Особенности вертолетовождения над безориентирной местностью

Местность считается безориентирной, если на ней отсутствуют естественные и искусственные ориентиры и преобладает однооб­разный ее характер.

К такой местности относятся: большие лесные массивы (тай­га), пустыня, степь и тундра.

Условия вертолетовождения над безориентир­ной местностью определяются ее физико-географическим распо­ложением и характеризуются:

— трудностью ведения визуальной ориентировки;

— недостаточностью наземых РНС;

— сложностью метеорологической обстановки и недостаточ­ностью информации об ее изменении;

— трудностью определения навигационных элементов и ветра в полете;

— малым количеством аэродромов и посадочных площадок.

Визуальная ориентировка в безориентирной местности затруд­нена вследствие полного отсутствия или малого количества ориен­тиров, однообразия фона и характера местности.

Лесные массивы (тайга) занимают значительную территорию многих стран. Основными ориентирами в лесных массивах явля­ются: дороги, реки, озера, линии электропередач, отдельные про­мышленные объекты, просеки и вырубки леса и характерные фор­мы рельефа (овраги, обрывы,, вершины гор). Посадочных площа­док в лесных массивах недостаточно. В отдельных случаях для посадки вертолетов можно использовать поймы рек, вырубки ле­са, отдельные поляны.

Пустыни — это районы с крайне засушливым климатом и бед­ной растительностью. Для ведения визуальной ориентировки в пу­стыне можно использовать реки, караванные тропы (дороги), ары­ки, каналы, русла высохших рек, колодцы, отдельные участки с небольшой растительностью (оазисы). В пустыне расстояние до ориентиров значительно скрадывается, часто наблюдаются мира­жи. В отдельных районах пустыни, где господствуют ветры одно­го направления, господствуют песчаные гряды, расположенные па­раллельно друг другу в направлении ветра, и барханные цепи, расположенные в ряд перпендикулярно направлению господству­ющего ветра. Для посадки вертолетов в пустыне можно использо­вать выветренные уплотненные участки белесо-желтого цвета.

Степцые районы характеризуются относительно ровной поверх­ностью t бедной высохшей растительностью и в беспорядке раз­бросанными отдельными деревьями и кустарниками. В большин­стве районов степной зоны знойное лето, малоснежная зима, силь­ные ветры. Относительно ровная поверхность, твердый грунт сте­пей создают благоприятные условия для выбора посадочных площадок с воздуха и осуществления посадки.

Тундра расположена в основном на материковой части Аркти­ки и представляет собой равнинно-болотистую местность с бедной растительностью. Для ориентировки в тундре можно использовать конфигурацию береговой черты, реки, озера, дороги, а в отдель­ных районах и рельеф местности (горные вершины, хребты). Ме­теорологические условия в тундре сложные. Зимой это сплошная белая пустыня, летом — однообразный ландшафт с малым коли­чеством характерных ориентиров. Хотя местность в тундре и рав­нинная, посадочных площадок с твердым грунтом недостаточно. Зимой глубокий снег требует предварительной укатки, летом поч­ва тундры торфяно-болотная.

В безориентирной местности недостаточно наземных РНС и аэродромов ввиду особых условий рельефа, грунта, растительно­сти и отсутствия дорожной сети. Отсутствие характерных ориенти­ров, недостаточность РНС, сложность метеорологической обста­новки во многих районах безориентирной местности создают трудность в определении навигационных элементов полета, нап­равления и скорости ветра. В этих условиях экипаж обязан более тщательно готовиться к полетам и комплексно использовать в по­лете навигационно-пилотажное оборудование, счисление и про­кладку пути.

Для выполнения полетов над безориентирной местностью чаще всего используется полетная карта масштаба: 1 : 200 000, так как на ней более подробно и наглядно нанесены характерные особен­ности рельефа, точечные ориентиры и растительность. На полет­ной карте выделяются границы лесных массивов, степных и пу­стынных районов, береговая черта и тундра. При подготовке к полетам тщательно изучаются и отмечаются на карте все харак­терные особенности местности, которые можно использовать для ведения визуальной ориентировки, а также площадки, пригодные для посадки вертолетов. К таким характерным особенностям мож­но отнести отдельные балки, караванные тропы, высохшие озера и русла рек, отдельные высоты, лесозащитные полосы, просеки и вырубки леса. Особо важно при подготовке к полету уточнить границы распространения барханов, песчаных гряд и наличия ко­лодцев с пресной водой. Необходимо проконсультироваться по вопросам ведения визуальной ориентировки с другими экипажами, выполнявшими полеты над данным районом безориентирной ме­стности. На полетной карте должна быть нанесена система геоде­зических или прямоугольных координат для применения нави­гационного комплекса, целеуказания и передачи данных раз­ведки.

Маршрут полета над безориентирной местностью выбирается с наименьшим количеством изломов, вдоль имеющихся линейных ориентиров и прокладывается по общим правилам. Зк ИПМ, КПМ, как правило, принимается РНТ аэродрома или Характер­ный ориентир вблизи аэродрома. Основные точки маршрута за­даются геодезическими или прямоугольными координатами.

При выполнении полета в районах с жарким климатом (пусты­ня) необходимо учитывать, что повышение температуры воздуха приводит к уменьшению мощности двигателя, ухудшению взлет­но-посадочных свойств вертолета и увеличению расхода топлива.

Контроль пути и определение места вертолета производится с использованием автоматизированных систем счисления пути, ви­зуальной ориентировкой по характерным складкам местности, счислением и прокладкой пути. Курс следования систематически уточняется по углу сноса, измеренному с применением ДИСС. Мо­мент выхода вертолета в заданные точки определяется по расчет­ному времени с контролем по линиям положения от наземных РНС. Для выхода вертолета на трудно опознаваемые с воздуха наземные цели (площадки десантирования) выбираются харак­терные линейные или площадные ориентиры, от которых рассчи­тываются курс и время полета, а также изучаются особенности местности, обеспечивающие выход вертолета на заданные объек­ты и их опознавание. При невозможности ведения визуальной ориентировки вывод вертолета на заданные наземные цели осу­ществляют с применением РНС или наведением с земли, исполь­зуя радиолокационные станции обнаружения и наведения.