Предотвращение аварийных ситуаций при встрече. с опасными явлениями

Опасные явления и неблагоприятные для полетов условия, та­кие, как грозовая деятельность, интенсивное обледенение, пыльные бури, сильная болтанка, закрытие облаками вершин гор при визу­альном полете в горной местности, закрытие аэродрома посадки туманом и др., представляют серьезную угрозу безопасности поле­тов. Летчик должен уметь самостоятельно в полете распознавать их приближение, чтобы исключить попадание в них. Нередко опас­ные условия возникают внезапно и не могут быть заранее пред­сказаны, поэтому своевременный доклад о них органу УВД поз­воляет согласовать действия по предотвращению аварийных ситу­аций.

Кучево-дождевые облака распознаются по очерта­ниям их верхней границы (в виде наковальни), а ночью по грозо­вым разрядам (зарницам). Очаги гроз обходят не ближе 10 км,, как правило, в направлении понижения рельефа. При обходе сле­дует ставить отметки места вертолета, при попадании в зону пло­хой видимости вести запись курсов, времени и прокладку пути па этим записям, чтобы не допустить потери ориентировки, а после обхода очага грозы определить данные для возвращения вертоле­та на ЛЗП или выхода на очередную точку маршрута. Если пре­дусмотрен выход на цель в назначенное время, принять меры к изменению воздушной скорости для компенсации изменения длины пути. Обход с внешней стороны маршрута и на прямолинейном era участке требует увеличения скорости, с внутренней — ее уменьше­ния. Радиоактивное облако обходят с наветренной стороны не ближе 1—2 км, пролет его следа выполняется на высоте, гаран­тирующей экипаж от радиоактивного заражения выше допустимой нормы.

Для предотвращения попадания в зону интенсивного обледенения перед вылетом определяются высоты с изотермами от 0 до —20° С, принимаются меры, исключающие дли­тельный полет в этом слое. При попадании в зону дождя или об­лачность на маршруте полета в условиях этих температур летчик должен быть готов к выходу из опасной зоны. Зимой — вверх, в область более низких, летом — вниз, в область более высоких тем­ператур. Обледенение, (Кроме опасности для полета, ведет к умень­шению воздушной скорости.

Пыльные бури на маршруте ухудшают видимость. Ее об­ходят стороной визуально или пролетают над ней, перейдя на пи­лотирование по приборам. Обход ведет к увеличению времени по­лета, дополнительному расходу топлива, полету не по ЛЗП в ус­ловиях, как правило, плохой видимости. Неучет этих элементов и рельефа местности в процессе обхода не гарантирует безопас­ность.

Болтанка снижает точность выдерживания заданного ре­жима полета, прицеливания, быстро утомляет экипаж, а сильная — может создать большие нагрузки на органы управления и даже разрушить вертолет.

Закрытие облаками вершин гор, сопок и перевалов опасно не только тем, что облака маскируют горы, но и тем, что при этом наблюдаются сильные нисходящие и вос­ходящие потоки в роторных облаках и даже при безоблачном небе. Нисходящие потоки наблюдаются с подветренной стороны горно­го хребта (где облаков нет) и на его теневой стороне. Пересечение горных хребтов выполняется на высоте не менее 900 м над ними,, набор этой высоты должен выполняться заблаговременно.

При непреднамеренном попадании в метео­условия, к полетам в которых экипаж не под­готовлен или утратил навыки, следует выполнение задания прекратить, доложив органу УВД, и выйти в район хоро­шей погоды. Учесть курс и время полета, оценить рельеф в направ­лении выхода и остаток топлива для возвращения на аэродром посадки (запасный).

Опасными для полета вертолета являются столк­новения с птицами. Наиболее часто они происходят вес­ной и осенью на высотах 200—250 м, поэтому при подготовке и выполнении полетов учитывается орнитологическая обстановка: маршрут полета (кроме зимы) прокладывается в стороне от мест гнездований, мелких водоемов и др., ограничиваются полеты на высотах до 200 м, наиболее насыщенных летающими птицами. Молодняк птиц при выходе из гнезда летает на высотах до 100 м в июне — июле, что создает наибольшую опасность столкновения.

Для предотвращения попадания в запрет­ные зоны (непреднамеренного — за линию фронта и в воздуш­ное пространство других государств) в приграничной зоне, коридо­рах пролета государственной границы СССР и районах с запрет­ными зонами должны строго выполняться требования, установлен­ные особым режимом полетов.

Государственная граница СССР (линия фронта) выделяется, обозначается приграничная запретная зона, прокладываются от­сечные радиопеленги, идущие вдоль них. Маршрут полета прокла­дывается так, чтобы исключалась возможность перелета госгра — ницы (линии фронта), попадания в запретные зоны. В штурман­ском плане предусматриваются способы и средства вертолетовож — дения, обеспечивающие выполнение полета с наибольшей точ­ностью. В ходе полета особенно тщательно ведется контроль пути на этапах полета, проходящих вблизи границы или по нап­равлению к ней. Пересечение государственной границы, запретных зон и воздушных зон крупных центров страны производится только по установленным коридорам, как правило, маркированным ОПРС, при устойчивой радиосвязи.