистеме ’’Надеж­ность полета” используется единый для всех подсистем МАСУ ’’Безо­пасность” информационный язык. Основой информационного обеспе­чения подсистемы является обобщенный кодификатор событий, вхо­дящий в состав Руководства по эксплуатации МАСУ ’’Безопасность”

В процессе функционирования ’’Надежность полета” взаимодейст вует с комплексом задач по сбору результатов первичной обработки полетной информации с периферийных устройств ”Луч-74” (КЗ ’’Сбор”). КЗ ’’Сбор” реализует техническими средствами и персоналом авиапред­приятия функций корреспондентов подсистемы.

Подсистема ’’Надежность полета” может осуществлять информа­ционное взаимодействие с любыми независимо от технических прин­ципов их построения системами первичной обработки полетной инфор­мации, если в них соблюдены требования на информационно-техноло­гическое сопряжение с подсистемой ’’Надежность полета”.

Модульный принцип построения подсистемы предопределяет ее дальнейшее совершенствование в направлении реализации распреде­ленной вторичной обработки полетной информации с перераспределе­нием состава функциональных задач между региональным уровнем (’’Надежность полета-2”) и уровнем авиапредприятий (’’Надежность полета-3”), с сохранением преемственности принципов построения информационного и программного обеспечения МАСУ ’’Безопасность” на обоих уровнях.

В соответствии со своим функциональным назначением подсистема ’’Надежность полета” решает следующие три комплекса задач: ’’Учет”, ’’Анализ”, ’’Информирование”.

КЗ ’’Учет” в свой состав включает:

учет событий (отклонений и нарушений по технике пилотиро­вания) ;

учет налета летных отрядов;

поиск и отбор данных в массивах информации;

ведение классификатора;

ведение описателя (осуществляет создание и ведение информа­ционной базы для решения функциональных задач двух других ком­плексов) .

КЗ ’’Анализ” в свой состав включает:

обобщенный анализ результатов контроля техники пилотиро­вания;

анализ распределения событий по этапам полета;

анализ относительных показателей распределения событий при оценке эффективности мероприятий;

анализ распределения событий по виновникам (членам экипажа и службам), осуществляет статистическую обработку полетной инфор­мации, обобщенный анализ и выдачу сводных таблиц при оценке качест­ва летной деятельности подразделений, авиапредприятий, УГА по типам ВС, этапам полета, периодам летной деятельности, группам и видам событий и причинам их появления.

КЗ ’’Информирование” в свой состав включает формирование таблиц:

’’Распределение событий по технике пилотирования по этапам и ти­пам ВС”;

’’Обобщение результатов контроля техники пилотирования эки­пажей ЛО”;

’’Учет событий но технике пилотирования командира ВС” (осу­ществляет выдачу форм периодической отчетности, форм учета и справок).

Выходные документы по комплексам задач ’’Анализ” и ’’Информи­рование” делятся на формы: периодического анализа; периодической отчетности; справки. Формы периодического анализа и периодической отчетности выдаются в регламентированном режиме, формы-справки — по запросу.

Регламентация сроков выдачи устанавливается:

для документов периодической отчетности — действующими в МГА методиками, инструкциями и другими документами;

для документов периодического анализа — указанием начальника УГА.

Подсистема ’’Надежность АТ-2”. Автоматизированная подсистема сбора, обобщения и анализа информации об отказах и неисправностях авиационной техники (’’Надежность АТ”) входит в состав многоуров­невой системы управления факторами безопасности полетов для граж­данской авиации СССР (МАСУ ’’Безопасность”). Подсистема разработана с целью совершенствования комплексного анализа безопасности полетов и подготовки перехода к техническому обслуживанию и ремонту АТ по состоянию.

В ГА СССР существует и развивается система управления надеж­ностью АТ, имеющая (рис. 15):

ГосаВианадзор СССР СпсаВиарегистр СССР

Рис. 15. Схема управления надежностью

объект управления;

иерархический многоконтурный управляющий орган; среду (министерства-поставщики АТ и комплектующих изделий, Госавиарегистр СССР и Госавианадзор СССР).

В этой системе реализуются процессы по поддержанию и повыше­нию уровня надежности авиатехники.

Объект управления можно представить в виде динамической сис­темы. Входом являются мероприятия по поддержанию и повышению надежности, внедряемые управляющим органом; выходом — значения уровня надежности АТ, полученные в результате обработки исходных данных. Информационная база, формируемая в ЦОД, предназначена для представления лицам, принимающим решения, и организациям, разраба­тывающим мероприятия, данных, необходимых для разработки проек­тов мероприятий и принятия решений по поддержанию и повышению уровня надежности АТ. Состав данных, находящихся в информацион­ной базе, определяется решаемыми задачами, глубиной их проработки, а также уровнем управления. С возрастанием уровня управления инфор­мация имеет более агрегированный вид.

Уровень АТБ, который является источником информации в сис­теме управления надежностью авиатехники, характерен тем, что на нем в отличие от других уровней не только разрабатываются, но и внедря­ются все мероприятия но поддержанию и повышению надежности АТ. Поэтому на данном уровне в первую очередь целесообразно внедрение автоматизированной системы сбора, обработки и анализа данных об отказах и неисправностях АТ. При наличии в данном регионе ВЦ КП (КИВЦ) подсистема ’’Надежность АТ” объединяется в региональную автоматизированную подсистему ’’Надежность АТ”. Подсистема ’’На­дежность АТ”, функционирующая на уровне предприятия, региона, является основой отраслевой и в дальнейшем межведомственной авто­матизированной системы анализа надежности авиатехники.

Подсистема ’’Надежность АТ” предназначена для сбора, хранения и статистического анализа данных об отказах и неисправностях АТ с целью обеспечения лиц и организаций, ответственных за подготовку и принятие решений в области обеспечения и повышения надежности авиатехники, безопасности и регулярности полетов, информацией о состоянии АТ.

В соответствии со своим назначением подсистема решает следую­щие четыре комплекса задач: ’’База”; ’’Информирование”; ’’Анализ надежности АТ”; ’’Оперативное информирование”.

КЗ ’’База” в свой состав включает:

учет данных off отказах и неисправностях АТ;

ведение данных о наработках АТ за заданный интервал времеш учет результатов исследований отказавших изделий; взаимодействие с подсистемами МАСУ ’’Безопасность”’

взаимодействие с другими АСУ МГА; взаимодействие с АСУ смешанных министерств; взаимодействие с задачами комплекса оперативного информиро­вания;

поиск данных основных массивов;

ведение классификатора и описателей наборов данных.

КЗ ’’Информирование” в свой состав включает: текстовое описание отказов и неисправностей АТ; расчет аналитических таблиц с подсчетом процентов и средних по­казателей;

расчет аналитических таблиц относительных показателей; расчет таблиц причин (факторов); представление данных в кодированном виде; формирование КУН АТ по форме 1а.

КЗ ’’Оперативное информирование” на базе микроЭВМ ’’Искра — 226” (III комплектации) в свой состав включает: информирование по произвольным запросам; оперативное информирование по стандартным запросам; повторяемость неисправностей АТ; неисправности систем АТ; оценка уровней надежности;

выдача рекомендаций но устранению характерных отказов; формирование рекламационных актов.

Основными факторами, определяющими эффективность подсис­темы, являются:

повышения полноты и качества обработки информации; повышение качества и оперативности разрабатываемых мероприя­тий по улучшению уровня безопасности и регулярности полетов, на­дежности авиационной техники;

внедрение новых методов анализа и использование данных о надеж­ности АТ, в том числе разработка методов эксплуатации и ремонта по состоянию с контролем уровня надежности;

сокращение сроков представления информации на оперативные зап­росы за счет применения микроЭВМ, установленных на рабочих местах пользователей;

сокращение времени оперативных форм обслуживания.

Функционально-организационная структура подсистемы ’’Надеж­ность АТ” представлена на рис. 16. По функциональной структуре под­система является комплексной, состоящей из двух подсистем-моду­лей, работающих на единой информационной базе, с единым матема­тическим обеспечением: ’’Надежность АТ”, обслуживающая пользова­телей предприятия, и ’’Надежность АТ-ГосНИИ ГА”, обслуживающая пользователей верхнего уровня отрасли.

Подсистемы

Исходными данными являются: отказы и неисправности АТ; данные о наработках АТ; отчеты, акты, заключения о результатах исследова­ний отказавших изделий.

Данные об отказах и неисправностях в виде карточек учета отка­зов и неисправностей авиационной техники (КУН АТ) по установленной форме из подразделений АТБ поступают в группу надежности (ГН), входящую в состав лаборатории надежности и технической диагности­ки (ЛНТД) АТБ, где осуществляется кодирование информации. При наличии в ГН устройства подготовки данных на машинном носителе специалисты группы надежности осуществляют подготовку данных на магнитную ленту (МЛ). Подготовленные данные в виде оформленных бланков либо магнитной ленты поступают в группу эксплуатации ’’На­дежность АТ” ВЦ, где осуществляется ввод их в ЭВМ.

Данные о наработках планера в часах и посадках, двигателей в часах и запусках и наработках подконтрольных агрегатов поступают в подсистему ’’Надежность АТ”. Результаты исследований отказавших изделий вводятся в подсистему в режиме добавления (пополнения) ра­нее введенной информации.

Держателем информации на уровне эксплуатационного предприятия, УГА является ГН АТБ. Пользователи подсистемы обращаются в ГН с запросами на информацию. Специалисты ГН составляют заявку на полу­чение выходных документов, передают заявку в группу эксплуатации подсистемы ’’Надежность АТ” ВЦ. Специалисты группы эксплуатации программным способом получают необходимые выходные документы
и передают их в ГН АТБ. Специалисты ГН проверяют выходные до­кументы на соответствие запросу и передают их пользователям. Срок получения ответов на запросы не превышает суток с момента полу­чения запроса, зависит от ранга пользователя и удаленности от АТБ.

В режиме регламентированного информирования из подсистемы "Надежность АТ” выдается информация по установленным формам и срокам. Эта информация используется для составления отчетных документов. С полугодовой периодичностью готовятся статистические формы на МЛ для передачи в ГосНИИ ГА, которые используются для формирования данных по надежности АТ в отрасли.

Режим оперативного информирования реализован на базе микроЭВМ "Искра-226” (III комплектации), которая устанавливается на рабочем месте специалистов ГН. Организация автоматизированных рабочих мест в подразделениях АТБ дает возможность обращения за информацией в любое время суток и получения ответов в течение 10—15 мин.

В подсистему "Надежность АТ — ГосНИИ ГА” данные об отказах и неисправностях поступают тремя потоками:

из эксплуатационных предприятий, где функционирует "Надежность АТ”, на МЛ ежеквартально;

из эксплуатационных предприятий, где функционируют системы "ЭНАТ” на МЛ ежеквартально, в соответствии с требованиями на пере­дачу информации;

из эксплуатационных предприятий, где не функционирует "Надеж­ность АТ”, на бланках КУН по форме 01 .HAT.85.

Данные о наработках по типам ВС и УГА, ОАО поступают в подсис­тему "Надежность АТ — ГосНИИ ГА” из МАСУ ИАС.

Держателем информации на уровне отрасли является соответствую­щий отдел ГосНИИ ГА. Он обеспечивает информацией пользователей подсистемы по разовым запросам и в регламентированном режиме. Отдел ГосНИИ ГА обеспечивает передачу информации об отказах и неисправностях из-за конструктивно-производственных недостат­ков в Минавиапром СССР на МЛ в формате КУН (форма 1а).