ОТ ЕГО БАЛАНСИРОВКИ В ПРОДОЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ

Среди возможных типов маневров крена выделим наи­более распространенные в реальной практике и рассмотрим соот­ветствующие им фазовые картины движения. Маневры крена, выполняемые при балансировке самолета на положительном угле атаки (типа Е и F, см. рис. 20.4), имеют много общего, в связи с чем подробно будет рассмотрен только маневр типа Е. Для маневров, выполняемых из условий полета с отрицательным углом атаки, характерными являются маневры типа В, которые и будут

ОТ ЕГО БАЛАНСИРОВКИ В ПРОДОЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ

Рис. 21.1. Пример выделения основных областей изменения функции^Ат* (со*), отличающихся количеством и типом особых точек, для маневров крена, выпол­няемых из полета с положительным углом атаки (типа £, см. рис. 20.4)

рассмотрены далее. Маневры типа А соответствуют характеристи­кам самолета, который имеет апериодическую неустойчивость в малом при со* ~ 0, в связи с чем такие движения являются практически мало реальными. Маневры типа С и D реализуются в узкой зоне значений величин аб и срг в связи с чем они маловеро­ятны и также рассматриваться не будут.

Маневры крена, выполняемые из условий полета с положитель­ным углом атаки (типа Е). Маневры такого типа являются харак­терными для управляемого движения самолета по крену, выполня­емого из условий горизонтального полета, либо полета с положи­тельной нормальной перегрузкой.

На рис. 21.1 построен график зависимости Атх (со*) для этого случая для всего диапазона угловых скоростей крена. Значения

ОТ ЕГО БАЛАНСИРОВКИ В ПРОДОЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ

Рис. 21.2. Значения корней характеристического уравнения возмущенного дви­жения относительно особых точек для маневра крена тина Е (аъ > 0)

Влияние продольной балансировки при маневрах с креном

Подпись: 177параметров движения для соответствующих величин со,, при­ведены на рис. 20.1. Для рассматриваемых маневров крена можно выделить пять основных областей изменений функции Дт, (со*), отличающихся количеством и типом особых точек (см. рис. 21.1). На границах этих областей происходит бифуркация фазовых картин, ведущая к изменению либо количества, либо типа особых точек. Тип особой точки, как отмечалось в гл. 3, определяется соответствующими значениями корней характеристического урав­нения, которые для рассматриваемого случая построены в зависи­мости от со, в особой точке и приведены на рис. 21.2. Графики траекторий корней построены для со, >0, траектории корней для ю, <0 получаются как зеркальное отображение полуплоскости со, > 0.

Первая область

| Атх | < Дтд1|. (21.1)

В первой области имеется пять особых точек (см. рис. 21.1) — три особые точки типа устойчивый фокус и две особые точки типа седло, соответствующие неустойчивому движению и разделяющие области устойчивого движения. В связи с тем, что изображение пятимерного фазового пространства невозможно, все иллюстра­ции фазовых картин будут выполняться в виде схематических условных изображений либо на плоскости основных переменных (Р, СО*), либо в пространстве (а, (3, со*). Эти картины, естественно, не соответствуют действительной пятимерной фазовой картине и единственно могут служить для иллюстрации положения осо­бых точек, движения в их окрестности и их областей притяжения. Для построения таких условных картин кроме данных о коорди­натах особых точек и значений корней характеристического уравнения для параметров движения, соответствующих особым точкам, можно использовать знания некоторых изоклинных по­верхностей.

При параметрах движения, совпадающих с величинами на кривой рст (со,), равны нулю все производные от параметров движения, кроме (Ьх, т. е. эта кривая является изоклинной и на ней известно направление фазовых траекторий — они парал­лельны оси 0cov, а направление движения при возрастании вре­мени определяется из уравнения для со^. На плоскости Дтх0 =

= —тх$ — тххсо,, проходящей через особые точки, равна нулю производная со* и, следовательно, фазовые траектории располо­жены в плоскости, ортогональной оси О со,. Пример построенной таким образом условной фазовой картины на плоскости ф, со,) приведен на рис. 21.3.

Особая точка, к которой стремятся параметры движения само­лета, зависит от начальных условий движения. Для маневров,

ОТ ЕГО БАЛАНСИРОВКИ В ПРОДОЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ

начинающихся с малых угловых скоростей со* (0), (0), со2 (0),

такой точкой притяжения является особая точка с наименьшим значением угловой скорости крена. Сепаратрисные поверхности, выходящие из особых точек типа «седло», разграничивают области начальных условий на три, в каждой из которых имеется своя особая точка, являющаяся точкой притяжения. Схематическое представление движения в рассматриваемом случае видно из рис. 21.4. Сопоставив схематические изображения фазовых картин движения на рис. 21.3 и 21.4 можно увидеть, что более упрощенное представление (см. рис. 21.3) передает наиболее существенные черты фазовой картины движения. Следует, однако, отметить и некоторые ограничения упрощенного представления движения на плоскости. На рис. 21.5 схематически представлены фазовые траектории в пространстве (ос, р, со*) для соотношения критиче­ских скоростей соа < сор. Вид движения в проекции на плоскость (Рсо*) в этом случае практически не изменится (см. рис. 21.3), а в пространстве (а, р, со*) эти изменения имеются (см. рис. 21.4 и рис. 21.5). Пример переходного процесса при ступенчатом от­клонении элеронов, когда движение реализуется в окрестности особой точки вида «а» (см. рис. 21.1), приведен на рис. 21.6. Такое изменение параметров движения самолета является одним из наиболее типичных для маневров крена..

ОТ ЕГО БАЛАНСИРОВКИ В ПРОДОЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ

ОТ ЕГО БАЛАНСИРОВКИ В ПРОДОЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ

рис. 21 А. Схематическое представление фазовой картины движения в простран­стве (#» Р> Фзс) и для соотношения критических скоростей Шр < СОа («б > 0; А тх ^

 

ОТ ЕГО БАЛАНСИРОВКИ В ПРОДОЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ

представление фазовой кар­тины движения в простран­стве (а, Р, со*) для соотноше­ния критических скоросте сор > С0а (ссб > 0; Атх >

ОТ ЕГО БАЛАНСИРОВКИ В ПРОДОЛЬНОМ ДВИЖЕНИИРис. 21.6. Пример изменения параметров движения при ступенчатом отклонении эле­ронов из первой области зави­симости А тх (сох)

Одновременное управление элеронами и стабилизатором

Подпись: 180Вторая область

Шх1 <.Атх <|Дтл2|. (21.2)

Во второй области имеется три особые точки: две особые точки типа устойчивый фокус и одна — типа седло. Пример схемати­ческой условной фазовой картины движения приведен на рис. 21.7. Движение при маневрах крена, начинающееся при условиях в окрестности начала координат, реализуется в окрестности особой точки а2 (см. рис. 21.1), а переходный процесс имеет вид, анало­гичный изображенному на рис. 21.6.

Третья область

-| Дтл2 | < | Дтх | с | Дт,31. (21.3)

Количество особых точек в третьей области такое же, как и во второй, однако одна из особых точек типа устойчивого фокуса становится седлофокусом (изменяет знак действительная часть комплексного корня). При отклонениях элеронов, удовлетворя­ющих условиям (21.3), устанавливаются нелинейные незатуха­ющие колебания относительно фокуса а3, стремящиеся к предель­ному циклу. Пример переходного процесса, соответствующего движению в окрестности особой точки типа я3, приведен на рис. 21.8.

Четвертая область

| Атхз | < | Дтх | < | Дгад41. (21.4)

В четвертой области имеются две особые точки типа седлофокус (£ >0), одна — типа устойчивый фокус и две особые точки типа

ОТ ЕГО БАЛАНСИРОВКИ В ПРОДОЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ

Рис. 21.7. Схематическое представление фазовой картины движения для маневра крена типа Е (а§ >0) во второй области изменения Атх (СоА) (см. рис. 21.1)

 

 

www. vokb-la. spb. ru — Самолёт своими руками?!

 

181

 

Влияние продольной балансировки при маневрах с креном

 

ОТ ЕГО БАЛАНСИРОВКИ В ПРОДОЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ

Рис. 21.8. Изменения параметров движения при ступенчатом отклонении элеро­нов из второй области зависимости Д/й* (сох) (см. рис. 21.1)

 

ОТ ЕГО БАЛАНСИРОВКИ В ПРОДОЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ

Рис. 21.9. Схематическое представление фазовой картины движения для маневра крена типа Е (ау > 0) в четвертой области изменения Апгх (со*) (см. рис. 21.1)

 

 

ОТ ЕГО БАЛАНСИРОВКИ В ПРОДОЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ

седлофокус >0). Пример схематической условной фазовой картины движения приведен на рис. 21.9.

Пятая область

|ДтА.4| < |Дт*|. (21.5)

Движение в пятой области аналогично движению в четвертой области. Отличие состоит в том, что на ветви статической кривой С (см. рис. 2.11) особые точки типа седлофокус переходят в особые точки типа устойчивый фокус. Движение в окрестности особой точки аъ аналогично изображенному на рис. 21.8.

Маневры крена, выполняемые в полете с отрицательным углом атаки (типа В). Пример зависимости Дтх (со*) для всего диапазона изменения угловой скорости крена приведен на рис. 21.10. Зна­чения параметров движения для соответствующих величин со* приведены на рис. 20.1. Для этого типа маневра крена, соответ­ствующего типу В (рис. 20.4), исходным является полет, когда главная ось инерции самолета находится под вектором скорости.

На рис. 21.11 приведены графики траекторий корней харак­теристического уравнения для движений в окрестности особых точек. Для рассматриваемого типа маневров можно выделить три основные области значений величин поперечного момента ДтХ1 расположенных симметрично относительно оси Дтх = 0, которые отличаются количеством и видом особых точек и соответствуют

ОТ ЕГО БАЛАНСИРОВКИ В ПРОДОЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ

Рис. 21.10. Основные области изменения функции Атх (со*), отличающиеся ко­личеством и типом особых точек, для маневров крена, выполняемых из полета с отрицательным углом атаки (тина В)

ОТ ЕГО БАЛАНСИРОВКИ В ПРОДОЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ

Рис. 21.11. Значения корней характеристического уравнения возмущенного движения относительно особых точек для маневра крена типа В (о&б < 0)

различному характеру движения самолета при управлении эле­ронами. Рассмотрим эти области более подробно.

Первая область

I Am* | с | Л^а’1 I — (21.6)

В этом диапазоне величин поперечного момента имеется пять особых точек, из них три особые точки типа устойчивый фокус и две — типа седло (К >0), и, соответственно, выделяются три области устойчивого движения относительно особых точек а, Ь, с, которые разграничиваются особыми точками типа седло (рис. 21.10). Какое движение самолета при каждом значении от­клонений элеронов (Атх) из интервала (21.6) в действительности будет реализовано зависит от начальных условий при маневре. При этом значения параметров движения, в частности, значение угловой скорости крена в установившемся режиме, могут быть различными. Например, при выполнении маневра крена из усло­вий полета с нулевыми начальными условиями по основным параметрам движения точкой «притяжения» для решения яв­ляется особая точка ах. Характер и динамические свойства движе­ния в окрестности этой особой точки могут быть оценены по зна­чениям корней характеристического уравнения, приведенным на рис. 21.11. При иных начальных условиях точками «притяжения» решения могут являться особые точки сх и Ьх. Практически реали­зуется движение в окрестности всех трех устойчивых особых точек. Как отмечалось ранее, движение в окрестности особой точки ах реализуется в том случае, когда производится ступенча­тое отклонение элеронов при нулевых начальных условиях по угловой скорости крена и остальным параметрам движения. Зная положение особых точек, зависимость корней от параметров движения в особой точке (рис. 21.11) и свойства фазовых траекто­рий при больших угловых скоростях крена <ЬХ max (соа, oj^), можно представить общий вид фазовой картины движения в рас­сматриваемом случае (рис. 21.12). Как и ранее схематическая фазовая картина построена в виде условной проекции на пло­скость двух фазовых координат (|3, сох). При выполнении маневра крена путем отклонения элеронов на величину, лежащую в об­ласти п, движение самолета осуществляется в окрестности особой точки Ь2. Изменение при этих условиях величины Атх до значений области / создает условия для реализации движения в окрестности особой точки Ъх. Пример соответствующей схематической услов­ной фазовой картины движения приведен на рис. 21.12. Для реализации движения самолета в окрестности особой точки сх, необходимо предварительное приложение к нему отрицательного управляющего момента крена из области II. Из рис. 21.12 видно, что движение в окрестности особых точек типа Ьх и сх может реализовываться и при элеронах, приведенных в нейтральное положение! Такие условия движения самолета, когда он практи­чески теряет управляемость элеронами, получили в отечественной литературе название режимов инерционного вращения [11].

Вторая область

| Дгал11 < | Ага* | < | Атх21. (21.7)

В диапазоне отклонений элеронов (21.7) имеются три особые точки, две из которых &2, с2 (см. рис. 21.7), являются устойчивыми фокусами и соответствуют устойчивому движению самолета,

18*

ОТ ЕГО БАЛАНСИРОВКИ В ПРОДОЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ

Рис. 21.12. Схематическая фазовая картина движения для маневра крена типа В (ап < 0) в первой области изменения Атх (соЛ) (см. рис. 21.10)

а одна является особой точкой типа седлофокус (Я, > 0). Сепара — трисные поверхности, проходящие через эту точку, разграничи­вают фазовое пространство на две области, в каждой из которых движение устойчиво. При нулевых начальных условиях и сту­пенчатом отклонении элеронов точкой «притяжения» является особая точка Ъ2.

Пример схематической фазовой картины, построенной как и ранее в виде условной проекции на плоскость (р, 6ц), приведен на рис. 21.13. Область II (рис. 21.10) создает «окно» в стати­ческих кривых и позволяет при управлении «реализовать» движе­ние в окрестности особых точек Ь2, на кривой b ив окре­стности особых точек си с2, с:і на кривой с.

Третья область

|Дтх|^|Дт*2|. (21.8)

В этой области имеется пять особых точек, так как вновь допол­нительно появляются две особые точки (см. рис. 21.10). При этом особые точки с3 и Ь3 являются устойчивыми фокусами, а особая точка а:і — седлофокусом (£ >0). Области притяжения фокусов разграничиваются сепаратрисными поверхностями, про­ходящими через особые точки типа седлофокус. При нулевых начальных условиях и ступенчатом отклонении элеронов на вели-

чину, удовлетворяющую условию (21.9), в начале переходного процесса движение реализуется относительно неустойчивого фо­куса (рис. 21.14). Однако, поскольку в окрестности особой точки я3 нет иных особых точек, кроме седловых, то в зависимости от параметров самолета либо устанавливается некоторый предельный цикл, и движение носит характер незатухающих нелинейных колебаний, либо фазовая траектория проникает в область при­тяжения особой точки Ь3. Движение в окрестности особой точки Ь2 может быть также реализовано при последовательном отклонении элеронов сначала на величину, удовлетворяющую условию (21.8), а затем дополнительно до величины, удовлетворяющей условию

(21.9) . При этом движение стабилизируется после первого откло­нения в окрестности особой точки типа Ь2 (см. рис. 21.10), а после дополнительного отклонения элеронов — около особой точки типа Ь3. Движение в окрестности особой точки с3 реализуется при последовательном отклонении элеронов сначала из отрицательной части области II (соотношение (21.7)), а затем при перекладке в положительную область III (соотношение (21.8)). Вообще дви­жение в окрестности особых точек с3 и Ь3 может быть реализовано благодаря наличию «окна» в области II.

Таковы основные свойства качественных картин возможных видов движения самолета при маневрах крена, выполняемых из условий полета с отрицательным углом атаки. Отметим, что при малых величинах отклонений параметров движения от нулевых и малых отклонениях органов управления линейная теория ка­чественно верно описывает движение самолета, так как в этом случае точкой «притяжения» является особая точка аъ и область ее «притяжения» окаймляется двумя седловыми особыми точками.

Проведенный анализ возможных видов пространственного управляемого движения самолета показал, что оно обладает рядом особенностей, которые не удается обнаружить из анализа линей­ных уравнений движения. Основными из таких осо­бенностей являются:

1. Существенное многообразие особых точек, часть из которых являются устойчивыми. Количество и тип особых точек зависит от исходных условий полета и величины момента поперечного управления. В связи с этим в зависимости от управления и началь­ных условий движение самолета может реализовываться относи­тельно различных особых точек. В результате однозначная связь между отклонениями органов управления и движением в ряде слу­чаев может нарушаться. Примером такого движения являются критические режимы, например, режим инерционного вращения.

2. Характеристики установившегося движения существенно зависят от параметров управления, т. е. имеется нелинейная связь между характеристиками движения и отклонениями органов управления.

187

 

Рис. 21.13. Схематическая фазовая картина движения для маневра крена типа В (ао < 0) во второй области изменения Атх (cox) (см. рис. 21.10)

 

ОТ ЕГО БАЛАНСИРОВКИ В ПРОДОЛЬНОМ ДВИЖЕНИИОТ ЕГО БАЛАНСИРОВКИ В ПРОДОЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ

188

3. Динамические характеристики самолета при управлении также существенно зависят от амплитуд движения и от исходных условий (исходной балансировки) при маневре.