Предотвращение аварийных ситуаций при встрече. с опасными явлениями
Опасные явления и неблагоприятные для полетов условия, такие, как грозовая деятельность, интенсивное обледенение, пыльные бури, сильная болтанка, закрытие облаками вершин гор при визуальном полете в горной местности, закрытие аэродрома посадки туманом и др., представляют серьезную угрозу безопасности полетов. Летчик должен уметь самостоятельно в полете распознавать их приближение, чтобы исключить попадание в них. Нередко опасные условия возникают внезапно и не могут быть заранее предсказаны, поэтому своевременный доклад о них органу УВД позволяет согласовать действия по предотвращению аварийных ситуаций.
Кучево-дождевые облака распознаются по очертаниям их верхней границы (в виде наковальни), а ночью по грозовым разрядам (зарницам). Очаги гроз обходят не ближе 10 км,, как правило, в направлении понижения рельефа. При обходе следует ставить отметки места вертолета, при попадании в зону плохой видимости вести запись курсов, времени и прокладку пути па этим записям, чтобы не допустить потери ориентировки, а после обхода очага грозы определить данные для возвращения вертолета на ЛЗП или выхода на очередную точку маршрута. Если предусмотрен выход на цель в назначенное время, принять меры к изменению воздушной скорости для компенсации изменения длины пути. Обход с внешней стороны маршрута и на прямолинейном era участке требует увеличения скорости, с внутренней — ее уменьшения. Радиоактивное облако обходят с наветренной стороны не ближе 1—2 км, пролет его следа выполняется на высоте, гарантирующей экипаж от радиоактивного заражения выше допустимой нормы.
Для предотвращения попадания в зону интенсивного обледенения перед вылетом определяются высоты с изотермами от 0 до —20° С, принимаются меры, исключающие длительный полет в этом слое. При попадании в зону дождя или облачность на маршруте полета в условиях этих температур летчик должен быть готов к выходу из опасной зоны. Зимой — вверх, в область более низких, летом — вниз, в область более высоких температур. Обледенение, (Кроме опасности для полета, ведет к уменьшению воздушной скорости.
Пыльные бури на маршруте ухудшают видимость. Ее обходят стороной визуально или пролетают над ней, перейдя на пилотирование по приборам. Обход ведет к увеличению времени полета, дополнительному расходу топлива, полету не по ЛЗП в условиях, как правило, плохой видимости. Неучет этих элементов и рельефа местности в процессе обхода не гарантирует безопасность.
Болтанка снижает точность выдерживания заданного режима полета, прицеливания, быстро утомляет экипаж, а сильная — может создать большие нагрузки на органы управления и даже разрушить вертолет.
Закрытие облаками вершин гор, сопок и перевалов опасно не только тем, что облака маскируют горы, но и тем, что при этом наблюдаются сильные нисходящие и восходящие потоки в роторных облаках и даже при безоблачном небе. Нисходящие потоки наблюдаются с подветренной стороны горного хребта (где облаков нет) и на его теневой стороне. Пересечение горных хребтов выполняется на высоте не менее 900 м над ними,, набор этой высоты должен выполняться заблаговременно.
При непреднамеренном попадании в метеоусловия, к полетам в которых экипаж не подготовлен или утратил навыки, следует выполнение задания прекратить, доложив органу УВД, и выйти в район хорошей погоды. Учесть курс и время полета, оценить рельеф в направлении выхода и остаток топлива для возвращения на аэродром посадки (запасный).
Опасными для полета вертолета являются столкновения с птицами. Наиболее часто они происходят весной и осенью на высотах 200—250 м, поэтому при подготовке и выполнении полетов учитывается орнитологическая обстановка: маршрут полета (кроме зимы) прокладывается в стороне от мест гнездований, мелких водоемов и др., ограничиваются полеты на высотах до 200 м, наиболее насыщенных летающими птицами. Молодняк птиц при выходе из гнезда летает на высотах до 100 м в июне — июле, что создает наибольшую опасность столкновения.
Для предотвращения попадания в запретные зоны (непреднамеренного — за линию фронта и в воздушное пространство других государств) в приграничной зоне, коридорах пролета государственной границы СССР и районах с запретными зонами должны строго выполняться требования, установленные особым режимом полетов.
Государственная граница СССР (линия фронта) выделяется, обозначается приграничная запретная зона, прокладываются отсечные радиопеленги, идущие вдоль них. Маршрут полета прокладывается так, чтобы исключалась возможность перелета госгра — ницы (линии фронта), попадания в запретные зоны. В штурманском плане предусматриваются способы и средства вертолетовож — дения, обеспечивающие выполнение полета с наибольшей точностью. В ходе полета особенно тщательно ведется контроль пути на этапах полета, проходящих вблизи границы или по направлению к ней. Пересечение государственной границы, запретных зон и воздушных зон крупных центров страны производится только по установленным коридорам, как правило, маркированным ОПРС, при устойчивой радиосвязи.