ТАХОМЕТРЫ

Существует несколько типов тахометров (приборов, показывающих число оборотов вала мотора в минуту); одни из них используют центро­бежную силу, другие—магнитную или электрическую силу. Чрезвычайно важно, чтобы тахометр давал правильные показания, особенно если на самолете установлено несколько моторов и необходимо добиться полной синхронизации их.

Рис. 136. Центробежный тахометр действует следующим образом. Конец вала тахометра, выступающий из корпуса прибора, соединен гиб­ким валом с мотором. Вал тахометра вращается мотором в направлении,

image130

указанном стрелкой. При быстром вращении вала в двух грузах, шарнирно укрепленных на этом валу, развивается центробежная сила; эти грузы стремятся разойтись в стороны, двигаясь в направлениях, указанных стрелками-

Подробно объяснять дей­ствие этого прибора нет нуж­ды, так как из рисунка вы са­ми легко поймете, как различ­ные части его реагируют на движущую (центробежную) си­лу. Чем больше скорость вра­щения вала, тем больше цен­тробежная сила и тем больше показание стрелки на шкале тахометра.

Подпись: Магнитный тахометр Рио. 137. Рис. 137. Это схемати­ческое изображение магнитно­го тахометра не нуждается в особых объяснениях. Заметьте, что и здесь выступающий из корпуса прибора конец вала соединен гибким валом с мото­ром. При вращении вала тахо­метра вращается кольцеобраз­ный магнит; при этом в бара­бане, расположенном на самом деле (не так, как это изображено на рисунке) между магнитом и экраном, возникают магнитные токи. Чем больше скорость вра­щения магнита, тем сильнее маг­нитные токи и тем больше они увлекают за собой барабан, а вместе с ним и стрелку прибора.

Электрический тахометр (не показанный здесь) действует приблизи­тельно так же, как магнитный тахометр. Генератор тока (динамо), при­соединенный к мотору, передает ток на синхронный мотор, который в свою очередь вращает механизм магнитного тахометра.