ЗИМНЯЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВЕРТОЛЕТА

1. Общие сведения

Для обеспечения нормальной работы агрегатов вертолета в услови­ях низких температур необходимо производить тщательную подготовку к зимней эксплуатации вертолета. Такая подготовка должна проводить­ся заблаговременно до наступления зимних холодов. Целесообразно ее совмещать с проведением очередных регламентных работ. Одновремен­но готовится к зимней эксплуатации весь эксплуатационный инвентарь и инструмент.

Вредное влияние зимних условий на работу агрегатов и различных систем вертолета вызывается, прежде всего, низкой температурой ок­ружающего воздуха, явлением обледенения вертолета как при стоянке на земле, так и в полете. Весьма неблагоприятное воздействие на верто­лет оказывают осадки—снег, град, а также снежные бураны, изморози и туманы.

Воздействие низких температур и разных температурных колебаний (мороз, оттепель) весьма разнообразно. Так, например, низкие темпе­ратуры наружного воздуха повышают вязкость масел и смазок, приме­няющихся для смазки агрегатов вертолета и их шарнирных соединений, что может привести к нарушению их работы. При температурах ниже — 30° С резиновые изделия теряют свои упругие свойства и становятся хрупкими и ломкими, что может привести к появлениям трещин на пнев­матиках и дефектам гибких шлангов и дюритовых соединений систем вертолета. Резкие температурные колебания оказывают неблагоприят­ное воздействие на механизмы из разнородных материалов, так как де­тали этих механизмов с изменением температуры изменяют свои раз­меры пропорционально коэффициентам расширения металлов, из кото­рых они изготовлены. Зазоры в сочленениях при резких температурных колебаниях меняются, что вызывает дополнительные напряжения в де­талях.

Явление обледенения на земле вызывает необходимость постоянного зачехления как лопастей несущего и рулевого винтов, так и всего вер­толета. Удаление льда с поверхности вертолета является трудоемкой операцией и занимает много времени.

В зимнее время обледенение в полете может произойти при любом полете в облаках, но наибольшую опасность представляют полеты в об­лаках при небольших минусовых температурах. В этих случаях интен­сивность обледенения бывает максимальной Обледенение в полете ло­пастей несущего винта приводит к нарушению его аэродинамических и весовых характеристик. В результате тяга винта уменьшается и даль­нейший полет вертолета становится невозможным.

При снежных буранах и снегопадах во внутренние отсеки вертолета, находящегося на стоянке, даже при самом тщательном зачехлении по­падает снег. Если снег вовремя не удалить, он может растаять, а затем

вновь замерзнуть, приморозив детали управления вертолета и двигате­лей. При попадании снега в тормоза колес сильно ухудшается эффек­тивность торможения.

Все эти факторы, характерные для зимнего периода, показывают, что для вертолета необходима специальная подготовка для надежной работы его в зимних условиях.